Методические рекомендации по теме: "Работа с текстом на уроке литературе"
Методические рекомендации по теме: "Работа с текстом на уроке литературе"
Цели урока:
Учебная цель: обучение анализу поэтического текста; научить учащихся понимать поэтическое слово, замечать его смысловые оттенки, подвести учащихся к пониманию смысла стихотворения, направленного против неограниченной власти человека над человеком.
Развивающая цель: развитие устной речи, умений и навыков наблюдения, сопоставления и сравнения.
Воспитательная цель: воспитывать нравственные качества учащихся; воспитывать любовь к лирике; вызвать интерес к творчеству А.С.Пушкина.
Оборудование:
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экран.
Презентация, составленная в программе PowerPoint.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по теме: "Работа с текстом на уроке литературе" »
Работа с текстом
на уроке литературы
А. С. Пушкин
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
Что нужно учителю?
Текст
Справочная литература (словари, энциклопедии)
Профессиональный комментарий
Черновые редакции текста
Изображения и медиа-материалы (аудио, видео)
Анализы и интерпретации
А. С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (текст)
Exegi monumentum
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгу c , и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью Божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца.
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
А. С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (комментарии)
— Я воздвиг памятник. ( лат. )
Exegi monumentum
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгу c , и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью Божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца.
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
При жизни Пушкина напечатано не было. Опубликовано Жуковским в посмертном издании сочинений Пушкина, т. IX. 1841, стр. 121—122, с цензурными искажениями:
4 Наполеонова столпа
13 И долго буду тем народу я любезен
15 Что прелестью живой стихов я был полезен Опубликовано в 1841 г.
При жизни Пушкина не было напечатано. Написано 21 августа 1836 г., на Каменном острове в Петербурге. См. «Из ранних редакций».
Эпиграф взят из Горация (кн. III, ода XXX).
«И милость к падшим призывал».— В своих стихах Пушкин неоднократно писал о необходимости вернуть декабристов из Сибири.
А. С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (черновики)
Exegi monumentum
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгу c , и друг степей калмык.
о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца.
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру — душа в лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
И долго буду тем любезен я народу,
заветной
бессмертной
Что звуки новые для песен я обрел,Что вслед Радищеву восславил я свободуИ милосердие воспел.
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Призванью своему,
Веленью Божию,
А. С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (точки непонимания)
Exegi monumentum
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней яз ык ,
И гордый внук славян , и финн, и ныне дикой
Тунгу c , и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью Божию, о муза , будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца ,
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца.
Я памятник себе воздвиг нерукотворный ,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа .
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит .
Тип комментария: Лексический/Историко-культурный/Мифопоэтический
А. С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (гипертекст)
Exegi monumentum
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык ,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгу c , и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью Божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца ,
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца.
1836
Я памятник себе воздвиг нерукотворный ,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа .
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит .
Нерукотворный
Нерукотворная, нерукотворное (поэт.). Такой, к-рого не создать трудом человеческих рук, вечный. Я памятник себе воздвиг нерукотворный. Пушкин .
Словарь Д. Н. Ушакова
Полный церковнославянский словарь /
сост. свящ. о. Григорий Дьяченко
8
Александрийский столп (колонна Помпея)
В 297 году в Александрии вспыхнул бунт. После десятимесячной осады войска императора Диоклетиана захватили Александрию и увидели, что жители голодают. Тогда Диоклетиан распорядился раздать им хлеб. В честь щедрого императора Помпей, префект Александрии, велел воздвигнуть двадцати семи метровую колонну из красного асуанского гранита.
Сайт о Хургаде и отдыхе в Египте
Александрийский столп и другие колонны
8
Александрийский столп
Колонна Помпея
в Александрии.
297 г. (27 м)
Колонна Траяна в Риме.
113 г. (38 м)
Вандомская колонна
в Париже.
1807 г. (44 м)
Александровская колонна
в Петербурге.
1834 г. (47,5 м)
8
Подлунный мир
Эмпедокл создал учение о четырёх стихиях (элементах) — воде, земле, огне и воздухе. Аристотель добавил к ним тончайшую пятую стихию, пятый элемент — эфир, который он противопоставлял остальным четырём. Четыре стихии, из которых состоит весь подлунный мир , совершают движение по вертикали и горизонтали и могут преобразовываться друг в друга. Небесные тела, которые находятся в сферах космоса на уровне Луны и выше ( надлунный мир ), состоят из эфира, который вечен, не переходит в другие стихии и совершает круговые движения.
Эфир
ПОДЛУННЫЙ, -ая, ое: подлунный мир (устар. высок.) - то же, что вселенная (в знач. – вся земля, все страны).
Словарь С. И. Ожегова
8
Пиит
ПИИ'Т , а, и (старин.). ПИИ'ТА , ы, м. [греч. poiētēs] (книжн. ритор. устар., теперь только ирон.).
Поэт. Славен буду я, доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит. Пушкин. Русская литература началась с хвалебных гимнов на разные торжественные случаи, и пиита обязан был держать всегда наготове свое официальное вдохновение. Некрасов.
Словарь Д. Н. Ушакова
Не надобно думать, что одни великие предметы могут воспламенять стихотворца и служить доказательством дарований его: напротив, истинный поэт находит в самых обыкновенных вещах пиитическую сторону: его дело наводить на все живые краски, ко всему привязывать остроумную мысль, нежное чувство или обыкновенную мысль, обыкновенное чувство украшать выражением, показывать оттенки, которые укрываются от глаз других людей, находить неприметные аналогии, сходства, играть идеями и, подобно Юпитеру (как сказал об нем мудрец Эзоп), иногда малое делать великим, иногда великое делать малым. Один бомбаст, один гром слов только что оглушает нас и никогда до сердца не доходит: напротив того, нежная мысль, тонкая черта воображения или чувства непосредственно действуют на душу читателя; умный стих врезывается в память, громкий стих забывается.
«Находить в самых обыкновенных вещах пиитическую сторону» //
Карамзин Н.М. Избранные сочинения в двух томах. Том 2.
8
Язык
Ст.-слав., ц.-слав. знач. «народ» представляет собой, возм., кальку лат. linguа «народ», которое представлено во франц. Languedoc – название области в Южной Франции; см. Мейе – Вайан 515. Любопытно др.-русск. языкъ «переводчик, лазутчик» (напр., в I Соф. летоп. под 1342 г., Сказ. Мам. поб., 3 ред.; см. Шамбинаго, ПМ 56 и др.; Срезн.)
Словарь М. Фасмера
Народ, земля, с одноплеменным населеньем своим, с одинаковою речью. Язык самарийский, Деян. самаритяне. Рцыте во языцех (всем народам), яко Господь воцарися, Псалтирь. Поганыи же половци свокупиша весь язык свой на рускую землю, летопись. Нашествие дванадесяти языков на Русь, 1812 год. | Язык, церк. чужой народ, иноверцы, иноплеменники
Словарь В. Даля (фрагмент статьи)
8
Любезен
Любезный мой друг
Александр Сергеевич, я получила ваше письмо и деньги, которые вы мне прислали. За все ваши милости я вам всем сердцем благодарна — вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только, когда засну, то забуду вас и ваши милости ко мне. Ваша любезная сестрица тоже меня не забывает. Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует.
Я слава богу здорова, цалую ваши ручки и остаюсь вас многолюбящая няня ваша Арина Родивоновна.
Тригорское.
Марта 6.
Арина Родионовна — Пушкину.
6 марта 1827 г. Тригорское.
8
Лира
ЛИРА, струнный музыкальный инструмент в форме хомута с двумя изогнутыми стойками, выступающими из резонаторного корпуса и соединенными ближе к верхнему концу перекладиной, к которой от корпуса протянуты пять или более жильных струн. Лира использовалась и как сольный инструмент, тогда на ней играли непосредственно пальцами. С закатом греко-римской цивилизации область распространения лиры переместилась в Северную Европу. После 1000 н. э. получили распространение не щипковые, а смычковые лиры, особенно у валлийцев и финнов. В наше время только финны, а также их сибирские родственники ханты и манси используют лиру.
Энциклопедия «Кругосвет»
ЛИРА — эмблема и атрибут поэта, а с XX в. также эмблема военных оркестров. Струнный щипковый инструмент в античной Греции, корпус которого часто делался из панциря черепахи. Согласно мифу, лиру изготовил Гермес и обменял ее на коров у Аполлона — покровителя певцов и музыкантов. С тех пор лира стала атрибутом Аполлона. Кроме того, лира — атрибут персонифицированной Поэзии и Эрато — музы лирической поэзии, а иногда Терпсихоры — музы танца и песни.
Греческий поэт Арион (VII в. до н.э.) был известен своим искусством игры на лире.
Звуки лиры могли двигать горы и воздвигать стены. Например, магические звуки лиры, подаренной Гермесом Амфиону, воздвигли стены Фив. Искусством игры на лире прославился легендарный фракийский поэт Орфей, который своей музыкой не только укрощал диких зверей, но заставлял сдвигаться скалы. Звуками своей лиры он сумел разжалобить сурового бога подземного царства Плутона, вернувшего из Аида его жену Эвридику.
В Библии игра на лире-арфе означает благодарение и молитву Богу.
Лира представляет собой брачный союз между небом и землей, гармонию космических сил. Как знак соединения противоположностей является древней эмблемой любви и согласия.
Энциклопедия «Символы, знаки, эмблемы»
8
Венец
ВЕНЕ'Ц, нца́, м.
1. Головной убор, род металлического венка или короны, возлагавшийся на кого-н. в знак присвоения ему высокого звания или в знак почетной награды за заслуги (книжн. устар.). Царский в. || 3. То же, что венок (поэт. устар.). Несите свежие венцы. Пшкн. И прежний сняв венок, они в. терновый, увитый лаврами, надели на него. Лрмнтв.
Принять мученический венец (церк.-книжн.) — умереть в мучениях за веру.
ВЕНОК ИЗ ОЛИВЫ.
Символическая награда победителю Олимпийских игр в Др. Греции. В Олимпии венок сплетали из ветвей священной оливы (kalistefanos). Оливковым венком победителя венчали после окончания всех соревнований. Венок вручали также победителям первых Олимпийских игр современности.
Словарь Д. Н. Ушакова
Большая олимпийская энциклопедия
8
Заветный
ЗАВЕ'ТНЫЙ , ая, ое (книжн.).
1. Любимый, дорогой, свято хранимый. Заветные мечты. Заветные желания. Затянитепесенку, песенку заветную. Пшкн. 2. Скрываемый, известный немногим, секретный. З. клад. В дружеском, заветном разговоре. Пшкн. 3. Завещанный, унаследованный (устар.). Дедушкино заветное кресло.4. Запретный (устар.). На берегу заветных вод (пограничных) цветут богатые станицы. Пшкн.
Словарь Д. Н. Ушакова
Завет, все, что завещано, свято наказано, заповедано; зарок, обет, обещанье, договор, условие и основанный на нем союз. Ветхий и НовыйзаветСв. Писания , Моисеев и Христов, наказы Господни, на которых основан союз с Ним. Наложить на что завет , запрещенье, заказ, зарок. Что завету положено на это? какая задача. Заветный, к завету относящийся; завещанный; переданный или хранимый по завету, заповедный, зарочный, обетный. || Задушевный, тайный; свято хранимый. Заветные истины Божеского откровенья. Заветный наказ покойного родителя. Заветных дум своих не обнаружу. Заветного не продают, а дарят. Не продажное, а заветное.
Словарь В. И. Даля
8
Прах
ПРАХ , а, мн. нет, м. (книжн.).
1. Пыль (устар. и поэт.). Отрясти п. от ног. — Отречемся от старого мира, отряхнем его прах с наших ног. Революционная песня. Прах вился столбом. Лермонтов. 2.перен. Тлен, нечто до последней степени ничтожное, малоценное, как бы вовсе не существующее вследствие своей ничтожности. И мощь бесов исчезнет, яко прах. Пушкин. Но есть ли в нем та страсть, то чувство, пылкость та, чтоб кроме вас ему мир целый казался прах и суета? Грибоедов. Деньги прах, вот что я тебе говорю. А. Островский. Человек... есть прах, мираж, пепел. Чехов. 3. Человеческое тело после смерти, труп, пепел (после сожжения; ритор.). Здесь покоится п. (такого-то; надмогильная надпись). Здесь прах певца земля сокрыла. Жуковский. Покойся, милый прах, до радостного утра. Карамзин. Мир праху твоему. Урна с прахом. Душа в заветной лире мой прах переживет. Пушкин. Прах отцов — добыча тленья, а живому дорог день. Некрасов. Я не об дядюшке об вашем говорю — его не возмутим мы праха. Грибоедов.
Словарь Д. Н. Ушакова
8
Черновик
8
Чтецкие интерпретации стихотворения
Качалов Василий Иванович (1875-1948)
Яхонтов Владимир Николаевич (1899-1945)
Набоков Владимир Владимирович (1899-1977)
Козаков Михаил Михайлович (1934 - )
«Памятник». Литературоведение (по ФЭБу)
Бонди С. М.Памятник // Бонди С. М. О Пушкине: Статьи и исследования. — М.: Худож. лит., 1978 . — С. 442-476.
Фомичев С. А.Последний лирический цикл Пушкина // Временник Пушкинской комиссии, 1981 / АН СССР. ОЛЯ. Пушкин. комис. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1985 . — С. 52-66.
Шустов А. Н.Жуковский и стихотворение Пушкина «Я памятник себе воздвиг...» // Временник Пушкинской комиссии, 1973 / АН СССР. ОЛЯ. Пушкин. комис. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1975 . — С. 103-106.
Федотов Г. П.Певец империи и свободы // Пушкин в русской философской критике: Конец XIX — первая половина XX в. — М.: Книга, 1990 . — С. 356-375.