Красочная, интересная, настраивающая на положительную мотивацию к предмету презентация для уроков русской литературы на тему "Литературная сказка" для 5 класса, в которой в виде опорной схемы даётся понятие авторства, индивидуальности творчества и краткий ввод в теорию литературы с пояснением разделения жанров на прозаические и лирические, объясняются особенности изучаемого жанра, возникшего на основе фольклорной народной сказки, даны разъяснения, на какие виды делятся рассматриваемые произведения: волшебную сказку и социально-бытовую. Поясняется, как разделены по разновидностям герои произведений: «своего» и «чужого» мира, на активных - «высоких» и пассивных - «низких»; упоминается о традиционных в этом жанре сказочных формулах, о присутствии волшебных вещей и помощников. В конце работы имеются задания для проверки понимания изучаемой темы: «Закончи сказочную формулу и Назови авторов сказок». Пятиклассникам предлагается продемонстрировать свои знания, указав на различия изучаемых произведений в виде иллюстраций, из которых нужно найти «третий лишний»: в первом таком задании из предложенных трёх иллюстраций ( сказок «Стойкий оловянный солдатик» Андерсена, «Гуси-лебеди», народной сказки, «Сказка о царе Салтане…» А.С. Пушкина) нужно выбрать сказку «Гуси-лебеди», так как она фольклорная, а оставшиеся две – литературные; во втором задании из трёх иллюстраций ( сказок «Снегурочка» Островского, «Иван Царевич и Серый Волк», народной сказки, «Золушка» Ш. Перо) нужно выбрать сказку «Иван Царевич и Серый Волк», так как она тоже фольклорная, но до этого необходимо назвать произведения и авторов; в третьем задании из предложенных трёх иллюстраций ( сказок «Двенадцать месяцев» Маршака, «Золушка» Ш. Перо, и поэмы «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина) нужно выбрать последнюю, так как она не является литературной сказкой. В последнем задании ученики должны определить, герои какого («своего» или «чужого») мира изображены на иллюстрации. (Ответ: Снежная Королева – героиня «чужого» мира, а Кай и Герда – «своего».) Заканчивается работа напутствием, мотивирующим на чтение сказок. Сопровождается презентация музыкой из мультипликационного фильма о богатырях русских, таким образом настраивая детей на творчество и создавая атмосферу перехода традиционных народных жанров к литературным.