kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 8 классе по теме "Образ "маленького человека" в повести Н. В. Гоголя "Шинель"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке раскрывается трагедия  "маленького человека "с целью пробуждения в душах детей чувства милосердия, сострадания к бедным, несчастным людям

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 8 классе по теме "Образ "маленького человека" в повести Н. В. Гоголя "Шинель"»

Урок литературы в 8 классе по теме: Образ «маленького человека» в повести Н. В. Гоголя «Шинель»

Цель:

осмыслить повесть Н.В.Гоголя в единстве формы и содержания;

стремиться к постижению учащимися художественных приёмов, которые помогают понять смысл произведения;

учить воспринимать мир чувств и переживаний героев;

побудить учащихся заглянуть в свой духовный мир;

помочь учащимся понять автора, а с его помощью нашу жизнь и самих себя.


Оформление урока (на доске):

Портрет Н.В.Гоголя.

Иллюстрации учащихся к повести «Шинель».

Эпиграфы к уроку:

« Для нас он был больше, чем просто писатель: он раскрыл нам нас самих…» (И.С.Тургенев). « Все мы вышли из гоголевской «Шинели» (Ф.М.Достоевский).

План изучения темы:

1). Титулярный советник Акакий Акакиевич Башмачкин в повести Н.В.Гоголя «Шинель». Приёмы изображения образа «маленького человека».

2). Сцена у генерала – идейная кульминация повести.

3). «Значительное лицо» и его роль в повести. Приёмы изображения персонажа.

4). О заключительной – фантастической части произведения.

5). Традиции и новаторство в изображении Гоголем «маленького человека». Гоголь и Пушкин.

Ход урока:

Организационный момент (1-2 минуты). . Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

Вступительное слово учителя (4мин.) . . «Гоголем нельзя начитаться… Перечитывать Гоголя – удовольствие ещё большее, чем читать его в первый раз. Прозу Гоголя хочется запоминать, как стихи, произносить вслух. Речь идёт не о какой – нибудь подобной стихам «птице – тройке» , а о самых «обыкновенных» страницах «Тараса Бульбы», «Невского проспекта», «Шинели» – так считал известный литературовед И.Андроников. . . Тема нашего урока – повесть «Шинель». «Лучшее, что вы написали» – так оценил повесть В.Г.Белинский. А.И.Герцен же назвал ее «колоссальным» произведением. «Все мы вышли из гоголевской «Шинели», - сказал Ф.М.Достоевский, – я , может быть, и Тургенев. Впрочем, это не так уж важно. Ибо мы – русская литература». – Почему же «мы» – русская литература – вышли из «Шинели», небольшой повести Гоголя? – Чем же так удивительна эта повесть, что оказала влияние на всю последующую русскую литературу? . – Какова её тема, основные проблемы, её герои и какова же их роль в раскрытии авторского замысла? . – На нашем уроке мы постараемся ответить на эти вопросы. У нас в классе присутствуют три группы «литературоведов» и группа «художников». Первые две группы осмысливали роль главных образов повести: Акакия Акакиевича Башмачкина и «значительного лица» в раскрытии авторского замысла. Третья группа исследовала значение фантастики в повести. Группа художников свои впечатления и своё понимание героев выразила средствами изобразительного искусства. . . . . . А сейчас обратите внимание на второй эпиграф к уроку: «Для нас он был больше, чем просто писатель: он раскрыл нам нас самих» (И.С.Тургенев). . . Мы постараемся не только постигнуть смысл повести Гоголя, проникнуть в духовный мир её героев, но и заглянуть в свой духовный мир. Сумеем ли мы так перечитать Гоголя, чтобы он «открыл нам нас самих»? . . .

Итак, слово первой группе: рассказ о титулярном советнике Акакии Акакиевиче Башмачкине. Какие художественные приёмы использует автор для создания образа «маленького человека»?

Содержание урока (37 мин). . . 1. Титулярный советник Акакий Акакиевич Башмачкин в повести Гоголя «Шинель». Приёмы изображения образа «маленького человека». . Выступление первой группы «литературоведов» (проверка д/з). . Задание 1-й группе : перечитать текст повести.

– Подумать над вопросом: какие художественные приёмы использует автор для создания образа Акакия Акакиевича? Обратите внимание на портрет, речь , должность, отношение к нему других людей, черты характера, отношение автора.

Вопросы других групп первой группе (Примеры вопросов , составленных учащимися:

– Имена и фамилии у Гоголя всегда значимы. Имя Акакий означает «незлобивый». Каково , по вашему мнению, значение фамилии героя в раскрытии авторского замысла?)

Обобщение учащихся.

2. Сцена у генерала – идейная кульминация повести.

Сообщение 1-й группы (д/з).

Обобщение учителя.

– Здесь с наибольшей силой показана трагедия «маленького человека».

Инсценирование (эпизод «На приёме у генерала»).

3. «Значительное лицо» и его роль в повести. Приёмы изображения персонажа.

Выступление второй группы «литературоведов» (д/з).

Задание 2-й группе: осмыслить роль «значительного лица» в повести; назвать приёмы изображения персонажа. . Вопрос: кто же виноват в смерти Акакия Акакиевича?

Вопросы других групп.

Обобщение учителя.

– В смерти главного героя виновен бездушный, жестокий порядок, строй, основанный на опеке, строгости, бесчеловечности. Бесчеловечность порождается социальною системою, при которой человек может быть в положении мухи, ничтожество может распоряжаться человеческими судьбами, а доброта не предусмотрена служебными отношениями. Не то, что у Акакия Акакиевича отобрали шинель, является предметом исследования – содержание повести в том, что у Акакия Акакиевича отобрали жизнь.

О заключительной – фантастической части произведения. . Выступление третьей группы «литературоведов»( д/з).

– Казалось бы, история закончена. Но Гоголь преподносит читателю ещё одну неожиданность. Он рассказывает о мертвеце, который искал по ночам свою шинель и потому сдирал шинели со всех встречных, не разбирая чины и звания.

Задание 3-й группе: подготовить ответы на следующие вопросы:

– С какой целью в реальное повествование включается фантастика? Что означает действия призрака? Почему автор не отождествляет призрак с Акакием Акакиевичем, а пользуется слухами?

Вопросы других групп.

Обобщение учителя.

– Какова же роль фантастики в повести?

Фантастическое окончание повести призвано показать такие стороны характера Акакия Акакиевича, которые не могли проявиться раньше, в реалистической части повествования. Гоголь хочет пробудить мысль, что смирение не может быть бесконечным. Оскорблённая человечность мстит за себя. В посмертном бунте приглушённо Гоголь показал протест существа, раздавленного чёрствым бездушием бюрократической системы.

Выступление группы «художников» (д/з).

Задание : нарисовать иллюстрации , выражающие ваши впечатления и понимание героев.

Вы должны не только выразить средствами изобразительного искусства , но и объяснить свои впечатления и понимание героев.

Вопросы других групп ( К примеру, как вы думаете, почему Гоголь для изображения событий, происшедших в повести, выбрал именно это время года – зиму?»)

Беседа с классом:

– Почему же вся русская литература вышла из гоголевской «Шинели»? Какова тема этой повести? Главная мысль?

Ответы учеников.

Обобщение учителя.

– Слова «Я брат твой…» знаменовали утверждение ценности героической личности, призыв увидеть её под внешней униженностью и духовной неразвитостью человека, стать на защиту человека.

«Шинелью» Н.В.Гоголь положил во всей мировой литературе начало защите «маленького человека» от несправедливости господствующего общества. Недаром Герцен назвал эту повесть «колоссальным» произведением. . . Гоголевское направление в искусстве стали называть натуральной школой. Именно повесть «Шинель» положила начало этому направлению. Раскрыв трагическую судьбу «маленького человека», повесть эта указала тем самым дорогу последующим писателям в изображении униженных и оскорблённых.

Традиции и новаторство в изображении Гоголем «маленького человека». Гоголь и Пушкин.

Доклад ученика(д/з).

Итог урока (3 мин). . – Какие мысли и чувства вызвала у вас эта повесть?

Задание на дом: написать сочинение-рассуждение на тему: «Башмачкин- несчастный или посмешище?»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Сидулова Ираида Викторовна

Дата: 19.02.2017

Номер свидетельства: 393469

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(30) "Урок литературы "
    ["seo_title"] => string(16) "urok-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "119455"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413436411"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Конспект урока литературы "
    ["seo_title"] => string(29) "konspiekt-uroka-litieratury-1"
    ["file_id"] => string(6) "115925"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412176485"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "«Проблема   «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель». "
    ["seo_title"] => string(66) "probliema-malien-kogho-chielovieka-v-poviesti-n-v-gogholia-shiniel"
    ["file_id"] => string(6) "224088"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438450152"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Изображение маленького человека в новелле Т.Н. Толстой «Пламень небесный». "
    ["seo_title"] => string(82) "izobrazhieniie-malien-kogho-chielovieka-v-noviellie-t-n-tolstoi-plamien-niebiesnyi"
    ["file_id"] => string(6) "106724"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403076091"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Униженные и оскарбленные в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"! "
    ["seo_title"] => string(87) "unizhiennyie-i-oskarbliennyie-v-romanie-f-m-dostoievskogho-priestuplieniie-i-nakazaniie"
    ["file_id"] => string(6) "119456"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413436926"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства