Просмотр содержимого документа
«Разработка урока внеклассного чтения для 4 класса И.С. Тургенев "Перепелка"»
Тема: Внеклассное чтение И. С. Тургенев «Перепёлка» .
Цель урока: Научить эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание текста; сформировать навык сравнения и анализа, развивать восприятие, память, внимание.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь прогнозировать содержание произведения; давать оценку героям произведения.
Личностные: воспитывать любовь к животным, к окружающему миру, воспитывать умение видеть, чувствовать, сопереживать;проявлять умение слушать и слышать собеседника, умение правильно излагать свою точку зрения, свою оценку прочитанного произведения.
Системно-деятельностные: применять приёмы анализа текста, определять главную мысль произведения; уметь выражать свои чувства, мысли; оценивать собственную и коллективную деятельность.
Оборудование: Портрет И.С. Тургенева, иллюстрации животных и птиц.
Ход урока
1.Организационныймомент
Каждый день- всегда, везде
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
2. Работа над скороговоркой.
С перепелом перепел в паре пел.
Перепела перепел перепел.
Тема урока: И. С. Тургенев “Перепелка”
Цели урока:
1) продолжить знакомство с произведением И. С. Тургенева “Перепелка”;
2) создать условия для анализа образов главных героев;
3) совершенствовать навыки выразительного чтения;
4) развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас;
5) содействовать формированию таких качеств как доброта, милосердие,
-Как называют самку перепела? Правильно, перепёлка.
2. Проверка домашнего задания
- Вы читали дома произведение, которое называется “Перепелка”
- К какому литературному жанру оно относится? (рассказ)
- Что отличается рассказ от повести?
(Рассказ посвящен одному событию из жизни героя. По объему он меньше
повести)
найденных дома самостоятельно).
3.Сообщение темы и цели урока:
Сегодня на уроке мы продолжим работать над произведением И.С.Тургенева «Перепёлка» , будем учиться говорить, правильно мыслить, работать в группе, высказывать свою точку зрения, а главное, проявлять любовь ко всему живому на планете.
Девизом нашего урока станут слова «Мы в ответе за всё живое на планете!»
4. Работа по теме урока
1. Знакомство с писателем (подготовленный ученик)
-Глядя на портрет писателя, каким человеком он вам представляется? (характер)
Иван Сергеевич Тургенев родился 28 октября (9 ноября) 1818 года в городе Орел. Семья его и по матери, и по отцу принадлежала к дворянскому классу. Детство он провёл в окружении великолепной природы. Мать писателя, Варвара Петровна, была умна, образованна, много читала, знала несколько иностранных языков. Первое образование Тургенев получил в имении Спасском-Лутовинове. Грамоте мальчика учили немецкие и французские учителя. В 1827 году семья переехала в Москву, где Иван Сергеевич продолжил своё образование под руководством московских педагогов. Также учился за границей, после чего путешествовал по Европе. В студенческие годы Тургенев начал писать небольшие лирические стихотворения. На всю жизнь сохранил Тургенев в своём сердце любовь к родному краю.
2. Словарная работа: Хутор, ягдташ, зеленя, драхва (дрофа), Петров день, горничная, не разочла.
-Объясните значение данных слов.
Хутор- небольшой посёлок.
Ягдташ –охотничья сумка для дичи.
Петров день- церковный праздник. -Что вы знаете о дрофе? Почему она занесена в «Красную книгу»?
-Какие близкие по значению слова можно подобрать к словам - горничная, не разочла.
5. Беседа о первоначальном восприятии содержания.
- Назовите главных героев рассказа. Дайте краткие сведения о них.
- Кто рассказывает о случившемся? (автор, воспоминание о детстве)
- Какие чувства вызвал у вас рассказ?
6. Физминутка
Ну-ка, птички, полетели, Полетели и присели, Поклевали зернышки, Поиграли в полюшке, Водички попили, Перышки помыли, В стороны посмотрели, Прочь улетели. (Ходьба, переходящая в бег.)
7. Продолжение работы по теме урока.Работа над образом героя.
Работа в группах по заданиям, распечатанным на карточках.
1 группа
1группа
- Прочитать фрагмент текста «…Когда же раздавался выстрел – водилось множество»
- Чему радуется мальчик во время охоты? О чем мечтает?
мечтает?
2 группа
2 группа
2 группа
- Прочитайте эпизод гибели перепелки от слов «Вдруг Трезор сделал стойку – Несправедливо это!»
- Какие чувства захлестнули мальчика?
3 группа
- Прочитайте диалог отца с сыном по ролям.
Прочитайте диалог отца с сыном по ролям (стр. 60 5-6 абзац).
3 группа
1) Прочитайте фрагмент текста (стр. 60 абзац 2-4).
2) Ответьте на вопросы:
- Какие слова писатель выбирает, чтобы подчеркнуть глубину переживания героя?
переживания героя?
- Что поразило мальчика в поведении птички? (защищала детенышей, несправедливость ее гибели)
- Что думает мальчик об отце и Трезоре?
- Что означает выражение ''закричал благим матом’’
- Чего испугался мальчик?
4 группа
- Прочитайте эпизод «Мальчик хоронит птичку» от слов «…Потом я подошел к отцу – и далеко виднелся»
чистый платок…)
- Как он это делает? Почему?
- Уходя, мальчик оглядывается несколько раз. Почему он ведет себя так?
Выступление представителей групп.
2. Выборочное чтение:
-Что изменилось в настроении героя после гибели перепелки?
-Что поразило мальчика в поведении птички?
-Какие слова помогают понять чувства мальчика?
-Как ведет себя мальчик, увидев гнездо?
- Как отнесся отец к слезам сына?
3. Игровой момент «Суд».
Можно ли осудить отца и Трезора в гибели перепёлки?
4.Составление плана
Разделите рассказ на три части . Озаглавьте .
1………………………………………
2………………………………………
3………………………………………
8. Подведение итогов урока
- Чему научил мальчика случай с перепелкой?
- В чем же заключается главная мысль рассказа? (Человек должен любить природу, охранять ее, заботиться о ней и о ее жителях)
природу, охранять ее, заботиться о ней, беречь ее)
- Какие качества в человеке помогает воспитывать этот рассказ?
Вывод: Перепёлка– мать, она хотела спасти и защитить своих птенцов, у животных такие- же чувства как у людей, они также любят, воспитывают, растят своих детёнышей.
Слово учителя: Мы все знаем, что природу надо охранять. И мы должны помнить, что «мы в ответе за всё живое на планете». Ты и только ты должен стать милосердным, любящим, заботливым, участливым к природе, которую мы называем матерью.
9. Домашнее задание
«Письмо – обращение к людям»
(отразить гуманное отношение к животным, друг к другу, проследить проблему взаимоотношения с природой).
10.Выставление отметок.
- Урок подошел к концу, я думаю, что сегодня вы сделали для себя правильные выводы, пронесли через себя боль, чувство утраты и ценность представления о жизни для вас стала намного выше.
до конца (стр. 59 4 абзац, стр. 60) )
2) Ответьте на вопрос: Какие чувства захлестнули мальчика?