урок-презентация по литературному чтению в 5 классе казахской школы. На полное и глубокое изучение литературных произведении в казахской школе уделено очень мало времени. Поэтому хоть с помощью слаидов стараешься дать детям больше знании и понятии. Мне нравится содержание рассказа Тургенева "Перепелка". Этот рассказ учит доброте. (К уроку дети должны были найти дополнительный материал о перепёлке)
- Кто эта бедняжка?
- Что вы можете ещё сказать об этой птице?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Подготовила: учительница русского языка и литературы сш № 11 города Кызылорды Кызылординской области Есентаева Дина Лауиевна
Цели урока:
1. о бразовательная – дать ученикам понятие о жизни и творчестве И.С.Тургенева, как одного из корифеев русской литературы; усвоить содержание рассказа, узнать новые слова; усвоить имена героев рассказа; научиться выразительно читать рассказ;
2. воспитательная – привить детям нравственные основы: любить природу и животных, уметь сострадать;
3. развивающая – развивать устную грамотную речь учащихся, обогащение словарного запаса, развитие глубокого понимания художественного текста.
Методы: слово учителя, беседа, комментированное чтение
Наглядности: портрет писателя, иллюстрации к рассказу, картины с изображением перепелки, использование мультимедииного кабинета для показа слаидов.
Биография Ивана Тургенева
В 1852 году публикуется книга Тургенева «Записки охотника». Роман Тургенева «Отцы и дети» создается во время ссылки в имение в Спасском (1862). Проза Тургенева охватывает множество тематик. К одним из самых знаменитых рассказов Тургенева относятся «Муму», «Бежин луг» (и другие из серии записок Тургенева), «Ася», романов – «Накануне», «Дворянское гнездо», «отцы и дети». В конце 1870х -начале 1880х годов в биографии Тургенева популярность быстро возросла, однако в результате тяжелой болезни он умирает в 1883 году .
Разминка. Давайте прочитаем и посоревнуемся «Кто лучше » читает скороговорку.
перепелка
Обыкнове́нный пе́репел, или перепёлка лат. Coturnix coturnix; устаревшее название — лат. Coturnix dactylisonans s. communis — птица подсемейства куропатковых отряда курообразных .
Чтение рассказа «Перепелка»
Отец мой был страстным охотником; и как только не был занят по хозяйству – и погода стояла хорошая,- он брал ружьё, звал своего старого Трезора и отправлялся стрелять куропаток и перепелов. …
Он часто брал меня с собою… большое это было для меня удовольствие! Я надевал через плечо фляжку – и воображал себя охотником!... Когда же раздавался выстрел, и птица падала, я всякий раз подпрыгивал на месте и даже кричал – так мне было весело, и никакой жалости я не ощущал. ..
Вдруг Трезор сделал стойку; отец мой закричал: «Пиль!» — и из-под самого носа Трезора вскочила перепелка — и полетела. Только полетела она очень странно: кувыркалась, вертелась, падала на землю — точно она была раненая или крыло у ней надломилось.
Отец даже выстрелить не мог, он боялся, что зацепит дробью собаку. И вдруг смотрю: Трезор наддал, — и цап! Схватил перепелку, принес и подал ее отцу. Отец взял ее и положил себе на ладонь, брюшком кверху.
Я подскочил. «Что это, говорю, она раненая была?» — «Нет, — ответил мне отец, — она не была раненая; а у ней, должно быть, здесь близко гнездо с маленькими, и она нарочно притворилась раненой, чтобы собака могла подумать, что ее легко поймать». — «Для чего же она это делает?» — спросил я.
«А для того, чтобы отвести собаку от своих маленьких. Потом бы она хорошо полетела. Только на этот раз она не разочла; уж слишком притворилась — и Трезор ее поймал». — «Так она не раненая?» — спросил я опять. «Нет... но живой ей не быть... Трезор ее, должно быть, даванул зубом».
«Папаша! — сказал я, — да, может быть, она не умрет...» — и хотел погладить перепелочку по головке. Но отец сказал мне: «Нет! Вот посмотри; у ней сейчас лапки вытянутся, она вся затрепещется, и закроются ее глаза». Так оно точно и случилось. Как только у ней закрылись глаза — я заплакал.
. «Чему ты?» — спросил отец и засмеялся. «Жаль мне ее, — сказал я. — Она долг свой исполняла — а ее убили! Это несправедливо!» — «Она схитрить хотела, — ответил мне отец. — Только Трезор ее перехитрил». «Злой Трезор! — подумал я... да и сам отец показался мне на этот раз недобрым. — Какая же тут хитрость?
Тут любовь к детенышам, а не хитрость! Если ей приказано притворяться, чтобы детей своих спасать, — так не. следовало Трезору ее поймать!» Отец хотел было сунуть перепелку в ягдташ, но я ее у него…..
Слова урока жалость –аяу, есіркеу куропатка – шіл отправляться – идти перепел (перепелка) – бѳдене родник (родничок) – қайнар бұлақ
Сочились – текли хутор – ауыл несправедливо - әділетсіз нетронутая трава – нескошенная трава сделать стойку – увидеть дичь и замереть отвести собаку – обмануть собаку.
Работа с учебником.
*Практическое задание:
-Составьте портрет мальчика, используя слова на стр.159
-Подберите к словам синонимы:неожиданно, посмотрел, подвиг, поступок, очень большой
*Вопросы по содержанию 1 части:-Как писатель описывает удовольствие, которое герой испытывал, отправляясь на охоту с отцом?-Каким должен быть настоящий охотник, по мнению мальчика?-Какие чувства испытывал герой во время охоты?*Чтение 2 части рассказа, стр.157-159
*Вопросы по содержанию 2 части:-Как куропатка пыталась обмануть Трезора?-Что испытывал мальчик, глядя на раненую перепёлку?-Почему мальчик считал происходящее несправедливостью? Почему отец считал хитростью поведение перепёлки?-Как Тургенев показывает, что отец мальчика «страстный охотник»?-Как изменилось отношение мальчика к охоте после истории с перепелом?
4. Закрепление нового материала.I. Центральная проблема произведения.-Какую проблему раскрывает автор в данном произведении?(проблему жестокого, неосторожного отношения к природе, проблему внутреннего мира человека)
- В каком веке жил и занимался творчеством И. С. Тургенев? - Что вы можете рассказать о жизни и творчестве писателя? - В какое время живут персонажи? - Что вы знаете об укладе жизни того далёкого времени? II. - Что заставило автора говорить об этой проблеме? (существование жестокости)
Дети ищут и зачитывают цитаты-доказательства. “Раненая птица билась и хлопала крыльями то на траве, то в зубах Трезора – с неё текла кровь, а мне всё-таки было весело, и никакой жалости я не ощущал. Чего бы я не дал, чтобы самому стрелять из ружья и убивать куропаток и перепелов!”
(Перепела - самые маленькие представители куриного племени. Весят от пятидесяти до ста тридцати граммов. Оперение буроватое с тёмными и светлыми пестринами, брюшко светлое. У самцов горло бурое, у самки - беловатое, на груди пестрины. Перепёлка гнездо строит на земле. В кладке 7-15 грушевидных с крупными бурыми пятнами яиц. Окраска хорошо маскирует птицу, а вспугнутая перепёлка старается скрыться в каких-нибудь зарослях. При этом перепёлка бежит так быстро, что её трудно разглядеть. Взлетает она лишь, в крайнем случае, причём делает это очень шумно, летит довольно быстро, держась всегда низко над землёй. Летят они на зимовки за тысячи километров. Живут на лугах и в степях (но обязательно с густой растительностью), вблизи лесов, на опушках. Часто селятся на хлебных полях, сенокосных лугах-местах для перепелов опасных. Огромное количество перепелов гибнет под ножами сенокосилок. Основная пища перепелов - семена сорных трав. А во время выкармливания птенцов они уничтожают во множестве насекомых и их личинок. Этим перепёлки приносят большую пользу. А ведь кроме машин, губят их и браконьеры, и яды, которые применяют против вредных насекомых. И сейчас перепелов становится всё меньше и меньше).
Так какие стороны жизни волнуют автора? (учитель записывает на доске) Бездушие и Сострадание Ненависть и Любовь - По мнению автора, какими душевными качествами должен обладать человек? (любить, сострадать, переживать и жалеть) - Для чего создано произведение? (чтобы обогатить внутренний мир читателя
- Зачитайте отрывок, где Тургенев пишет о мелких дубовых кустиках. - Как вы считаете, автор достаточно полно описал этот уголок? (нет) - Почему? (потому что мальчика не привлекала красота природы, он был занят мыслями об охоте) - Закройте глаза и представьте, что вы оказались в этом леске. На что бы вы обратили внимание, что почувствовали? Каждый ученик говорит одно, два предложения.
(Например: Ласково греет солнышко. Пахнет земляникой и цветами. Жужжат трудолюбивые пчелы. Дует теплый ветерок. Заливисто поют птицы. И т.п.) - Как вы думаете, смог бы мальчик думать об охоте, если бы обратил внимание на окружающую его красоту?(не смог бы). - Правильно, красота обогащает внутренний мир человека, он становится добрее и разумнее.
. Персонажи. (записи в тетрадях, либо слова подчёркнуты в учебниках карандашом).
МальчикПортрет
Глаголы
Чувства
- Расскажите о мальчике. (Рассказ начинать с портрета, далее использовать только ключевые глаголы и заканчивать рассказ тем, какими чувствами обладает персонаж.) - Меняется ли он? (Происходит нравственное пробуждение персонажа.) - Докажите.(дети анализируют действия мальчика) - Что послужило толчком для нравственного пробуждения? (Случай с перепёлкой) - Что почувствовали вы?
- Этот рассказ автобиографичный. Иван Сергеевич Тургенев пишет о своём детстве. Действительно с того самого дня он ходил в лес не ради охоты, он наблюдал, любовался природой, запоминал забавные случаи, а затем писал свои рассказы.
- Что хотел сказать автор своим произведением? (Он говорит читателю, что нужно относится к природе с любовью. Хотел вызвать в душах читателей жалость к окружающим нас животным. Человек- могущественный хозяин на Земле. Он может всё. Природа беззащитна перед ним. Сотни, тысячи лет он берёт у природы всё, что захочет. Вымирают редкие животные, исчезают растения, мелеют реки… Иван Сергеевич Тургенев призывает читателя быть бдительным. Читатель не остаётся равнодушным к погибшей перепёлке. Он вместе с персонажем мучается, переживает…Т.о.автор с помощью своего творчества вносит вклад в дело защиты природы, духовно обогащает душу человеческую. Воспитывает человека добрым, мудрым, внимательным).