Цели: определение главной мысли произведения И. Тургенева "Перепелка", ознакомление с новыми литературными терминами; развитие у учащихся беглого, выразительного и осознанного чтения, развитие творческой активности, умение выделять главное, существенное в изучаемом материале; воспитание внимательности, эмоциональности, доброты, умения сопереживать окружающим, бережного отношения к природе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«И. Тургенев. "Перепелка" »
Киселева Галина Николаевна-
Учитель начальных классов
Каменскуральской сш
Мендыкаринского района
Костанайской области
Цели: определение главной мысли произведения, ознакомление с новыми литературными терминами; развитие беглого, выразительного и осознанного чтения, воспитание доброты, умения сопереживать окружающим, бережного отношения к природе.
Оборудование:
Хрестоматия по внеклассному чтению для 4 класса «Родничок», портрет И.С. Тургенева
Рисунки птиц (перепёлки, дроф, куропатки, жаворонка). Фонохрестоматия «Голоса птиц»
Оргмомент.
Каждый день- всегда, везде
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонько сидим.
Скороговорка.
С перепелом перепел
В паре пел.
Перепела перепел
Перепел.
Определение цели урока
-Вы догадались, почему начали урок именно с этой скороговорки? «Перепелка» называется рассказ И. Тургенева.
-Понравился рассказ? Кого он взволновал? Что именно?
Мы продолжим работу над этим произведением.
Цели урока: определить основную мысль этого рассказа, познакомиться с новыми литературными терминами, развивать связную речь путём составления полных ответов на вопросы.
Работа над анализом произведения.
От имени кого ведётся повествование в рассказе? От имени взрослого или мальчика? Прочитайте первое предложение (От имени взрослого, который вспоминает своё детство)
Назовите действующих лиц этого рассказа. Дайтекраткие сведения о них. (Мальчик 10 лет, живёт с отцом на хуторе. Отец- страстный охотник. Трезор- охотничья собака. Умная, ловкая
Почему рассказ называется «Перепёлка»? (Перепёлка-храбрая, старая птица, защитница своих детей)
В центре воспоминаний героя лежит описание какого случая? (Как перепёлка погибла, защищая своих детей, т. е. случай с перепёлкой на охоте)
Можно ли сказать, что этот случай оставил глубокий след в памяти героя? (Он запомнил, потом вспомнил и рассказал, что мальчик даже плакал)
Этот случай изменил что-то в мальчике? (Он уже не мечтал об охоте, о ружье)
Как он относился к охоте? Используйте выборочное чтение.
Теперь расскажите своими словами.
Вспомните про охоту на дрофу. (Ему хотелось убить дрофу, что «после этого и жить не надо», обидно было мальчику, когда дрофа улетела.)
Вспомните, как он относился к жаворонкам? (Смотрел на них как на свою добычу)
Какую характеристику дадите мальчику до случая с перепёлкой? (Жестокий, безжалостный)
Можно ли сказать, что из него вырастал такой же страстный охотник, как отец?
2). Деление рассказа на части. (Проверка домашнего задания)
-Значит, всё в этом рассказе связано с этим случаем. То на сколько частей можно разделить его? (Три части)
-Часть до случая, описание самого случая, после случая.
-Какими словами начинается вторая часть? (с.9, последний абзац).Третья часть?(с.13 Но вот, что удивительно…)
-Какие названия дали частям? (Выслушивание детей)
-Выберем самые удачные. Запишем в тетради.
1 часть. Мальчик мечтает стать охотником.
2 часть. Перепёлка спасает своих детей.
3 часть. «Не сделался настоящим охотником»
Физкультминутка. Упражнения для глаз.
Ознакомление с литературными терминами.
1) В развитии событий, изображённых в литературном произведении, различают 3 момента:
Момент, когда наступает высшая точка напряжения в развитии событий, называется кульминацией.
Есть завязка. Это какой момент? Начальный момент)
Как называется заключительный момент? (Развязка)
-Запись терминов в тетради.
2) Прочитаем вторую часть рассказа. Определим кульминацию этого события.
-Чтение по «цепочке» на отметку. (4 ученика)
-Когда же наступила кульминация? (Перепёлка умерла, мальчик плачет)
3) В первой части мы видели мальчика безжалостного, которого и кровь убитых птиц не трогает. А в третьей части это какой мальчик? (Он изменился.
Ему очень жалко перепёлку, он плачет, хоронит птицу)
Что он думает об убийстве перепёлки? (Считает несправедливо убивать её. Ведь она мать, защищает своих детей)
При этом он как думает об отце и Трезор? (Обвиняет их про себя)
Этот трагический случай помогает раскрыть душу мальчика. Он в душе какой? (Добрый, ранимый)
Эти изменения в сыне удивляют отца. Но он его понимает. В чём это видно? (Даёт ему похоронить перепёлку, не стреляет в старого перепела)
Определение главной мысли рассказа.
1) Попробуем ответить: к акая же главная мысль этого рассказа? (Нужно беречь, любить всё живое, охранять природу.
-Какие качества в человеке помогают воспитывать этот рассказ?
(Доброту, умение сопереживать. Вам было жалко, вы волновались, переживали вместе с героем).
-Умение сопереживать- очень важное качество в человеке. И это очень нужно в наше жестокое время.
2) А что можно сказать о писателе? Как он относится к своему герою?
Положительно или отрицательно? (Он понимает, поддерживает во2 и 3 частях)
-Какой он сам человек? (Добрый1, наблюдательный, любит природу)
-Рассказ написан каким языком? (Понятным, простым)
-А читать было интересно? (Потому что очень выразительный язык)
-Возьмём для примера описание местности вокруг хутора (Чтение хором)
-Какие прилагательные? Какие сравнения?
-С. 8Какая птица на рисунке?
-Найдите строчки, относящиеся к этому рисунку. Есть ли средства выразительности?
(Пот градом лил и др.)
-Действительно автор-мастер русского слова. Он любил этот язык и говорил «О, великий, могучий, правдивый и свободный русский язык.»
-Произведение это художественное или научно-популярное?
3) Автор очень наблюдательный, хорошо знает природу, разбирается в птицах.
-Какие птицы встречается в рассказе? (Перепел, дрофа, куропатка, жаворонок, вальдшнеп-Все птицы кроме дрофы у нас встречаются.
-Дрофа быстро бегает. Живёт в степи, одна из самых крупных птиц в России. Находится под охраной. (Показ на рисунке)
-Перепёлка- из отряда куриных. В нашей стране населяет степи, поля, луга. Питается семенами растений, насекомыми Устраивает гнездо на земле в ямке среди хлебов и луговых трав. В гнезде 10 или больше яиц глинистого цвета. Самка сидит на яйцах очень прочно, не покидает даже при опасности. Птенцы до самого отлёта вместе с матерью. В случае опасности мать притворяется больной, старается привлечь внимание к себе, чтобы дать возможность птенцам скрыться.
-Какую характеристику можете дать перепёлке? (Трудолюбивая, любящая, бесстрашная)
4) Прослушивание пения перепёлки. По фонохрестоматии.