В ходе чтения 11 главы обучающиеся знакомятся с жизнью Чичикова, рассмотривают его взаимоотношения с другими персонажами и определяют самые яркие качества его личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Осторожность, вежливость, целеустремлённость, хитрость, враньё, упорство, настойчивость, к каждому находит подход.
Ответьте на вопросы:
Каким предстаёт перед нами Чичиков?
Можно ли назвать его яркой личностью? Почему?
Какие качества должны быть у яркой личности?
Что мешает Чичикову стать положительным героем?
Прочитайте:
Чичиков –переходный тип, сформированный в социальной среде, в которой все его положительные задатки приобрели подлую направленность.
В нём отсутствуют живые человеческие чувства, нравственные идеалы, нет совести и любви. Душа раздавлена его воспитанием и страстью к приобретательству. Это всё мешает Чичикову стать положительным героем.
Чтение 11 главы
«Очень сомнительно…» до «Итак, припряжем подлеца!»
Чичиков обладает такими качествами, которых нет у помещиков и чиновников, а именно: энергией, волей, целеустремлённостью, цепкостью, выживаемостью в любых условиях и в любые времена, терпеливостью, настойчивостью. Это отрицательные или положительные качества?
Важно то, на достижение каких целей они направлены. Чичиков - человек, положительные задатки которого приобрели подлую направленность.
А почему это произошло?
В тех условиях, в которых Чичиков рос, усваивал отцовскую философию, служил, ничего другого не могло и получиться. И получилась не душа, а ларчик с бумагами и деньгами.
Но это показывает, что он способен меняться. Поэтому именно Чичиков, по замыслу Гоголя, должен был пройти испытания и страдания, осознать неправедность своего пути и возродиться к новой жизни.
Ответьте на вопросы:
Как вы думаете, есть надежда на возрождение героя?
Попробуйте предположить, какая жизненная ситуация помогла бы Чичикову возродиться?
Зачем нужна человеку «живая» душа?
Что важнее: материальное или духовное?
Вывод
Назвав свое произведение «Мёртвые души», Гоголь имел в виду не только умерших крепостных крестьян, за которыми гонялся Чичиков, но и всех живых героев поэмы, которые давно уже стали мёртвыми.
Автор не показывает никакого внутреннего развития помещиков и жителей города, это позволяет заключить, что души героев полностью застыли и окаменели, что они мертвы.
Однако Чичиков и Плюшкин – персонажи, обладающие живыми душами. У обоих есть прошлое, мы видим развитие их характеров. Душа Плюшкина умерла лишь с течением времени. У него оставались живыми глаза, при воспоминании о школьном товарище на лице проскользнуло «бледное отражение чувства». В деревне были живой сад, две церкви. Из всех помещиков только Плюшкин произносит внутренний монолог после отъезда Чичикова. Этим Плюшкин отличается от всех других помещиков.