kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

М.В. Ломоносов - читатель

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа полезна и интересна тем, что позволит учащимся  больше узнать о М.В. Ломоносове, который сам проложил путь к вершинам знаний с помощью книги.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«М.В. Ломоносов - читатель»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №22 Ломоносов – читатель.            Герасимова Юлия 8Б класс МБОУ «СОШ №22» Руководитель: Лазарева В.Н. учитель русского языка.      Северодвинск 2016

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №22

Ломоносов – читатель.

Герасимова Юлия

8Б класс МБОУ «СОШ №22»

Руководитель:

Лазарева В.Н.

учитель русского языка.

Северодвинск

2016

Михаил Васильевич Ломоносов  1711-1765

Михаил Васильевич Ломоносов 1711-1765

Цель исследования:     Выяснить какие книги оказали влияние на формирование гражданина своего Отечества.     Как их влияние сказалось в его научной деятельности. 

Цель исследования:   Выяснить какие книги оказали влияние на формирование гражданина своего Отечества.   Как их влияние сказалось в его научной деятельности. 

Для достижения поставленной цели было необходимо решить несколько задач:     Научиться работать с научным материалом;      Вести изложение материала, используя принцип историзма;    Провести анкетирование среди учащихся 8, 9 и 10 классов о роли книги в их жизни;      Обобщить полученные данные и прийти к определенному заключению. 

Для достижения поставленной цели было необходимо решить несколько задач:   Научиться работать с научным материалом;    Вести изложение материала, используя принцип историзма;  Провести анкетирование среди учащихся 8, 9 и 10 классов о роли книги в их жизни;    Обобщить полученные данные и прийти к определенному заключению. 

Гипотеза: Мы считаем, что современные учащиеся хорошо знают Ломоносова – ученого, поэта и мало знакомы с Ломоносовым – читателем, а именно книга повлияла на становление его характера.    Данная работа будет полезна и интересна тем, что позволит учащимся больше узнать о Ломоносове, который сам проложил себе путь к вершинам знаний.

Гипотеза: Мы считаем, что современные учащиеся хорошо знают Ломоносова – ученого, поэта и мало знакомы с Ломоносовым – читателем, а именно книга повлияла на становление его характера.  Данная работа будет полезна и интересна тем, что позволит учащимся больше узнать о Ломоносове, который сам проложил себе путь к вершинам знаний.

Оглавление 1. Введение. 2. Основная часть: Две любимые книги: «Грамматика» Мелентия Смотрицкого и «Арифметика» Леонтия Магницкого. Отношение Ломоносова к книге лишено черт улитаризма (выгоды). Способнейший ученик Христиана фон Вольфа. Ломоносов – читатель петербургской Академии наук. Круг чтения Ломоносова расширен на протяжении всей его жизни. 3. Практическая часть 4. Заключение 5. Библиографический список 6. Приложение 1.

Оглавление

1. Введение.

2. Основная часть:

  • Две любимые книги: «Грамматика» Мелентия Смотрицкого и «Арифметика» Леонтия Магницкого.
  • Отношение Ломоносова к книге лишено черт улитаризма (выгоды).
  • Способнейший ученик Христиана фон Вольфа.
  • Ломоносов – читатель петербургской Академии наук.
  • Круг чтения Ломоносова расширен на протяжении всей его жизни.

3. Практическая часть

4. Заключение

5. Библиографический список

6. Приложение 1.

Работа проводилась поэтапно:   На подготовительном этапе была составлена основная информационная работа.  На следующем, втором этапе, провели анализ собранных анкет.  На третьем, заключительном, этапе были сформулированы выводы, оформлены результаты работы.   При выполнении исследования использованы два метода: поисковый и аналитический .

Работа проводилась поэтапно: На подготовительном этапе была составлена основная информационная работа. На следующем, втором этапе, провели анализ собранных анкет. На третьем, заключительном, этапе были сформулированы выводы, оформлены результаты работы. При выполнении исследования использованы два метода: поисковый и аналитический .

Введение  305 лет отделяет нас от даты рождения М.В. Ломоносова. Его имя и дело шагнуло далеко вперед, через целые поколения, опережая время, и стало идеей страны. Да и не могло быть иначе, т.к. его деяния переросли в глубокие традиции. Следуя им, Россия накопила научный творческий потенциал, а это означает, что стала ещё богаче, самостоятельнее. Ведь «Волей и трудом именно этого человека был изменен существующий порядок вещей». 

Введение

305 лет отделяет нас от даты рождения М.В. Ломоносова. Его имя и дело шагнуло далеко вперед, через целые поколения, опережая время, и стало идеей страны. Да и не могло быть иначе, т.к. его деяния переросли в глубокие традиции. Следуя им, Россия накопила научный творческий потенциал, а это означает, что стала ещё богаче, самостоятельнее. Ведь «Волей и трудом именно этого человека был изменен существующий порядок вещей». 

Каждый человек, живущий сегодня, имеет право на созидание. Будь он школьником, студентом или человеком, шагнувшим уже в свою профессию. Важно только найти свою тропу, ведущую к дороге созиданий, открытий, как раньше делал это Михаил Васильевич Ломоносов. 

Каждый человек, живущий сегодня, имеет право на созидание. Будь он школьником, студентом или человеком, шагнувшим уже в свою профессию. Важно только найти свою тропу, ведущую к дороге созиданий, открытий, как раньше делал это Михаил Васильевич Ломоносов. 

Я учусь в 8 классе Северодвинской средней образовательной школы Архангельской области, люблю страну, в которой живу. Мне всего 14 лет и я очень хочу подробнее узнать и понять личность великого ученого, выявить, какую роль в его судьбе сыграли книги различных областей науки, культуры, техники. И я обратилась к теме «Ломоносов – читатель», актуальной для меня.   Объектом изучения является жизнь Ломоносова и его отношение к книгам. Предметом исследования – информация, которую несут различные источники.

Я учусь в 8 классе Северодвинской средней образовательной школы Архангельской области, люблю страну, в которой живу. Мне всего 14 лет и я очень хочу подробнее узнать и понять личность великого ученого, выявить, какую роль в его судьбе сыграли книги различных областей науки, культуры, техники. И я обратилась к теме «Ломоносов – читатель», актуальной для меня.  Объектом изучения является жизнь Ломоносова и его отношение к книгам. Предметом исследования – информация, которую несут различные источники.

Основная часть.

Основная часть.

Пример, авторитет, опыт, читательский вкус немало пользы могут принести подрастающему поколению в воспитании любви к книге. Значение примера великого человека, великого читателя неоспоримо. Таким великим читателем был замечательный ученый, поэт, просветитель, наш земляк Михаил Васильевич Ломоносов. Едва ли можно найти известного человека, в судьбе которого книги не сыграли бы той или иной роли. Но судьба Михаила Васильевича Ломоносова была, в буквальном смысле этого слова, создана книгами. Именно они распахнули перед сыном простого помора манящий мир знаний, в погоне за которыми он сменил привычную бедную жизнь помора на нищенский и не суливший ясных перспектив быт семинариста.

Пример, авторитет, опыт, читательский вкус немало пользы могут принести подрастающему поколению в воспитании любви к книге. Значение примера великого человека, великого читателя неоспоримо. Таким великим читателем был замечательный ученый, поэт, просветитель, наш земляк Михаил Васильевич Ломоносов. Едва ли можно найти известного человека, в судьбе которого книги не сыграли бы той или иной роли. Но судьба Михаила Васильевича Ломоносова была, в буквальном смысле этого слова, создана книгами. Именно они распахнули перед сыном простого помора манящий мир знаний, в погоне за которыми он сменил привычную бедную жизнь помора на нищенский и не суливший ясных перспектив быт семинариста.

Надо сказать, что на севере России, традиционно не знавшем крепостного права, грамотность среди крестьян была явлением, хотя и не повсеместно, но всё же вполне распространенным. Но, конечно, и там чрезмерное пристрастие к чтению делало человека белой вороной, казалось бесцельным и никчемным занятием. Много позднее Ломоносов вспоминал: «…имеючи отца, хотя по натуре доброго человека, однако в крайнем невежестве воспитанного, и злую и завистливую мачеху, которая всячески старалась произвести гнев в отце моём, представляя, что я всегда сижу по-пустому за книгами. Для того многократно я принужден был читать и учиться, чему возможно было, в уединенных и пустых местах и терпеть стужу и голод, пока я ушел в Спасские школы».

Надо сказать, что на севере России, традиционно не знавшем крепостного права, грамотность среди крестьян была явлением, хотя и не повсеместно, но всё же вполне распространенным. Но, конечно, и там чрезмерное пристрастие к чтению делало человека белой вороной, казалось бесцельным и никчемным занятием. Много позднее Ломоносов вспоминал: «…имеючи отца, хотя по натуре доброго человека, однако в крайнем невежестве воспитанного, и злую и завистливую мачеху, которая всячески старалась произвести гнев в отце моём, представляя, что я всегда сижу по-пустому за книгами. Для того многократно я принужден был читать и учиться, чему возможно было, в уединенных и пустых местах и терпеть стужу и голод, пока я ушел в Спасские школы».

Один из ранних биографов М.В. Ломоносов писал, что, оставляя в 1731 году родные места, он, идя за рыбным обозом, унес с собой две любимые книги: «Грамматику» Мелетия Смотрицкого и «Арифметику» Леонтия Магницкого. Едва ли это свидетельство заслеживает доверия. Шагая три недели пешком, вряд ли возможно тащить два огромных фолианта, весом по нескольку килограммов каждый. Но даже если это легенда, то она интересна тем, что показывает, насколько неотъемлемой принадлежностью образа Ломоносова была в сознании потомков книга.

Один из ранних биографов М.В. Ломоносов писал, что, оставляя в 1731 году родные места, он, идя за рыбным обозом, унес с собой две любимые книги: «Грамматику» Мелетия Смотрицкого и «Арифметику» Леонтия Магницкого. Едва ли это свидетельство заслеживает доверия. Шагая три недели пешком, вряд ли возможно тащить два огромных фолианта, весом по нескольку килограммов каждый. Но даже если это легенда, то она интересна тем, что показывает, насколько неотъемлемой принадлежностью образа Ломоносова была в сознании потомков книга.

Впрочем, бесспорно, что обе названные книги, наряду со стихотворным псалтырем Симеиона Полоцкого, составляли первое чтение Ломоносова. И если «Грамматика» и псалтырь открыли ему «небесную красоту» русского языка, совершенствованию которого он отдал столько сил, то «Арифметика» ввела в мир науки. Эта книга была ярчайшим выражением духа и мышления петровских времен.

Впрочем, бесспорно, что обе названные книги, наряду со стихотворным псалтырем Симеиона Полоцкого, составляли первое чтение Ломоносова. И если «Грамматика» и псалтырь открыли ему «небесную красоту» русского языка, совершенствованию которого он отдал столько сил, то «Арифметика» ввела в мир науки. Эта книга была ярчайшим выражением духа и мышления петровских времен.

Особенно важно подчеркнуть: отношение Ломоносова к книге было лишено черт утилитаризма (выгоды). Вероятно, ещё до ухода в Москву и тем более учеником Славяно-греко-латинской Академии он напряженно вчитывался в славянские книги. Библиотека монастыря, при которой находилась академия, была по тем временам довольно крупным книжным собранием. В славянском языке Ломоносов видел неисчерпаемые ресурсы обогащения языка русского, он почувствовал здесь мощный, выработанный веками лексический пласт, необходимый для создания высокого стиля «героических поэм, од, прозаичных речей о важных материях» — жанров, которые именно ему суждено было создать и утвердить. Пушкин А.С. сказал: «Слог его ровный, цветущий и живописный, заемлет главное достоинство от глубокого знания книжного славянского языка и от счастливого слияния оного с языком простонародным».  .

Особенно важно подчеркнуть: отношение Ломоносова к книге было лишено черт утилитаризма (выгоды). Вероятно, ещё до ухода в Москву и тем более учеником Славяно-греко-латинской Академии он напряженно вчитывался в славянские книги. Библиотека монастыря, при которой находилась академия, была по тем временам довольно крупным книжным собранием. В славянском языке Ломоносов видел неисчерпаемые ресурсы обогащения языка русского, он почувствовал здесь мощный, выработанный веками лексический пласт, необходимый для создания высокого стиля «героических поэм, од, прозаичных речей о важных материях» — жанров, которые именно ему суждено было создать и утвердить. Пушкин А.С. сказал: «Слог его ровный, цветущий и живописный, заемлет главное достоинство от глубокого знания книжного славянского языка и от счастливого слияния оного с языком простонародным». .

В Славяно-греко-латинской академии он в совершенстве овладел классическими языками и классической литературой, как художественной, так и ораторской, исторической и философской. Именно здесь был заложен фундамент образования Ломоносова, здесь стихийная жажда знаний преобразовалась в привычку к упорному и систематическому их приобретению.  Навыками вспомогательной и библиографической работы Ломоносов владел в совершенстве. Работа над созданием «Риторики», свидетельствует не только об обширности его эрудиции, но и о её систематизированности.

В Славяно-греко-латинской академии он в совершенстве овладел классическими языками и классической литературой, как художественной, так и ораторской, исторической и философской. Именно здесь был заложен фундамент образования Ломоносова, здесь стихийная жажда знаний преобразовалась в привычку к упорному и систематическому их приобретению. Навыками вспомогательной и библиографической работы Ломоносов владел в совершенстве. Работа над созданием «Риторики», свидетельствует не только об обширности его эрудиции, но и о её систематизированности.

Отобранный Петербургской Академией наук в числе способнейших студентов Славяно-греко-латинской академии, он был через полгода послан в Марбургский университет слушать лекции Вольфа. Переход этот не мог не показаться ошеломительным. Из семинарских стен, закрытых для новых веяний, Ломоносов попал в один из центров европейской культурной жизни, к популярнейшему в Европе мыслителю, властителю дум, ученику великого Лейбница, принимавшему к тому же в делах молодого россиянина самое непосредственное участие. Улучшается и материальное положение Ломоносова. Вместо трёх семинарских копеек в день он получает содержание императорской академии, на первых порах весьма приличный уровень жизни. Неудивительно, что значительную часть своих средств Ломоносов расходует на книги. И, естественно, труды самого Вольфа в библиотеке Ломоносова.

Отобранный Петербургской Академией наук в числе способнейших студентов Славяно-греко-латинской академии, он был через полгода послан в Марбургский университет слушать лекции Вольфа. Переход этот не мог не показаться ошеломительным. Из семинарских стен, закрытых для новых веяний, Ломоносов попал в один из центров европейской культурной жизни, к популярнейшему в Европе мыслителю, властителю дум, ученику великого Лейбница, принимавшему к тому же в делах молодого россиянина самое непосредственное участие. Улучшается и материальное положение Ломоносова. Вместо трёх семинарских копеек в день он получает содержание императорской академии, на первых порах весьма приличный уровень жизни. Неудивительно, что значительную часть своих средств Ломоносов расходует на книги. И, естественно, труды самого Вольфа в библиотеке Ломоносова.

Обладая талантом вдумчивого, думающего, анализирующего читателя Ломоносов быстро почувствовал слабые стороны учения учителя: его отвлеченность и догматизм, устаревшие приемы мышления. Много сделавшего не только в становлении Ломоносова как ученого, но помогшего и в житейских делах. В своих изысканиях Ломоносов отстаивал истину бескомпромиссно, не считаясь с признанными авторитетами. Ученые — современники осуждали его за критику учения английского физика Роберта Бойля, не понимая, что наука движется критикой, что честность и открытый спор по существу есть высокое проявление уважения одного ученого к другому. Ломоносов бывал в свой критике резким и язвительным. Яркий тому пример отношение к книге Тредиаковского «Новый и краткий способ к сложению стихов российских». По прочтении книги испещрил её насмешливыми замечаниями, порой настолько грубыми, что неизвестный читатель XVIII века написал об авторе пометок: «Уж так он зол, как пёс был адский». На то были причины: реформа Тредиаковского была половинчатой и накладывала на русский стих целый ряд искусственных ограничений. В 1739 году в «Письме о правилах российского стихотворства» Ломоносов завершил создание национальной системы стихосложения и написал «Оду на взятие Хотина».

Огромный интерес для потомков представляют списки книг, выданных петербургской библиотекой Академии наук. Списки, к сожалению, уцелели только за несколько лет. И тем не менее, они очень ценны для того, чтобы определить источники, которыми Ломоносов пользовался для написания хотя бы «Древней российской истории». Это рукописные летописи, саги, труды древних византийских и скандинавских историков, в которых упоминаются славяне.    Историковедческая подготовка Ломоносова была на редкость фундаментальной. Причины, по которым Ломоносов брал книги по истории из библиотеки, вполне понятны. Литература по естественным наукам находились в его собственной библиотеке всегда под рукой, а издания древних текстов, не говоря уж о рукописях, были в то время редки и дороги.

Огромный интерес для потомков представляют списки книг, выданных петербургской библиотекой Академии наук. Списки, к сожалению, уцелели только за несколько лет. И тем не менее, они очень ценны для того, чтобы определить источники, которыми Ломоносов пользовался для написания хотя бы «Древней российской истории». Это рукописные летописи, саги, труды древних византийских и скандинавских историков, в которых упоминаются славяне.

Историковедческая подготовка Ломоносова была на редкость фундаментальной. Причины, по которым Ломоносов брал книги по истории из библиотеки, вполне понятны. Литература по естественным наукам находились в его собственной библиотеке всегда под рукой, а издания древних текстов, не говоря уж о рукописях, были в то время редки и дороги.

Будучи постоянным читателем крупнейшей в то время петербургской библиотеки Академии наук, Ломоносов чрезвычайно критически относился к положению дел в ней. Библиотека находилась тогда в ведении И.Д. Шумахера, который фактически являлся главой Академии наук. Средства на содержание библиотеки Шумахер расходовал не на пополнение фондов, а на роскошные переплеты и дорогие шкафы в которых книги расставлялись не по содержанию, а по формату. Этот показушный стиль, вредивший деятельности библиотеки, как научного учреждения, затруднявший работу в ней, вызвал негодование Ломоносова.  Деятельность академической библиотеки была перестроена по заветам великого ученого, но уже после его смерти.

Будучи постоянным читателем крупнейшей в то время петербургской библиотеки Академии наук, Ломоносов чрезвычайно критически относился к положению дел в ней. Библиотека находилась тогда в ведении И.Д. Шумахера, который фактически являлся главой Академии наук. Средства на содержание библиотеки Шумахер расходовал не на пополнение фондов, а на роскошные переплеты и дорогие шкафы в которых книги расставлялись не по содержанию, а по формату. Этот показушный стиль, вредивший деятельности библиотеки, как научного учреждения, затруднявший работу в ней, вызвал негодование Ломоносова. Деятельность академической библиотеки была перестроена по заветам великого ученого, но уже после его смерти.

Читательские интересы Ломоносова были всегда связаны с его непосредственной деятельностью. Круг чтения Ломоносова расширялся на протяжении всей его жизни, вбирая в себя все новые и новые отрасли наук.  Вернувшись из Германии сложившимся ученым с почти необъятным кругозором, он не прекращал самообразование, не стеснялся заново начинать изучение новых дисциплин, не брезговал черновой работой. С презрением относился к людям, которые остановили своё образование на том, что с малолетства из-под лозы выучили, а будучи в своей власти не повышали свой образовательный уровень.

Читательские интересы Ломоносова были всегда связаны с его непосредственной деятельностью. Круг чтения Ломоносова расширялся на протяжении всей его жизни, вбирая в себя все новые и новые отрасли наук. Вернувшись из Германии сложившимся ученым с почти необъятным кругозором, он не прекращал самообразование, не стеснялся заново начинать изучение новых дисциплин, не брезговал черновой работой. С презрением относился к людям, которые остановили своё образование на том, что с малолетства из-под лозы выучили, а будучи в своей власти не повышали свой образовательный уровень.

Известен любопытный документ, составленный им самим в 1760 году. Это перечень тридцати языков, в которым знаком + отмечены одиннадцать, с которыми он был в достаточной мере знаком: французский, немецкий, английский, итальянский, польский, венгерский, летский (латышский), еврейский, эллинский, словенский, российский. С этими языками Ломоносов, по-видимому, считал себя в достаточной мере знакомым. Не указана здесь великолепно известная латынь.    На том же листке есть и ещё одна запись, свидетельствующая о планах Ломоносова изучить португальский, испанский, ирландский, голландский, шведский и датский языки. Причем против первых двух отмечены названия памятников эпического творчества португальского и испанского народов — работая над героической эпопеей «Пётр Великий», Ломоносов стремился расширить свое знакомство с шедеврами мировой эпической поэзии.

Известен любопытный документ, составленный им самим в 1760 году. Это перечень тридцати языков, в которым знаком + отмечены одиннадцать, с которыми он был в достаточной мере знаком: французский, немецкий, английский, итальянский, польский, венгерский, летский (латышский), еврейский, эллинский, словенский, российский. С этими языками Ломоносов, по-видимому, считал себя в достаточной мере знакомым. Не указана здесь великолепно известная латынь. На том же листке есть и ещё одна запись, свидетельствующая о планах Ломоносова изучить португальский, испанский, ирландский, голландский, шведский и датский языки. Причем против первых двух отмечены названия памятников эпического творчества португальского и испанского народов — работая над героической эпопеей «Пётр Великий», Ломоносов стремился расширить свое знакомство с шедеврами мировой эпической поэзии.

Велика сердцу скорбь лишиться книг;     Скучнее вечной тьмы, тяжелее вериг!     Тогда день, веселие досада!   М.В. Ломоносов «Письмо о пользе стекла». 1752 г.

Велика сердцу скорбь лишиться книг;   Скучнее вечной тьмы, тяжелее вериг!   Тогда день, веселие досада! М.В. Ломоносов «Письмо о пользе стекла». 1752 г.

Работая над темой «Ломоносов – читатель», я ещё раз убедилась в том, чтобы стать успешной и счастливой в будущем, ярким примером для меня служит жизнь и деятельность М.В. Ломоносова, судьба которого была создана книгами, именно они распахнули перед сыном простого рыбака мир знаний.

Работая над темой «Ломоносов – читатель», я ещё раз убедилась в том, чтобы стать успешной и счастливой в будущем, ярким примером для меня служит жизнь и деятельность М.В. Ломоносова, судьба которого была создана книгами, именно они распахнули перед сыном простого рыбака мир знаний.

А теперь мы сравнили, как же сегодняшние учащиеся относятся к чтению.  Провели опрос среди учащихся 8Б класса.

А теперь мы сравнили, как же сегодняшние учащиеся относятся к чтению. Провели опрос среди учащихся 8Б класса.

Я провела анкету среди своих одноклассников 1. Любишь ли ты читать книги? Да – нет – не очень; 2. Любишь читать. Книги – журналы – новинки интернета; 3. Ты предпочитаешь: читать книги – играть в компьютер – смотреть TV – играть с друзьями – ходить в кино – заниматься спортом ; 4. Есть ли у тебя время для чтения? Да – нет – иногда ; 5. Где ты чаще берёшь книги? В библиотеке – дома – магазине – у друзей; Вывод - интерес учащихся к чтению снизился, упал его престиж. Детское чтение стало информационным, чтение по школьной программе стало преобладать над досуговым и это связано с развитием новых информационных технологий (интернета), представляющих альтернативу чтению.

Я провела анкету среди своих одноклассников

1. Любишь ли ты читать книги? Да – нет – не очень;

2. Любишь читать. Книги – журналы – новинки интернета;

3. Ты предпочитаешь: читать книги – играть в компьютер – смотреть TV – играть с друзьями – ходить в кино – заниматься спортом ;

4. Есть ли у тебя время для чтения? Да – нет – иногда ;

5. Где ты чаще берёшь книги? В библиотеке – домамагазине – у друзей;

Вывод - интерес учащихся к чтению снизился, упал его престиж. Детское чтение стало информационным, чтение по школьной программе стало преобладать над досуговым и это связано с развитием новых информационных технологий (интернета), представляющих альтернативу чтению.

Викторина

Викторина

  • Когда и где родился М.В.Ломоносов?
  • Какие книги М.В.Ломоносов назвал «вратами своей учёности»?
  • Что общего в биографиях Л.Магницкого, автора «Арифметики» и М.В.Ломоносова?
  • Назовите книгу, которую Ломоносов переписал в юности?
  • Сколько лет было Ломоносову, когда он отправился в Москву учиться?
  • Как называлось учебное заведение, куда поступил Ломоносов?
  • Назовите дату открытия первого русского университета, как он сейчас называется?
  • Назовите те языки, которыми владел М.В.Ломоносов?
  • В 1866 году была утверждена Ломоносовская стипендия. Студенты какого учебного заведения первыми стали получать её?
  • Какие по счёту Ломоносовские чтения прошли у нас в городе?
Библиографический список

Библиографический список

  • Берков П.Н. Литературные интересы Ломоносова. - М.: Наука, 1962
  • Зорин А. «Велика сердцу скорбь лишится чтения книг»: Круг чтения замечательных людей. – М.: Наука, 1978
  • Уроки с Ломоносовым: учебное пособие для учащихся 7-9 классов/ О.Ю.Образцова и др.; сост. Е.Н.Старостина, О.Ю. ; Поморский гос. Ун-т им. М.В.Ломоносова.- Архангельск: Поморский университет, 2009. – 139 с.:ил
  • Для пользы общества коль радостно трудиться. К 300-летию со дня рождения. – М.: «Звонница – МГ», 2010 – 344 с.
  • Смирнов Г. 300 вопросов о Ломоносове: В помощь тем, кто изу
Славная биография Ломоносова хорошо известна каждому школьнику. Но многому можно и нужно поучиться у нашему великого земляка.

Славная биография Ломоносова хорошо известна каждому школьнику. Но многому можно и нужно поучиться у нашему великого земляка.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
М.В. Ломоносов - читатель

Автор: Лазарева Валентина Николаевна

Дата: 27.11.2016

Номер свидетельства: 363151

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Исследовательская работа "Ломоносов - читатель""
    ["seo_title"] => string(47) "issliedovatiel_skaia_rabota_lomonosov_chitatiel"
    ["file_id"] => string(6) "387663"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1486209618"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну талантов" "
    ["seo_title"] => string(62) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-putieshiestviie-v-stranu-talantov"
    ["file_id"] => string(6) "238189"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1444497029"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Конспект вводного урока по литературе"
    ["seo_title"] => string(37) "konspekt_vvodnogo_uroka_po_literature"
    ["file_id"] => string(6) "541513"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1582982277"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект  урока по литературе на тему: "Г.Р.Державин.Судьба и поэзия." "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-na-tiemu-g-r-dierzhavin-sud-ba-i-poeziia"
    ["file_id"] => string(6) "189021"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426786369"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе. "
    ["seo_title"] => string(70) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-litieraturie-v-7-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "224220"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438603757"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства