Просмотр содержимого документа
«Особенности технологии развития критического мышления (презентация для семинара учителей)»
Технология развития критического мышления
Лучше иногда задавать вопросы, чем знать наперед все ответы
Дж.Тэрбер
Авторы технологии: Дж.Стил, К.Мередит, Ч.Темпл Методологическая основа идеи: Ж.Пиаже, Л.С.Выготский, П.П.Блонский
Целевое назначение технологии
- формирование таких гражданских умений и навыков, как:
умение вырабатывать своё собственное мнение,
осмыслить опыт,
прийти к определенным умозаключениям,
логично выстроить цепь доказательств,
выразить себя ясно и уверенно.
Признаки
критического мышления
поиск альтернатив;
использование аргументов при доказательствах и опровержениях;
критическое отношение к чужим и собственным мыслям;
готовность к самостоятельной работе;
наблюдательность;
стремление к всесторонней осведомленности;
открытость;
стройность и цельность рассуждений;
умение выделять в тексте, факте основное.
Дидактические особенности технологии
обучение направленно на формирование обобщенных знаний, умений, навыков и способов мышления
создаются условия для вариативности и дифференциации
используется положительное стимулирование учеников
появляется реальная возможность интеграции отдельных дисциплин
формируются направленность на самореализацию, потребность в рефлексии, в самоутверждении
Дидактические аспекты
активность субъектов образовательного процесса;
связь обучения с жизнью;
ценность личности;
сотрудничество в обучении;
развитие навыков общения.
Базовая модель технологии развития критического мышления.
В основе технологии лежит следование трём фазам:
Рефлексия
Осмысление новой информации
или Реализация
Вызов
Фаза ВЫЗОВА
Задачи:
актуализировать знания;
пробудить познавательный интерес;
помочь определить направления в изучении темы.
Приемы:
Мозговая атака (парная или групповая).
Ключевые термины.
Перепутанные логические цепи.
Свободное письменное задание.
Разбивка на кластеры.
Знаем/Хотим узнать/ Узнали (З-Х-У).
Дерево предсказаний.
Отсюда – сюда.
Фаза осмысления
Задачи:
помочь активно воспринимать изучаемый материал;
помочь соотнести старые знания с новыми.
Приемы:
Система маркировки текста I.N.S.E.R.T .
Взаимоопрос.
Взаимообучение.
Разработки для самостоятельных занятий.
Двойные дневники.
Сравнительная таблица.
Фаза рефлексии
Задачи:
помочь самостоятельно обобщить изученный материал;
помочь самостоятельно определить направления изученного материала.
Приемы (зависят от приемов вызова ) :
Мозговая атака (парная или групповая).
Возвращения к ключевым терминам, кластерам, З-Х-У, разработкам для самостоятельных работ, двойным дневникам.
Маркировочная таблица.
Техника подведения дискуссии.
«Оставьте за мной последнее слово».
Эссе.
Графическая организация материала.
Бортовые журналы.
Синквэйн.
Основные приемы ТРКМПриемы по развитию навыков составления вопросов
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов
?
?
Дайте три объяснения, почему…?
Объясните, почему…?
Почему вы думаете…?
Почему Вы считаете…?
В чем различие…?
Предположите, что будет, если…?
Что, если…?
Кто…?
Что…?
Когда…?
Может…?
Будет…?
Мог ли…?
Как звать…? Было ли…?
Согласны ли Вы…?
Верно ли…?
Красивое многоточие…(5 мин.)
Пишем синквейн
Правила написания синквейна:
Одно слово.Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь.
Два слова.Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета.
Три слова.Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия.
Фраза из четырех слов.Выражает личное отношение автора к предмету или объекту.
Одно слово.Характеризует суть предмета или объекта.
Ромашка Блума
Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала и ориентированы на работу памяти
Уточняющие вопросы– «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…»
Интерпретирующиевопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?)
Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке
Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете , что произойдет дальше…?»
Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»
Кластеры (гроздья)
Кластер – способ графической организации учебного материала
«Оценочное окно»
Сразу могу
Совсем непонятно
применить
Хорошо понятно
Никогда не смогу
применить
ПМИ (Плюс –Минус –Интересно)автор Эдвард де Боно
Плюс»(+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что хорошего?»
«Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?»
«?» - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей
Проводится игра с интригующим названием «Таинственные значки»
Из списка слов – каждый из играющих выбирает одно или два и рисует их в виде символов –глоссов
При этом никто не знает о выборе другого игрока
Создается выставка и все отгадывают рисунки друг друга
После того, как значение какого-либо из рисунков отгадано, автор поясняет его
Можно составить словарь – глоссарий
Приемы по развитию навыков ведения дискуссии
Ролевая игра
Перекрестная дискуссия
Спор-диалог
Метод углов ( учащиеся расходятся по углам в соответствии с определенной позицией. Аргумент одной группы – контраргумент другой. Учащиеся могут переходить в другой угол. Колеблющиеся сидят в центре класса, в процессе дискуссии могут присоединиться к той или иной группе)
6 шляп(чтобы мыслить – в соответствии с цветом шляпы, ученик доказывает ту или иную точку зрения)
object(ArrayObject)#865 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(232) "Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях современной общеобразовательной школы "
["seo_title"] => string(144) "primienieniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-sovriemiennoi-obshchieobrazovatiel-noi-shkoly"
["file_id"] => string(6) "191826"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1427373056"
}
}