Основные направления ? русской литературы ?XX столетия.
Основные направления ? русской литературы ?XX столетия.
Данная презентация может быть использована во время проведения вводного урока в 11 классе "Основные направления русской литературы XX столетия". В работе рассмотрены важнейшие исторические события в России начала 20 века, дана периодизация литературы того времени, рассмотрены литературные направления 20 века, а также их представители.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Основные направления ? русской литературы ?XX столетия. »
Основные направлениярусской литературыXXстолетия.Литература началаXXвека.
вводный урок литературы в 11 классе
ЛитератураXXвека
«Ни одна мировая литература не имела столь безграничного опыта тревог, надежд, обострённых нравственных исканий, боли за судьбу родного народа
в час опасности...»
В.А. Чалмаев
Три революции: 1905 года, Февральская, Октябрьская 1917 г.,
Русско-японскую война 1904-1905 гг.
Первая мировая война 1914-1918гг.,
Гражданская война
Сталинские репрессии
Вторая мировая война
Экологические катастрофы
ЛитератураXXвека
«Наше время трудновато для пера...»
В.В. Маяковский
«Ни одна мировая литератураXXвека, кроме русской, не знала столь обширного списка безвременно, рано ушедших из жизни мастеров культуры...»
В.А. Чалмаев
«XXвек всех нас переломал...»
М.И. Цветаева
Периодизация литератураXXвека
Русская литература
Серебряный век (1900 – 1917г.г.)
Первые десятилетия советской литературы (1917 – 1941г.г.)
литература в годы ВО войны (1941 -1945г.г.)
литература середины века (50 – 70-ые годы)
литература 80-90-ых годов
современная литература
Эмигрантская литература (литература русского зарубежья)
Серебряный век
«Серебряный век – это не столько время и отдельные творческие личности, сколько целостное мировоззрение, картина мира, в которой личность и творчество едины...»
В.А. Чалмаев
«...писали как жили, жили как писали»
В.А. Чалмаев
Историческая ситуацияв России началаXXвека
Последние годы XIX столетия стали поворотными для русской и западной культур. Начиная с 1890-х гг. и вплоть до Октябрьской революции 1917 года изменились буквально все стороны российской жизни, начиная от экономики, политики и науки, и заканчивая технологией, культурой и искусством. Новая стадия историко-культурного развития была невероятно динамична и, в то же время, крайне драматична. Можно сказать, что Россия в переломное для нее время опережала другие страны по темпам и глубине перемен, а также по колоссальности внутренних конфликтов.
Важнейшие исторические событияв России начала 20 века?
Три революции: 1905 года, Февральскую, Октябрьскую 1917 г.,
Русско-японскую войну 1904-1905 гг.
Первая мировая война 1914-1918гг.,
Гражданская война
Сталинские репрессии
«Культурный ренессанс»
«Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, виделись новые зори, соединялись чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни»
Н. Бердяев
Литературная полифония
Что есть искусство?
Какова роль искусства в обществе?
Каково влияние искусства на человека?
Какова связь искусства с жизнью?
Каким должно быть искусство будущего?
Каким должен быть творец?
Основные литературные направленияXXвека
Критический реализм.
Декаданс.
Модернистские течения:
символизм акмеизм футуризм
символизм акмеизм футуризм
символизм акмеизм футуризм
символизм акмеизм футуризм
символизм
акмеизм
футуризм
Социалистический реализм.
Критический реализм(XIXвек-началоXXвека)
Правдивое, объективное отображение действительности в ее историческом развитии.
Продолжение традиций русской литературы XIX века, критическое осмысление происходящего.
Человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами.
Пристальное внимание к внутреннему миру человека.
Декаданс (кон. 19 — нач. 20 вв.)
От франц. decadence; от средневекого лат. decadentia — упадок.
Настроение пассивности, безнадежности, неприятие общественной жизни, стремление замкнуться в мире своих душевных переживаний.
Оппозиция к общепринятой «мещанской» морали.
Культ красоты как самодовлеющей ценности.
Нигилистическая неприязнь к обществу, безверие и цинизм, особое «чувство бездны».
Декаданская лирика
Пустынный шар в пустой пустыне,
Как Дьявола раздумие...
Висел всегда, висит поныне...
Безумие! Безумие!
Единый миг застыл – и длится,
Как вечное раскаянье...
Нельзя ни плакать, ни молиться...
Отчаянье! Отчаянье!
Пугает кто-то мукой ада,
Потом сулит спасение...
Ни лжи, ни истины не надо...
Забвение! Забвение!
Сомкни плотней пустые очи
И тлей скорей, мертвец.
Нет утр, нет дней, есть только ночи.
Конец.
З. Гиппиус
Декаданская лирика
Так жизнь ничтожеством страшна,
И даже не борьбой, не мукой,
А только бесконечной скукой
И тихим ужасом полна,
Что кажется — я не живу,
И сердце перестало биться,
И это только наяву
Мне все одно и то же снится.
И если там, где буду я,
Господь меня, как здесь, накажет, —
То будет смерть, как жизнь моя,
И смерть мне нового не скажет.
Д.С. Мережковский
Модернизм(от франц. moderne — современный)
Понятие «модернизма» применялось ко всем течениям искусства 20 века, которые не соответствовали канонам социалистического реализма.
Совокупное наименование художественных тенденций, утвердивших себя во второй половине 19 века в виде новых форм творчества, где возобладало уже не столько следование духу природы и традиции, сколько свободный взгляд мастера, вольного изменять видимый мир по своему усмотрению, следуя личному впечатлению, внутренней идее или мистической грезе.
Новые художественные направления обычно заявляли о себе как искусстве в высшей степени «современном» (отсюда — само происхождение термина), наиболее чутко реагирующем на ритмику повседневно охватывающего нас «текущего» времени.
Серебряный век –поэзия началаXXвека.
Условное обозначение культурной эпохи в истории России рубежа 19 – 20 вв. и вошедшая в критику и науку с конца 1950-х – начала 1960-х гг.
Термин возник по аналогии с «Золотым веком». Формула «Серебряный век» имела оценочный характер. В 1920-1930-х гг. он противопоставлялся «Золотому веку» как эпоха, несущая несомненные черты вторичности, и в то же время утонченности.
Поэты Серебряного века создали новую концепцию мира и человека в этом мире: не все создаваемое людьми осознается, есть области, недоступные аналитическому разуму.
Ясность, утверждение реальной жизни, культ чувств над всем остальным.
Возврат слову его изначального, не символического смысла.
Анна Ахматова «Перед весной бывают дни такие»
Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом
отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие,
И теплый ветер нежен и упруг.
И легкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаешь,
А песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поешь.
Футуризм(начало 1910 г.)
Перестройка русской словесности, «искусство будущего» (от латинского f и t и r и m – будущее). Авангардное течение, отрицающее художественное и нравственное наследие.
Создание «заумного языка», игра слов и букв.
Любование словом вне зависимости от смысла. Словотворчество и словоновшество.
повести «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце»
романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита»
пьесы «Кабала святош», «Дни Турбиных», «Бег»
Литература началаXXвека
«Это время -Серебряный век – выдвинуло писателей, поразительных по разнообразию, смелости, остроте видения жизни и одухотворённости чувства... Они во многом проделали работу, которая была необходима России для её самопознания в наступивший переломный момент истории»