kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подготовка к сочинению по литературе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня выпускники и их учителя попали в сложную ситуацию. Беспокойство о хороших знаниях оправдано, но подготовиться за короткий срок очень трудно. Поэтому я попробовала собрать материал, в который входят начальные элементы написания сочинения. Овладев ими, учащемуся легче будет определить, какую тему он сможет легко раскрыть. Презентация содержит пошаговое объяснение, которое поможет учащемуся самостоятельно подготовиться к сочинению по литературе.Буду рада, если материалы презентации смогут быть полезны и учителям русского языка и литературы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к сочинению по литературе »

Подготовка к итоговому сочинению по литературе Материалы подготовлены учителем русского языка и литературы высшей категории ГБОУ СОШ №68  Куковой А.Г.

Подготовка к итоговому сочинению по литературе

Материалы подготовлены учителем русского языка и литературы высшей категории ГБОУ СОШ №68

Куковой А.Г.

Начало работы над сочинением

Начало работы над сочинением

  • 1. Определить предмет мысли, которая заложена в тему сочинения.
  • 2. Определить круг вопросов, рассматриваемых данной темой.
  • 3. Определить, какова главная мысль(идея), что предстоит утверждать, доказывать.
  • 4. Подобрать аргументы, которые позволят ответить на вопросы: «Как можно доказать основную мысль? С помощью чего можно доказать основную мысль(идею) сочинения?»
Начало работы над сочинением

Начало работы над сочинением

  • 5. Обосновать, почему выбрана данная тема? Чем она интересна? Насколько актуальна? Где еще освещалась? Кем?
  • 6. Сформулировать вывод: «Что следует из сказанного?»
Анализ темы сочинения Определить рамки, в которых существует данная тема. Они могут быть По времени По жанру По произведению По автору По герою По национальности По способу выражения (явному, названному в теме словом или словосочетанием или скрытому, когда выражение только подразумевается) и др. Такой анализ позволит понять, какая литература понадобится для раскрытия темы.

Анализ темы сочинения

  • Определить рамки, в которых существует данная тема.
  • Они могут быть
  • По времени
  • По жанру
  • По произведению
  • По автору
  • По герою
  • По национальности
  • По способу выражения (явному, названному в теме словом или словосочетанием или скрытому, когда выражение только подразумевается) и др.

Такой анализ позволит понять, какая литература понадобится для раскрытия темы.

Как определить рамки темы?(1) «Можно ли считать роман И.А.Гончарова «Обломов» романом о любви?» (По роману И.А.Гончарова «Обломов») Рамки

Как определить рамки темы?(1)

  • «Можно ли считать роман И.А.Гончарова «Обломов» романом о любви?» (По роману И.А.Гончарова «Обломов»)

Рамки

  • По автору (И.А.Гончаров)
  • По произведению («Обломов»)
  • По жанру (роман)
  • По предмету темы (любовь)
Как определить рамки темы? (2) «Образ героя времени в русской литературе XIX века).(По произведениям русской литературы XIX века) Рамки

Как определить рамки темы? (2)

  • «Образ героя времени в русской литературе XIX века).(По произведениям русской литературы XIX века)

Рамки

  • По национальности(русская литература)
  • По времени (XIX век)
Как определить основную мысль будущего сочинения по теме? 1. Определяем, как сформулирована тема. Варианты :

Как определить основную мысль будущего сочинения по теме?

  • 1. Определяем, как сформулирована тема.

Варианты :

  • Односоставное назывное предложение
  • Односоставное, но глагольное
  • Двусоставное (простое или сложное)
Как определить основную мысль будущего сочинения по теме?

Как определить основную мысль будущего сочинения по теме?

  • Если тема сформулирована как двусоставное простое или сложное предложение или односоставное, но глагольное, то чаще всего оно содержит основную мысль будущего сочинения.
  • Если же тема сформулирована односоставным назывным предложением, то в ней, как правило, отсутствует основная мысль, которую вам предстоит доказать или опровергнуть, и вам придется формулировать ее самостоятельно ( по другой схеме)
Виды тем

Виды тем

  • «Мой любимый рассказ А.И.Куприна» ( назывное )
  • «Люблю грозу в начале мая…» ( О/Л )
  • «Честь и долг - главное для семьи капитана Миронова».( двусоставное, простое )
  • «Как ни притворствуешь и как ты ни хитришь, но свойства злобные души не утаишь.»(К.Ф.Рылеев) ( сложное )
Что нужно выделять в каждой теме? Тема-предмет Если к теме можно поставить только один вопрос: «О чѐм надо рассуждать в этой теме?» Задача пишущего – сформулировать основную мысль будущего сочинения, ответив на вопрос: «О чѐм и что надо говорить о предмете речи?», затем подобрать аргументы и доказать имеющуюся основную мысль. («Война в творчестве М.Ю.Лермонтова»);

Что нужно выделять в каждой теме?

  • Тема-предмет

Если к теме можно поставить только один

вопрос: «О чѐм надо рассуждать в этой теме?»

Задача пишущего – сформулировать основную

мысль будущего сочинения, ответив на вопрос:

«О чѐм и что надо говорить о предмете речи?»,

затем подобрать аргументы и доказать

имеющуюся основную мысль.

(«Война в творчестве М.Ю.Лермонтова»);

Что нужно выделять в каждой теме? 2.Тема- признак Если к теме можно поставить вопрос: «Что надо говорить о неназванном предмете? Каков признак этого предмета?» Задача пишущего – сформулировать основную мысль будущего сочинения, ответив на вопрос: «О чѐм надо рассуждать и что нужно говорить о предмете речи?» , затем подобрать аргументы и доказать имеющуюся основную мысль. («В те темные годы, лихие…»; «Униженные и оскорбленные» (По одному из произведений русской литературы ХХ века) и т.п.

Что нужно выделять в каждой теме?

2.Тема- признак

Если к теме можно поставить вопрос: «Что надо

говорить о неназванном предмете? Каков

признак этого предмета?»

Задача пишущего – сформулировать основную

мысль будущего сочинения, ответив на вопрос:

«О чѐм надо рассуждать и что нужно говорить о

предмете речи?» , затем подобрать аргументы и

доказать имеющуюся основную мысль.

(«В те темные годы, лихие…»; «Униженные и оскорбленные» (По одному из

произведений русской литературы ХХ века) и т.п.

Сложность Темы- признака и темы- предмета состоит в том, что главная мысль будущего сочинения формулируется самостоятельно .

Сложность

Темы- признака и темы- предмета состоит в том, что главная мысль будущего сочинения формулируется самостоятельно .

Тема-суждение

Тема-суждение

  • К такой теме можно поставить два вопроса: «О чѐм надо рассуждать?» и «Какой признак приписан предмету, над которым мы рассуждаем?»
  • В такой теме содержится основная мысль будущего сочинения
  • Задача пишущего – подобрать аргументы и доказать имеющуюся основную мысль.

Например

  • В теме «Человек-это звучит гордо» (М.Горький) речь идет о человеке .
  • В теме «Надо вырабатывать душу» (Ю.Лотман) речь идет душе, это тема безличного предложения.
  • Словосочетание -это лишь элемент суждения , поэтому фиксирует предмет рассуждения или его признак: «Вспоминая минувшие дни…» заявлен лишь предмет , о котором следует рассуждать- мысли о сегодняшнем дне; их содержание (признак суждения) не раскрыты . («Сатиры смелый властелин…» - представлен признак предмета, но сам предмет (кто «сатиры смелый властелин»?) не назван .
  • 4.Иногда тему-суждение можно восстановить из формулировки-словосочетания: предметом темы «Сон русской жизни» (По романам И.А.Гончарова) является русская жизнь, описанная в романах И.А.Гончарова, а признаком–содержание , существенный признак: состояние, напоминающее сон. В таком словосочетании обязательно есть отвлечѐнное существительное со значением признака (состояния, действия). Переформулировав тему, можно обнаружить суждение: «Русская жизнь есть сон»

Такой прием чаще всего используют, если в формулировке темы есть метафора.

Вариант работы Долг и честь – главное для семьи капитана Миронова (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Задаем вопросы к каждому слову темы: Что такое долг и честь? Долг и честь – это важные нравственные понятия, обозначающие обязанность, верность, справедливость, правдивость. Почему долг и честь – главное качества? Эти качества необходимы каждому для того, чтобы человек правильно оценивал свои действия, действия других людей , делал правильный выбор, мог жить и поступать по-человечески. Почему семья играет важную роль в воспитании данных качеств? Миронов Иван Кузьмич, сын солдата, с детства приученный в семье к главным человеческим понятиям, следовал им всю жизнь, по таким же правилам воспитывал свою дочь, будучи настоящим офицером, и оставался им до конца, не изменив себе даже перед лицом смерти, руководствовался законами офицерской чести и воинской присягой Отчизне.

Вариант работы

Долг и честь – главное для семьи капитана Миронова (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Задаем вопросы к каждому слову темы:

Что такое долг и честь?

Долг и честь – это важные нравственные понятия, обозначающие обязанность, верность, справедливость, правдивость.

Почему долг и честь – главное качества?

Эти качества необходимы каждому для того, чтобы человек правильно оценивал свои действия, действия других людей , делал правильный выбор, мог жить и поступать по-человечески.

Почему семья играет важную роль в воспитании данных качеств?

Миронов Иван Кузьмич, сын солдата, с детства приученный в семье к главным человеческим понятиям, следовал им всю жизнь, по таким же правилам воспитывал свою дочь, будучи настоящим офицером, и оставался им до конца, не изменив себе даже перед лицом смерти, руководствовался законами офицерской чести и воинской присягой Отчизне.

Что значит поступать по понятиям чести и долга для капитана Миронова? Он не мог поступить иначе и потому ,что по его приказу гарнизон отстреливался от бунтовщиков, а не попрятался в казармах, и потому , что жена его, Василиса Егоровна, категорически отказалась покинуть мужа и укрыться с дочерью в Оренбурге, на него ровнялась его дочь, Маша - все проявили мужество и отвагу. Разве мог он ,русский офицер, поступить иначе? Таким образом, честь и долг для семьи Мироновых не просто слова или отвлеченные понятия, а важнейшие человеческие качества, которыми должен обладать каждый гражданин, а прививаются эти качества, в первую очередь, в семье, чтобы они стали неотъемлемая часть их характера.

Что значит поступать по понятиям чести и долга для капитана Миронова?

Он не мог поступить иначе и потому ,что по его приказу гарнизон отстреливался от бунтовщиков, а не попрятался в казармах, и потому , что жена его, Василиса Егоровна, категорически отказалась покинуть мужа и укрыться с дочерью в Оренбурге, на него ровнялась его дочь, Маша - все проявили мужество и отвагу. Разве мог он ,русский офицер, поступить иначе?

Таким образом, честь и долг для семьи Мироновых не просто слова или отвлеченные понятия, а важнейшие человеческие качества, которыми должен обладать каждый гражданин, а прививаются эти качества, в первую очередь, в семье, чтобы они стали неотъемлемая часть их характера.

Начало основной части

Начало основной части

  • Попробуем обратиться к (произведению или к эпизоду из произведения (вместо слова «произведение» назвать жанр ), назвать автора , заглавие, имя или имена необходимых для данного сюжета героев)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Подготовка к сочинению по литературе

Автор: Кукова Анастасия Григорьевна

Дата: 22.11.2014

Номер свидетельства: 134058

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Урок русского языка в 6 классе  Тема: Подготовка к написанию сочинения-описания «Зима в Кальтяево» "
    ["seo_title"] => string(106) "urok-russkogho-iazyka-v-6-klassie-tiema-podghotovka-k-napisaniiu-sochinieniia-opisaniia-zima-v-kal-tiaievo"
    ["file_id"] => string(6) "153262"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420987973"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Материалы для подготовке к сочинению по литературе . 10 класс"
    ["seo_title"] => string(68) "matierialy-dlia-podghotovkie-k-sochinieniiu-po-litieraturie-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "266301"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1450119176"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Итоговое сочинение 2023-2024 Раздел 1"
    ["seo_title"] => string(38) "itogovoe_sochinenie_2023_2024_razdel_1"
    ["file_id"] => string(6) "637147"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1695561383"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Итоговое сочинение 2023-2924 Раздел 2"
    ["seo_title"] => string(38) "itogovoe_sochinenie_2023_2924_razdel_2"
    ["file_id"] => string(6) "637152"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1695562247"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Эффективные методы и приёмы учителя русского языка и литературы при подготовке к итоговой аттестации"
    ["seo_title"] => string(115) "effiektivnyie-mietody-i-priiomy-uchitielia-russkogho-iazyka-i-litieratury-pri-podghotovkie-k-itoghovoi-attiestatsii"
    ["file_id"] => string(6) "280934"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453451509"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства