Сентиментализм как литературное направление
О литературных направлениях никогда не следует судить по названию, тем более что и смысл слов, которыми они обозначаются, со временем меняется. В современном языке «сентиментальный» обычно значит «слезливый, расслабленный, приторный». В 18 веке под словами «сентиментальность», «чувствительность» понимали иное: восприимчивость, способность откликнуться душой на всё, что окружает человека. Чувствительным называли того, кто восхищался добродетелью, красотами природы, созданиями искусства, кто сострадал людским скорбям. Первое произведение, в заглавии которого появилось это слово, – «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» англичанина Лоренса Стерна (1768 г.). Самый известный писатель сентиментализма Жан-Жак Руссо – автор трогательного романа «Юлия, или Новая Элоиза» (1761 г.)
Сентиментализм появился в Европе во второй половине 18 века, когда там господствовали просветительские идеи. Идеологи эпохи Просвещения считали, что мир можно сделать совершенным, если научить людей неким разумным нормам поведения. Писатели сентименталисты ставили ту же цель, только они утверждали, что не разум, а чувствительность должна спасти мир. Они считали, что воспитав в людях сострадание, можно победить всякое зло.
Чувствительность сказалась не только в литературе, но и в живописи, в убранстве интерьеров, особенно сильно – в парковом искусстве: новомодный «английский» парк каждым поворотом своих тропинок должен был неожиданным образом показывать природу и тем самым давать пищу для новых чувств.
Человек оценивался сентименталистами по его способности к глубоким переживаниям. Отсюда – интерес к внутреннему миру героя, изображение оттенков его чувств.
В отличие от классицистов, сентименталисты считают высшей ценностью не государство, а человека. Несправедливым порядкам феодального мира они противопоставили вечные и разумные законы природы. В связи с этим природа для сентименталистов – мерило всех ценностей, в том числе и самого человека.
Если классицисты создавали обобщённые характеры (ханжа, скряга, глупец, невежда), то сентименталистов интересуют конкретные люди с индивидуальной судьбой. Положительные герои в их произведениях наделены природной чувствительностью (отзывчивые, добрые, сострадательные, способные на самопожертвование), а отрицательные – расчётливые, эгоистичные, высокомерные, жестокие. Носителями чувствительности, как правило, являются крестьяне, разночинцы, сельское духовенство. Жестокими – дворяне, высшие духовные чины, представители власти.
Одно из основных открытий сентиментализма – индивидуализация героя и изображение богатого душевного мира простолюдина. Главным героем произведений стал обычный человек, а крестьянский быт часто изображался в пасторальных тонах.
Новое содержание потребовало и новой формы. Ведущими жанрами стали семейный роман, дневник, исповедь, роман в письмах, путевые заметки, элегия, послание.
В России сентиментализм зародился в 1760-е годы, его лучшими представителями являются Радищев и Карамзин. Как правило, в произведениях русского сентиментализма конфликт развивается между крепостным крестьянином и помещиком-крепостником, причём настойчиво подчёркивается нравственное превосходство первого.
Таким образом, можно выделить следующие черты литературного сентиментализма:
- главное в человеческой природе не разум, а чувство
- путь к идеальной, нравственной личности состоит в совершенствовании «естественных» чувств
- эталон – мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы
- деревня – символ нравственной чистоты и естественной жизни – резко противопоставляется городу – символу зла, суеты и неестественной жизни
- утверждение в произведении положительных ценностей и государственного идеала
Русский сентиментализм представлен, прежде всего, Карамзиным. Его повесть «Бедная Лиза» о несчастной любви бедной крестьянки к барину Эрасту, была очень популярна в конце 18 века. Лиза живёт вместе с матерью в окрестностях Москвы. Девушка продаёт в городе цветы и там знакомится с Эрастом. Эраст – это человек «с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным». Эраст оставляет Лизу и собирается жениться на богатой вдове. Потрясённая изменой Эраста, Лиза в отчаянии бросается в пруд и тонет. Этот трагический конец во многом предопределён сословным неравенством героев: Эраст – дворянин, а Лиза – крестьянка. Их брак оказался невозможен. «И крестьянки любить умеют», – говорит писатель, рассказывая о том, как мать Лизы хранит память о своём покойном муже. В повести Карамзина по-новому развивается идея внесословной ценности человека. Не знатность и богатство, а душевные качества, способность к глубокому чувству – вот главные человеческие достоинства.
Таким образом, в литературе сентиментализма теснее становились связи между человеком и природой, уделялось большое внимание личности человека, его внутреннему миру – это важнейшие черты литературы конца 18 века, которые получили дальнейшее развитие в 19 столетии.