kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку литературы для 5 класса М. Ю. Лермонтов "Бородино".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация рекомендуется для использования на уроках литературы в качестве демонстрационного материала для работы с учащимися общеобразовательной школы с русским языком обучения. Презентация может быть использована как на обычном уроке, так и на открытом уроке литературы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы для 5 класса М. Ю. Лермонтов "Бородино".»

М.Ю. Лермонтов «Бородино». Подготовила Крюкова Ольга Сергеевна учитель русского языка и литературы общеобразовательной школы № 48 г. Намангана .

М.Ю. Лермонтов «Бородино».

Подготовила Крюкова Ольга Сергеевна

учитель русского языка и литературы

общеобразовательной школы № 48 г. Намангана .

Цели: 1). Образовательная: Познакомить учащихся с историческим событием - Бородинским сражением, объяснить  его значение в ходе Отечественной войны 1812 г. Познакомить учащихся с литературным произведением, отображающим историческое событие, показать, какие художественные средства использовал поэт для художественного изображения исторического события. 2). Развивающая: Показать взаимосвязь учебных предметов: истории, литературы, изобразительного искусства. Способствовать развитию творческой деятельности самого ученика. 3). Воспитательная: Воспитать в растущем человеке такие духовные понятия, как любовь к Родине, к народу.

Цели:

1). Образовательная: Познакомить учащихся с историческим событием - Бородинским сражением, объяснить

его значение в ходе Отечественной войны 1812 г.

Познакомить учащихся с литературным произведением, отображающим историческое событие, показать,

какие художественные средства использовал поэт для художественного изображения исторического события.

2). Развивающая: Показать взаимосвязь учебных предметов: истории, литературы, изобразительного искусства.

Способствовать развитию творческой деятельности самого ученика.

3). Воспитательная: Воспитать в растущем человеке такие духовные понятия, как любовь к Родине, к народу.

Проверка знаний учащихся о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова.

Проверка знаний учащихся о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова.

  • Где и в каком году родился М.Ю. Лермонтов?
  • В Москве в 1814 году.
Кто его воспитывал?

Кто его воспитывал?

  • Бабушка, Елизавета Алексеевна Арсеньева.
Где прошло его детство?

Где прошло его детство?

  • В бабушкином имении в селе Тарханы Пензенской губернии.
От кого Лермонтов слышал рассказы о Бородинском сражении?

От кого Лермонтов слышал рассказы о Бородинском сражении?

  • Братья бабушки - Афанасий и Дмитрий Столыпины, воспитатель французского языка мосье Капэ, муж кормилицы -участники бородинского сражения, они рассказывают Мише о подвиге русских воинов.
История создания стихотворения «Бородино»

История создания стихотворения «Бородино»

  • М. Ю. Лермонтов написал свое стихотворение в 1837 году, к 25-летию Бородинской битвы. Стихотворение это считается одним из самых выдающихся произведений русской литературы, посвященных наполеоновскому нашествию. Поэт просто рассказал о самоотверженности русского народа, о его беспредельной любови к Родине и готовности ее защищать не на жизнь, а на смерть. Стихотворение «Бородино» -это истинно народное произведение, а его создатель – истинный народный поэт.
Историческая основа стихотворения «Бородино».

Историческая основа стихотворения «Бородино».

  • 12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородино, в деревне, расположенной в 124 км. от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны. Перед сражением французским войскам зачитали приказ Наполеона, который пытался возбудить в них боевой дух, надежду на богатую добычу, удобные квартиры в Москве и громкую славу в случае победы. Главнокомандующим русской армии был назначен Кутузов. История героического сражения 1812 года под Бородино и легла в основу стихотворения М.Ю.Лермонтова.
Михаил Илларионович Кутузов – генерал – фельдмаршал русской армии.

Михаил Илларионович Кутузов – генерал – фельдмаршал русской армии.

Император Франции Наполеон Бонапарт

Император Франции Наполеон Бонапарт

Словарная работа

Словарная работа

  • Басурманы - люди другой веры, иноземцы, враги. Герой стихотворения «Бородино» называет так солдат наполеоновской армии.
Словарная работа

Словарная работа

  • Бивак –это военный лагерь под открытым небом, солдатская стоянка для отдыха или ночлега.
Словарная работа

Словарная работа

  • Булат – оружие из булатной стали – стали особой закалки. В переносном смысле булатом называют холодное оружие из стали – меч, сабля, кинжал, нож.
Словарная работа

Словарная работа

  • Картечь – артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле.
Словарная работа

Словарная работа

  • Кивер - это высокий солдатский головной убор с плоским верхом. Кивер снабжен козырьком, крепится ремнем под подбородком, часто украшен султаном.
Словарная работа

Словарная работа

  • Лафет - боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия.
Словарная работа

Словарная работа

  • Мусью – сударь, господин ( обращение к французу).
Словарная работа

Словарная работа

  • Улан - это легкий кавалерист, обычно вооруженный пикой, саблей и пистолетом. Особенность обмундирования этого рода войск была «уланка»- головной убор с квадратным верхом.
Словарная работа

Словарная работа

  • Драгун - это кавалерист, умеющий воевать и верхом, и в пешем строю. Драгуны перемещались на лошадях, но в случае необходимости воевали как обычная пехота.
Словарная работа

Словарная работа

  • Редут - это земляное или каменное укрепление, обнесенное рвом. Чаще всего редуты строили в форме четырехугольника. Редут предназначен для круговой обороны.
Словарная работа

Словарная работа

  • Сеча – сражение, битва.
Бородино

Бородино

Бородино

Бородино

Бородино

Бородино

Бородино

Бородино

Бородино

Бородино

Бородино

Бородино

Бородино

Бородино

Бородино

Бородино

Бородино

Бородино

Вопросы и задания Найдите в тексте слова, которые соответствуют данной иллюстрации. Можно ли по ним понять, что рассказчик – участник сражения? Забил заряд я в пушку туго И думал: угощу я друга! Постой-ка, брат мусью! Что тут хитрить, пожалуй к бою; Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою!

Вопросы и задания

  • Найдите в тексте слова, которые соответствуют данной иллюстрации. Можно ли по ним понять, что рассказчик – участник сражения?

Забил заряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат мусью!

Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!

Вопросы и задания Найдите в тексте слова, которые соответствуют данной иллюстрации. Как они доказывают, что рассказчик – участвовал в сражении? Прилег вздремнуть я у лафета, И слышно было до рассвета, Как ликовал француз. Но тих был наш бивак открытый: Кто кивер чистил весь избитый, Кто штык точил, ворча сердито, Кусая длинный ус.

Вопросы и задания

  • Найдите в тексте слова, которые соответствуют данной иллюстрации. Как они доказывают, что рассказчик – участвовал в сражении?

Прилег вздремнуть я у лафета,

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз.

Но тих был наш бивак открытый:

Кто кивер чистил весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус.

Вопросы и задания Найдите в тексте слова, которые соответствуют данной иллюстрации. Полковник наш рожден был хватом: Слуга царю, отец солдатам... Да, жаль его: сражен булатом, Он спит в земле сырой. И молвил он, сверкнув очами:

Вопросы и задания

  • Найдите в тексте слова, которые соответствуют данной иллюстрации.

Полковник наш рожден был хватом:

Слуга царю, отец солдатам...

Да, жаль его: сражен булатом,

Он спит в земле сырой. И молвил он, сверкнув очами:

"Ребята! не Москва ль за нами?

Умремте же под Москвой,

Как наши братья умирали!"

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

Ответьте на вопросы к тексту

Ответьте на вопросы к тексту "Бородино":

  • а) Какую клятву дали русские солдаты перед боем на поле Бородина?
  • б) О каком подвиге русского народа вспоминает старый солдат?
  • в) Какие художественные средства использует автор для передачи яркой, выразительной речи?
  • г) Какое чувство объединяло участников Бородинского сражения и воодушевляло их на подвиги?
  • д) Какова основная идея стихотворения?
  • е) Почему это стихотворение воодушевляло в годы Великой Отечественной войны?
Тест к стихотворению «Бородино» 1. Исторической основой произведения является: А. Великая Отечественная война; Б. Отечественная война 1812 года; В. Русско-японская война. Б. Отечественная война 1812 года

Тест к стихотворению «Бородино»

1. Исторической основой произведения является:

А. Великая Отечественная война;

Б. Отечественная война 1812 года;

В. Русско-японская война.

Б. Отечественная война 1812 года

Тест к стихотворению «Бородино» 2.О Бородинском сражении рассказывает: А. Молодой новобранец; Б. Патриот; В. Старый солдат. В. Старый солдат

Тест к стихотворению «Бородино»

2.О Бородинском сражении рассказывает:

А. Молодой новобранец;

Б. Патриот;

В. Старый солдат.

В. Старый солдат

Тест к стихотворению «Бородино» 3. Герой стихотворения (рассказчик) служил в : А. Артиллерии; Б. Кавалерии; В. Танковых войсках. А. Артиллерии

Тест к стихотворению «Бородино»

3. Герой стихотворения (рассказчик) служил в :

А. Артиллерии;

Б. Кавалерии;

В. Танковых войсках.

А. Артиллерии

Тест к стихотворению «Бородино» 4. Кому принадлежат слова: «Ребята! Не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой, Как наши братья умирали…»: А. Старому солдату; Б. Драгуну; В. Полковнику. В. Полковнику

Тест к стихотворению «Бородино»

4. Кому принадлежат слова:

«Ребята! Не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали…»:

А. Старому солдату;

Б. Драгуну;

В. Полковнику.

В. Полковнику

Тест к стихотворению «Бородино» 5. В строках: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя: богатыри – не вы…» - используется: А. Сравнение; Б. Антитеза; В. Метафора. Б. Антитеза

Тест к стихотворению «Бородино»

5. В строках: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя: богатыри – не вы…» - используется:

А. Сравнение;

Б. Антитеза;

В. Метафора.

Б. Антитеза

Тест к стихотворению «Бородино» 6. Какое настроение царит в русской армии перед боем: А. Ликование; Б. Солдаты готовятся к бою; В. Все легли спать. Б. Солдаты готовятся к бою

Тест к стихотворению «Бородино»

6. Какое настроение царит в русской армии перед боем:

А. Ликование;

Б. Солдаты готовятся к бою;

В. Все легли спать.

Б. Солдаты готовятся к бою

Тест к стихотворению «Бородино» 7. Изображение боя представляет собой: А. Описание; Б. Рассуждение; В. Повествование. А. Описание

Тест к стихотворению «Бородино»

7. Изображение боя представляет собой:

А. Описание;

Б. Рассуждение;

В. Повествование.

А. Описание

Тест к стихотворению «Бородино» 8. В строках: «…носились знамена, как тени», «… земля тряслась, как наши груди», «… французы двинулись, как тучи» - автор прибегает к : А. Метафоре; Б. Сравнению; В. Эпитету. Б. Сравнению

Тест к стихотворению «Бородино»

8. В строках: «…носились знамена, как тени», «… земля тряслась, как наши груди», «… французы двинулись, как тучи» - автор прибегает к :

А. Метафоре;

Б. Сравнению;

В. Эпитету.

Б. Сравнению

Тест к стихотворению «Бородино» 9. Стиль речи, к которому можно отнести фразы: «скажи-ка, дядя», «у наших ушки на макушке», «постой-ка брат мусью»: А. Художественный; Б. Разговорный; В. Деловой. Б. Разговорный

Тест к стихотворению «Бородино»

9. Стиль речи, к которому можно отнести фразы: «скажи-ка, дядя», «у наших ушки на макушке», «постой-ка брат мусью»:

А. Художественный;

Б. Разговорный;

В. Деловой.

Б. Разговорный

Тест к стихотворению «Бородино» 10. На следующий день после Бородинского сражения русские солдаты были готовы: А. Укрепить свои позиции; Б. Продлить бой; В. Сдаться французам. Б. Продлить бой

Тест к стихотворению «Бородино»

10. На следующий день после Бородинского сражения русские солдаты были готовы:

А. Укрепить свои позиции;

Б. Продлить бой;

В. Сдаться французам.

Б. Продлить бой

Домашнее задание:

Домашнее задание:

  • выучить наизусть отрывок из стихотворения.
  • Ответить на вопросы на странице 130.
Молодцы! Спасибо за работу.

Молодцы!

Спасибо за работу.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация к уроку литературы для 5 класса М. Ю. Лермонтов "Бородино".

Автор: Крюкова Ольга Сергеевна

Дата: 02.06.2021

Номер свидетельства: 582410

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Урок по литературе на тему "М.Ю. Лермонтов."Бородино" "
    ["seo_title"] => string(54) "urok-po-litieraturie-na-tiemu-m-iu-liermontov-borodino"
    ["file_id"] => string(6) "122409"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414243043"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Поурочный план "М.Ю.Лермонтов. Жизнь творчество" "
    ["seo_title"] => string(50) "pourochnyi-plan-m-iu-liermontov-zhizn-tvorchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "151377"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420702023"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Внеклассное занятие "Путешествие в страну знаний""
    ["seo_title"] => string(50) "vnieklassnoiezaniatiieputieshiestviievstranuznanii"
    ["file_id"] => string(6) "287857"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1454558809"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Многогранность таланта М.Ю.Лермонтова"
    ["seo_title"] => string(36) "mnoghoghrannosttalantamiuliermontova"
    ["file_id"] => string(6) "273208"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452171716"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства