Урок литературы в 5 классе по теме «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» – волшебная богатырская сказка героического содержания ( предметная линия под редакцией В.Я.Коровиной )
Составитель:
Гузей Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №1 г. Новоалтайска Алтайского края»
Словарь:
- Сказка – один из жанров УНТ, занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.
«Иван – крестьянский сын
и чудо-юдо»
К какому виду сказок можно отнести ?
- волшебная
- о животных
- героическая
- бытовая
- богатырская
Тема
«Иван – крестьянский сын
и чудо-юдо» - волшебная богатырская сказка.
Постановка цели
1. Находить
- черты волшебной сказки,
- черты богатырской (героической) сказки.
2. Характеризовать героев сказки.
3. Определять тему сказки.
4. Работать над сюжетом сказки.
План работы
1. Находить
- черты волшебной сказки,
- черты богатырской (героической) сказки.
2. Характеризовать героев сказки.
3. Определять тему сказки.
Черты:
волшебной сказки
богатырской сказка (героической)
- Есть зачин, завязка, кульминация, развязка, концовка.
- Троекратные повторы.
- Фантастические существа.
- Волшебные помощники.
- Герои защищают свою землю от врагов.
- Главный герой похож на былинного богатыря.
- Подробно изображены сцены боя (сражений).
Герой
- это действующее лицо, персонаж художественного произведения.
- человек, совершивший героический поступок.
Братья :
- До боя: решительные, смелые, дружные, любят свою Родину.
- Во время дозора : беспечные (неосторожные, легкомысленные, беззаботные), безответственные.
- После дозора: обманывают, предают Ивана.
смелый
решительный
смекалистый
ИВАН
бдительный
ответственный
упорный
осторожный
спокойный
бесстрашный
верный
Как называют Ивана в начале, середине и конце сказки?
- В начале сказки - Иванушкой: «молод он ещё, чтобы на бой идти». Иванушка – это ласковое имя. Так называют обычно маленьких, младших.
- В середине сказки сказитель называет героя Иваном. Обращение «Иван» - уважительное.
- В конце - «Иван - крестьянский сын». Это похоже на обращение по имени и отчеству, которое надо было заслужить.
Тема мирного труда и защита родной земли.
Постановка цели
1. Находить
- черты волшебной сказки,
- черты богатырской (героической) сказки.
2. Характеризовать героев сказки.
3. Определять тему сказки.
4. Работать над сюжетом сказки.
Домашнее задание:
1)Охарактеризуйте письменно злые силы.
2) На выбор .
- Нарисуйте иллюстрацию к понравившемуся эпизоду, защитите её.
- Составьте викторину, кроссворд или тест по сказке для одноклассников.
Рефлексия
1.На уроке я работал…
- активно / пассивно
- доволен / не доволен
- коротким / длинным
- не устал / устал
- стало лучше / стало хуже
- понятен / не понятен
2.Своей работой на уроке я..
3.Урок для меня показался..
4.За урок я…
5.Мое настроение…
6.Материал урока мне был..
Свою работу на уроке я оцениваю на «…»!
Источники:
1. Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. /М.: «Просвещение», 2014/
2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс . /М.: «Просвещение», 2014/
3. http :// pesochnizza.ru/wp-content/uploads/2011/12/ivan_i_chudo_udo.png