kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности технологии развития критического мышления (презентация для семинара учителей)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Признаки критического мышления:

  • поиск альтернатив;
  • использование аргументов при доказательствах и опровержениях;
  • критическое отношение к чужим и собственным мыслям;
  • готовность к самостоятельной работе;
  • наблюдательность;
  • стремление к всесторонней осведомленности;
  • открытость;
  • стройность и цельность рассуждений;
  • умение выделять в тексте, факте основное.

Просмотр содержимого документа
«Особенности технологии развития критического мышления (презентация для семинара учителей)»

Технология развития критического мышления  Лучше иногда задавать вопросы, чем знать наперед все ответы  Дж . Тэрбер

Технология развития критического мышления

Лучше иногда задавать вопросы, чем знать наперед все ответы

Дж . Тэрбер

Авторы технологии: Дж.Стил, К.Мередит, Ч.Темпл  Методологическая основа идеи: Ж.Пиаже, Л.С.Выготский,  П.П.Блонский Целевое назначение технологии - формирование таких гражданских умений и навыков, как:

Авторы технологии: Дж.Стил, К.Мередит, Ч.Темпл Методологическая основа идеи: Ж.Пиаже, Л.С.Выготский, П.П.Блонский

Целевое назначение технологии

- формирование таких гражданских умений и навыков, как:

  • умение вырабатывать своё собственное мнение,
  • осмыслить опыт,
  • прийти к определенным умозаключениям,
  • логично выстроить цепь доказательств,
  • выразить себя ясно и уверенно.
Признаки критического мышления

Признаки

критического мышления

  • поиск альтернатив;
  • использование аргументов при доказательствах и опровержениях;
  • критическое отношение к чужим и собственным мыслям;
  • готовность к самостоятельной работе;
  • наблюдательность;
  • стремление к всесторонней осведомленности;
  • открытость;
  • стройность и цельность рассуждений;
  • умение выделять в тексте, факте основное.
Дидактические особенности технологии

Дидактические особенности технологии

  • обучение направленно на формирование обобщенных знаний, умений, навыков и способов мышления
  • создаются условия для вариативности и дифференциации
  • используется положительное стимулирование учеников
  • появляется реальная возможность интеграции отдельных дисциплин
  • формируются направленность на самореализацию, потребность в рефлексии, в самоутверждении
Дидактические аспекты

Дидактические аспекты

  • активность субъектов образовательного процесса;
  • связь обучения с жизнью;
  • ценность личности;
  • сотрудничество в обучении;
  • развитие навыков общения.
Базовая модель технологии развития критического мышления. В основе технологии лежит следование трём фазам: Рефлексия Осмысление новой информации или Реализация Вызов

Базовая модель технологии развития критического мышления.

В основе технологии лежит следование трём фазам:

Рефлексия

Осмысление новой информации

или Реализация

Вызов

Фаза ВЫЗОВА Задачи:  актуализировать знания;  пробудить познавательный интерес;  помочь определить направления в изучении темы.   Приемы:

Фаза ВЫЗОВА

Задачи:

  • актуализировать знания;
  • пробудить познавательный интерес;
  • помочь определить направления в изучении темы.

Приемы:

  • Мозговая атака (парная или групповая).
  • Ключевые термины.
  • Перепутанные логические цепи.
  • Свободное письменное задание.
  • Разбивка на кластеры.
  • Знаем/Хотим узнать/ Узнали (З-Х-У).
  • Дерево предсказаний.
  • Отсюда – сюда.
Фаза осмысления Задачи:  помочь активно воспринимать изучаемый материал;  помочь соотнести старые знания с новыми.   Приемы:

Фаза осмысления

Задачи:

  • помочь активно воспринимать изучаемый материал;
  • помочь соотнести старые знания с новыми.

Приемы:

  • Система маркировки текста I.N.S.E.R.T .
  • Взаимоопрос.
  • Взаимообучение.
  • Разработки для самостоятельных занятий.
  • Двойные дневники.
  • Сравнительная таблица.
Фаза рефлексии Задачи:  помочь самостоятельно обобщить изученный материал;  помочь самостоятельно определить направления изученного материала.   Приемы (зависят от приемов вызова ) :

Фаза рефлексии

Задачи:

  • помочь самостоятельно обобщить изученный материал;
  • помочь самостоятельно определить направления изученного материала.

Приемы (зависят от приемов вызова ) :

  • Мозговая атака (парная или групповая).
  • Возвращения к ключевым терминам, кластерам, З-Х-У, разработкам для самостоятельных работ, двойным дневникам.
  • Маркировочная таблица.
  • Техника подведения дискуссии.
  • «Оставьте за мной последнее слово».
  • Эссе.
  • Графическая организация материала.
  • Бортовые журналы.
  • Синквэйн.
Основные приемы ТРКМ  Приемы по развитию навыков составления вопросов Таблица «толстых» и «тонких» вопросов  ? ? Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему вы думаете…? Почему Вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли Вы…? Верно ли…?

Основные приемы ТРКМ Приемы по развитию навыков составления вопросов

  • Таблица «толстых» и «тонких» вопросов

?

?

Дайте три объяснения, почему…?

Объясните, почему…?

Почему вы думаете…?

Почему Вы считаете…?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

Кто…?

Что…?

Когда…?

Может…?

Будет…?

Мог ли…?

Как звать…? Было ли…?

Согласны ли Вы…?

Верно ли…?

Красивое многоточие…  (5 мин.) Пишем синквейн Правила написания синквейна:  Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь. Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета. Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия. Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту. Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта.

Красивое многоточие… (5 мин.)

Пишем синквейн

Правила написания синквейна:

  • Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь.
  • Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета.
  • Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия.
  • Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту.
  • Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта.

Ромашка Блума

Ромашка Блума

  • Простые вопросы (фактические вопросы) требуют знания фактического материала и ориентированы на работу памяти
  • Уточняющие вопросы «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…»
  • Интерпретирующие вопросы (объясняющие) побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?)
  • Оценочные вопросы (сравнение) необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке
  • Творческие вопросы (прогноз) «Как вы думаете , что произойдет дальше…?»
  • Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»
Кластеры (гроздья) Кластер – способ графической организации учебного материала

Кластеры (гроздья)

Кластер – способ графической организации учебного материала

«Оценочное окно»  Сразу могу      Совсем непонятно      применить      Хорошо понятно  Никогда не смогу применить

«Оценочное окно»

Сразу могу

Совсем непонятно

применить

Хорошо понятно

Никогда не смогу

применить

ПМИ (Плюс –Минус –Интересно)  автор Эдвард де Боно Плюс»  (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что хорошего?» «Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?» «?» - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей  «Что в этом интересного?»

ПМИ (Плюс –Минус –Интересно) автор Эдвард де Боно

  • Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что хорошего?»
  • «Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?»
  • «?» - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей

«Что в этом интересного?»

Таблица Донны Огл  «Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ)  З – что мы  знаем Х – что мы  хотим узнать У – что мы узнали и что нам осталось узнать

Таблица Донны Огл «Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ)

З – что мы

знаем

Х – что мы

хотим узнать

У – что мы узнали и что нам осталось узнать

«Бортовые журналы» Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста?

«Бортовые журналы»

Что мне известно

по данной теме?

Что нового я узнал из текста?

Сюжетные таблицы Кто? Что? Когда? Где? Почему?

Сюжетные таблицы

Кто?

Что?

Когда?

Где?

Почему?

Инсерт  (условные значки) V (осознать новые знания) + (исправить неверные предположения) Я это знал Это для меня абсолютно новое - (исправить неверные предположения ? (побудить дальнейший интерес к теме) Это противоречит тому, что я знал Я хочу знать об этом больше

Инсерт (условные значки)

V

(осознать новые знания)

+

(исправить неверные предположения)

Я это знал

Это для меня абсолютно новое

-

(исправить неверные предположения

?

(побудить дальнейший интерес к теме)

Это противоречит тому, что я знал

Я хочу знать об этом больше

Прием составления глоссария

Прием составления глоссария

  • Проводится игра с интригующим названием «Таинственные значки»
  • Из списка слов – каждый из играющих выбирает одно или два и рисует их в виде символов –глоссов
  • При этом никто не знает о выборе другого игрока
  • Создается выставка и все отгадывают рисунки друг друга
  • После того, как значение какого-либо из рисунков отгадано, автор поясняет его
  • Можно составить словарь – глоссарий
Приемы по развитию навыков ведения дискуссии

Приемы по развитию навыков ведения дискуссии

  • Ролевая игра
  • Перекрестная дискуссия
  • Спор-диалог
  • Метод углов ( учащиеся расходятся по углам в соответствии с определенной позицией. Аргумент одной группы – контраргумент другой. Учащиеся могут переходить в другой угол. Колеблющиеся сидят в центре класса, в процессе дискуссии могут присоединиться к той или иной группе)
  • 6 шляп (чтобы мыслить – в соответствии с цветом шляпы, ученик доказывает ту или иную точку зрения)
  • Аквариум
Стратегия  «Отсюда – сюда»    2 Каждый член группы получает  «свой» объект исследования 1 Группа получает общее задание по теме 4 Обмен информацией в группе 3 Сбор информации об объекте  Выделение общего 5 для запоминания основной части таблицы 6 Заполнение таблицы 7 Написание совместного  исследования по теме 8 Презентация исследования

Стратегия «Отсюда – сюда»

2 Каждый член

группы получает

«свой» объект исследования

1 Группа получает

общее задание по теме

4 Обмен информацией в группе

3 Сбор информации

об объекте

Выделение общего

5 для запоминания

основной части таблицы

6 Заполнение таблицы

7 Написание совместного

исследования по теме

8 Презентация исследования

Типы уроков  в технологии критического мышления

Типы уроков в технологии критического мышления

  • Работа с информационным текстом.
  • Работа с художественным текстом.
  • Взаимообучение.
  • Письмо.
  • Дискуссия.
  • Урок-исследование.
литература  русский язык естествознание история искусство МХК математика Область применения

литература

русский язык

естествознание

история

искусство

МХК

математика

Область применения

Мысль в подарок… Умеющие мыслить умеют  задавать вопросы.   Э. Кинг

Мысль в подарок…

Умеющие мыслить умеют

задавать вопросы.

Э. Кинг


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Шеина Елена Владимировна

Дата: 04.05.2016

Номер свидетельства: 324193

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях современной общеобразовательной школы "
    ["seo_title"] => string(144) "primienieniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-sovriemiennoi-obshchieobrazovatiel-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "191826"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427373056"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) ""Применение инновационных технологий на уроках русского языка""
    ["seo_title"] => string(71) "primienieniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "257459"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448338833"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "План работы ШМО учителей начальных классов МОБУ СОШ с. Новофёдоровское"
    ["seo_title"] => string(78) "plan_raboty_shmo_uchitieliei_nachal_nykh_klassov_mobu_sosh_s_novofiodorovskoie"
    ["file_id"] => string(6) "393097"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1487401786"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Презентация на тему : "Олимпийское образование на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(92) "priezientatsiia-na-tiemu-olimpiiskoie-obrazovaniie-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "122928"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414355231"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Творческий отчет "Развитие познавательной активности учащихся""
    ["seo_title"] => string(72) "tvorchieskii-otchiet-razvitiie-poznavatiel-noi-aktivnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "298874"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456412820"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства