Сегодня выпускники и их учителя попали в сложную ситуацию. Беспокойство о хороших знаниях оправдано, но подготовиться за короткий срок очень трудно. Поэтому я попробовала собрать материал, в который входят начальные элементы написания сочинения. Овладев ими, учащемуся легче будет определить, какую тему он сможет легко раскрыть. Презентация содержит пошаговое объяснение, которое поможет учащемуся самостоятельно подготовиться к сочинению по литературе.Буду рада, если материалы презентации смогут быть полезны и учителям русского языка и литературы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Подготовка к сочинению по литературе »
Подготовка к итоговому сочинению по литературе
Материалы подготовлены учителем русского языка и литературы высшей категории ГБОУ СОШ №68
Куковой А.Г.
Начало работы над сочинением
1. Определить предмет мысли, которая заложена в тему сочинения.
2. Определить круг вопросов, рассматриваемых данной темой.
3. Определить, какова главная мысль(идея), что предстоит утверждать, доказывать.
4. Подобрать аргументы, которые позволят ответить на вопросы: «Как можно доказать основную мысль? С помощью чего можно доказать основную мысль(идею) сочинения?»
Начало работы над сочинением
5. Обосновать, почему выбрана данная тема? Чем она интересна? Насколько актуальна? Где еще освещалась? Кем?
6. Сформулировать вывод: «Что следует из сказанного?»
Анализ темы сочинения
Определить рамки, в которых существует данная тема.
Они могут быть
По времени
По жанру
По произведению
По автору
По герою
По национальности
По способу выражения (явному, названному в теме словом или словосочетанием или скрытому, когда выражение только подразумевается) и др.
Такой анализ позволит понять, какая литература понадобится для раскрытия темы.
Как определить рамки темы?(1)
«Можно ли считать роман И.А.Гончарова «Обломов» романом о любви?» (По роману И.А.Гончарова «Обломов»)
Рамки
По автору (И.А.Гончаров)
По произведению («Обломов»)
По жанру (роман)
По предмету темы (любовь)
Как определить рамки темы? (2)
«Образ героя времени в русской литературе XIX века).(По произведениям русской литературы XIX века)
Рамки
По национальности(русская литература)
По времени (XIX век)
Как определить основную мысль будущего сочинения по теме?
1. Определяем, как сформулирована тема.
Варианты :
Односоставное назывное предложение
Односоставное, но глагольное
Двусоставное (простое или сложное)
Как определить основную мысль будущего сочинения по теме?
Если тема сформулирована как двусоставное простое или сложное предложение или односоставное, но глагольное, то чаще всего оно содержит основную мысль будущего сочинения.
Если же тема сформулирована односоставным назывным предложением, то в ней, как правило, отсутствует основная мысль, которую вам предстоит доказать или опровергнуть, и вам придется формулировать ее самостоятельно ( по другой схеме)
Виды тем
«Мой любимый рассказ А.И.Куприна» ( назывное )
«Люблю грозу в начале мая…» ( О/Л )
«Честь и долг - главное для семьи капитана Миронова».( двусоставное, простое )
«Как ни притворствуешь и как ты ни хитришь, но свойства злобные души не утаишь.»(К.Ф.Рылеев) ( сложное )
Что нужно выделять в каждой теме?
Тема-предмет
Если к теме можно поставить только один
вопрос: «О чѐм надо рассуждать в этой теме?»
Задача пишущего – сформулировать основную
мысль будущего сочинения, ответив на вопрос:
«О чѐм и что надо говорить о предмете речи?»,
затем подобрать аргументы и доказать
имеющуюся основную мысль.
(«Война в творчестве М.Ю.Лермонтова»);
Что нужно выделять в каждой теме?
2.Тема- признак
Если к теме можно поставить вопрос: «Что надо
говорить о неназванном предмете? Каков
признак этого предмета?»
Задача пишущего – сформулировать основную
мысль будущего сочинения, ответив на вопрос:
«О чѐм надо рассуждать и что нужно говорить о
предмете речи?» , затем подобрать аргументы и
доказать имеющуюся основную мысль.
(«В те темные годы, лихие…»; «Униженные и оскорбленные» (По одному из
произведений русской литературы ХХ века) и т.п.
Сложность
Темы- признака и темы- предмета состоит в том, что главная мысль будущего сочинения формулируется самостоятельно .
Тема-суждение
К такой теме можно поставить два вопроса: «О чѐм надо рассуждать?» и «Какой признак приписан предмету, над которым мы рассуждаем?»
В такой теме содержится основная мысль будущего сочинения
Задача пишущего – подобрать аргументы и доказать имеющуюся основную мысль.
Например
В теме «Человек-это звучит гордо» (М.Горький) речь идет о человеке .
В теме «Надо вырабатывать душу» (Ю.Лотман) речь идет душе, это тема безличного предложения.
Словосочетание -это лишь элемент суждения , поэтому фиксирует предмет рассуждения или его признак: «Вспоминая минувшие дни…» заявлен лишь предмет , о котором следует рассуждать- мысли о сегодняшнем дне; их содержание (признак суждения) не раскрыты . («Сатиры смелый властелин…» - представлен признак предмета, но сам предмет (кто «сатиры смелый властелин»?) не назван .
4.Иногда тему-суждение можно восстановить из формулировки-словосочетания: предметом темы «Сон русской жизни» (По романам И.А.Гончарова) является русская жизнь, описанная в романах И.А.Гончарова, а признаком–содержание , существенный признак: состояние, напоминающее сон. В таком словосочетании обязательно есть отвлечѐнное существительное со значением признака (состояния, действия). Переформулировав тему, можно обнаружить суждение: «Русская жизнь есть сон»
Такой прием чаще всего используют, если в формулировке темы есть метафора.
Вариант работы
Долг и честь – главное для семьи капитана Миронова (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)
Задаем вопросы к каждому слову темы:
Что такое долг и честь?
Долг и честь – это важные нравственные понятия, обозначающие обязанность, верность, справедливость, правдивость.
Почему долг и честь – главное качества?
Эти качества необходимы каждому для того, чтобы человек правильно оценивал свои действия, действия других людей , делал правильный выбор, мог жить и поступать по-человечески.
Почему семья играет важную роль в воспитании данных качеств?
Миронов Иван Кузьмич, сын солдата, с детства приученный в семье к главным человеческим понятиям, следовал им всю жизнь, по таким же правилам воспитывал свою дочь, будучи настоящим офицером, и оставался им до конца, не изменив себе даже перед лицом смерти, руководствовался законами офицерской чести и воинской присягой Отчизне.
Что значит поступать по понятиям чести и долга для капитана Миронова?
Он не мог поступить иначе и потому ,что по его приказу гарнизон отстреливался от бунтовщиков, а не попрятался в казармах, и потому , что жена его, Василиса Егоровна, категорически отказалась покинуть мужа и укрыться с дочерью в Оренбурге, на него ровнялась его дочь, Маша - все проявили мужество и отвагу. Разве мог он ,русский офицер, поступить иначе?
Таким образом, честь и долг для семьи Мироновых не просто слова или отвлеченные понятия, а важнейшие человеческие качества, которыми должен обладать каждый гражданин, а прививаются эти качества, в первую очередь, в семье, чтобы они стали неотъемлемая часть их характера.
Начало основной части
Попробуем обратиться к (произведению или к эпизоду из произведения (вместо слова «произведение» назвать жанр ), назвать автора , заглавие, имя или имена необходимых для данного сюжета героев)