kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Cамостоятельная работа студентов на уроке литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

На современном этапе обучения задача преподавателя заключается в организации и направлении познавательной деятельности студентов, эффективность которой во многом зависит от их самостоятельной работы. В свою очередь, самостоятельная работа студентов должна представлять собой не самоцель, а средство достижения прочных и глубоких знаний, инструмент формирования активности и самостоятельности студентов.

Методические рекомендации подготовлены с учетом следующих требований Федерального государственного образовательного стандарта 3-го поколения.

Во-первых, ориентация на результат, в качестве которого выступают компетенции, которыми должен обладать выпускник учебного заведения, в русоведении это:

- единство  речевого и интеллектуального  развития личности; 

- формирование коммуникативной компетенции на понятийной основе, что способствует осмыслению собственной речевой практики и интенсивному развитию речемыслительных способностей;    

- сбалансированное развитие устной и письменной речи;

- формирование навыков чтения как вида речевой деятельности; навыков информационной переработки текста;

- формирование   представления о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена; развитие     языкового чутья, способности оценивать эстетическую ценность  художественного  высказывания; 

- формирование       представления о родном языке и литературе как форме выражения национальной культуры народа,   национальном достоянии русского народа.

Во-вторых, увеличение доли самостоятельной подготовки студента. Изучение творчества каждого писателя включает  ту или иную форму самостоятельной работы с текстом.

В-третьих, активные (интерактивные) методы и формы обучения с использованием современных образовательных технологий. Документальные, публицистические, художественные фильмы (экранизации изучаемых текстов) включены в лекции либо предлагаются в виде ссылок на  обучающие и тематические интернет-ресурсы.

В-четвертых, четко сформулированные, прозрачные, доступные, объективные, измеряемые критерии оценивания образовательных результатов:

- говорить или писать на тему, соблюдая  е? границы;

-  отбирать наиболее существенные факты и сведения   для раскрытия темы и основной идеи высказывания;

-  излагать  материал  логично  и  последовательно  (устанавливать  причинно-следственные  связи  между   фактами  и  явлениями,  делать  необходимые  обобщения  и выводы);

-  правильно  и  точно  пользоваться  языковыми  средствами  для  оформления

высказывания;

-  строить  высказывание  в  определенном  стиле   в  зависимости  от  цели  и  ситуации общения;

-  отвечать  громко  и  ч?тко,  с  соблюдением  логических  ударений,  пауз  и  правильной интонации;

-  оформлять  любые  письменные  высказывания  с  соблюдением  орфографических  и пунктуационных норм, чисто и аккуратно.

Грамотно оформленным следует считать высказывание, в котором соблюдаются:

1) правила произношения и ударений;

2)  правила  употребления  слов  в  соответствии  с  их  значением,   закрепленным  в

словарях, и особенностями использования в различных стилях речи;

3)  правила  образования  и  изменения  слов,  а  также  образования  словосочетаний  и предложений в соответствии с требованиями грамматики;

4) правила орфографии и пунктуации, не допускаются ошибки в написании изученных терминов,  заглавных  букв  в  географических  названиях,  в  названиях  исторических событий, в собственных именах писателей, ученых, исторических деятелей и др.

Речь  учащихся должна быть выразительной, что достигается разнообразием словаря, богатством  грамматического  строя,  уместным   использованием  эмоционально окрашенных средств речи.

Типичными ошибками при выполнении контрольной работы являются:

- несоответствие содержания контрольной работы цели и поставленным задачам;

- неверное решение предложенных задач;

- нарушение установленных требований к оформлению работы;

- использование информации без ссылок на источник информации.

В-пятых, компетентностно-ориентированный подход к образовательному процессу:  компетентностный подход к обучению русоведческих дисциплин позволяет ответить на вопрос, как ученик владеет языком и литературным материалом, на каком уровне: языковом (владение нормами литературного языка), лингвистическом (знания о языке и тексте), коммуникативном (владение языковыми средствами), социокультурном (владение культурой речи и возможность общения на национально-культурной основе).

В-шестых, разноуровневое обучение: ознакомительный уровень (узнавание ранее изученных объектов, свойств), репродуктивный уровень (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством),  продуктивный уровень (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

Данным уровням обучения соответствуют виды самостоятельной работы студентов:

                            Виды самостоятельной работы студентов

Р е п р о д у к т и в н а я

Повторение учебного материала, самостоятельный просмотр, прочтение, конспектирование учебной литературы; прослушивание, запоминание, заучивание, пересказ и др.

П о з н а в а т е л ь н о - п о и с к о в а я

Написание контрольных работ и рефератов; разработка сообщений, докладов, презентаций; подготовка выступлений на практических и семинарских занятиях, проработка литературы по дисциплинарным проблемам, и др.

Т в о р ч е с к а я

Написание сочинений, научных статей, эссе, участие в научно-исследовательской работе, в студенческих и научно-практических конференциях; подготовка курсовых и дипломной работ.

Целью данных методических рекомендаций является организация, управление и обеспечение эффективности самостоятельной работы студентов в процессе обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Cамостоятельная работа студентов на уроке литературы»


Тема: Достоевский Ф.М. Преступление и наказание

Самостоятельная работа №2

Написание сочинения на тему: С какими общественными теориями мог бы столкнуться Р.Раскольников в современной России? Советы начинающему «теоретику».



Учебная цель:

Научиться проецировать круг проблем, поставленных писателем в произведении, на современность.

Учебные задачи:

1. Рассмотреть круг проблем, поставленных в романе.

2. Определить авторское отношение к изображаемому в романе.

3. Рассмотреть авторское решение путей преодоления нравственных и социальных противоречий, поглотивших героя романа.

4. Рассмотреть проблематику романа с точки зрения национально-исторического развития российского общества.


Образовательные результаты:


Студент должен

уметь:

- ориентироваться в общих социально-политических, нравственных и культурно-исторических проблемах российского государства, поставленных в русской классической литературе, как основе формирования культуры гражданина;

- формулировать круг проблем, встающих на пути каждого нового поколения;

- определять пути выхода из общественных, нравственных, политических проблем, сопровождающих развитие государства.

знать:

- основные нравственные и общественные проблемы, поставленные русской классической литературой;

- значение русской классической литературы в жизни человека и общества;

- суть социально-политических, нравственных и культурно-исторических проблем, обозначенных русской литературой;

- общественные условия формирования личности в России в различные эпохи.


Время: 2 академических часа



Средства обучения:

Учебно-методическая литература:

Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / под ред. Г.А.Обернихиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века. 10 кл. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2001.Русская литература XX века. 11 кл. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Сост. Е.П. Пронина; Под ред. В.П. Журавлева. – М.: Просвещение, 2002.

Художественная литература:

Достоевский Ф.М. Преступление и наказание (любое издание)


Задания для самостоятельной работы:

1. Прочитать роман Достоевского Ф.М. Преступление и наказание.

2. Познакомиться с материалом темы Проблематика романа, используя учебник.

3. Перечитать конспект лекций по данной теме.

4. Написать сочинение на тему: С какими общественными теориями мог бы столкнуться Р.Раскольников в современной России? Советы начинающему «теоретику».


Инструкции по выполнению самостоятельной работы:

1.Составить план сочинения:

а) выбрать одну из современных «общественных теорий», жертвами которой становятся молодые люди.

б) рассмотреть положительные и отрицательные стороны выбранного явления.

в) назвать причины, приводящие молодежь к зависимости от «теорий».

г) перечислить возможные пути спасения от разного рода зависимостей.

2. Размышления записать в черновик, показать преподавателю для правки.


Форма контроля и оценки самостоятельной работы:

Сочинение в рабочей тетради сдается на следующем, после данной темы, учебном занятии. Преподаватель оценивает работу в соответствии с установленными критериями. Оценка за выполнение самостоятельной работы заносится в учебный журнал.




Критерии оценки:

Параметры

Критерии

Баллы

Альтернативность взглядов, трактовок, идей

- работа содержит 1 из 4 пунктов плана сочинения

- работа содержит 2 из 4 пунктов плана сочинения

- работа содержит 3 из 4 пунктов плана сочинения

- работа содержит 4 из 4 пунктов плана сочинения

1 балл


2 балла


4 балла



5 баллов


Соответствие содержания теме

-сочинение не соответствуют теме

- сочинение соответствуют изученной теме частично

- сочинение соответствуют изученной теме полностью

0 баллов


3 балла


5 баллов

Источник оформления работы

- сочинение выполнено не в учебной тетради

- сочинение выполнено в учебной тетради

1 балл


4 балла

Аккуратность и грамотность изложения

- сочинение оформлено не аккуратно, неразборчивым почерком, с грамматическими ошибками

- сочинение оформлено аккуратно, разборчивым почерком, без грамматических ошибок

3 балла




5 баллов

Срок сдачи работы

- работа сдана в срок, не соответствующий времени, отведенному в инструкции на ее выполнение

- работа сдана в срок, соответствующий времени, отведенному в инструкции на ее выполнение

3 балла





5 балла


Шкала оценивания:


Оценка «неудовлетворительно» - 0 баллов

Оценка «удовлетворительно» - 8-16 баллов (50-70%)

Оценка «хорошо» 17-21 баллов (73-90%)

Оценка «отлично» 22-24 баллов (93-100%)








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Cамостоятельная работа студентов на уроке литературы

Автор: Филиппенко Наталия Николаевна

Дата: 31.03.2016

Номер свидетельства: 313328


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства