На современном этапе обучения задача преподавателя заключается в организации и направлении познавательной деятельности студентов, эффективность которой во многом зависит от их самостоятельной работы. В свою очередь, самостоятельная работа студентов должна представлять собой не самоцель, а средство достижения прочных и глубоких знаний, инструмент формирования активности и самостоятельности студентов.
Методические рекомендации подготовлены с учетом следующих требований Федерального государственного образовательного стандарта 3-го поколения.
Во-первых, ориентация на результат, в качестве которого выступают компетенции, которыми должен обладать выпускник учебного заведения, в русоведении это:
- единство речевого и интеллектуального развития личности;
- формирование коммуникативной компетенции на понятийной основе, что способствует осмыслению собственной речевой практики и интенсивному развитию речемыслительных способностей;
- сбалансированное развитие устной и письменной речи;
- формирование навыков чтения как вида речевой деятельности; навыков информационной переработки текста;
- формирование представления о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена; развитие языкового чутья, способности оценивать эстетическую ценность художественного высказывания;
- формирование представления о родном языке и литературе как форме выражения национальной культуры народа, национальном достоянии русского народа.
Во-вторых, увеличение доли самостоятельной подготовки студента. Изучение творчества каждого писателя включает ту или иную форму самостоятельной работы с текстом.
В-третьих, активные (интерактивные) методы и формы обучения с использованием современных образовательных технологий. Документальные, публицистические, художественные фильмы (экранизации изучаемых текстов) включены в лекции либо предлагаются в виде ссылок на обучающие и тематические интернет-ресурсы.
В-четвертых, четко сформулированные, прозрачные, доступные, объективные, измеряемые критерии оценивания образовательных результатов:
- говорить или писать на тему, соблюдая е? границы;
- отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной идеи высказывания;
- излагать материал логично и последовательно (устанавливать причинно-следственные связи между фактами и явлениями, делать необходимые обобщения и выводы);
- правильно и точно пользоваться языковыми средствами для оформления
высказывания;
- строить высказывание в определенном стиле в зависимости от цели и ситуации общения;
- отвечать громко и ч?тко, с соблюдением логических ударений, пауз и правильной интонации;
- оформлять любые письменные высказывания с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно.
Грамотно оформленным следует считать высказывание, в котором соблюдаются:
1) правила произношения и ударений;
2) правила употребления слов в соответствии с их значением, закрепленным в
словарях, и особенностями использования в различных стилях речи;
3) правила образования и изменения слов, а также образования словосочетаний и предложений в соответствии с требованиями грамматики;
4) правила орфографии и пунктуации, не допускаются ошибки в написании изученных терминов, заглавных букв в географических названиях, в названиях исторических событий, в собственных именах писателей, ученых, исторических деятелей и др.
Речь учащихся должна быть выразительной, что достигается разнообразием словаря, богатством грамматического строя, уместным использованием эмоционально окрашенных средств речи.
Типичными ошибками при выполнении контрольной работы являются:
- несоответствие содержания контрольной работы цели и поставленным задачам;
- неверное решение предложенных задач;
- нарушение установленных требований к оформлению работы;
- использование информации без ссылок на источник информации.
В-пятых, компетентностно-ориентированный подход к образовательному процессу: компетентностный подход к обучению русоведческих дисциплин позволяет ответить на вопрос, как ученик владеет языком и литературным материалом, на каком уровне: языковом (владение нормами литературного языка), лингвистическом (знания о языке и тексте), коммуникативном (владение языковыми средствами), социокультурном (владение культурой речи и возможность общения на национально-культурной основе).
В-шестых, разноуровневое обучение: ознакомительный уровень (узнавание ранее изученных объектов, свойств), репродуктивный уровень (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством), продуктивный уровень (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
Данным уровням обучения соответствуют виды самостоятельной работы студентов:
Виды самостоятельной работы студентов
Р е п р о д у к т и в н а я
Повторение учебного материала, самостоятельный просмотр, прочтение, конспектирование учебной литературы; прослушивание, запоминание, заучивание, пересказ и др.
П о з н а в а т е л ь н о - п о и с к о в а я
Написание контрольных работ и рефератов; разработка сообщений, докладов, презентаций; подготовка выступлений на практических и семинарских занятиях, проработка литературы по дисциплинарным проблемам, и др.
Т в о р ч е с к а я
Написание сочинений, научных статей, эссе, участие в научно-исследовательской работе, в студенческих и научно-практических конференциях; подготовка курсовых и дипломной работ.
Целью данных методических рекомендаций является организация, управление и обеспечение эффективности самостоятельной работы студентов в процессе обучения.