А.Погорельский «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-фантастическое и реальное в литературной сказке.
А.Погорельский «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-фантастическое и реальное в литературной сказке.
Тема: А.Погорельский «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-фантастическое и реальное в литературной сказке.
Цель: продолжить обучение выразительному чтению и анализу литературной сказки, сделать выводы о необходимости самовоспитания.
Целевая аудитория: 5 класс
Ход урока
Опрос по домашнему заданию
Мотивация учебной деятельности
Постановка целей и задач урока
Работа над темой урока
Слово учителя.
- Антоний Погорельский – это имя, которым подписывался Алексей Алексеевич Перовский. Вымышленное имя он взял, из названия села Погорельцы, где жил.
А.Погорельский был одним из образованнейших людей своего времени. По его инициативе в 1811 году при Московском университете было организовано Общество любителей российской словесности и фольклора. Он был участником Отечественной войны 1812 года. В 20-х годах 19 века Погорельский переехал в свое имение, где воспитывал племянника – будущего писателя Алексея Толстого, для которого была написана сказка «Черная курица».
2. Работа с текстом.
1) Выразительное выборочное чтение эпизодов (на выбор учителя)
2) Вопросы и задания к тексту
* сколько лет было мальчику, когда его отдали в пансион?
* найдите и зачитайте описание мальчика в начале повествования.
* какие чувства он испытывал, оторвавшись от дома?
* что его утешало?
* о чем мечтал Алеша? Найдите и зачитайте.
* чем он любил заниматься в свободное время? Кто стал другом Алеши, кого он защищал?
* платила ли курица ему тем же? Докажите текстом
* как вы думаете, почему из всех, кто был рядом с ним, мальчик привязался к курице?
* Расскажите, как Алеша спас Чернушку?
* За что наградил король Алешу? Только ли за спасение Чернушки?
* Зачитайте, каким стал Алеша, получив волшебное семечко.
* почему он изменился?
* представьте себя на его месте. Что бы вы попросили? Вы бы изменились? В какую сторону?
* какие чувства испытал мальчик, когда потерял зернышко и не смог рассказать заданное?
* почему он не смог исправиться сразу?
* докажите, опираясь на собственный опыт, что слова Чернушки правдивы: «Не полагай, что легко исправиться от пороков (недостатков), когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в щелочку, и потому если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою».
* как вы понимаете слова из повести, прокомментируйте их: «Чем более вы от природы имеете способностей и дарований, тем скромнее и послушнее вы должны быть»; «Не для того дан ум, чтоб вы во зло его употребляли».
* как вы считаете, справедливо ли был наказан мальчик?
* какое более сильное наказание он получил?
* кто оказался благороднее: Чернушка или мальчик? Обоснуйте ответ
* ради себя ли министр просил мальчика исправиться?
* какова идея этой повести?
* как вы считаете, Алексей Толстой, для которого писал Погорельский это произведение, прочитав его, понял его идею?
3. Сказочно-фантастическое и реальное в литературной сказке.
Если вы обратили внимание, мы называем произведение то сказкой, то волшебной повестью. Действительно, волшебством пронизан весь текст, поэтому и жанр четко определить здесь невозможно. Но есть в произведении и реальные события, места, о которых говорит автор.
Заполните таблицу, указав 3-4 примера волшебного и реального в этом произведении.
Реальное
Сказочно-фантастическое
Имена, места, события, чувства
События, предметы
Практическая работа
Соедините стрелочками имена и понятия
Алеша Благородство Чернушка
Рефлексия
Какие выводы после прочтения произведения вы сделали?
Домашнее задание
- Прочитать сказку А.Платонова «Волшебное кольцо»
- Нарисовать иллюстрацию к сказке «Черная курица»
7. «На закуску»
Город, в котором происходили события волшебной повести.
Подземные жители, о которых читал в свое время главный герой повести.
Должность, которую занимала Чернушка при короле.
В средневековье: тяжело вооруженный конный воин, с такими сражалась Чернушка, их деяния наизусть знал мальчик.
Вид походки лошади, этим видом езды воспользовались главные герои, возвращаясь на лошадях в зал.
Волшебный предмет, помогавший главному герою отвечать уроки наизусть, не уча их.
Чувство, которое не покидало мальчика, когда он попал в пансион.
То, в чем участвовал главный герой, вместе с Чернушкой скача на «лошадках».
Имя главного героя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«А.Погорельский «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-фантастическое и реальное в литературной сказке.»
Тема: А.Погорельский «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-фантастическое и реальное в литературной сказке.
Цель: продолжить обучение выразительному чтению и анализу литературной сказки, сделать выводы о необходимости самовоспитания.
Целевая аудитория: 5 класс
Ход урока
Опрос по домашнему заданию
Мотивация учебной деятельности
Постановка целей и задач урока
Работа над темой урока
Слово учителя.
- Антоний Погорельский – это имя, которым подписывался Алексей Алексеевич Перовский. Вымышленное имя он взял, из названия села Погорельцы, где жил.
А.Погорельский был одним из образованнейших людей своего времени. По его инициативе в 1811 году при Московском университете было организовано Общество любителей российской словесности и фольклора. Он был участником Отечественной войны 1812 года. В 20-х годах 19 века Погорельский переехал в свое имение, где воспитывал племянника – будущего писателя Алексея Толстого, для которого была написана сказка «Черная курица».
2. Работа с текстом.
1) Выразительное выборочное чтение эпизодов (на выбор учителя)
2) Вопросы и задания к тексту
* сколько лет было мальчику, когда его отдали в пансион?
* найдите и зачитайте описание мальчика в начале повествования.
* какие чувства он испытывал, оторвавшись от дома?
* что его утешало?
* о чем мечтал Алеша? Найдите и зачитайте.
* чем он любил заниматься в свободное время? Кто стал другом Алеши, кого он защищал?
* платила ли курица ему тем же? Докажите текстом
* как вы думаете, почему из всех, кто был рядом с ним, мальчик привязался к курице?
* Расскажите, как Алеша спас Чернушку?
* За что наградил король Алешу? Только ли за спасение Чернушки?
* Зачитайте, каким стал Алеша, получив волшебное семечко.
* почему он изменился?
* представьте себя на его месте. Что бы вы попросили? Вы бы изменились? В какую сторону?
* какие чувства испытал мальчик, когда потерял зернышко и не смог рассказать заданное?
* почему он не смог исправиться сразу?
* докажите, опираясь на собственный опыт, что слова Чернушки правдивы: «Не полагай, что легко исправиться от пороков (недостатков), когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в щелочку, и потому если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою».
* как вы понимаете слова из повести, прокомментируйте их: «Чем более вы от природы имеете способностей и дарований, тем скромнее и послушнее вы должны быть»; «Не для того дан ум, чтоб вы во зло его употребляли».
* как вы считаете, справедливо ли был наказан мальчик?
* какое более сильное наказание он получил?
* кто оказался благороднее: Чернушка или мальчик? Обоснуйте ответ
* ради себя ли министр просил мальчика исправиться?
* какова идея этой повести?
* как вы считаете, Алексей Толстой, для которого писал Погорельский это произведение, прочитав его, понял его идею?
3. Сказочно-фантастическое и реальное в литературной сказке.
Если вы обратили внимание, мы называем произведение то сказкой, то волшебной повестью. Действительно, волшебством пронизан весь текст, поэтому и жанр четко определить здесь невозможно. Но есть в произведении и реальные события, места, о которых говорит автор.
Заполните таблицу, указав 3-4 примера волшебного и реального в этом произведении.
Реальное
Сказочно-фантастическое
Имена, места, события, чувства
События, предметы
Практическая работа
Соедините стрелочками имена и понятия
Честность
Неблагодарность
Совесть
Алеша Благородство Чернушка
Послушание
Зазнайство
Преданность
Жертвенность
Рефлексия
Какие выводы после прочтения произведения вы сделали?
Домашнее задание
- Прочитать сказку А.Платонова «Волшебное кольцо»
- Нарисовать иллюстрацию к сказке «Черная курица»
7. «На закуску»
Чайнворд
Город, в котором происходили события волшебной повести.
Подземные жители, о которых читал в свое время главный герой повести.
Должность, которую занимала Чернушка при короле.
В средневековье: тяжело вооруженный конный воин, с такими сражалась Чернушка, их деяния наизусть знал мальчик.
Вид походки лошади, этим видом езды воспользовались главные герои, возвращаясь на лошадях в зал.
Волшебный предмет, помогавший главному герою отвечать уроки наизусть, не уча их.
Чувство, которое не покидало мальчика, когда он попал в пансион.
То, в чем участвовал главный герой, вместе с Чернушкой скача на «лошадках».