Конспект урока "Образ "маленького человека" в рассказах А.П. Чехова.
Конспект урока "Образ "маленького человека" в рассказах А.П. Чехова.
Данный урок предназначен для обучающихся 10 класса для повторения и обобщения материала за предыдущие годы. Урок позволяет организовать деятельность обучающихся по добыче знаний в рамках темы: «Проявления великого дарования Чехова в ранних юмористических рассказах»; создавать условия для развития умения формировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее.
Учить анализировать произведение, выявлять позицию автора, делать выводы, развивать монологическую речь, помочь разобраться в психологии «маленького человека»; развитие логического мышления.
Воспитывает уважения к себе и другим людям; сочувствие и сострадание к ближнему.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Образ "маленького человека" в рассказах А.П. Чехова.»
Тема урока: Тема «маленького человека» в рассказах А.П. Чехова («Смерть чиновника», «Крыжовник», «Толстый и тонкий», «Хамелеон»).
Тип урока: сообщения и усвоения новых знаний.
Цель: организовать деятельность обучающихся по добыче знаний в рамках темы: «Проявления великого дарования Чехова в ранних юмористических рассказах»; создавать условия для развития умения формировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее; чтение и анализ рассказов.
Учить анализировать произведение, выявлять позицию автора, делать выводы, развивать монологическую речь, помочь разобраться в психологии «маленького человека»; развитие логического мышления.
воспитание уважения к себе и другим людям; сочувствие и сострадание к ближнему.
Никто не понимал так ясно и точно, как Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни
М. Горький
Ход урока.
1.Организационный момент.Оформление записей в тетради (число, тема урока).
2.Объявление цели урока.
3.Вступительное слово преподавателя: Сегодня на уроке мы будем говорить об актуальной проблеме, теме прошлых столетий русской литературы и современности - это тема «маленького человека». Мы проследим, как эта тема раскрывается в творчестве Чехова.
- Но сначала я предлагаю вспомнить теорию литературы и ответить на вопросы: что такое юмор и сатира?
Юмор – это изображение героев в смешном виде. Смех помогает освобождаться от всего дурного, мелкого, пошлого. Юмор, в отличие от сатиры, всегда добрый, весёлый. Сатира – это высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизнипутём изображения их в нелепом, преувеличенном, карикатурном виде. Высмеивая зло, писатель-сатирик утверждает добро.
Впервые с темой «маленького человека» мы сталкиваемся в произведении А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Затем к этой теме обращается Гоголь в повести «Шинель», «Ревизор», Достоевский «Бедные люди». И замыкает эту цепочку А.П.Чехов своими рассказами «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Хамелеон» и другие. В русской литературе складывается целое направление: создаются повести и рассказы «о бедных людях», «о маленьком человеке».
Но у каждого писателя образ «маленького человека» свой. И сегодня на уроке мы знаем, какой образ «маленького человека» у Чехова.
Но сначала мы составим свой образ «маленького человека»: составление кластера (один ученик у доски, остальные на местах).
«Маленький человек»
(Примерные ответы: приниженность, смирение, робость, сожаление, смятение, обида, унижение, жалкое существо, издевательство, никчемность, рабство души, низкий достаток и сословие, незаметность, серость, скучный образ жизни, бесправный, невзрачность, униженный в жизни и т.д.).
– Что помогает авторам раскрыть образ «маленького человека», какие формы и средства? Выделите данные ключевые слова.
1. внешность героя;
2. его социальное положение;
3. внутренний мир;
4. отношение общества к герою;
5. речь героя, говорящие фамилии, детали.
4. Изучение нового материала.
- Вам было задано домашнее задание по группам: прочитать рассказы А.П. Чехова.
(Во время пересказа и анализа рассказов группами, обучающиеся составляют образ «маленького человека» в каждом рассказе).
( если обучающиеся подготовили презентацию или принесли мультфильм по данному рассказу, то просматриваем после выступление группы)
- О чем же повествует рассказ «Смерть чиновника»? (выступление первой группы: рассказ «Смерть чиновника».)
- Как выглядит образ «маленького человека» в рассказе «Толстый и тонкий», нам расскажет вторая группа?
- Чем же отличается следующий герой в образе «меленького человека», нам об этом расскажет третья группа? ( рассказ «Хамелеон»)
- Итак, после всего услышанного и увиденного, давайте подведем итог нашего урока. (впечатления студентов)
- Вывод: в русской литературе сложилась традиция, что «маленького человека» следует жалеть, защищать и сострадать ему. У героев Чехова нет ни тени чувства собственного достоинства. Все человеческое умерло, оно вытиснилось в них раболепским чинопочитанием, ощущением полного своего ничтожества, добровольным пресмыкательством. Его герои вызывают «смех сквозь слезы».
6.Итог.
- Вот мы и перелистали ещё одну страницу чеховских рассказов. В который раз мы убедились в многогранности писательской деятельности Чехова. Наша сегодняшняя работа позволила глубже понять юмор и сатиру чеховского рассказа.
7.Домашнее задание: прочитать «Вишневый сад» или просмотреть фильм по данной пьесе.