Презентация к уроку литературы для 5 класса М. Ю. Лермонтов "Бородино".
Презентация к уроку литературы для 5 класса М. Ю. Лермонтов "Бородино".
Данная презентация рекомендуется для использования на уроках литературы в качестве демонстрационного материала для работы с учащимися общеобразовательной школы с русским языком обучения. Презентация может быть использована как на обычном уроке, так и на открытом уроке литературы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Познакомить учащихся с литературным произведением, отображающим историческое событие, показать,
какие художественные средства использовал поэт для художественного изображения исторического события.
2). Развивающая: Показать взаимосвязь учебных предметов: истории, литературы, изобразительного искусства.
Способствовать развитию творческой деятельности самого ученика.
3). Воспитательная: Воспитать в растущем человеке такие духовные понятия, как любовь к Родине, к народу.
Проверка знаний учащихся о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова.
Где и в каком году родился М.Ю. Лермонтов?
В Москве в 1814 году.
Кто его воспитывал?
Бабушка, Елизавета Алексеевна Арсеньева.
Где прошло его детство?
В бабушкином имении в селе Тарханы Пензенской губернии.
От кого Лермонтов слышал рассказы о Бородинском сражении?
Братья бабушки - Афанасий и Дмитрий Столыпины, воспитатель французского языка мосье Капэ, муж кормилицы -участники бородинского сражения, они рассказывают Мише о подвиге русских воинов.
История создания стихотворения «Бородино»
М. Ю. Лермонтов написал свое стихотворение в 1837 году, к 25-летию Бородинской битвы. Стихотворение это считается одним из самых выдающихся произведений русской литературы, посвященных наполеоновскому нашествию. Поэт просто рассказал о самоотверженности русского народа, о его беспредельной любови к Родине и готовности ее защищать не на жизнь, а на смерть. Стихотворение «Бородино» -это истинно народное произведение, а его создатель – истинный народный поэт.
Историческая основа стихотворения «Бородино».
12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородино, в деревне, расположенной в 124 км. от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны. Перед сражением французским войскам зачитали приказ Наполеона, который пытался возбудить в них боевой дух, надежду на богатую добычу, удобные квартиры в Москве и громкую славу в случае победы. Главнокомандующим русской армии был назначен Кутузов. История героического сражения 1812 года под Бородино и легла в основу стихотворения М.Ю.Лермонтова.
Михаил Илларионович Кутузов – генерал – фельдмаршал русской армии.
Император Франции Наполеон Бонапарт
Словарная работа
Басурманы - люди другой веры, иноземцы, враги. Герой стихотворения «Бородино» называет так солдат наполеоновской армии.
Словарная работа
Бивак –это военный лагерь под открытым небом, солдатская стоянка для отдыха или ночлега.
Словарная работа
Булат – оружие из булатной стали – стали особой закалки. В переносном смысле булатом называют холодное оружие из стали – меч, сабля, кинжал, нож.
Словарная работа
Картечь – артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле.
Словарная работа
Кивер - это высокий солдатский головной убор с плоским верхом. Кивер снабжен козырьком, крепится ремнем под подбородком, часто украшен султаном.
Словарная работа
Лафет - боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия.
Словарная работа
Мусью – сударь, господин ( обращение к французу).
Словарная работа
Улан - это легкий кавалерист, обычно вооруженный пикой, саблей и пистолетом. Особенность обмундирования этого рода войск была «уланка»- головной убор с квадратным верхом.
Словарная работа
Драгун - это кавалерист, умеющий воевать и верхом, и в пешем строю. Драгуны перемещались на лошадях, но в случае необходимости воевали как обычная пехота.
Словарная работа
Редут - это земляное или каменное укрепление, обнесенное рвом. Чаще всего редуты строили в форме четырехугольника. Редут предназначен для круговой обороны.
Словарная работа
Сеча – сражение, битва.
Бородино
Бородино
Бородино
Бородино
Бородино
Бородино
Бородино
Бородино
Бородино
Вопросы и задания
Найдите в тексте слова, которые соответствуют данной иллюстрации. Можно ли по ним понять, что рассказчик – участник сражения?
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
Вопросы и задания
Найдите в тексте слова, которые соответствуют данной иллюстрации. Как они доказывают, что рассказчик – участвовал в сражении?
Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
Вопросы и задания
Найдите в тексте слова, которые соответствуют данной иллюстрации.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой. И молвил он, сверкнув очами:
"Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!"
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Ответьте на вопросы к тексту "Бородино":
а) Какую клятву дали русские солдаты перед боем на поле Бородина?
б) О каком подвиге русского народа вспоминает старый солдат?
в) Какие художественные средства использует автор для передачи яркой, выразительной речи?
г) Какое чувство объединяло участников Бородинского сражения и воодушевляло их на подвиги?
д) Какова основная идея стихотворения?
е) Почему это стихотворение воодушевляло в годы Великой Отечественной войны?
Тест к стихотворению «Бородино»
1. Исторической основой произведения является:
А. Великая Отечественная война;
Б. Отечественная война 1812 года;
В. Русско-японская война.
Б. Отечественная война 1812 года
Тест к стихотворению «Бородино»
2.О Бородинском сражении рассказывает:
А. Молодой новобранец;
Б. Патриот;
В. Старый солдат.
В. Старый солдат
Тест к стихотворению «Бородино»
3. Герой стихотворения (рассказчик) служил в :
А. Артиллерии;
Б. Кавалерии;
В. Танковых войсках.
А. Артиллерии
Тест к стихотворению «Бородино»
4. Кому принадлежат слова:
«Ребята! Не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали…»:
А. Старому солдату;
Б. Драгуну;
В. Полковнику.
В. Полковнику
Тест к стихотворению «Бородино»
5. В строках: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя: богатыри – не вы…» - используется:
А. Сравнение;
Б. Антитеза;
В. Метафора.
Б. Антитеза
Тест к стихотворению «Бородино»
6. Какое настроение царит в русской армии перед боем:
А. Ликование;
Б. Солдаты готовятся к бою;
В. Все легли спать.
Б. Солдаты готовятся к бою
Тест к стихотворению «Бородино»
7. Изображение боя представляет собой:
А. Описание;
Б. Рассуждение;
В. Повествование.
А. Описание
Тест к стихотворению «Бородино»
8. В строках: «…носились знамена, как тени», «… земля тряслась, как наши груди», «… французы двинулись, как тучи» - автор прибегает к :
А. Метафоре;
Б. Сравнению;
В. Эпитету.
Б. Сравнению
Тест к стихотворению «Бородино»
9. Стиль речи, к которому можно отнести фразы: «скажи-ка, дядя», «у наших ушки на макушке», «постой-ка брат мусью»:
А. Художественный;
Б. Разговорный;
В. Деловой.
Б. Разговорный
Тест к стихотворению «Бородино»
10. На следующий день после Бородинского сражения русские солдаты были готовы: