kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

А.Погорельский «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-фантастическое и реальное в литературной сказке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: А.Погорельский «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-фантастическое и реальное в литературной сказке.

Цель: продолжить обучение выразительному чтению и анализу литературной сказки, сделать выводы о необходимости самовоспитания.

Целевая аудитория: 5 класс

Ход урока

  1. Опрос по домашнему заданию
  2. Мотивация учебной деятельности
  3. Постановка целей и задач урока
  4. Работа над темой урока
  1. Слово учителя.

- Антоний Погорельский – это имя, которым подписывался Алексей Алексеевич Перовский. Вымышленное имя он взял, из названия села Погорельцы, где жил.

А.Погорельский был одним из образованнейших людей своего времени. По его инициативе в 1811 году при Московском университете было организовано Общество любителей российской словесности и фольклора. Он был участником Отечественной войны 1812 года. В 20-х годах 19 века Погорельский переехал в свое имение, где воспитывал племянника – будущего писателя Алексея Толстого, для которого была написана сказка «Черная курица».

          2. Работа с текстом.

1) Выразительное выборочное чтение эпизодов (на выбор учителя)

2) Вопросы и задания к тексту

* сколько лет было мальчику, когда его отдали в пансион?

* найдите и зачитайте описание мальчика в начале повествования.

* какие чувства он испытывал, оторвавшись от дома?

* что его утешало?

* о чем мечтал Алеша? Найдите и зачитайте.

* чем он любил заниматься в свободное время? Кто стал другом Алеши, кого он защищал?

* платила ли курица ему тем же? Докажите текстом

* как вы думаете, почему из всех, кто был рядом с ним, мальчик привязался к курице?

* Расскажите, как Алеша спас Чернушку?

* За что наградил король Алешу? Только ли за спасение Чернушки?

* Зачитайте, каким стал Алеша, получив волшебное семечко.

* почему он изменился?

* представьте себя на его месте. Что бы вы попросили? Вы бы изменились? В какую сторону?

* какие чувства испытал мальчик, когда потерял зернышко и не смог рассказать заданное?

* почему он не смог исправиться сразу?

* докажите, опираясь на собственный опыт, что слова Чернушки правдивы: «Не полагай, что легко исправиться от пороков (недостатков), когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в щелочку, и потому если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою».

* как вы понимаете слова из повести, прокомментируйте их: «Чем более вы от природы имеете способностей и дарований, тем скромнее и послушнее вы должны быть»; «Не для того дан ум, чтоб вы во зло его употребляли».

* как вы считаете, справедливо ли был наказан мальчик?

* какое более сильное наказание он получил?

* кто оказался благороднее: Чернушка или мальчик? Обоснуйте ответ

* ради себя ли министр просил мальчика исправиться?

* какова идея этой повести?

* как вы считаете, Алексей Толстой, для которого писал Погорельский это произведение, прочитав его, понял его идею?

3. Сказочно-фантастическое и реальное в литературной сказке.

Если вы обратили внимание, мы называем произведение то сказкой, то волшебной повестью. Действительно, волшебством пронизан весь текст, поэтому и жанр четко определить здесь невозможно. Но есть в произведении и реальные события, места, о которых говорит автор.

Заполните таблицу, указав 3-4 примера волшебного и реального в этом произведении.

Реальное

Сказочно-фантастическое

Имена, места, события, чувства

События, предметы

  1. Практическая работа

Соедините стрелочками имена и понятия

  •  
  •  
  •  

Алеша                                             Благородство                     Чернушка

  •  
  •  
  •  
  •  
  1. Рефлексия

Какие выводы после прочтения произведения вы сделали?

  1. Домашнее задание

- Прочитать сказку А.Платонова «Волшебное кольцо»

- Нарисовать иллюстрацию к сказке «Черная курица»

7. «На закуску»

  •  
  1. Город, в котором происходили события волшебной повести.
  2. Подземные жители, о которых читал в свое время главный герой повести.
  3. Должность, которую занимала Чернушка при короле.
  4. В средневековье: тяжело вооруженный конный воин, с такими сражалась Чернушка, их деяния наизусть знал мальчик.
  5. Вид походки лошади, этим видом езды воспользовались главные герои, возвращаясь на лошадях в зал.
  6. Волшебный предмет, помогавший главному герою отвечать уроки наизусть, не уча их.
  7. Чувство, которое не покидало мальчика, когда он попал в пансион.
  8. То, в чем участвовал главный герой, вместе с Чернушкой скача на «лошадках».
  9. Имя главного героя.

Просмотр содержимого документа
«А.Погорельский «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-фантастическое и реальное в литературной сказке.»

Тема: А.Погорельский «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-фантастическое и реальное в литературной сказке.

Цель: продолжить обучение выразительному чтению и анализу литературной сказки, сделать выводы о необходимости самовоспитания.

Целевая аудитория: 5 класс

Ход урока

  1. Опрос по домашнему заданию

  2. Мотивация учебной деятельности

  3. Постановка целей и задач урока

  4. Работа над темой урока

  1. Слово учителя.

- Антоний Погорельский – это имя, которым подписывался Алексей Алексеевич Перовский. Вымышленное имя он взял, из названия села Погорельцы, где жил.

А.Погорельский был одним из образованнейших людей своего времени. По его инициативе в 1811 году при Московском университете было организовано Общество любителей российской словесности и фольклора. Он был участником Отечественной войны 1812 года. В 20-х годах 19 века Погорельский переехал в свое имение, где воспитывал племянника – будущего писателя Алексея Толстого, для которого была написана сказка «Черная курица».

2. Работа с текстом.

1) Выразительное выборочное чтение эпизодов (на выбор учителя)

2) Вопросы и задания к тексту

* сколько лет было мальчику, когда его отдали в пансион?

* найдите и зачитайте описание мальчика в начале повествования.

* какие чувства он испытывал, оторвавшись от дома?

* что его утешало?

* о чем мечтал Алеша? Найдите и зачитайте.

* чем он любил заниматься в свободное время? Кто стал другом Алеши, кого он защищал?

* платила ли курица ему тем же? Докажите текстом

* как вы думаете, почему из всех, кто был рядом с ним, мальчик привязался к курице?

* Расскажите, как Алеша спас Чернушку?

* За что наградил король Алешу? Только ли за спасение Чернушки?

* Зачитайте, каким стал Алеша, получив волшебное семечко.

* почему он изменился?

* представьте себя на его месте. Что бы вы попросили? Вы бы изменились? В какую сторону?

* какие чувства испытал мальчик, когда потерял зернышко и не смог рассказать заданное?

* почему он не смог исправиться сразу?

* докажите, опираясь на собственный опыт, что слова Чернушки правдивы: «Не полагай, что легко исправиться от пороков (недостатков), когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в щелочку, и потому если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою».

* как вы понимаете слова из повести, прокомментируйте их: «Чем более вы от природы имеете способностей и дарований, тем скромнее и послушнее вы должны быть»; «Не для того дан ум, чтоб вы во зло его употребляли».

* как вы считаете, справедливо ли был наказан мальчик?

* какое более сильное наказание он получил?

* кто оказался благороднее: Чернушка или мальчик? Обоснуйте ответ

* ради себя ли министр просил мальчика исправиться?

* какова идея этой повести?

* как вы считаете, Алексей Толстой, для которого писал Погорельский это произведение, прочитав его, понял его идею?

3. Сказочно-фантастическое и реальное в литературной сказке.

Если вы обратили внимание, мы называем произведение то сказкой, то волшебной повестью. Действительно, волшебством пронизан весь текст, поэтому и жанр четко определить здесь невозможно. Но есть в произведении и реальные события, места, о которых говорит автор.

Заполните таблицу, указав 3-4 примера волшебного и реального в этом произведении.

Реальное

Сказочно-фантастическое

Имена, места, события, чувства

События, предметы











  1. Практическая работа

Соедините стрелочками имена и понятия



Честность

Неблагодарность

Совесть

Алеша Благородство Чернушка

Послушание

Зазнайство

Преданность

Жертвенность

  1. Рефлексия

Какие выводы после прочтения произведения вы сделали?

  1. Домашнее задание

- Прочитать сказку А.Платонова «Волшебное кольцо»

- Нарисовать иллюстрацию к сказке «Черная курица»

7. «На закуску»

Чайнворд

  1. Город, в котором происходили события волшебной повести.

  2. Подземные жители, о которых читал в свое время главный герой повести.

  3. Должность, которую занимала Чернушка при короле.

  4. В средневековье: тяжело вооруженный конный воин, с такими сражалась Чернушка, их деяния наизусть знал мальчик.

  5. Вид походки лошади, этим видом езды воспользовались главные герои, возвращаясь на лошадях в зал.

  6. Волшебный предмет, помогавший главному герою отвечать уроки наизусть, не уча их.

  7. Чувство, которое не покидало мальчика, когда он попал в пансион.

  8. То, в чем участвовал главный герой, вместе с Чернушкой скача на «лошадках».

  9. Имя главного героя.

(Петербург-гном-министр-рыцарь-рысь-семечко-одиночество-охота-Алеша)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сафарметова Юлиана Нигматулловна

Дата: 24.02.2016

Номер свидетельства: 298472

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства