kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образ родины в поэме Н. В. Гоголя "Мёртвые души"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Образ Родины в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души».

Цели:  показать сложный образ России в поэме Гоголя;

                        развить исследовательские навыки учащихся;

                        содействовать патриотическому воспитанию;

                        формировать коммуникативные способности.

Оборудование:  портрет Н. В. Гоголя (работа Ф. Моллера), интерактивная доска. На экране возникают одна за другой картины родного края: бричка, берёзы, избы, помещики, трактиры, дождь, радуга, тройка, иллюстрации художников П. М. Боклевского, А. Зыкова, самих учащихся; цитаты из поэмы. На интерактивной доске написаны тема и эпиграф, которые неоднократно появляются на экране во время урока. 

            К уроку ученики выполнили следующие групповые и индивидуальные задания:

            нарисовали   фамильные гербы помещиков, сделали им визитки;

            сравнили лирические отступления романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» с лирическими отступлениями поэмы «Мёртвые души»;

            написали сочинение – миниатюру на тему «Что значит для меня родина?»;

            нашли высказывания великих людей о родине;

            подготовили выступление по рассказу А. П. Чехова «Справка» (образ Волдырёва);

            разработали концепцию Гоголя о переустройстве России по книге «Выбранные места из переписки с друзьями».

План и ход урока

  1. Оргмомент (учащиеся записывают тему, эпиграф в тетради).

«… передо мной все наши, наши помещики, наши чиновники, наши мужики, наши избы, словом, вся православная Русь… Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нём!»  (Н. В. Гоголь – В. А. Жуковскому 12. 11. 1836 г.)

  1. Вступительное слово учителя.

Самой важной темой русской литературы, пожалуй, является тема родины. Мы, старшее поколение, усвоили, что родина – это святое, ею можно восхищаться, о ней можно петь, по ней можно путешествовать… Но сейчас всё меняется, меняется и отношение к родине. Появились такие «патриоты», которые утверждают, что родина там, где хорошо.

- А вот для вас, ребята, что значит родина? (Сочинения учащихся, высказывания великих людей. Обобщение.)

Определение цели урока

Мы закончили читать поэму Н. В. Гоголя «Мёртвые души», где главным образом является «вся Русь»; в произведении дан сложный образ нашей родины, и его постижение – это цель нашего урока. В основе сюжета лежит история путешествия Чичикова по Руси. Давайте и мы отправимся вслед за ним по стране.

Изучение темы

- На небольшом пространстве «Мёртвых душ» уместилась  вся Русь. Кого только тут нет! Кажется, всех званий и сословий коснулся в них Гоголь, никого не обошёл. Дворянство, крестьянство, офицерство, губернии, Петербург, трактиры, кабаки, канцелярии, которые Гоголь сравнивает с кругами ада, и русский необъятный простор. Захочешь увидеть приказчика – увидишь и его, купца – является и купец, полицейского – есть и полицейский, дам – налицо и дамы. Курьеры, зеваки, работники, половые, хозяева трактиров, моты и скряги, беглые и каторжники, разбойники и дети – всё тут есть. Есть даже пророк, потому что не может обойтись русская земля без пророка, хотя, как любил говорить писатель, нет пророка в отечестве своём.

- Давайте начнём с погоды. Какой Гоголь изображает погоду? (Солнце, свежий ветерок, проливной очищающий ливень, но главное – воздух!).

- Читая поэму, ощущаешь чистоту и свежесть, простор, ширь, даль… Может быть, это ощущение вызывают пейзажи? Какие картины природы вы увидели в поэме? (Усадьба Манилова, сад Плюшкина, городской парк и пр.)

Эти описания – своего рода прологи, которые подготавливают нас ко встрече с определёнными лицами.

- Но откуда же всё – таки это ощущение свежести и чистоты? Может, от богатства русской души, способной исторгнуть из себя все тёмное и злое, «расколдоваться», сбросить тяжёлые путы невежества и тоски? О ком с восхищением писал Гоголь? Кто они? Назовите их. (Каретник Михеев, Пробка Степан – богатырь, Иван Колесо – колесных дел мастер, Максим Телятников – сапожник, Абакум Фыров – бурлак).

            - Вот им верил Гоголь, верил в их силы, трудолюбие, талантливость, широту натуры, ум. Восхищает писателя и меткая русская речь. (Выразительное чтение отрывка из лирического отступления).

            - Кроме этих крестьян, есть задавленные крепостничеством, совершенно, казалось бы, тёмные невежды. Кто они? (Дядя Миняй и дядя Митяй, Петрушка, Селифан, Прошка, Пелагея, две бабы в усадьбе Манилова, мужики у кабака; мужики, белящие потолок в доме Ноздрёва…).

            - Их много, они словно копейки, которые составляют миллионы. Именно они, а с ними заодно и 400 душ, которые купил Чичиков в губернии, есть живая плоть родины, её народонаселение.

            - А как протестуют они против своего положения? (Массового движения нет, протест выражается в народном слове, в метких пословицах, песне).

            - А помещики, т.е. Собакевич, Плюшкин, Манилов, Коробочка, страшно неподвижны, тяжелы на подъём, накрепко прикованы к своим родовым гнёздам.

            - Прочитайте подготовленные вами визитные карточки помещиков. Объясните, какие гербы вы нарисовали и почему? (Выступления учащихся).

            - Эти «мёртвые души» - бездонная скорбь писателя. Не случайно А. С. Пушкин сказал после чтения первых глав: «Боже, как грустна наша Россия!».

- А бричка Чичикова летит по дороге, звенят колокольчики, по сторонам остаются кочки, берёзы, поля… Остаётся родина… Кстати, каких ещё авторов вы знаете, чьи главные герои, путешествуя, наблюдают за русской действительностью? (А. Н. Радищев, Н. А. Некрасов).

            - Образ родины у Гоголя создаётся и в описании города N. Что вы узнали о городе, «который не уступал другим губернским городам»? (Аршавский портной, иностранец Василий Фёдоров, городской парк, трактир, гостиница, заборы, присутственные места).

- Кто первым встретился Чичикову, когда бричка подъехала к гостинице? (Учащиеся читают эпизод).

- Расскажите, как выглядит сам губернский город.

- Главная ценность любого государства, значит, и Руси тоже, его население, люди. Давайте отправимся в город.

- Скажите, какие чиновники города вам запомнились? (Губернатор, вице – губернатор, прокурор, почтмейстер, полицмейстер, Иван Антонович Кувшинное рыло и др.)

- Эти чиновники толстые или тонкие? (Толстые). Чем они отличаются от тонких?

- Подробнее расскажите про Ивана Антоновича. (Он не только взяточник, он многоопытный артист в этом ремесле. Стал явлением русской жизни, как и многие герои поэмы).

- А вот как это делает Волдырёв, герой рассказа А. П. Чехова «Справка» (Выступление учащегося. Видимо, способ получения взяток, который демонстрировал Иван Антонович, был отлично усвоен русскими чиновниками. Не случайно Собакевич говорит: «Весь город – разбойничий вертеп»).

- За кого они приняли Чичикова? (Фальшивомонетчик, разбойник, капитан Копейкин, похититель губернаторской дочки).

- Почему его не арестуют?

- Отчего умер прокурор?

- Почему они боятся нового генерал – губернатора? (Боятся неизвестного им человека).

Учитель. Лихоимцы, взяточники, бесконечно чуждые государственным интересам, люди, несущие разорение и гибель России, - вот чиновники, изображённые Гоголем.

- Символом власти является Петербург. Какой вы увидели столицу в новелле о капитане Копейкине? Но прежде давайте вспомним, что такое новелла? (Петербург жесток, равнодушен; интересы государства противопоставлены интересам простого человека).

- Родина – это ещё и песни, и сказки, и легенды. Разве не они породили новеллу про Кифа Мокиевича и Мокия Кифовича?

- Как вы поняли её содержание?

- Как поняли значение новеллы? (Русские лжепатриоты, начиная от философов и кончая царём, не хотят унять разбушевавшихся сынков своих, терзающих народ, не хотят выносить сор из избы своего государства. Слово правды остаётся сказать только литературе).

- Образ родины был бы неполным, если бы мы не сказали о самом авторе. К какому типу писателей отнесёте вы Гоголя? (Ко второму. Сравнивается с одиноким путником).

- Неспокойно на родине, но полна скрытых внутренних сил. Но Россия, верил Гоголь, сдвинет с места свою бедную, беспристрастную жизнь. Пока он не знает, какими средствами, и вряд ли это будет крестьянское восстание, но что – то будет, потому что есть идеал, без чего не было бы поэмы, не было бы завершения образа родины. (Подготовленные учащиеся выразительно читают отрывки лирических отступлений:

«Русь! Русь! вижу тебя!...» -

«Русь! Куда же ты несёшься» -

О Руси  - птице – тройке - )

 - Красивые лирические отступления. В них Гоголь восторгается красотой родины, её полями, степями, бесконечными дорогами, тройками, сёлами и т.д. В каком произведении мы ещё встречали лирические отступления? (Сообщение учащегося, который сравнил лирические отступления романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» с лирическими отступлениями поэмы Гоголя. В «Евгении Онегине» - это прежде всего лирические воспоминания, связанные с событиями из жизни поэта, обращения к друзьям, читателям – возникает тема поэзии, размышления о дружбе, любви, о ценности человеческой личности).

- «Мёртвые души» - боль и надежда писателя. Он не верил правительству и тем более помещикам и чиновникам. Дворянская революция была ему чужда и неясна. Оставалась пассивная надежда, что должен найтись человек, который откроет глаза всем русским людям на пошлость их жизни. И роль такого человека Гоголь взял на себя.

- Итак, какой же увидели вы родину в поэме? (Бесприютная, печальная, несчастная, тёмная, страдающая, горькая, красивая).

- А какие чувства вызывает родина у Гоголя? (Конечно, автор любит свою страну, потому что мы любим родину не только за красоту, мощь, величие, но и за то, что она страдает).

- У Н. В. Гоголя была своя концепция переустройства России. Об этом он пишет в «Выбранных местах из переписки с друзьями». Какая бы слабая и загадочная ни была эта концепция, давайте послушаем, что предлагает писатель. (Сообщение индивидуально подготовленного учащегося).

Обобщение

Учитель. Вернёмся к эпиграфу урока. Да, «вся Русь» явилась в «Мёртвых душах». Бесстрашный автор сказал святую правду о ней. Он, конечно, не очень уверен в том, что его послушают, но пошёл на этот гражданский подвиг без колебаний, «первым взглянул смело и прямо на русскую действительность». (В. Г. Белинский).

Мы с вами сегодня путешествовали по родине, как и Гоголь, мы почувствовали положительную жизнеутверждающую силу русского народа, веру автора в то, что Россия находится в процессе развития.

Домашнее задание

  1. Индивидуальное задание: произведения каких музыкантов, скульпторов, художников увековечили образ Гоголя и его творения?
  2. Докажите, что Гоголь – наш современник (письменно).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образ родины в поэме Н. В. Гоголя "Мёртвые души" »

Тема: Образ Родины в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души».

Цели: показать сложный образ России в поэме Гоголя;

развить исследовательские навыки учащихся;

содействовать патриотическому воспитанию;

формировать коммуникативные способности.


Оборудование: портрет Н. В. Гоголя (работа Ф. Моллера), интерактивная доска. На экране возникают одна за другой картины родного края: бричка, берёзы, избы, помещики, трактиры, дождь, радуга, тройка, иллюстрации художников П. М. Боклевского, А. Зыкова, самих учащихся; цитаты из поэмы. На интерактивной доске написаны тема и эпиграф, которые неоднократно появляются на экране во время урока.

К уроку ученики выполнили следующие групповые и индивидуальные задания:

нарисовали фамильные гербы помещиков, сделали им визитки;

сравнили лирические отступления романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» с лирическими отступлениями поэмы «Мёртвые души»;

написали сочинение – миниатюру на тему «Что значит для меня родина?»;

нашли высказывания великих людей о родине;

подготовили выступление по рассказу А. П. Чехова «Справка» (образ Волдырёва);

разработали концепцию Гоголя о переустройстве России по книге «Выбранные места из переписки с друзьями».


План и ход урока



  1. Оргмомент (учащиеся записывают тему, эпиграф в тетради).

«… передо мной все наши, наши помещики, наши чиновники, наши мужики, наши избы, словом, вся православная Русь… Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нём!» (Н. В. Гоголь – В. А. Жуковскому 12. 11. 1836 г.)

  1. Вступительное слово учителя.

Самой важной темой русской литературы, пожалуй, является тема родины. Мы, старшее поколение, усвоили, что родина – это святое, ею можно восхищаться, о ней можно петь, по ней можно путешествовать… Но сейчас всё меняется, меняется и отношение к родине. Появились такие «патриоты», которые утверждают, что родина там, где хорошо.

- А вот для вас, ребята, что значит родина? (Сочинения учащихся, высказывания великих людей. Обобщение.)


Определение цели урока


Мы закончили читать поэму Н. В. Гоголя «Мёртвые души», где главным образом является «вся Русь»; в произведении дан сложный образ нашей родины, и его постижение – это цель нашего урока. В основе сюжета лежит история путешествия Чичикова по Руси. Давайте и мы отправимся вслед за ним по стране.


Изучение темы


- На небольшом пространстве «Мёртвых душ» уместилась вся Русь. Кого только тут нет! Кажется, всех званий и сословий коснулся в них Гоголь, никого не обошёл. Дворянство, крестьянство, офицерство, губернии, Петербург, трактиры, кабаки, канцелярии, которые Гоголь сравнивает с кругами ада, и русский необъятный простор. Захочешь увидеть приказчика – увидишь и его, купца – является и купец, полицейского – есть и полицейский, дам – налицо и дамы. Курьеры, зеваки, работники, половые, хозяева трактиров, моты и скряги, беглые и каторжники, разбойники и дети – всё тут есть. Есть даже пророк, потому что не может обойтись русская земля без пророка, хотя, как любил говорить писатель, нет пророка в отечестве своём.

- Давайте начнём с погоды. Какой Гоголь изображает погоду? (Солнце, свежий ветерок, проливной очищающий ливень, но главное – воздух!).

- Читая поэму, ощущаешь чистоту и свежесть, простор, ширь, даль… Может быть, это ощущение вызывают пейзажи? Какие картины природы вы увидели в поэме? (Усадьба Манилова, сад Плюшкина, городской парк и пр.)

Эти описания – своего рода прологи, которые подготавливают нас ко встрече с определёнными лицами.

- Но откуда же всё – таки это ощущение свежести и чистоты? Может, от богатства русской души, способной исторгнуть из себя все тёмное и злое, «расколдоваться», сбросить тяжёлые путы невежества и тоски? О ком с восхищением писал Гоголь? Кто они? Назовите их. (Каретник Михеев, Пробка Степан – богатырь, Иван Колесо – колесных дел мастер, Максим Телятников – сапожник, Абакум Фыров – бурлак).

- Вот им верил Гоголь, верил в их силы, трудолюбие, талантливость, широту натуры, ум. Восхищает писателя и меткая русская речь. (Выразительное чтение отрывка из лирического отступления).

- Кроме этих крестьян, есть задавленные крепостничеством, совершенно, казалось бы, тёмные невежды. Кто они? (Дядя Миняй и дядя Митяй, Петрушка, Селифан, Прошка, Пелагея, две бабы в усадьбе Манилова, мужики у кабака; мужики, белящие потолок в доме Ноздрёва…).

- Их много, они словно копейки, которые составляют миллионы. Именно они, а с ними заодно и 400 душ, которые купил Чичиков в губернии, есть живая плоть родины, её народонаселение.

- А как протестуют они против своего положения? (Массового движения нет, протест выражается в народном слове, в метких пословицах, песне).

- А помещики, т.е. Собакевич, Плюшкин, Манилов, Коробочка, страшно неподвижны, тяжелы на подъём, накрепко прикованы к своим родовым гнёздам.

- Прочитайте подготовленные вами визитные карточки помещиков. Объясните, какие гербы вы нарисовали и почему? (Выступления учащихся).

- Эти «мёртвые души» - бездонная скорбь писателя. Не случайно А. С. Пушкин сказал после чтения первых глав: «Боже, как грустна наша Россия!».

- А бричка Чичикова летит по дороге, звенят колокольчики, по сторонам остаются кочки, берёзы, поля… Остаётся родина… Кстати, каких ещё авторов вы знаете, чьи главные герои, путешествуя, наблюдают за русской действительностью? (А. Н. Радищев, Н. А. Некрасов).

- Образ родины у Гоголя создаётся и в описании города N. Что вы узнали о городе, «который не уступал другим губернским городам»? (Аршавский портной, иностранец Василий Фёдоров, городской парк, трактир, гостиница, заборы, присутственные места).

- Кто первым встретился Чичикову, когда бричка подъехала к гостинице? (Учащиеся читают эпизод).

- Расскажите, как выглядит сам губернский город.

- Главная ценность любого государства, значит, и Руси тоже, его население, люди. Давайте отправимся в город.

- Скажите, какие чиновники города вам запомнились? (Губернатор, вице – губернатор, прокурор, почтмейстер, полицмейстер, Иван Антонович Кувшинное рыло и др.)

- Эти чиновники толстые или тонкие? (Толстые). Чем они отличаются от тонких?

- Подробнее расскажите про Ивана Антоновича. (Он не только взяточник, он многоопытный артист в этом ремесле. Стал явлением русской жизни, как и многие герои поэмы).

- А вот как это делает Волдырёв, герой рассказа А. П. Чехова «Справка» (Выступление учащегося. Видимо, способ получения взяток, который демонстрировал Иван Антонович, был отлично усвоен русскими чиновниками. Не случайно Собакевич говорит: «Весь город – разбойничий вертеп»).

- За кого они приняли Чичикова? (Фальшивомонетчик, разбойник, капитан Копейкин, похититель губернаторской дочки).

- Почему его не арестуют?

- Отчего умер прокурор?

- Почему они боятся нового генерал – губернатора? (Боятся неизвестного им человека).

Учитель. Лихоимцы, взяточники, бесконечно чуждые государственным интересам, люди, несущие разорение и гибель России, - вот чиновники, изображённые Гоголем.

- Символом власти является Петербург. Какой вы увидели столицу в новелле о капитане Копейкине? Но прежде давайте вспомним, что такое новелла? (Петербург жесток, равнодушен; интересы государства противопоставлены интересам простого человека).

- Родина – это ещё и песни, и сказки, и легенды. Разве не они породили новеллу про Кифа Мокиевича и Мокия Кифовича?

- Как вы поняли её содержание?

- Как поняли значение новеллы? (Русские лжепатриоты, начиная от философов и кончая царём, не хотят унять разбушевавшихся сынков своих, терзающих народ, не хотят выносить сор из избы своего государства. Слово правды остаётся сказать только литературе).

- Образ родины был бы неполным, если бы мы не сказали о самом авторе. К какому типу писателей отнесёте вы Гоголя? (Ко второму. Сравнивается с одиноким путником).

- Неспокойно на родине, но полна скрытых внутренних сил. Но Россия, верил Гоголь, сдвинет с места свою бедную, беспристрастную жизнь. Пока он не знает, какими средствами, и вряд ли это будет крестьянское восстание, но что – то будет, потому что есть идеал, без чего не было бы поэмы, не было бы завершения образа родины. (Подготовленные учащиеся выразительно читают отрывки лирических отступлений:

«Русь! Русь! вижу тебя!...» -

«Русь! Куда же ты несёшься» -

О Руси - птице – тройке - )

- Красивые лирические отступления. В них Гоголь восторгается красотой родины, её полями, степями, бесконечными дорогами, тройками, сёлами и т.д. В каком произведении мы ещё встречали лирические отступления? (Сообщение учащегося, который сравнил лирические отступления романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» с лирическими отступлениями поэмы Гоголя. В «Евгении Онегине» - это прежде всего лирические воспоминания, связанные с событиями из жизни поэта, обращения к друзьям, читателям – возникает тема поэзии, размышления о дружбе, любви, о ценности человеческой личности).

- «Мёртвые души» - боль и надежда писателя. Он не верил правительству и тем более помещикам и чиновникам. Дворянская революция была ему чужда и неясна. Оставалась пассивная надежда, что должен найтись человек, который откроет глаза всем русским людям на пошлость их жизни. И роль такого человека Гоголь взял на себя.

- Итак, какой же увидели вы родину в поэме? (Бесприютная, печальная, несчастная, тёмная, страдающая, горькая, красивая).

- А какие чувства вызывает родина у Гоголя? (Конечно, автор любит свою страну, потому что мы любим родину не только за красоту, мощь, величие, но и за то, что она страдает).

- У Н. В. Гоголя была своя концепция переустройства России. Об этом он пишет в «Выбранных местах из переписки с друзьями». Какая бы слабая и загадочная ни была эта концепция, давайте послушаем, что предлагает писатель. (Сообщение индивидуально подготовленного учащегося).


Обобщение


Учитель. Вернёмся к эпиграфу урока. Да, «вся Русь» явилась в «Мёртвых душах». Бесстрашный автор сказал святую правду о ней. Он, конечно, не очень уверен в том, что его послушают, но пошёл на этот гражданский подвиг без колебаний, «первым взглянул смело и прямо на русскую действительность». (В. Г. Белинский).

Мы с вами сегодня путешествовали по родине, как и Гоголь, мы почувствовали положительную жизнеутверждающую силу русского народа, веру автора в то, что Россия находится в процессе развития.


Домашнее задание


  1. Индивидуальное задание: произведения каких музыкантов, скульпторов, художников увековечили образ Гоголя и его творения?

  2. Докажите, что Гоголь – наш современник (письменно).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Образ родины в поэме Н. В. Гоголя "Мёртвые души"

Автор: Казакова Альфия Фатиховна

Дата: 07.08.2014

Номер свидетельства: 111410

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Образ Родины на страницах поэмы "Мёртвые души" "
    ["seo_title"] => string(49) "obraz-rodiny-na-stranitsakh-poemy-miortvyie-dushi"
    ["file_id"] => string(6) "177156"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424593410"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства