Суть инициативы
Показать большие возможности и высокую результативность использования принципов «Педагогики общей заботы» И.П.Иванова в воспитании гражданской активности во внеклассной работе по русскому языку и литературе.
Новизна
Данный вопрос недостаточно проработан во внеклассной работе по русскому языку и литературе в том ракурсе и объеме, в каких он запрограммирован в проекте.
Основные идеи
Педагогическая философия И.П.Иванова является фундаментом моей авторской программы. Она позволяет при ее полном осмыслении и преломлении через внеклассную работу по русскому языку за короткий срок создать атмосферу творчества, «мажорный дух», комфортную среду, в которой развиваются лучшие природные качества личности, гражданская активность. Главное действующее лицо – ученик. Все делается вместе с ним, для него, сообразно его природе через художественно – эстетические творческие коллективные дела, которые помогают детям осознать свою уникальность и одновременно общность с другими.
Актуальность проблемы
Изучение теории и истории внеклассной работы убедило меня, что распространенная длительное время дробность и осуществление внеклассной работы как процесса передачи готового ранее накопленного опыта (нравственного, эстетического и др.) и усвоение этого опыта изжило себя. Такое понимание и осуществление можно назвать «педагогикой передачи и усвоения».
Оно складывалось столетиями и закреплялось прочнейшими традициями. Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. Мы живем во время крушения нравственных, гражданских идеалов: в сознании многих – вакуум. Поэтому, я считаю, что проводя внеклассную работу мы должны обращать взор учеников к доброму, вечному, воспитывать гражданскую активность.
Цели и задачи
Целенаправленное развитие гражданской активности,развитие общественно необходимых личностных отношений человека к окружающей жизни, к разным ее сторонам, к самому себе и целенаправленное преодоление общественно - чуждых личностных отношений человека к окружающей жизни, к разным ее сторонам, к самому себе,сохранения исторической памяти поколений, воспитание патриотизма как особой направленности, самореализации и социального поведения ребят, воспитание гражданина.
Задачи: сформировать определенные знания, умения, ценности и желание участвовать в общественно-политической жизни, воспитать внутреннюю свободу ученика, создать условия для раскрытия личностного творческого потенциала.
Принципы внеклассной работы
1. Совместная деятельность учителя и ученика.(вместе планируем, вместе проводим, вместе анализируем)
2.Заботливое отношение друг к другу, к окружающему миру
3.Принцип целесообразности(все делать с пользой)
4.Принципы творческого отношения к делу
Эти принципы направлены на развитие гражданской активности
Методы и приемы
Методы, используемые мной,общедоступны, не вызывают никаких материальных затрат, но требуют больших душевных сил.Они эффективны в наше время.
Общий - всестороннее товарищеское воздействие на личность
Методы товарищеского побуждения
С помощью этой группы методов у человека создается и укрепляется нужный эмоционально волевой настрой, развиваются высокие чувства, стремления, интересы, потребности, составляющие эмоционально-волевую сторону личности человека, воспитывается гражданская активность детей.
В этой группе можно выделить три подгруппы.
В первую входят следующие методы и приемы, с помощью которых возбуждается чувство радости и веры в свои силы, чувство чести, желание действовать на пользу и радость другим людям и себе:
увлечение радостной перспективой — ближней, средней, дальней;
увлечение добрым делом;
увлечение творческим поиском;
увлечение героическим;
увлечение красивым, прекрасным в природе, в искусстве, в поступках окружающих людей;
увлечение необычным, таинственным, загадочным;
увлечение смешным, веселым (юмором);
товарищеское поощрение;
товарищеская похвала;
товарищеская награда.
Ко второй группе методов и приемов относятся те, с помощью которых возбуждается и укрепляется чувство ответственность за себя и за товарищей:
товарищеское требование;
товарищеский контроль;
товарищеское напоминание;
товарищеская помощь;
товарищеское осуждение (его виды: товарищеское порицание словом, взглядом, мимикой, жестом;
товарищеская критика — развернутое обоснованное порицание; товарищеское наказание — лишение человека права на участие в общих действиях).
К третьей подгруппе относятся те методы и приемы, с помощью которых возбуждается и укрепляется чувство веры в свои силы и чувство ответственности:
доверие к человеку;
товарищеское внушение;
обращение к человеку, как к товарищу, за помощью.
Методы и приемы товарищеского приучения
С помощью этих методов в упражнениях (т.е. повторяющихся действиях, происходящих в стабильных обстоятельствах) развиваются умения, навыки и привычки человека, действенная сторона его личности:
оптимальный режим жизни — осуществление жизненно важных функций в определенное время, в определенной последовательности, без ущерба друг для друга;
товарищеское творческое поручение;
творческая товарищеская игра;
товарищеское соревнование;
товарищеские традиции (традиции товарищеской заботы, традиции коллективной чести);
товарищеский личный пример.
Методы и приемы товарищеского убеждения
С помощью этих методов у человека развивается понимание важности, красоты тех или иных действий, формируются взгляды, убеждения, т.е. развивается познавательно-мировоззренческая сторона личности, сторона сознания:
короткое товарищеское разъяснение;
рассказ-размышление;
беседа-размышление;
убеждение на собственном опыте;
обсуждение собственного опыта и опыта других;
товарищеский спор.
Основные средства внеклассной работы
Сущность - развитие гражданской активности детей.
Группу основных средств внеклассной работы составляют:
- коллективные творческие дела;
- творческие игры;
- товарищеское соревнование(КВН,турнир,бой, диспут, соревнование и т.д)
-творческие праздники.
Их важнейшие особенности:
- практическая направленность;
- воспитание гражданской активности;
-творческий характер;
-коллекивная организация;