kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Н.В. Гоголь. Образ "маленького человека" в "Записках сумасшедшего"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гоголь - продолжатель традиций А.С.Пушкина. Тема маленького человека в "Петербургских повестях". Работа с текстом повести "Записки сумасшедшего".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Н.В. Гоголь. Образ "маленького человека" в "Записках сумасшедшего"»

Н.В.Гоголь  “Петербургские повести” Тема  «маленького человека»

Н.В.Гоголь “Петербургские повести”

Тема

«маленького человека»

Тема Петербурга в творчестве писателей XIX века занимает отнюдь не последнее место. Город, построенный вопреки всем законам природы, по воле одного только человека; город, созданный за небывало короткий срок, словно в сказке; город, ставший воплощением различных человеческих противоречий, символом извечной борьбы благополучия с нищетой, великолепия с уродством, — таким Петербург предстает перед нами в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя.

Тема Петербурга в творчестве писателей XIX века занимает отнюдь не последнее место.

Город, построенный вопреки всем законам природы, по воле одного только человека;

город, созданный за небывало короткий срок, словно в сказке;

город, ставший воплощением различных человеческих противоречий, символом извечной борьбы благополучия с нищетой, великолепия с уродством, — таким Петербург предстает перед нами в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя.

Гоголь описывает Петербург как город, где человеческие отношения искажены, торжествует пошлость, а таланты гибнут, где “... кроме фонаря, все дышит обманом”. Герои Гоголя сходят с ума или погибают в неравной борьбе с жестокими условиями действительности.

Гоголь описывает Петербург как город, где человеческие отношения искажены, торжествует пошлость, а таланты гибнут, где “... кроме фонаря, все дышит обманом”. Герои Гоголя сходят с ума или погибают в неравной борьбе с жестокими условиями действительности.

«Невский проспект»

«Невский проспект»

  • Н. В. Гоголь в повести «Невский проспект» писал; «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге; для него он составляет все».
Образ «Маленького человека»  Тема “маленького человека” в литературе существовала и до ее обозначения в творчестве Н. В. Гоголя. Впервые она прозвучала в “Медном всаднике” и “Станционном смотрителе” А. С. Пушкина.

Образ «Маленького человека»

Тема “маленького человека” в литературе существовала и до ее обозначения в творчестве Н. В. Гоголя. Впервые она прозвучала в “Медном всаднике” и “Станционном смотрителе” А. С. Пушкина.

Образ “маленького человека” таков: это бедный, не знатный человек, оскорбляемый высшими по чину людьми и доведенный до отчаянья всем образом своей жизни, ощущающий свое бессилие перед жизнью. Порой он способен на протест. К бунту “маленького человека” всегда ведет жизненная катастрофа, но исход протеста — безумие, смерть.

Образ “маленького человека” таков:

это бедный, не знатный человек, оскорбляемый высшими по чину людьми и доведенный до отчаянья всем образом своей жизни, ощущающий свое бессилие перед жизнью. Порой он способен на протест. К бунту “маленького человека” всегда ведет жизненная катастрофа, но исход протеста — безумие, смерть.

Гоголь был поражен картинами глубоких общественных противоречий, трагических социальных катастроф. Он узнал на собственном опыте и положение бедного чиновника, и среду молодых художников, и переживания бедняка, у которого нет денег на покупку теплой шинели. Именно этот жизненный опыт позволил Гоголю столь зримо показать в своих повестях Петербург с его внешним великолепием и глубокими социальными контрастами.

Гоголь был поражен картинами глубоких общественных противоречий, трагических социальных катастроф. Он узнал на собственном опыте и положение бедного чиновника, и среду молодых художников, и переживания бедняка, у которого нет денег на покупку теплой шинели. Именно этот жизненный опыт позволил Гоголю столь зримо показать в своих повестях Петербург с его внешним великолепием и глубокими социальными контрастами.

Жертвой Петербурга, жертвой нищеты и произвола является и Акакий Акакиевич Башмачкин.— герой повести “Шинель”. “Он был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновение налегать на тех, которые не могут кусаться”,— так говорит о Башмачкине Гоголь.

Жертвой Петербурга, жертвой нищеты и произвола является и Акакий Акакиевич Башмачкин.— герой повести “Шинель”. “Он был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновение налегать на тех, которые не могут кусаться”,— так говорит о Башмачкине Гоголь.

«НОС»

«НОС»

В произведении «Нос» Гоголь показывает себя гениальным художником абсурда. Майор Ковалев - персонаж чрезвычайно самолюбивый, предпочитающий, чтобы к нему обращались по званию, имеющий весьма далеко идущие планы стать губернатором в результате удачной женитьбы - однажды просыпается без носа. Впрочем, его ни капли не потрясает фантастичность происшедшего, гораздо больше майора волнует, как же в таком виде отправиться в должность.

В произведении «Нос» Гоголь показывает себя гениальным художником абсурда. Майор Ковалев - персонаж чрезвычайно самолюбивый, предпочитающий, чтобы к нему обращались по званию, имеющий весьма далеко идущие планы стать губернатором в результате удачной женитьбы - однажды просыпается без носа. Впрочем, его ни капли не потрясает фантастичность происшедшего, гораздо больше майора волнует, как же в таком виде отправиться в должность.

«Записки сумасшедшего»

«Записки сумасшедшего»

“ Записки сумасшедшего”, несомненно, одна из наиболее трагических повестей цикла “Петербургские повести”.

“ Записки сумасшедшего”, несомненно, одна из наиболее трагических повестей цикла “Петербургские повести”.

Что мы знаем о главном герое? Каков его образ жизни? «Я не пошел бы в департамент, если бы не надежда видеться с казначеем и авось-либо выпросить у этого жида хоть сколько-нибудь жалованья вперед...», «…шинель очень запачканная и притом старого фасона» Герою 42 года. Он дворянин, титулярный советник, служит в каком-то департаменте, очень беден, чинит перья начальнику. Носит запачканную шинель старого фасона. Увлекается театром. Влюблен в дочь начальника департамента.

Что мы знаем о главном герое? Каков его образ жизни?

«Я не пошел бы в департамент, если бы не надежда видеться с казначеем и авось-либо выпросить у этого жида хоть сколько-нибудь жалованья вперед...»,

«…шинель очень запачканная и притом старого фасона»

Герою 42 года. Он дворянин, титулярный советник, служит в каком-то департаменте, очень беден, чинит перья начальнику. Носит запачканную шинель старого фасона. Увлекается театром. Влюблен в дочь начальника департамента.

Попробуйте составить его психологический портрет.

Люди

с высоким социальным положением

Люди

О своем начальнике:

с низким социальным положением

«умный человек, важность в глазах», честолюбец. «Да, не нашему брату чета»

О казначее: «Вот еще создание!»; «седой черт»

О начальнике отделения: «Да я плюю на него! Велика важность надворный советник! вывесил золотую цепочку к часам, заказывает сапоги по тридцати рублей – да черт его побери! я разве из каких – нибудь разночинцев, из портных или из унтер – офицерских детей? Я дворянин».

О лакеях: « Я терпеть не могу лакейского круга: всегда развалится в передней, и хоть бы головой потрудился кивнуть.

« Хотелось бы мне рассмотреть поближе жизнь этих господ, все эти экивоки и придворные штуки – как они, что они делают в своем кругу, - вот что мне хотелось узнать!».

Да знаешь ли ты, глупый холоп, что я чиновник, я благородного происхождения».

О чиновниках: « А вот из нашей братьи чиновников есть такие свиньи: решительно не пойдет, мужик, в театр; разве уже дашь ему билет даром».

О Мавре: « Вздумала мыть полы, глупая чухонка»

На почве уязвленного самолюбия в герое развивается болезненная гордыня. Он презирает тех, кто находится ниже его на социальной лестнице и завидует тем, кто выше его. Самолюбив, с обостренным чувством собственного достоинства, мнителен, крайне болезненно ощущает собственное незначительное положение, отчасти высокомерен, что, кстати, может объясняться гордостью и бедностью, замкнут в своем одиночестве. Сам тон повествования – высокомерно-презрительный и одновременно приниженный. В попытке оценить себя и окружающих герой руководствуется только двумя понятиями: чин и богатство. В таком уж он живет мире, где все достоинства человека измеряются этими понятиями. В реальной жизни он ничего не может достичь, а вот в мечтах герой верит, что его служба только начинается. Чтение записи от 6 ноября: «Погоди приятель! будем и мы полковниками, а может быть, если бог даст, то чем-нибудь и больше. Заведем и мы себе репутацию еще и получше твоей.»

На почве уязвленного самолюбия в герое развивается болезненная гордыня. Он презирает тех, кто находится ниже его на социальной лестнице и завидует тем, кто выше его. Самолюбив, с обостренным чувством собственного достоинства, мнителен, крайне болезненно ощущает собственное незначительное положение, отчасти высокомерен, что, кстати, может объясняться гордостью и бедностью, замкнут в своем одиночестве. Сам тон повествования – высокомерно-презрительный и одновременно приниженный.

В попытке оценить себя и окружающих герой руководствуется только двумя понятиями: чин и богатство. В таком уж он живет мире, где все достоинства человека измеряются этими понятиями.

В реальной жизни он ничего не может достичь, а вот в мечтах герой верит, что его служба только начинается. Чтение записи от 6 ноября:

«Погоди приятель! будем и мы полковниками, а может быть, если бог даст, то чем-нибудь и больше. Заведем и мы себе репутацию еще и получше твоей.»

А есть ли у него шанс? «Отворилась дверь, я думал, что директор, и вскочил со стула с бумагами; но это была она, она сама! Святители, как она была одета! Платье на ней было белое, как лебедь; фу, какое пышное! А как глянула: солнце, ей-богу, солнце!.. Святые, какой платок! Тончайший, батистовый – амбра, совершенная амбра! Так и дышит от него генеральством». «Потом переписал очень хорошие стишки: Душеньки часок не видя, Думал, год уж не видал; Жизнь мою возненавидя, Льзя ли жить мне, я сказал. Должно быть, Пушкина сочинение...»

А есть ли у него шанс?

«Отворилась дверь, я думал, что директор, и вскочил со стула с бумагами; но это была она, она сама! Святители, как она была одета! Платье на ней было белое, как лебедь; фу, какое пышное! А как глянула: солнце, ей-богу, солнце!.. Святые, какой платок! Тончайший, батистовый – амбра, совершенная амбра! Так и дышит от него генеральством».

«Потом переписал очень хорошие стишки:

Душеньки часок не видя,

Думал, год уж не видал;

Жизнь мою возненавидя,

Льзя ли жить мне, я сказал.

Должно быть, Пушкина сочинение...»

Аксентий Иванович Поприщин Может быть, он раскован и обаятелен?   «Я думал несколько раз завести разговор с его превосходительством, только, черт возьми, никак не слушается язык: скажешь только, холодно или тепло на дворе, а больше решительно ничего не выговоришь». Может быть, он у него есть внешние данные? Начальник отделения: «Ну, посмотри на себя, подумай только, что ты? Ведь ты нуль, более ничего. Ведь у тебя нет ни гроша за душою. Взгляни хоть в зеркало на свое лицо, куды тебе думать о том!» Отрывок из письма собаки: «Ах, моя дорогая, если бы ты знала, какой это урод. Совершенная черепаха в мешке... Фамилия его престранная. Он всегда сидит и чинит перья. Волоса на голове его очень похожи на сено. Папа всегда посылает вместо слуги».

Аксентий Иванович Поприщин

Может быть, он раскован и обаятелен?

«Я думал несколько раз завести разговор с его превосходительством, только, черт возьми, никак не слушается язык: скажешь только, холодно или тепло на дворе, а больше решительно ничего не выговоришь».

Может быть, он у него есть внешние данные?

Начальник отделения: «Ну, посмотри на себя, подумай только, что ты? Ведь ты нуль, более ничего. Ведь у тебя нет ни гроша за душою. Взгляни хоть в зеркало на свое лицо, куды тебе думать о том!»

Отрывок из письма собаки: «Ах, моя дорогая, если бы ты знала, какой это урод. Совершенная черепаха в мешке... Фамилия его престранная. Он всегда сидит и чинит перья. Волоса на голове его очень похожи на сено. Папа всегда посылает вместо слуги».

Что его особенно мучает в отношении к нему окружающих?   «Дай-ка мне ручевский фрак, сшитый по моде, да повяжи я себе такой же, как ты, галстук,- тебе тогда не стать мне и в подметки. Достатков нет – вот беда». «Я не могу более читать... Все или камер-юнкер, или генерал. Все, что есть лучшего на свете, все достается или камер-юнкерам, или генералам... Отчего я титулярный советник и с какой стати я титулярный советник?..»

Что его особенно мучает в отношении к нему окружающих?

«Дай-ка мне ручевский фрак, сшитый по моде, да повяжи я себе такой же, как ты, галстук,- тебе тогда не стать мне и в подметки. Достатков нет – вот беда».

«Я не могу более читать... Все или камер-юнкер, или генерал. Все, что есть лучшего на свете, все достается или камер-юнкерам, или генералам... Отчего я титулярный советник и с какой стати я титулярный советник?..»

Какой период времени охватывают дневниковые записи героя? Можно что – то сказать о регулярности записей, их особенностях? 3, 4 октября 6, 8, 9, 11, 12, 13 ноября 3, 5, 8 декабря Год 2000 апреля 43 числа Мартобря 86 числа. Между днем и ночью. Никоторого числа. День был без числа. Числа 1-го Мадрид. Фебруарий тридцатый и т. д.  Числа не помню. Месяца тоже не было. Январь того же года, случившийся после февраля... Чи 34, сло Му гдао, Февраль 349.

Какой период времени охватывают дневниковые записи героя? Можно что – то сказать о регулярности записей, их особенностях?

3, 4 октября

6, 8, 9, 11, 12, 13 ноября

3, 5, 8 декабря

Год 2000 апреля 43 числа

Мартобря 86 числа. Между днем и ночью.

Никоторого числа. День был без числа.

Числа 1-го

Мадрид. Фебруарий тридцатый и т. д.

Числа не помню. Месяца тоже не было.

Январь того же года, случившийся после февраля... Чи 34, сло Му гдао, Февраль 349.

«В Испании есть король. Он отыскался. Этот король я.»

«В Испании есть король.

Он отыскался.

Этот король я.»

Внутренние монологи «Ты иной раз метаешься, как угорелый, дело подчас так спутаешь, что сам сатана не разберет...» «Проси, хоть тресни,... не выдаст, старый черт.» «Что за черт! Я увидел, что Меджи обнюхивалась с собачонкою...» «Да, черт возьми, как-то язык не поворотился...» «Черт возьми, что у него лицо похоже несколько на аптекарский пузырек...» «Да черт его побери!..» «Черт знает, что такое!» «В департамент не ходил... Черт с ним!» Случайны ли все эти междометия?

Внутренние монологи

«Ты иной раз метаешься, как угорелый, дело подчас так спутаешь, что сам сатана не разберет...»

«Проси, хоть тресни,... не выдаст, старый черт.»

«Что за черт! Я увидел, что Меджи обнюхивалась с собачонкою...»

«Да, черт возьми, как-то язык не поворотился...»

«Черт возьми, что у него лицо похоже несколько на аптекарский пузырек...»

«Да черт его побери!..»

«Черт знает, что такое!»

«В департамент не ходил... Черт с ним!»

Случайны ли все эти междометия?

«Садись, мой ямщик, звени, мой колокольчик, взвейтеся, кони, и несите меня с этого света! Далее, далее, чтобы не видно было ничего, ничего» Богатым не стал, выгодно не женился, карьеры не сделал, да еще и в сумасшедший дом угодил. Странная самореализация. Но все-таки сравните: раздражительность, завистливость, закомплексованность и - страдание, мольба о сострадании! Чтобы стать в этом мире человеком, надо сойти с ума…

«Садись, мой ямщик, звени, мой колокольчик, взвейтеся, кони, и несите меня с этого света! Далее, далее, чтобы не видно было ничего, ничего»

Богатым не стал, выгодно не женился, карьеры не сделал, да еще и в сумасшедший дом угодил. Странная самореализация. Но все-таки сравните: раздражительность, завистливость, закомплексованность и - страдание, мольба о сострадании!

Чтобы стать в этом мире человеком,

надо сойти с ума…

Гоголь был первым, кто заговорил о трагедии
  • Гоголь был первым, кто заговорил о трагедии "маленького человека", уважение к которому зависело не от его душевных качеств, не от образования и ума, а от его положения в обществе. Писатель с состраданием показал несправедливость и деспотичность общества по отношению к "маленькому человеку" и впервые призвал это общество обратить внимание на незаметных, жалких и смешных, как представлялось на первый взгляд, людей.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Н.В. Гоголь. Образ "маленького человека" в "Записках сумасшедшего"

Автор: Максимова Ольга Евгеньевна

Дата: 25.06.2018

Номер свидетельства: 474225


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства