kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Образ "маленького человека" в рассказах А.П. Чехова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок предназначен для обучающихся 10 класса для повторения и обобщения материала за предыдущие годы. Урок позволяет организовать деятельность обучающихся по добыче знаний в рамках темы: «Проявления великого дарования Чехова в ранних юмористических рассказах»; создавать условия для развития умения формировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее.

Учить анализировать произведение, выявлять позицию автора, делать выводы, развивать монологическую речь, помочь разобраться в психологии «маленького человека»; развитие логического мышления.

Воспитывает уважения к себе и другим людям; сочувствие и сострадание к ближнему.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Образ "маленького человека" в рассказах А.П. Чехова.»

Тема урока: Тема «маленького человека» в рассказах А.П. Чехова («Смерть чиновника», «Крыжовник», «Толстый и тонкий», «Хамелеон»).

Тип урока: сообщения и усвоения новых знаний.

Цель: организовать деятельность обучающихся по добыче знаний в рамках темы: «Проявления великого дарования Чехова в ранних юмористических рассказах»; создавать условия для развития умения формировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее; чтение и анализ рассказов.

Учить анализировать произведение, выявлять позицию автора, делать выводы, развивать монологическую речь, помочь разобраться в психологии «маленького человека»; развитие логического мышления.

воспитание уважения к себе и другим людям; сочувствие и сострадание к ближнему.

Оборудование: портрет, рассказы, мультфильмы, презентации.

Никто не понимал так ясно и точно, 
как Чехов, трагизм мелочей жизни, никто
до него не умел так беспощадно правдиво 
нарисовать людям позорную и тоскливую 
картину их жизни

М. Горький


Ход урока.


1.Организационный момент. Оформление записей в тетради (число, тема урока).


2.Объявление цели урока.


3.Вступительное слово преподавателя: Сегодня на уроке мы будем говорить об актуальной проблеме, теме прошлых столетий русской литературы и современности - это тема «маленького человека». Мы проследим, как эта тема раскрывается в творчестве Чехова.


- Но сначала я предлагаю вспомнить теорию литературы и ответить на вопросы: что такое юмор и сатира?


Юмор – это изображение героев в смешном виде. Смех помогает освобождаться от всего дурного, мелкого, пошлого. Юмор, в отличие от сатиры, всегда добрый, весёлый.
Сатира – это высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни путём изображения их в нелепом, преувеличенном, карикатурном виде. Высмеивая зло, писатель-сатирик утверждает добро.

Впервые с темой «маленького человека» мы сталкиваемся в произведении А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Затем к этой теме обращается Гоголь в повести «Шинель», «Ревизор», Достоевский «Бедные люди». И замыкает эту цепочку А.П.Чехов своими рассказами «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Хамелеон» и другие. В русской литературе складывается целое направление: создаются повести и рассказы «о бедных людях», «о маленьком человеке».

Но у каждого писателя образ «маленького человека» свой. И сегодня на уроке мы знаем, какой образ «маленького человека» у Чехова.

Но сначала мы составим свой образ «маленького человека»: составление кластера (один ученик у доски, остальные на местах).

«Маленький человек»







(Примерные ответы: приниженность, смирение, робость, сожаление, смятение, обида, унижение, жалкое существо, издевательство, никчемность, рабство души, низкий достаток и сословие, незаметность, серость, скучный образ жизни, бесправный, невзрачность, униженный в жизни и т.д.).

– Что помогает авторам раскрыть образ «маленького человека», какие формы и средства? Выделите данные ключевые слова.

1. внешность героя;

2. его социальное положение;

3. внутренний мир;

4. отношение общества к герою;

5. речь героя, говорящие фамилии, детали.

4. Изучение нового материала.

- Вам было задано домашнее задание по группам: прочитать рассказы А.П. Чехова.

(Во время пересказа и анализа рассказов группами, обучающиеся составляют образ «маленького человека» в каждом рассказе).

( если обучающиеся подготовили презентацию или принесли мультфильм по данному рассказу, то просматриваем после выступление группы)

- О чем же повествует рассказ «Смерть чиновника»? (выступление первой группы: рассказ «Смерть чиновника».)

- Как выглядит образ «маленького человека» в рассказе «Толстый и тонкий», нам расскажет вторая группа?

- Чем же отличается следующий герой в образе «меленького человека», нам об этом расскажет третья группа? ( рассказ «Хамелеон»)

- И заключает цепочку образа «маленького человека» четвертая группа. (рассказ «Крыжовник

5.Закрепление изученного материала.

- Итак, после всего услышанного и увиденного, давайте подведем итог нашего урока. (впечатления студентов)

- Вывод: в русской литературе сложилась традиция, что «маленького человека» следует жалеть, защищать и сострадать ему. У героев Чехова нет ни тени чувства собственного достоинства. Все человеческое умерло, оно вытиснилось в них раболепским чинопочитанием, ощущением полного своего ничтожества, добровольным пресмыкательством. Его герои вызывают «смех сквозь слезы».

6.Итог.

- Вот мы и перелистали ещё одну страницу чеховских рассказов. В который раз мы убедились в многогранности писательской деятельности Чехова. Наша сегодняшняя работа позволила глубже понять юмор и сатиру чеховского рассказа.

7.Домашнее задание: прочитать «Вишневый сад» или просмотреть фильм по данной пьесе.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект урока "Образ "маленького человека" в рассказах А.П. Чехова.

Автор: Бектурганова Алтынай Сулейменовна

Дата: 13.11.2015

Номер свидетельства: 252566

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Конспект урока литературного чтения "Мир детей и мир взрослых в рассказе А .П. Чехова «Белолобый»" "
    ["seo_title"] => string(106) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-mir-dietiei-i-mir-vzroslykh-v-rasskazie-a-p-chiekhova-bielolobyi"
    ["file_id"] => string(6) "187105"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426463459"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Конспект интегрированного урока литературы и МХК "Созвучие пейзажей А.Чехова и полотен И.Левитана""
    ["seo_title"] => string(99) "konspiektintieghrirovannoghourokalitieraturyimkhksozvuchiiepieizazhieiachiekhovaipolotienilievitana"
    ["file_id"] => string(6) "285434"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454169551"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства