Урок литературного чтения в з классе :Русская народная сказка “Царевна-лягушка”. ( урок–закрепление )
Урок литературного чтения в з классе :Русская народная сказка “Царевна-лягушка”. ( урок–закрепление )
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию был предложен урок литературного чтения в 3 классе «Волшебная сказка “ Царевна-лягушка”». Данный урок является третий по изучению данного произведения в соответствии с программой «Литературное чтение» авт. Э. Э. Кац по УМК «Планета знаний». По типу урок комбинированный, так как на его этапах ставились разные цели:
– формировать умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формировать умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;
-формировать умения различать структуру сказки, виды сказок, расширять словарный запас детей, их литературный кругозор.
-работать над развитием выразительной, грамотной речи.
-воспитывать нравственные качества, эстетические чувства, любовь, бережное отношение к природе, доброту, наслаждение от произведений искусства
На данном уроке реализовывались следующие методы и приемы обучения: наглядный, практический, словесный, применялась технология формирования типа правильной читательской деятельности. Применялись следующие формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. Активизации учения способствовал разнообразный материал урока, смена видов деятельности и форм работы.
Использование разнообразных средств обучения (наглядности, компьютерной презентации, материалов учебника) позволило создать эмоциональный настрой у детей, обеспечить воздействие на различные сферы читательской деятельности учащихся (эмоциональную, воображение, реакция на художественную форму, осмысление содержания) осуществлять межпредметную связь (окружающий мир). Система заданий, используемая на уроке, была направлена на формирование представлений по теории литературы (изобразительные средства, виды сказок, типы героев.)
Использовались разнообразные виды чтения (чтение слушание, перечитывание, выразительное, чтение по ролям, выборочное чтение).
Содержание урока способствовало достижению поставленных задач, соответствовало возрастным особенностям учащихся, специфике данного коллектива. Соблюдались санитарно-гигиенические требования: не превышались нормы работы с компьютерной техникой, менялось напряжение глаз за счет смены точек наблюдения (физминутка).
Дети чувствовали себя комфортно, так как была создана доброжелательная обстановка, позволяющая детям включаться в работу по собственному желанию. Урок достиг поставленной цели. Отступления от плана урока не было.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
-ИКТ. Учебник литературного чтения 3 класс, автор Э.Э.Кац. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова.
Структура урока;
1.Организационный момент.
2.Актуализация опорных знаний.
3.Проверка домашнего задания.
4.Постановка цели и задач урока.
5.Творческое применение и добывание знаний, построенных на ранее усвоенных знаний и умений.
6.Рефлексия.
7.Информация о домашнем задании.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)
1.
Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3.Проверка домашнего задания.
4.Постановка цели и задачи урока.
А) Психологический настрой.
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам:”Будет интересно”.
-Ваши глазки все проснулись?
_ваши губки улыбнулись?
Приступаем к работе.
Девиз нашего урока: “ Пожелаем друг другу успеха!”
Б) Дыхательная гимнастика.
Вдох носом, выдох через рот,
Вдох, задержка дыхания,
Вдох, выдох по порциям.
На дворе осень. Природа готовится к зимнему сну. На деревьях остались последние листочки. Вот один упал на вашу ладошку. Представьте, что вы хотите проститься с ним. Наберите воздух и нежно сдуйте листок с руки. Повторяем 3 раза.
Посмотрите на таблицу
-сегодня мы читаем согласнее третьего ряда.
-делаем глубокий вдох и на выдохе читаем.
Проверка домашнего задания.
-чтение по ролям.
-пересказ понравившегося эпизода.
-иллюстрирование сказки.
Недаром люди любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожидании благополучного конца.
Познавательные УУД
1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3.Ориентироваться на развороте учебника.
4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Физминутка.
-как вы думаете, о чём на уроке пойдёт речь? Что будем делать на уроке?
-Правильно мы с вами опять отправимся в гости к сказке. Тысячи сказок живут на нашей земле. Всем, кто любит слушать, они рассказывают о событиях невероятных, волшебных, иногда страшных, но всегда со счастливым концом.
(слайд 3)
Вот так о сказке сказали писатель Алексей Николаевич Толстой и поэт Александр Сергеевич Пушкин.
Назовите виды сказок. ( слайд 4)
Давайте определим к какому виду относятся сказки.( слайд 5, 6, 7, 8, 9. 10.)
Молодцы.
-Что есть в каждой сказке? Без чего сказка не была бы сказкой? ( слайд 15 )
-найдите в словаре русского языка Ожегова что такое ЗАЧИН.
-КУЛЬМИНАЦИЯ и РАЗВЯЗКА . ( чтение детей)
Найдите в сказке зачин. ( зачитывание. Стр 64 2 абзац)
- Кульминацию ( стр.70.самый верз)
-и развязку( стр. 75 от слов: Обрадовался Иван-царевич.)
Молодцы.Оценки.
-А сказка “Царевна- лягушка ” к какой сказке относится?
-докажите, что это волшебная сказка. ( ответы детей). Молодцы.
Любое произведение искусства отражает жизнь. даже если речь идёт о фантастических путешествиях, несуществующих предметах- основа этому -реальность. Попробуем определить как это происходит в волшебной сказке Царевна-лягушка.
-Как связаны между собой реальность и вымысел?
-что в сказке вам кажется достоверным?
-какие предметы и явления носят волшебный характер?
-кто из героев мог существовать на самом деле? ( про Ивана-царевича)
-кто из героев придуманный? (Кощей бессмертный, Баба-яга, Василиса Премудрая) Расскажите об этих героях.
– Какое настроение вызвала у вас прочитанная сказка?
- Давайте с помощью словаря фантазий выразим своё настроение.
.
Есть ли у вас ещё желание работать над сказкой?
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
5. Творческое применение и добывание знаний, построенных на ранее усвоенных знаниях.
6.Рефлексия.
Групповая работа.
А сейчас поиграем в игру “ Следствие ведут Колобки”/
Задания для трёх групп.
1 группа: поработав над содержанием сказки , заполнить таблицу по композиции сказки.
2 группа. Пользуясь учебником распределить по этим типам сказочных героев.
3 группа. Раскрыть особенности волшебной сказки.
Ответы. Оценивание. Подведение итогов.
Выборочное чтение.
Прослушивание отрывка из мультипликационного фильма и нахождение этого отрывка в учебнике. (3-4 отрывка)
Оценивание.
Вам понравился наш урок? Прошу закончит выражение, Если бы не было сегодняшнего урока………(слайд 17)
Ребята, вы сегодня все хорошо работали на уроке. Спасибо большое вам за это. Особенно хорошо поработали те , кто набрал наибольшее число жетонов. Посчитаем и оценим.
– С каким настроением уходите с урока?
– Как бы вы сами оценили свою работу?
Духовно-нравственное развитие и воспитание
1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.
2. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.
3. Воспитание здорового образа жизни.
4. ЭстетичеEeское воспитание.
7. Домашнее задание.
Для всех: прочитать сказку ещё раз.
Можно придумать свой волшебный предмет обладающий необыкновенными свойствами.
Создать презентацию “ Музей волшебных вещей”.
Деятельность учащихся:
– Участвоватьв диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
– Читать вслух целымисловами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп и тон речи.
– Уметь работать в группе.
-Уметь правильно выражать свои мысли.
-Умет ориентироваться в учебнике и в справочниках.