kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образ русской женщины в русской литературе и живописи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация может использоваться на уроках литературы, МХК или во внеклассной работе по предмету.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образ русской женщины в русской литературе и живописи»

Образ русской женщины в творчестве Н.А. Некрасова и А.Г. Венецианова   ЛИТЕРАТУРА 10 КЛАСС ЛИТЕРАТУРА 10 КЛАСС

Образ русской женщины в творчестве Н.А. Некрасова и А.Г. Венецианова

ЛИТЕРАТУРА

10 КЛАСС

ЛИТЕРАТУРА

10 КЛАСС

Цель :  выяснить в чём сходство и в чём различие в изображении русской женщины в творчестве Н.А.Некрасова и художника А. А. Венецианова Задачи:   изучить особенности отражения жизни в литературе и живописи;          - выявить общность тематики и сюжетов поэта и художника;          - сравнить созданный в творчестве Некрасова и Венецианова идеал русской женщины;           - исследовать средства создания образа женщины, определив общие черты и специфические, связанные с особенностями вида искусства.

Цель : выяснить в чём сходство и в чём различие в изображении русской женщины в творчестве Н.А.Некрасова и художника А. А. Венецианова

Задачи:

  изучить особенности отражения жизни в литературе и живописи;         - выявить общность тематики и сюжетов поэта и художника;         - сравнить созданный в творчестве Некрасова и Венецианова идеал русской женщины;          - исследовать средства создания образа женщины, определив общие черты и специфические, связанные с особенностями вида искусства.

Гипотеза Идеал Н.А.Некрасова и А.Г.Венецианова - это красивая русская женщина, румяная, трудолюбивая, сильная. Мороз, Красный нос Красавица ,  миру   на   диво , Румяна ,  стройна ,  высока , Во   всякой   одежде   красива, Ко всякой работе ловка .  Мороз, Красный нос.

Гипотеза

Идеал Н.А.Некрасова и А.Г.Венецианова - это красивая русская женщина, румяная, трудолюбивая, сильная.

Мороз, Красный нос

Красавицамиру   на   диво ,

Румянастройнавысока ,

Во   всякой   одежде   красива,

Ко всякой работе ловка .

Мороз, Красный нос.

  Особенности отражения жизни в литературе и живописи. Связь искусства слова с искусствами изобразительными зародилась в древности.  Первенство в союзе рисунка и слова принадлежит рисунку, а слово  училось у него быть искусством . Литература может показать движение, развитие, а живопись изображает только какое-то одно застывшее мгновение жизни. Впечатление от предмета, деталь вместо целого, образ-переживание, образ-метафора, образ, построенный на ассоциациях - все это, кажется, специфическое достояние искусства слова. Но в конце XIX века подобными принципами  начало незаметно для себя пользоваться и изобразительное искусство.           Это дает нам право сравнить произведения творцов в области разных видов искусств.

  Особенности отражения жизни в литературе и живописи.

Связь искусства слова с искусствами изобразительными зародилась в древности.

Первенство в союзе рисунка и слова принадлежит рисунку, а слово  училось у него быть искусством .

Литература может показать движение, развитие, а живопись изображает только какое-то одно застывшее мгновение жизни.

Впечатление от предмета, деталь вместо целого, образ-переживание, образ-метафора, образ, построенный на ассоциациях - все это, кажется, специфическое достояние искусства слова. Но в конце XIX века подобными принципами  начало незаметно для себя пользоваться и изобразительное искусство.          Это дает нам право сравнить произведения творцов в области разных видов искусств.

Интерес к крестьянской теме в творчестве Некрасова и Венецианова. Вчерашний день, часу в шестом,  Зашел я на Сенную;  Там били женщину кнутом,  Крестьянку молодую.   Ни звука из ее груди,  Лишь бич свистал, играя...  И Музе я сказал:

Интерес к крестьянской теме в творчестве Некрасова и Венецианова.

Вчерашний день, часу в шестом, Зашел я на Сенную; Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую. Ни звука из ее груди, Лишь бич свистал, играя... И Музе я сказал: "Гляди! Сестра твоя родная!"

  Так писал Н.А.Некрасов в 1848 году, определив свое творческое кредо. Его муза - это прежде всего крестьянская муза. А образ женщины, истязаемой и несчастной,- в центре его поэзии.

Русская крестьянка стала героиней многих стихотворений и поэм Некрасова; все они проникнуты глубоким состраданием к ее судьбе: Тот сердце в груди не носил, Кто слез над тобою не лил,- пишет поэт, говоря о судьбе русской женщины. Женщины в некрасовской поэзии всегда обречены на несправедливость, ее несчастная судьба предопределена тем обществом, в котором она живет. Это мы видим в поэмах Н.А. Некрасова

Русская крестьянка стала героиней многих стихотворений и поэм Некрасова; все они проникнуты глубоким состраданием к ее судьбе:

Тот сердце в груди не носил,

Кто слез над тобою не лил,-

пишет поэт, говоря о судьбе русской женщины.

Женщины в некрасовской поэзии всегда обречены на несправедливость, ее несчастная судьба предопределена тем обществом, в котором она живет. Это мы видим в поэмах Н.А. Некрасова "Русские женщины", "Мороз, Красный нос", в центре одной из наиболее значимых глав поэмы-эпопеи "Кому на Руси жить хорошо" - опять образ женщины, крестьянки.

А. Амшинская в статье «Алексей Гаврилович Венецианов» утверждает, что в картинах прототипами крестьянок Венецианова являлись женщины Некрасова, хотя созданы они были на четверть века позже. Любопытна одна из первых работ

А. Амшинская в статье «Алексей Гаврилович Венецианов» утверждает, что в картинах прототипами крестьянок Венецианова являлись женщины Некрасова, хотя созданы они были на четверть века позже.

Любопытна одна из первых работ "Очищение свеклы". По своему настроению картина эта напоминает стихотворение Некрасова "Тройка". Но если Некрасов, пользуясь средствами временного искусства, рисует настоящее и будущее девушки, показывая бесплодность ее надежд, то здесь и настоящее, и будущее изображены одновременно в лице молодой девушки и пожилой крестьянки

Усталость и внутреннюю опустошенность видим мы в лице женщины, обувающей лапти, на картине

Усталость и внутреннюю опустошенность видим мы в лице женщины, обувающей лапти, на картине "Гумно".

От работы черной, и трудной  Отцветешь, не успевши расцвесть,  Погрузишься ты в сон непробудный.  Будешь нянчить, работать и есть .  Тройка Сюжеты и герои произведений Некрасова и Венецианова похожи.  Музу поэта и художника с полным основанием можно назвать

От работы черной, и трудной Отцветешь, не успевши расцвесть, Погрузишься ты в сон непробудный. Будешь нянчить, работать и есть .

Тройка

Сюжеты и герои произведений Некрасова и Венецианова похожи.  Музу поэта и художника с полным основанием можно назвать "крестьянской". Их произведения проникнуты глубоким состраданием к русской женщине, несчастная судьба которой становится объектом их изображения.

Идеал женщины в творчестве поэта и художника. Русская женщина предстает в стихах Некрасова и картинах Венецианова

Идеал женщины в творчестве поэта и художника.

Русская женщина предстает в стихах Некрасова и картинах Венецианова "величавой славянкой", как назвал его Некрасов в поэме "Мороз, Красный нос". Во внешнем облике такой женщины воплотились народные представления о настоящей красавце: крепко сложенной, румяной, живой, ловкой, трудолюбивой.

Красавица миру на диво,

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Во всякой работе ловка.

Такой же теплотой и человечностью веет от картины Венецианова "Купальщицы". 

  Полотно

  Полотно "Гадание на картах" (1831 год) написано с большой любовью и чувством нежности к молодым девушкам - крестьянкам. Они величаво красивы, хотя достаточно отвлеченны. Разве нельзя сказать о них стихами Некрасова: Посмотрит - рублем подарит... Но грязь обстановки убогой К ним словно не липнет... Лицо величаво, как в раме...

Мороз, Красный нос

Матрена Тимофеевна сама рассказывает о своей судьбе. В этом рассказе отразилось все: деспотизм семейных отношений, разлука с мужем, вечные унижения, страдания матери, потерявшей сына, материальная нужда: пожары, падеж скота, неурожаи; угроза остаться солдаткой. Однако эти испытания не могут сломить ее духа, в них она сохранила человеческое достоинство. Но она не принимает как должное такие семейные отношения, которые унижают ее, требуют беспрекословного повиновения и покорности:   Ходила с гневом на сердце,  А лишнего не молвила  Словечка никому.  Кому на Руси жить хорошо

Матрена Тимофеевна сама рассказывает о своей судьбе. В этом рассказе отразилось все: деспотизм семейных отношений, разлука с мужем, вечные унижения, страдания матери, потерявшей сына, материальная нужда: пожары, падеж скота, неурожаи; угроза остаться солдаткой. Однако эти испытания не могут сломить ее духа, в них она сохранила человеческое достоинство. Но она не принимает как должное такие семейные отношения, которые унижают ее, требуют беспрекословного повиновения и покорности:  Ходила с гневом на сердце, А лишнего не молвила Словечка никому.

Кому на Руси жить хорошо

  Но не только крестьянки - предмет любования Некрасова и Венецианова.         Все героини Некрасова - женщины самоотверженные, способные принести себя в жертву тем, кого они любят. Пример удивительной стойкости, благородства, самоотречения являют нам образы поэмы

  Но не только крестьянки - предмет любования Некрасова и Венецианова.        Все героини Некрасова - женщины самоотверженные, способные принести себя в жертву тем, кого они любят. Пример удивительной стойкости, благородства, самоотречения являют нам образы поэмы "Русские женщины" - княгини Трубецкая и Волконская. "Привыкшие к великолепию светской жизни, роскоши и достатку они, презрев осуждения света, зная , на какие муки обрекают себя, отправляются за своими мужьями-декабристами в Сибирь

Портрет Н. П. Строгановой

Итак, читая произведения Н.А. Некрасова и рассматривая картины художника А.Г. Венецианова, я вижу сходство. Галерея народных женских образов Венецианова разнообразна - различны внешность позировавших художнику крестьянок, их характер, возраст. Однако есть нечто общее во внутреннем состоянии, что всех их объединяет.  Сюжеты и герои произведений Некрасова и Венецианова похожи. Их произведения проникнуты глубоким состраданием к русской женщине «крестьянке», замученной работой, несчастная судьба которой становится объектом их изображения, хотя есть и страницы, где дана её гордость, величавость и красота.  Живопись и искусство слова пользуются своими, присущими только им средствами изображения. Но и здесь  мы можем найти общее у Некрасова и Венецианова. Их творчество отличается разработанным сюжетом. Большое значение при создании образа крестьянки и изображении ее судьбы играет композиция произведения, значимой становится деталь, а частное иногда приобретает символический обобщающий смысл.  

Итак, читая произведения Н.А. Некрасова и рассматривая картины художника А.Г. Венецианова, я вижу сходство.

Галерея народных женских образов Венецианова разнообразна - различны внешность позировавших художнику крестьянок, их характер, возраст. Однако есть нечто общее во внутреннем состоянии, что всех их объединяет.  Сюжеты и герои произведений Некрасова и Венецианова похожи. Их произведения проникнуты глубоким состраданием к русской женщине «крестьянке», замученной работой, несчастная судьба которой становится объектом их изображения, хотя есть и страницы, где дана её гордость, величавость и красота.

Живопись и искусство слова пользуются своими, присущими только им средствами изображения. Но и здесь  мы можем найти общее у Некрасова и Венецианова. Их творчество отличается разработанным сюжетом. Большое значение при создании образа крестьянки и изображении ее судьбы играет композиция произведения, значимой становится деталь, а частное иногда приобретает символический обобщающий смысл.  

Список литературы .   1. Амитров Г. Поэма Н.А.Некрасова

Список литературы . 1. Амитров Г. Поэма Н.А.Некрасова "Русские женщины". - М.: Детская литература, 1965. 2. Амшинская А. Алексей Гаврилович Венецианов. - М., 1980. 3. Алексей Гаврилович Венецианов. Статья. Письма. Современники о художнике. Сост., вступ.ст.и примеч. А.В.Корнилов.- Л.,1980. 4. Краткая литературная энциклопедия. Т.6. - М., 1982. 5. Леонтьева Г.К. Алексей Гавриилович Венецианов. - Л., 1980. 6. Некрасов Н.А. Стихотворения и поэмы. - Уфа, 1981. 7. Степанов Н. Поэма Н.А.Некрасова "Русские женщины". - М.: Детская литература, 1985. Репродукции картин 1. Репродукция картины «Жница" (1823 г.) А.Г.Венецианова. Холст, масло. 2. Репродукция картины "Купальщицы" (1829 г.) А.Г.Венецианова. Холст, масло. 3. Репродукция картины "Гадание на картах" (1831 г.) А.Г.Венецианова. Холст, масло. 4. Репродукция картины «Портрет Н.П.Строгановой" (1825 г.) А.Г.Венецианов. Холст, масло. 5. репродукция картины "На пашне. Весна"(1827 г.) А.Г.Венецианов. Холст, масло.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Образ русской женщины в русской литературе и живописи

Автор: Чупина Татьяна Николаевна

Дата: 17.04.2018

Номер свидетельства: 466582

Похожие файлы

object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Урок литературы в 7 классе по теме  «Долюшка женская» в стихах Н.А.Некрасова. «В полном разгаре страда деревенская …». "
    ["seo_title"] => string(127) "urok-litieratury-v-7-klassie-po-tiemie-doliushka-zhienskaia-v-stikhakh-n-a-niekrasova-v-polnom-razgharie-strada-dierievienskaia"
    ["file_id"] => string(6) "146730"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1419250688"
  }
}
object(ArrayObject)#906 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Дополнительная общеразвивающая программа "Малая Третьяковка" "
    ["seo_title"] => string(73) "dopolnitiel-naia-obshchierazvivaiushchaia-proghramma-malaia-triet-iakovka"
    ["file_id"] => string(6) "176400"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424414726"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Внеклассное мероприятие на тему: "Салават Юлаев - имя на века""
    ["seo_title"] => string(67) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-na-tiemu-salavat-iulaiev-imia-na-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "249247"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446869788"
  }
}
object(ArrayObject)#906 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Литературно-музыкальная композиция "Советская культура периода Великой Отечественной войны""
    ["seo_title"] => string(101) "litieraturno-muzykal-naia-kompozitsiia-sovietskaia-kul-tura-pierioda-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "319698"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1460919137"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока по теме "Небесное и земное в звуках и красках""
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekturokapotiemieniebiesnoieiziemnoievzvukakhikraskakh"
    ["file_id"] => string(6) "283434"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453827131"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства