kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Чичиков и чичиковщина

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                              Литература 9 класс

                                                 ( по таксономии Блума)

                                          Тема урока: Чичиков и чичиковщина
Цель:

  1. Раскрыть отношение писателя к современной ему действительности.
  2. Раскрыть сущность образа предпринимателя, показать его типичность
  3. Приобщить учащихся к исследовательской работе

Метод: беседа по тексту с элементами исследовательской работе, самостоятельная и групповая работа.

Ход урока:

1.Орг. момент

Учитель:

      - Здравствуйте уважаемые судьи. Как уже я поняла, вы сегодня собрались, что бы выяснить: кто такой  Чичиков  «подлец», «приобретатель» или….

       - И мне хотелось бы сегодня вместе с вами понять, с какой целью Гоголь написал такое произведение, и было ли оно актуально в его время.

Наше заседание я хотела бы начать такими словами:

Как ни гнетёт рука судьбины,

Как ни томит людей обман,

Как не браздят чело морщины

И сердце как ни полно ран;

Каким бы строгим испытаньем

Вы не были подчинены…

Вы оставайтесь все людьми

2. Актуализация знаний:

Автор:

Коль вы решили рассмотреть дело одного из героев поэмы «Мёртвые души» позвольте и мне проверить вашу компетентность.

 

1.Каком году была написана поэма «Мёртвые души»?

( Гоголь начал работать над поэмой в середине 1835 года, а 7 октября этого же года он сообщил Пушкину, что уже написал 3 главы. Несколько раз он откладывал работу и лишь после «Ревизора», уже за границей Гоголь по-настоящему взялся за поэму. И в 1841 году он привозит свой шестилетний труд, чтобы напечатать его в России.)

2.А при чем здесь Пушкин, какое он имеет отношение к поэме?

(Именно Пушкин, находясь в ссылке в Кишинёве, услышал историю о похождении некого авантюриста, скупавшего умерших крестьян, чтобы заложить их и получить под них изрядную ссуду. Он и рассказал эту историю Гоголю.)

 

3.Я вам не верю, не может быть, чтобы такая история могла произойти в 18 веке.

( Может быть, потому что до начала 18 века правительство учитывало лишь общее количество крестьянских  дворов. И только в 1718 году была введена подушная перепись. Отныне все крепостные мужского пола, от старика до младенца подвергались обложению налога. Перепись велась один раз в 12-15 лет. Мёртвые души становились обузой для помещиков и они от них старались избавиться. Отсюда и пошли махинации.)

4.Объясните мне название «».Мёртвые души

(Это словосочетание ввел сам Гоголь в письме к Пушкину в 1835 году. Это название многозначно:

1)Умершие крестьяне, которых покупает авантюрист

2) Люди пошлые с мёртвыми душами.

5.Господа, но вы ошибаетесь, когда называете произведение поэмой.

(Сам Гоголь так назвал своё произведение, потому что хотел обратить внимание читателя на своеобразие жанра: единство эпической широты и лирической одушевленности своего сочинения.)

Автор:

Подводя итоги, я делаю вывод, что сюжет состоит из 3 внешне замкнутых, но внутри очень связанных между собой звеньев.

 Помещики – городское чиновничество – жизнеописание Чичикова.

3.Новая тема

Чичиков:

Позвольте представиться.  Я, Чичиков Павел Иванович. Что вы знаете обо мне, чтобы меня судить?

Ответы учащихся

А) жизненные цели и деятельность;

В) формирование жизненных идеалов

В) мысль о приобретении мертвых душ.

 

 

 

 

 

 

 

Чичиков:

 Да, я новый человек в России, пусть и не очень приятный, но я вызываю к себе интерес и любопытство. Я живу во время, когда истинным хозяином становится капитал. Без роду и без племени, я бесцеремонно вторгся в светские гостиные. Вы, прослышав о моих миллионах, потянулись ко мне, но так же быстро отпрянули узнав, что никаких миллионов нет.

 Но я не мелкий жулик!

 

Вопросы:

1. На чём строится это утверждение Чичикова.

* Неукротимое стремление к капиталу

* Освобождение от всего человеческого.

* Становится беспощадным к людям, ставшим у него на пути.

2.Чичиков – это угроза? Кому?

Дайте теперь понятие слову чичиковщина

  1. Всё больше становится таких людей
  2. Многие испытывают «нежное расположение к подлости»

3.Что же Гоголь хочет показать?

(Если не остановить таких людей как Чичиков, то пошлый мир сменится миром воинствующей подлости)

Авторский стул:  Кто же такой Чичиков: «подлец», «приобретатель» или? Чья точка литератора вам ближе. Выскажите своё мнение и обоснуйте его.

  • Делец (который успешно, никогда не стесняясь в средствах, ведёт дела).
  • Приобретатель (стремящийся к приобретению вещей, ценностей, к обогащению).
  • Предприниматель (предприимчивый и практичный ).
  • Подлец (подлый человек, негодяй).

Итог урока:

Наше время – время жестокости. Время наживы и можно ли  сказать, что чичиковщина победила?

Вывод:

Что же такое чичиковщина и куда все время торопится Чичиков?Создаётся впечатление, что он сам ездит по кругу. Все одинаковые поездки по городам, по помещикам. Он вертится, как белка в колесе. Циклы подъёма и падения по служебной лестницей, наконец, круговой возврат к детству к концу поэмы. Всё это создаёт впечатление повтора, безысходности, круговорота жизни, растраченной на мелочи. Чичиков уже не может достигнуть своей цели, потому что он погряз в мелочах, растратил свою жизнь попусту. Он сначала спрятал, а потом и совсем потерял свою душу, а после этого богатство стало бесполезно. Вот судьба и не хочет тратить на него свои средства Всё больше появляется на свете таких людей как Чичиков и это явление и есть чичиковщина.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Чичиков и чичиковщина »

Литература 9 класс

( по таксономии Блума)

Тема урока: Чичиков и чичиковщина
Цель:

  1. Раскрыть отношение писателя к современной ему действительности.

  2. Раскрыть сущность образа предпринимателя, показать его типичность

  3. Приобщить учащихся к исследовательской работе

Метод: беседа по тексту с элементами исследовательской работе, самостоятельная и групповая работа.



Ход урока:

1.Орг. момент

Учитель:

- Здравствуйте уважаемые судьи. Как уже я поняла, вы сегодня собрались, что бы выяснить: кто такой Чичиков «подлец», «приобретатель» или….

- И мне хотелось бы сегодня вместе с вами понять, с какой целью Гоголь написал такое произведение, и было ли оно актуально в его время.

Наше заседание я хотела бы начать такими словами:

Как ни гнетёт рука судьбины,

Как ни томит людей обман,

Как не браздят чело морщины

И сердце как ни полно ран;

Каким бы строгим испытаньем

Вы не были подчинены…

Вы оставайтесь все людьми



2. Актуализация знаний:

Автор:

Коль вы решили рассмотреть дело одного из героев поэмы «Мёртвые души» позвольте и мне проверить вашу компетентность.



1.Каком году была написана поэма «Мёртвые души»?

( Гоголь начал работать над поэмой в середине 1835 года, а 7 октября этого же года он сообщил Пушкину, что уже написал 3 главы. Несколько раз он откладывал работу и лишь после «Ревизора», уже за границей Гоголь по-настоящему взялся за поэму. И в 1841 году он привозит свой шестилетний труд, чтобы напечатать его в России.)

2.А при чем здесь Пушкин, какое он имеет отношение к поэме?

(Именно Пушкин, находясь в ссылке в Кишинёве, услышал историю о похождении некого авантюриста, скупавшего умерших крестьян, чтобы заложить их и получить под них изрядную ссуду. Он и рассказал эту историю Гоголю.)



3.Я вам не верю, не может быть, чтобы такая история могла произойти в 18 веке.

( Может быть, потому что до начала 18 века правительство учитывало лишь общее количество крестьянских дворов. И только в 1718 году была введена подушная перепись. Отныне все крепостные мужского пола, от старика до младенца подвергались обложению налога. Перепись велась один раз в 12-15 лет. Мёртвые души становились обузой для помещиков и они от них старались избавиться. Отсюда и пошли махинации.)

4.Объясните мне название «».Мёртвые души

(Это словосочетание ввел сам Гоголь в письме к Пушкину в 1835 году. Это название многозначно:

1)Умершие крестьяне, которых покупает авантюрист

2) Люди пошлые с мёртвыми душами.

5.Господа, но вы ошибаетесь, когда называете произведение поэмой.

(Сам Гоголь так назвал своё произведение, потому что хотел обратить внимание читателя на своеобразие жанра: единство эпической широты и лирической одушевленности своего сочинения.)

Автор:

Подводя итоги, я делаю вывод, что сюжет состоит из 3 внешне замкнутых, но внутри очень связанных между собой звеньев.

Помещики – городское чиновничество – жизнеописание Чичикова.

3.Новая тема

Чичиков:

Позвольте представиться. Я, Чичиков Павел Иванович. Что вы знаете обо мне, чтобы меня судить?

Ответы учащихся

А) жизненные цели и деятельность;

В) формирование жизненных идеалов

В) мысль о приобретении мертвых душ.











Чичиков:

Да, я новый человек в России, пусть и не очень приятный, но я вызываю к себе интерес и любопытство. Я живу во время, когда истинным хозяином становится капитал. Без роду и без племени, я бесцеремонно вторгся в светские гостиные. Вы, прослышав о моих миллионах, потянулись ко мне, но так же быстро отпрянули узнав, что никаких миллионов нет.

Но я не мелкий жулик!



Вопросы:

1. На чём строится это утверждение Чичикова.

* Неукротимое стремление к капиталу

* Освобождение от всего человеческого.

* Становится беспощадным к людям, ставшим у него на пути.

2.Чичиков – это угроза? Кому?

Дайте теперь понятие слову чичиковщина

  1. Всё больше становится таких людей

  2. Многие испытывают «нежное расположение к подлости»



3.Что же Гоголь хочет показать?

(Если не остановить таких людей как Чичиков, то пошлый мир сменится миром воинствующей подлости)

Авторский стул: Кто же такой Чичиков: «подлец», «приобретатель» или? Чья точка литератора вам ближе. Выскажите своё мнение и обоснуйте его.

  • Делец (который успешно, никогда не стесняясь в средствах, ведёт дела).

  • Приобретатель (стремящийся к приобретению вещей, ценностей, к обогащению).

  • Предприниматель (предприимчивый и практичный ).

  • Подлец (подлый человек, негодяй).



Итог урока:

Наше время – время жестокости. Время наживы и можно ли сказать, что чичиковщина победила?

Вывод:

Что же такое чичиковщина и куда все время торопится Чичиков?Создаётся впечатление, что он сам ездит по кругу. Все одинаковые поездки по городам, по помещикам. Он вертится, как белка в колесе. Циклы подъёма и падения по служебной лестницей, наконец, круговой возврат к детству к концу поэмы. Всё это создаёт впечатление повтора, безысходности, круговорота жизни, растраченной на мелочи. Чичиков уже не может достигнуть своей цели, потому что он погряз в мелочах, растратил свою жизнь попусту. Он сначала спрятал, а потом и совсем потерял свою душу, а после этого богатство стало бесполезно. Вот судьба и не хочет тратить на него свои средства Всё больше появляется на свете таких людей как Чичиков и это явление и есть чичиковщина.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Чичиков и чичиковщина

Автор: Мазепа Людмила Борисовна

Дата: 13.03.2015

Номер свидетельства: 186000


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства