kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект урока литературы в 5 классе по теме "Иван - крестьянский сын и чудо-юдо - волшебная богатырская сказка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект урока литературы в 5 классе по теме "Иван - крестьянский сын и чудо-юдо" - волшебная богатырская сказка" разработан в соответствии с ФГОС по УМК под редакцией В.Я.Коровиной. К проекту прилагается презентация, в которой отражаются все этапы урока.

Цель: создать условия для выявления характерных для народных сказок художественных приемов и фантастических элементов,  определение их роли в сказке; учить характеризовать сказочных героев и находить средства создания их образов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект урока литературы в 5 классе по теме»

Гузей Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №1 г.Новоалтайска Алтайского края»

Проект урока литературы в 5 классе по теме

««Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная богатырская сказка»

(4 урок в серии уроков «Русские народные сказки», УМК под ред. В.Я.Коровиной)

Цель: создать условия для выявления характерных для народных сказок художественных приемов и фантастических элементов, определение их роли в сказке; учить характеризовать сказочных героев и находить средства создания их образов.

Планируемые результаты.

Личностные: осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него.

Познавательные: владеть смысловым чтением, анализировать, делать выводы.

Регулятивные: работать по плану, выдвигать версии.

Коммуникативные: излагать и корректировать своё мнение, использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей.

Предметные: давать определения понятиям; различать виды сказок;

выявлять характерные для народных сказок художественные приёмы;

пересказывать самостоятельно прочитанное; использовать словарь; вести поиск незнакомых слов и определять их значение; уметь выражать личное отношение к прочитанному.

Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, словарь, электронная презентация.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Мотивация

Фронтальный опрос:

- С каким жанром УНТ мы работали на предыдущем уроке?

- Вспомните определение сказки и проговорите в паре.

- Если возникли затруднения, можно обратиться к литературоведческому словарю (стр.296) или к рабочей тетради.

- На какие виды делятся сказки?

-Дома вы познакомились со сказкой «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». К какому виду сказок можно ее отнести?

- Попробуйте сформулировать тему урока… Запишите ее в тетрадь.

- Ответы учащихся. (Сказка)




- Работа в паре.

- Ответ 2 учащихся вслух.



- Ответы (Волшебные, бытовые, о животных)


- «Поиск лишнего». Выбирают: волшебная, богатырская, героическая.

- Варианты учащихся.

Запись темы в тетрадь.







Слайд №2





Слайд №3


Слайд №4


Слайд №5

Целеполагание

- Исходя из темы урока, скажите, чем мы будем сегодня заниматься на уроке. Поставьте перед собой цель. Обсудите в паре.

- Работа в паре: обсуждение цели урока.

- Высказывают вслух свое мнение.



Слайд №6

Планирование

- Чтобы реализовать все цели, как можно распланировать работу на уроке?

- Поработать в группах (по вариантам, затем обменяться информацией).



Слайд №7






Реализация целей

1)- Нечетные № парт работают над нахождением черт волшебной сказки, четные – над нахождением черт героической сказки. Обменяйтесь информацией, запишите ответы в тетрадь, заполняя таблицу.

2)- Работа с текстом: привести примеры к таблице.

3) - Как вы понимаете слово «герой»? Сколько значений имеет это слово?

- Кого можно отнести к героям (персонажам) сказки, а кого к героям-победителям.

4) – Проблемный вопрос: Как вы думаете, почему у 2 братьев нет имен, а у младшего есть?

- Проследите по тексту: как ведут себя братья до боя, во время боя и после.




5)- В чем превосходство Ивана перед другими героями? Назовите его главные черты. Составьте кластер.

- Можно ли назвать человека, обладающего такими качествами, настоящим героем?

-Как называют главного героя в начале, середине и конце сказки. С чем это связано?

6) - Иван – крестьянский сын. А самым главным в жизни крестьян является работа на земле. Но трудиться можно спокойно только тогда, когда мир.

- Какой теме посвящена эта сказка?


- После групповой работы и записей в тетради вслух высказывают свое мнение, приводят примеры из текста.





Ответы.




  1. Родители, братья.

  2. Иван


Фронтальный ответ.


«До боя: решительные, смелые, дружные, любят свою Родину. В бою не участвуют из-за своей беспечности (легкомыслие, неосторожность, беззаботность), они безответственно поступают, обманывают, предают Ивана.


«Мозговой штурм». Составляют кластер: «Главные черты характера Ивана».


Высказывают свое мнение.









«Теме мирного труда и защите родной земли» (запись в тетрадь)






Слайд №8





Слайд №9




Слайд №9





Слайд №10







Слайд №11,12











Слайд №13

Вывод

Домашнее задание

- Вернемся к цели урока: все ли мы достигли?

- Какие герои остались сегодня без внимания?

- Домашнее задание:

1)Охарактеризуйте письменно злые силы.

2) На выбор. Нарисуйте иллюстрацию к понравившемуся эпизоду, защитите его. Составьте викторину, кроссворд или тест по сказке для одноклассников.



«Отрицательные» (злые силы).




Запись домашнего задания.


Слайд №14






Слайд №15

Рефлексия

- Продолжите высказывание (или оформите в тетрадь на полях в виде теста)

1.На уроке я работал…

2.Своей работой на уроке я..

3.Урок для меня показался..

4.За урок я…

5.Мое настроение…

6.Материал урока мне был..

Выставляют к каждому высказыванию + или –

1)активно / пассивно

2)доволен / не доволен

3)коротким / длинным

4)не устал / устал

5)стало лучше / стало хуже

6)понятен / не понятен

Свою работу на уроке я оцениваю на «…»! (выставляют отметку в дневник)

Слайд №16



Источники:

1. Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. /М.: «Просвещение», 2014/

2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс . /М.: «Просвещение», 2014/























Просмотр содержимого презентации
«Урок литературы в 5 классе по теме»

Урок литературы в 5 классе по теме  «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» – волшебная богатырская сказка героического содержания  ( предметная линия под редакцией В.Я.Коровиной ) Составитель: Гузей Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №1 г. Новоалтайска Алтайского края»

Урок литературы в 5 классе по теме «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» – волшебная богатырская сказка героического содержания ( предметная линия под редакцией В.Я.Коровиной )

Составитель:

Гузей Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №1 г. Новоалтайска Алтайского края»

Словарь:

Словарь:

  • Сказка – один из жанров УНТ, занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.
«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»

«Иван – крестьянский сын

и чудо-юдо»

К какому виду сказок  можно отнести ?

К какому виду сказок можно отнести ?

  • волшебная
  • о животных
  • героическая
  • бытовая
  • богатырская
Тема «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная богатырская сказка.

Тема

«Иван – крестьянский сын

и чудо-юдо» - волшебная богатырская сказка.

Постановка цели 1. Находить черты волшебной сказки, черты богатырской (героической) сказки. 2. Характеризовать героев сказки. 3. Определять тему сказки. 4. Работать над сюжетом сказки.

Постановка цели

1. Находить

  • черты волшебной сказки,
  • черты богатырской (героической) сказки.

2. Характеризовать героев сказки.

3. Определять тему сказки.

4. Работать над сюжетом сказки.

План работы 1. Находить черты волшебной сказки, черты богатырской (героической) сказки. 2. Характеризовать героев сказки. 3. Определять тему сказки.

План работы

1. Находить

  • черты волшебной сказки,
  • черты богатырской (героической) сказки.

2. Характеризовать героев сказки.

3. Определять тему сказки.

Черты: волшебной сказки  богатырской сказка (героической) Есть зачин, завязка, кульминация, развязка, концовка. Троекратные повторы. Фантастические существа. Волшебные помощники. Герои защищают свою землю от врагов. Главный герой похож на былинного богатыря. Подробно изображены сцены боя (сражений).

Черты:

волшебной сказки

богатырской сказка (героической)

  • Есть зачин, завязка, кульминация, развязка, концовка.
  • Троекратные повторы.
  • Фантастические существа.
  • Волшебные помощники.
  • Герои защищают свою землю от врагов.
  • Главный герой похож на былинного богатыря.
  • Подробно изображены сцены боя (сражений).

Герой это действующее лицо, персонаж художественного произведения. человек, совершивший героический поступок.

Герой

  • это действующее лицо, персонаж художественного произведения.
  • человек, совершивший героический поступок.

Братья :

Братья :

  • До боя: решительные, смелые, дружные, любят свою Родину.
  • Во время дозора : беспечные (неосторожные, легкомысленные, беззаботные), безответственные.
  • После дозора: обманывают, предают Ивана.
смелый решительный смекалистый ИВАН бдительный ответственный упорный осторожный спокойный бесстрашный верный

смелый

решительный

смекалистый

ИВАН

бдительный

ответственный

упорный

осторожный

спокойный

бесстрашный

верный

Как называют Ивана в начале, середине и конце сказки?

Как называют Ивана в начале, середине и конце сказки?

  • В начале сказки - Иванушкой: «молод он ещё, чтобы на бой идти». Иванушка – это ласковое имя. Так называют обычно маленьких, младших.
  • В середине сказки сказитель называет героя Иваном. Обращение «Иван» - уважительное.
  • В конце - «Иван - крестьянский сын». Это похоже на обращение по имени и отчеству, которое надо было заслужить.
Тема мирного труда и защита родной земли.

Тема мирного труда и защита родной земли.

Постановка цели 1. Находить черты волшебной сказки, черты богатырской (героической) сказки. 2. Характеризовать героев сказки. 3. Определять тему сказки. 4. Работать над сюжетом сказки.

Постановка цели

1. Находить

  • черты волшебной сказки,
  • черты богатырской (героической) сказки.

2. Характеризовать героев сказки.

3. Определять тему сказки.

4. Работать над сюжетом сказки.

Домашнее задание:   1)Охарактеризуйте письменно злые силы. 2) На выбор . Нарисуйте иллюстрацию к понравившемуся эпизоду, защитите её. Составьте викторину, кроссворд или тест по сказке для одноклассников.

Домашнее задание:

1)Охарактеризуйте письменно злые силы.

2) На выбор .

  • Нарисуйте иллюстрацию к понравившемуся эпизоду, защитите её.
  • Составьте викторину, кроссворд или тест по сказке для одноклассников.

Рефлексия   1.На уроке я работал… активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен 2.Своей работой на уроке я.. 3.Урок для меня показался.. 4.За урок я… 5.Мое настроение…  6.Материал урока мне был.. Свою работу на уроке я оцениваю на «…»!

Рефлексия

1.На уроке я работал…

  • активно / пассивно
  • доволен / не доволен
  • коротким / длинным
  • не устал / устал
  • стало лучше / стало хуже
  • понятен / не понятен

2.Своей работой на уроке я..

3.Урок для меня показался..

4.За урок я…

5.Мое настроение…

6.Материал урока мне был..

Свою работу на уроке я оцениваю на «…»!

Источники: 1. Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. /М.: «Просвещение», 2014/ 2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс . /М.: «Просвещение», 2014/ 3. http :// pesochnizza.ru/wp-content/uploads/2011/12/ivan_i_chudo_udo.png

Источники:

1. Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. /М.: «Просвещение», 2014/

2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс . /М.: «Просвещение», 2014/

3. http :// pesochnizza.ru/wp-content/uploads/2011/12/ivan_i_chudo_udo.png


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гузей Наталья Владимировна

Дата: 14.09.2015

Номер свидетельства: 230710


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства