kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку литературы в 5 классе "Волшебные сказки".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация может быть использована при изучении русских народных сказок на уроке литературы в 5 классе. Это сопроводительное пособие поможет развить образное мышление,  оживит эмоциональное восприятие сказок. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы в 5 классе "Волшебные сказки".»

Васькина Лариса Петровна Учитель русского языка и  литературы МБОУ  Верхнеднепровская СОШ № 2  Дорогобужского района  Смоленской области

Васькина Лариса Петровна

Учитель русского языка и

литературы МБОУ

Верхнеднепровская СОШ № 2

Дорогобужского района

Смоленской области

Урок литературы в 5 классе Волшебные сказки

Урок литературы в 5 классе

Волшебные сказки

Волшебный мир сказок

Волшебный мир сказок

Содержание Сказка как жанр устного народного творчества Волшебные сказки Признаки волшебных сказок Композиция  сказки Сюжет волшебных сказок Сказочные композиционные элементы Присказки Зачины Концовки Герои волшебных сказок Помощники положительных героев Особенности сказочного языка

Содержание

  • Сказка как жанр устного народного творчества
  • Волшебные сказки
  • Признаки волшебных сказок
  • Композиция сказки
  • Сюжет волшебных сказок
  • Сказочные композиционные элементы
  • Присказки
  • Зачины
  • Концовки
  • Герои волшебных сказок
  • Помощники положительных героев
  • Особенности сказочного языка

Сказка как жанр устного народного творчества «Сказка – складка (вымысел), а песня – быль… От слова «складывать». «Подчёркнутая, сознательная установка на вымысел. В фантастике, как в зеркале, отразилась жизнь народа и его характер».  (С.Т.Аксаков)

Сказка как жанр устного народного творчества

  • «Сказка – складка (вымысел), а песня – быль… От слова «складывать».
  • «Подчёркнутая, сознательная установка на вымысел. В фантастике, как в зеркале, отразилась жизнь народа и его характер».

(С.Т.Аксаков)

Волшебные сказки Ни одна волшебная сказка не обходится без чудесного действия, без вмешательства то злой, то доброй сверхъестественной силы. Эта сказка имеет мифологическое происхождение, в ней находят отражение магические представления человека.

Волшебные сказки

Ни одна волшебная сказка не обходится без чудесного действия, без вмешательства то злой, то доброй сверхъестественной силы. Эта сказка имеет мифологическое происхождение, в ней находят отражение магические представления человека.

Признаки волшебных сказок

Признаки волшебных сказок

  • Особая композиция
  • Сказочные сюжеты
  • Троекратное повторение
  • Положительные и отрицательные герои
  • Сверхъестественные силы, помощники, магические предметы 
  • Чудесные превращения
  • «Сказочный» язык
  • Добро побеждает зло   
Композиция сказки зачин события события завязка кульминация развязка концовка

Композиция сказки

зачин

события

события

завязка

кульминация

развязка

концовка

Сюжет волшебных сказок Исходное существование запрета Герои нарушают запрет Последствия нарушения  Поиск спасительной магии Герои уходят из дома, чтобы всё исправить Добрые герои  борются со злыми  Спасение  Герою приходят на помощь Герой возвращается домой с наградой

Сюжет волшебных сказок

Исходное существование

запрета

Герои нарушают

запрет

Последствия нарушения

Поиск спасительной магии

Герои уходят из дома, чтобы всё исправить

Добрые герои

борются со злыми

Спасение

Герою приходят на помощь

Герой возвращается домой с наградой

Сказочные композиционные элементы зачины присказки концовки Цель присказки и зачина :  показать мастерство сказочника, подготовить аудиторию к слушанию сказки, заинтересовать ею,  оторвать слушателя от обыденной обстановки, приобщить его к особой ирреальной атмосфере волшебной сказки, подчинить воле рассказчика. Как и былинный запев, присказка - необязательная часть волшебной сказки. Цель концовки:  отграничить сказку от реальной жизни и возвратить слушателя к действительности.

Сказочные композиционные элементы

зачины

присказки

концовки

Цель присказки и зачина : показать мастерство сказочника, подготовить аудиторию к слушанию сказки, заинтересовать ею, оторвать слушателя от обыденной обстановки, приобщить его к особой ирреальной атмосфере волшебной сказки, подчинить воле рассказчика. Как и былинный запев, присказка - необязательная часть волшебной сказки.

Цель концовки: отграничить сказку от реальной жизни и возвратить

слушателя к действительности.

Присказки

Присказки

  • Было это на море, на океане, на острове Кидане стоит древо – золотые маковки; по этому древу ходит кот Баюн, вверх идёт – песню поёт. А вниз идёт – сказки сказывает. Вот было бы любопытно посмотреть! Это не сказка, а ещё присказка идёт, а сказка вся впереди.
  • В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох…
  • Вы хотите сказочку? Сказочка – это вязочка, сплетена она из лунного света, перевязана солнечным лучом, а обвита поясом.
  • Аль потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная: есть в ней дива дивные, чуда чудные.
  • Будет сказка занимательна. Слушайте её внимательно. Кто уши широко раскроет – много всякой всячины усвоит. А кто невзначай уснёт – тот ни с чем и уйдёт.
  • А кто мою сказку будет слушать, так тому соболь и куница, и прекрасная девица, сто рублей на похмелье и пятьдесят на прогулянье.
На море, на океане,  На острове Буяне  Стоит дуб зелёный,  Под дубом стол  золочёный,  Садись, кушай,  мою сказку слушай. На море, на океане,  На острове Буяне  Стоит дуб зелёный,  Под дубом стол  золочёный,  Садись, кушай,  мою сказку слушай. На море, на океане,  На острове Буяне  Стоит дуб зелёный,  Под дубом стол  золочёный,  Садись, кушай,  мою сказку слушай. А было это, голубчики, в старину,  Когда задумал дед Архип залезть на Луну;  Тогда сказки по воздуху летали,  Друг друга за крылышки хватали,  А я за ними на золотом коне скакала  Да в мешок эти сказки собирала. Без присказки сказка, что без полозьев салазки: из горы по льду нету им ходу, а по гладкому пути нечего их за собой везти. Слушайте диковинные речи: у дяди Луки были полати подле печи, мост стоял поперёк реки, картофель родилась в земли, а рожь зрела на колоси. Не любо, не слушай, а врать - не мешай.
  • На море, на океане, На острове Буяне Стоит дуб зелёный, Под дубом стол золочёный, Садись, кушай, мою сказку слушай.
  • На море, на океане, На острове Буяне Стоит дуб зелёный, Под дубом стол золочёный, Садись, кушай, мою сказку слушай.
  • На море, на океане, На острове Буяне Стоит дуб зелёный, Под дубом стол золочёный, Садись, кушай, мою сказку слушай.
  • А было это, голубчики, в старину, Когда задумал дед Архип залезть на Луну; Тогда сказки по воздуху летали, Друг друга за крылышки хватали, А я за ними на золотом коне скакала Да в мешок эти сказки собирала.
  • Без присказки сказка, что без полозьев салазки: из горы по льду нету им ходу, а по гладкому пути нечего их за собой везти. Слушайте диковинные речи: у дяди Луки были полати подле печи, мост стоял поперёк реки, картофель родилась в земли, а рожь зрела на колоси. Не любо, не слушай, а врать - не мешай.
Зачины

Зачины

  • За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жил-был…
  • В некотором царстве, в некотором государстве…
  • В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…
  • Жили-были…
  • В некотором царстве, за тридевять земель – в тридесятом государстве…
  • В тридесятом царстве, небывалом государстве…
Концовки

Концовки

  • Устроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.
  • А удалец на той царевне Полюшке женился и раздиковинную пирушку сделал; я там обедал, мёд пил, а уж какая у них капустка – ино теперь в роте пусто!
  • Свадьбу сыграли, долго пировали, и я там был, мёд-пиво пил, по губам текло, в рот не попало. Да на окошке оставил я ложку, кто лёгок на ножку, тот сбегай по ложку.
  • Вот вам сказка, а мне бубликов связка.
  • Тут и сказке конец, сказал её молодец, а нам молодцам по стаканчику пивца, за окончание сказки – по рюмочке винца.
  • Стали жить-поживать – добра наживать.
  • И сейчас живут – хлеб жуют.
  • Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!
Герои волшебных сказок Положительные герои: Иван-дурак, Василиса Премудрая, Марья Моревна, солдат, младший  сын и брат, гонимая сиротка, мужик, крестьянский сын, царевичи, королевичи, царевна-лягушка и т.д. Враги положительных героев: Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Баба Яга, Лихо Одноглазое, Морской царь, ведьма, Чудо Юдо и т.д.

Герои волшебных сказок

Положительные герои:

Иван-дурак, Василиса Премудрая, Марья Моревна, солдат, младший сын и брат, гонимая сиротка, мужик, крестьянский сын, царевичи,

королевичи, царевна-лягушка и т.д.

Враги положительных героев:

Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Баба Яга, Лихо Одноглазое,

Морской царь, ведьма, Чудо Юдо и т.д.

Помощники положительных героев

Помощники положительных героев

Особенности сказочного языка Антитеза – Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Гипербола – Котору лошадь по крестцу ударит, так и с ног долой упадёт. Рифма Постоянные эпитеты Что написано на роду, то быть сужено тому. Кощей сидит за столом, пишет пером. Дворец – белокаменный Лес – тёмный, частый Меч – острый Лук – тугой Стол – дубовый Перстень – золотой Мост – хрустальный Терем – высокий Горница – светлая Земля – сырая. Постель - пуховая  Синонимы   Не бросай меня , товарищ,  друг, не покинь. Сравнения   Сел Иван на волка. Волк побежал стрелой .

Особенности сказочного языка

  • Антитеза Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
  • ГиперболаКотору лошадь по крестцу ударит, так и с ног долой упадёт.
  • Рифма
  • Постоянные эпитеты

Что написано на роду, то быть сужено тому.

Кощей сидит за столом, пишет пером.

Дворец – белокаменный

Лес – тёмный, частый

Меч – острый

Лук – тугой

Стол – дубовый

Перстень – золотой

Мост – хрустальный

Терем – высокий

Горница – светлая

Земля – сырая.

Постель - пуховая

  • Синонимы Не бросай меня , товарищ,

друг, не покинь.

  • Сравнения Сел Иван на волка.

Волк побежал стрелой .

Лексические и синтаксические повторы, образующие параллельные  синтаксические конструкции: «На столбу написано: «В праву дорогу идти – добра не видать, в леву дорогу идти – живому не бывать»; «Один раз закинули – вытянули морскую тину. Второй раз закинули – вытянули- морскую травину. Третий раз закинули – вытянули рыбу, золото перье». Сказочные формулы: Выше леса стоячего, ниже облака ходячего. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Много ли, мало ли времени… Долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли… Инверсия – обратный порядок слов в предложении.
  • Лексические и синтаксические повторы, образующие параллельные синтаксические конструкции:

«На столбу написано: «В праву дорогу идти – добра не видать, в леву дорогу идти – живому не бывать»;

«Один раз закинули – вытянули морскую тину. Второй раз закинули – вытянули- морскую травину. Третий раз закинули – вытянули рыбу, золото перье».

  • Сказочные формулы: Выше леса стоячего, ниже облака ходячего.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Много ли, мало ли времени…

Долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли…

  • Инверсия – обратный порядок слов в предложении.

«Появилось на небе Солнышко, и зазеленели поля, и нежилась Земля…»

«Собрался народ честной да зверь лесной».

Молодцы!  Спасибо     за   внимание!

Молодцы!

Спасибо

за

внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация к уроку литературы в 5 классе "Волшебные сказки".

Автор: Васькина Лариса Петровна

Дата: 17.07.2018

Номер свидетельства: 475091

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Урок литературы по теме « А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», народная основа сказки»"
    ["seo_title"] => string(97) "uroklitieraturypotiemieaspushkinskazkaomiertvoitsarievnieiosiemiboghatyriakhnarodnaiaosnovaskazki"
    ["file_id"] => string(6) "285613"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454224857"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Оценочная  деятельность на уроке литературы в соответствии с ФГОС "
    ["seo_title"] => string(73) "otsienochnaia-dieiatiel-nost-na-urokie-litieratury-v-sootvietstvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "207319"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430400612"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Проект урока литературы в 5 классе по теме "Иван - крестьянский сын и чудо-юдо - волшебная богатырская сказка" "
    ["seo_title"] => string(118) "proiekt-uroka-litieratury-v-5-klassie-po-tiemie-ivan-kriest-ianskii-syn-i-chudo-iudo-volshiebnaia-boghatyrskaia-skazka"
    ["file_id"] => string(6) "230710"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442240163"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Презентация для урока литературы 5  класс "
    ["seo_title"] => string(46) "priezientatsiia-dlia-uroka-litieratury-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "237823"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1444403067"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Урок литературного чтения в з классе :Русская народная сказка “Царевна-лягушка”. ( урок–закрепление ) "
    ["seo_title"] => string(109) "urok-litieraturnogho-chtieniia-v-z-klassie-russkaia-narodnaia-skazka-tsarievna-liaghushka-urok-zakrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "198063"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428341804"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства