kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Художественно - эстетические, коллективные, творческие дела как основа воспитания гражданской активности во внеклассной работе по русскому языку и литературе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Суть инициативы

 

Показать большие возможности и высокую результативность использования принципов «Педагогики общей заботы» И.П.Иванова в воспитании гражданской активности во внеклассной работе по русскому языку и литературе.

 

Новизна

 

Данный вопрос недостаточно проработан во внеклассной работе по русскому языку и литературе в том ракурсе и объеме, в каких он запрограммирован в проекте.

 

Основные идеи

 

Педагогическая философия И.П.Иванова является фундаментом моей авторской программы. Она позволяет при ее полном осмыслении и преломлении через внеклассную работу по русскому языку за короткий срок создать атмосферу творчества, «мажорный дух», комфортную среду, в которой развиваются лучшие природные качества личности, гражданская активность. Главное действующее лицо – ученик. Все делается вместе с ним, для него, сообразно его природе через художественно – эстетические творческие коллективные дела, которые помогают детям осознать свою уникальность и одновременно общность с другими.

 

Актуальность проблемы

 

Изучение теории и истории внеклассной работы убедило меня, что распространенная длительное время дробность и осуществление внеклассной работы как процесса передачи готового ранее накопленного опыта (нравственного, эстетического и др.) и усвоение этого опыта изжило себя. Такое понимание и осуществление можно назвать «педагогикой передачи и усвоения».

Оно складывалось столетиями и закреплялось прочнейшими традициями. Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. Мы живем во время крушения нравственных, гражданских идеалов: в сознании многих – вакуум. Поэтому, я считаю, что проводя внеклассную работу мы должны обращать взор учеников к доброму, вечному, воспитывать гражданскую активность.

 

Цели и задачи

 

Целенаправленное развитие гражданской активности,развитие общественно необходимых личностных отношений человека к окружающей жизни, к разным ее сторонам, к самому себе и целенаправленное преодоление общественно - чуждых личностных отношений человека к окружающей жизни, к разным ее сторонам, к самому себе,сохранения исторической памяти поколений, воспитание патриотизма как особой направленности, самореализации и социального поведения ребят, воспитание гражданина.

Задачи: сформировать определенные знания, умения, ценности и желание участвовать в общественно-политической жизни, воспитать внутреннюю свободу ученика, создать условия для раскрытия личностного творческого потенциала.

 

 

Принципы внеклассной работы

 

1. Совместная деятельность учителя и ученика.(вместе планируем, вместе проводим, вместе анализируем)

2.Заботливое отношение друг к другу, к окружающему миру

3.Принцип целесообразности(все делать с пользой)

4.Принципы творческого отношения к делу

Эти принципы направлены на развитие гражданской активности

 

Методы и приемы

 

 Методы, используемые мной,общедоступны, не вызывают никаких материальных затрат, но требуют больших душевных сил.Они эффективны в наше время.

Общий - всестороннее товарищеское воздействие на личность

 

Методы товарищеского побуждения

 

С помощью этой группы методов у человека создается и укрепляется нужный эмоционально волевой настрой, развиваются высокие чувства, стремления, интересы, потребности, составляющие эмоционально-волевую сторону личности человека, воспитывается гражданская активность детей.

В этой группе можно выделить три подгруппы.

В первую входят следующие методы и приемы, с помощью которых возбуждается чувство радости и веры в свои силы, чувство чести, желание действовать на пользу и радость другим людям и себе:

увлечение радостной перспективой — ближней, средней, дальней;

увлечение добрым делом;

увлечение творческим поиском;

увлечение героическим;

увлечение красивым, прекрасным в природе, в искусстве, в поступках окружающих людей;

увлечение необычным, таинственным, загадочным;

увлечение смешным, веселым (юмором);

товарищеское поощрение;

товарищеская похвала;

товарищеская награда.

 

Ко второй группе методов и приемов относятся те, с помощью которых возбуждается и укрепляется чувство ответственность за себя и за товарищей:

товарищеское требование;

товарищеский контроль;

товарищеское напоминание;

товарищеская помощь;

товарищеское осуждение (его виды: товарищеское порицание словом, взглядом, мимикой, жестом;

товарищеская критика — развернутое обоснованное порицание; товарищеское наказание — лишение человека права на участие в общих действиях).

 

К третьей подгруппе относятся те методы и приемы, с помощью которых возбуждается и укрепляется чувство веры в свои силы и чувство ответственности:

доверие к человеку;

товарищеское внушение;

обращение к человеку, как к товарищу, за помощью.

Методы и приемы товарищеского приучения

 

С помощью этих методов в упражнениях (т.е. повторяющихся действиях, происходящих в стабильных обстоятельствах) развиваются умения, навыки и привычки человека, действенная сторона его личности:

оптимальный режим жизни — осуществление жизненно важных функций в определенное время, в определенной последовательности, без ущерба друг для друга;

товарищеское творческое поручение;

творческая товарищеская игра;

товарищеское соревнование;

товарищеские традиции (традиции товарищеской заботы, традиции коллективной чести);

товарищеский личный пример.

 

Методы и приемы товарищеского убеждения

 

С помощью этих методов у человека развивается понимание важности, красоты тех или иных действий, формируются взгляды, убеждения, т.е. развивается познавательно-мировоззренческая сторона личности, сторона сознания:

короткое товарищеское разъяснение;

рассказ-размышление;

беседа-размышление;

убеждение на собственном опыте;

обсуждение собственного опыта и опыта других;

товарищеский спор.

 

Основные средства внеклассной работы

 

Сущность - развитие гражданской активности детей.

Группу основных средств внеклассной работы составляют:

- коллективные творческие дела;

- творческие игры;

- товарищеское соревнование(КВН,турнир,бой, диспут, соревнование и т.д)

-творческие праздники.

Их важнейшие особенности:

- практическая направленность;

- воспитание гражданской активности;

-творческий характер;

-коллекивная организация;

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Художественно - эстетические, коллективные, творческие дела как основа воспитания гражданской активности во внеклассной работе по русскому языку и литературе. »







Авторская программа


Художественно - эстетические, коллективные, творческие дела как основа воспитания гражданской активности во внеклассной работе по русскому языку и литературе.











Акмолинская область

Астраханский район

ГУ «Джалтырская СШ №1»

Подготовила учитель русского языка и литературы

Категория: высшая

Ярмош Наталия Ивановна




















Суть инициативы


Показать большие возможности и высокую результативность использования принципов «Педагогики общей заботы» И.П.Иванова в воспитании гражданской активности во внеклассной работе по русскому языку и литературе.


Новизна


Данный вопрос недостаточно проработан во внеклассной работе по русскому языку и литературе в том ракурсе и объеме, в каких он запрограммирован в проекте.


Основные идеи


Педагогическая философия И.П.Иванова является фундаментом моей авторской программы. Она позволяет при ее полном осмыслении и преломлении через внеклассную работу по русскому языку за короткий срок создать атмосферу творчества, «мажорный дух», комфортную среду, в которой развиваются лучшие природные качества личности, гражданская активность. Главное действующее лицо – ученик. Все делается вместе с ним, для него, сообразно его природе через художественно – эстетические творческие коллективные дела, которые помогают детям осознать свою уникальность и одновременно общность с другими.


Актуальность проблемы


Изучение теории и истории внеклассной работы убедило меня, что распространенная длительное время дробность и осуществление внеклассной работы как процесса передачи готового ранее накопленного опыта (нравственного, эстетического и др.) и усвоение этого опыта изжило себя. Такое понимание и осуществление можно назвать «педагогикой передачи и усвоения» .

Оно складывалось столетиями и закреплялось прочнейшими традициями. Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. Мы живем во время крушения нравственных, гражданских идеалов: в сознании многих – вакуум. Поэтому, я считаю, что проводя внеклассную работу мы должны обращать взор учеников к доброму, вечному, воспитывать гражданскую активность.


Цели и задачи


Целенаправленное развитие гражданской активности,развитие общественно необходимых личностных отношений человека к окружающей жизни, к разным ее сторонам, к самому себе и целенаправленное преодоление общественно - чуждых личностных отношений человека к окружающей жизни, к разным ее сторонам, к самому себе ,сохранения исторической памяти поколений, воспитание патриотизма как особой направленности, самореализации и социального поведения ребят, воспитание гражданина.

Задачи: сформировать определенные знания, умения, ценности и желание участвовать в общественно-политической жизни, воспитать внутреннюю свободу ученика, создать условия для раскрытия личностного творческого потенциала.



Принципы внеклассной работы


1. Совместная деятельность учителя и ученика.(вместе планируем, вместе проводим, вместе анализируем)

2.Заботливое отношение друг к другу, к окружающему миру

3.Принцип целесообразности(все делать с пользой)

4.Принципы творческого отношения к делу

Эти принципы направлены на развитие гражданской активности


Методы и приемы

Методы, используемые мной,общедоступны, не вызывают никаких материальных затрат, но требуют больших душевных сил.Они эффективны в наше время.

Общий - всестороннее товарищеское воздействие на личность


Методы товарищеского побуждения


С помощью этой группы методов у человека создается и укрепляется нужный эмоционально волевой настрой, развиваются высокие чувства, стремления, интересы, потребности, составляющие эмоционально-волевую сторону личности человека, воспитывается гражданская активность детей.

В этой группе можно выделить три подгруппы.

В первую входят следующие методы и приемы, с помощью которых возбуждается чувство радости и веры в свои силы, чувство чести, желание действовать на пользу и радость другим людям и себе:

увлечение радостной перспективой — ближней, средней, дальней;

увлечение добрым делом;

увлечение творческим поиском;

увлечение героическим;

увлечение красивым, прекрасным в природе, в искусстве, в поступках окружающих людей;

увлечение необычным, таинственным, загадочным;

увлечение смешным, веселым (юмором);

товарищеское поощрение;

товарищеская похвала;

товарищеская награда.


Ко второй группе методов и приемов относятся те, с помощью которых возбуждается и укрепляется чувство ответственность за себя и за товарищей:

товарищеское требование;

товарищеский контроль;

товарищеское напоминание;

товарищеская помощь;

товарищеское осуждение (его виды: товарищеское порицание словом, взглядом, мимикой, жестом;

товарищеская критика — развернутое обоснованное порицание; товарищеское наказание — лишение человека права на участие в общих действиях).


К третьей подгруппе относятся те методы и приемы, с помощью которых возбуждается и укрепляется чувство веры в свои силы и чувство ответственности:

доверие к человеку;

товарищеское внушение;

обращение к человеку, как к товарищу, за помощью.

Методы и приемы товарищеского приучения


С помощью этих методов в упражнениях (т.е. повторяющихся действиях, происходящих в стабильных обстоятельствах) развиваются умения, навыки и привычки человека, действенная сторона его личности:

оптимальный режим жизни — осуществление жизненно важных функций в определенное время, в определенной последовательности, без ущерба друг для друга;

товарищеское творческое поручение;

творческая товарищеская игра;

товарищеское соревнование;

товарищеские традиции (традиции товарищеской заботы, традиции коллективной чести);

товарищеский личный пример.


Методы и приемы товарищеского убеждения


С помощью этих методов у человека развивается понимание важности, красоты тех или иных действий, формируются взгляды, убеждения, т.е. развивается познавательно-мировоззренческая сторона личности, сторона сознания:

короткое товарищеское разъяснение;

рассказ-размышление;

беседа-размышление;

убеждение на собственном опыте;

обсуждение собственного опыта и опыта других;

товарищеский спор.


Основные средства внеклассной работы


Сущность - развитие гражданской активности детей.

Группу основных средств внеклассной работы составляют:

- коллективные творческие дела;

- творческие игры;

- товарищеское соревнование(КВН,турнир,бой, диспут, соревнование и т .д)

-творческие праздники.

Их важнейшие особенности:

- практическая направленность;

- воспитание гражданской активности;

-творческий характер;

-коллекивная организация;


Над данной программой и по ней я работаю с 2005 года. Условно работу можно разделить на три этапа.

1 этап (2005 - 2008) - теоретически - поисковый включал в себя определение теоретико - методологической позиции.Сколько технологий было изучено и перепробовано!

2 этап(2009 - 2012) -опытно - экспериментальный - систематизация программы воспитания гражданской активности через художественно - эстетические коллективные творческие дела.

3 этап -(2012 -2015) -завершающе - практический - систематизация результатов, наработок,создание своей авторской программы.

Уже много лет я применяю на практике во внеклассной работе по русскому языку и литературе художественно - эстетические коллективные творческие дела как самый оптимальный путь воспитания гражданской активности детей. Они имеют особые воспитательные возможности, первостепенная из них - развитие гражданского отношения к эстетической стороне жизни нашего общества, народов других стран, к искусству литературы, языку как составной части духовной культуры, сохранение и внесение прекрасного в окружающий мир, воспитание гражданской активности. Именно художественно - эстетические дела позволяют развивать у ребят эстетические взгляды и убеждения, действенный интерес к различным видам искусства, умениям и навыкам художесттвенного творчества, эстетическую восприимчивость и отзывчивость, благородство души, гражданскую активность.Обогащается внутренний мир учащихся художественно - эстетическим опытом,создавая и взов, в которых соединяются драматизация и стихи, музыка и танцы,ученики применяют (и закрепляют, и расширяют, и углубляют) знания, умения и навыки, полученные на уроке.

Если представить мою внеклассную работу по воспитанию гражданской активности деревом, то корнями этого дерева будет гражданская активность во всех ее проявлениях( по отношению к близким и далеким, к знакомым и незнакомым, к старшим и младшим к родине «малой» и «большой» и т.д.), стволом - полезная деятельность, ветвями и листочками - методы, приемы, инструменты программы, а питательным соком для такого дерева будет творчество. Чем обильнее питание, тем больше появляться веток и листьев, тем толще ствол.

Мною накоплен достаточно объемный материал по данной теме, проведены десятки мероприятий, вечеров, конкурсов, творческих игр, праздников.В программе я остановлюсь на одном вечере, чтобы ознакомить со всеми технологическими звеньями моей программы,завязанными в один воспитательный процесс по воспитанию гражданской активности. Это вечер был проведен мной в форме интеллектуально - развлекательного шоу «Что в имени тебе моем?» как заключительное мероприятие Недели русского языка и литературы.

Технологические звенья авторской программы

(рекомендации)

1 звено - актуализация учащихся на проведение творческого дела, сопровождающееся, как правило, интригующим, интересным.А что для человека может быть интереснее собственного имени, его истории.Ведь имя предопределяет характер, а, значит, судьбу.Объявление о начале подготовки или о сборе группы для подготовки дела.

2 звено - Планирование проведения дела и разработка детального плана действий (Кто? За что отвечает? В какие сроки? Каким образом? С кем? и т. д.)Были созданы несколько творческих групп: ведущие, разновозрастные команды, которые должны подготовить домашнее задание, т . е. представление команды, Группа оформителей зала, группа собирающая материал об истории имен, традициях, обычаях при наречении новоржденных христиан, масульман, историю имен великих людей - «Историки».Группа «Астрологи» - сведения из астрологии по теме «Расскажет имя о характере», группа «Артисты» - художественные номера, связанные с именами ( стихотворения, песни, инсценировки и юмор) Учащиеся 8 класса готовили проекты для открытого урока «Что в имени тебе моем?» с презентацией по определенному плану. За 10 дней ребята должны были подготовить материал и так как на вечере он не нужен был, были проведены в течение Недели русского языка и литературы «15 минутки», где ребята делали сообщения об истории имен, о великих людях, защищали презентации. Каждый день проводились репетиции музыкальных номеров.Группа «Юные поэты» готовила стихотворения собственного сочинения об именах. Команды готовили домашнее задание.

3звено - этап конкретного проведения дела.Вечер проходил в празднично украшенном актовом зале. Домашнее задание- представление команд - прошло на ура! Ребята представили свои команды с юмором, звучали переделанные песни, чувствовался командный дух, ребята продумали костюмы.Особенно поразила команда «Девчушки - хохотушки». В перерывах между творческими конкурсами звучали песни, стихоторения, связанные с именами, например, вокальная группа исполнила песню»Юбочка из плюша», стихотворение «Хорошая девочка Лида». В конце вечера были подведены итоги жюри и вручены призы команде - победительнице и памятные медали по номинациям.

- самый веселый участник шоу;

-самый эрудированный;

-знаток песен;

-знаток цветов;

-знаток эстрады;

4 - звено анализ проведенного - рефлексия: ребята написали отзывы о вечере.

5 - звено - последствие, т. е. осознание детьми и педагогом последствий проведения дела, самостоятельная духовная деятельность. Так как шоу удалось, оно послужило благодатной почвой для актуализации нового дела, послужило воспитанию гражданской активности.

Главное в моей программе заключается в том, что и ребята учатся процессу организации, процессу управления, гражданской активности в творческой интересной для них форме.Ее отличает креативность,развиваются творческие способности, представляется возможность реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ярмош Наталия Ивановна

Дата: 03.03.2015

Номер свидетельства: 181458

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(280) "Авторская программа 	  		Художественно - эстетические, коллективные, творческие дела как основа воспитания гражданской активности во внеклассной работе "
    ["seo_title"] => string(163) "avtorskaia-proghramma-khudozhiestvienno-estietichieskiie-kolliektivnyie-tvorchieskiie-diela-kak-osnova-vospitaniia-ghrazhdanskoi-aktivnosti-vo-vnieklassnoi-rabotie"
    ["file_id"] => string(6) "182232"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425481981"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства