kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лермонтов Герои нашего времени

Нажмите, чтобы узнать подробности

научить доказывать основные мотивы лирики 

Просмотр содержимого документа
«Лермонтов Герои нашего времени»

Роман М.Ю. Лермонтова  «Герой нашего времени».   Мотивы лирики и проблематика (Литературно-тематический вернисаж) .

Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Мотивы лирики и проблематика

(Литературно-тематический вернисаж)

.

Цель урока  Доказать, что все основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова развиты в романе «Герой нашего времени».

Цель урока

Доказать, что все основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова развиты в романе «Герой нашего времени».

1. Вступительное слово учителя Роман «Герой нашего времени» написан М.Ю. Лермонтовым в последний период жизни, поэтому в нем развиты все основные мотивы творчества писателя:

1. Вступительное слово учителя

Роман «Герой нашего времени» написан

М.Ю. Лермонтовым в последний период жизни, поэтому в нем развиты все основные мотивы творчества писателя:

  • мотив свободы и воли;
  • мотив одиночества;
  • мотив трагизма любви и дружбы;
  • мотив трагедии поколения;
  • мотив высокого назначения писателя, поэта.
2. Литературно-тематическое исследование.  Мотив свободы и воли в лирике  М.Ю. Лермонтова и романе «Герой нашего времени» Мотив свободы и воли Действие романа также происходит  на Кавказе: Печорин покидает  центральную Россию в поисках личной независимости и духовной свободы.  Комментированное чтение эпизодов Стихотворение «Прощай, немытая Россия». Побег  лирического героя «за стену Кавказа». Комментированное чтение

2. Литературно-тематическое исследование. Мотив свободы и воли в лирике М.Ю. Лермонтова и романе «Герой нашего времени»

Мотив свободы и воли

Действие романа также происходит

на Кавказе: Печорин покидает

центральную Россию в поисках

личной независимости и духовной

свободы.

Комментированное чтение

эпизодов

Стихотворение

«Прощай, немытая Россия». Побег

лирического героя «за стену Кавказа».

Комментированное чтение

3. Литературоведческие загадки 1. Какое средство художественной выразительности помогает услышать нам мотив свободы и воли в стихотворении «Прощай, немытая Россия»? 2. Какое средство художественной выразительности помогает раскрыть свободолюбивый, вольнолюбивый нрав Печорина?

3. Литературоведческие загадки

1. Какое средство художественной выразительности помогает услышать нам мотив свободы и воли в стихотворении «Прощай, немытая Россия»?

2. Какое средство художественной выразительности помогает раскрыть свободолюбивый, вольнолюбивый нрав Печорина?

Ключ к литературоведческим загадкам 1. Эмоциональные эпитеты: «немытая Россия», «преданный народ» и др. 2. Прием развернутого сравнения: «Я, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится…»; «…желанный парус, сначала подобный крылу морской чайки…»

Ключ к литературоведческим загадкам

1. Эмоциональные эпитеты: «немытая Россия», «преданный народ» и др.

2. Прием развернутого сравнения: «Я, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится…»; «…желанный парус, сначала подобный крылу морской чайки…»

4. Литературно-тематическое исследование.  Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова  и романе «Герой нашего времени».   Мотив одиночества Мотив одиночества пронизывает всю лирику поэта. Комментированное чтение стихотворения «Выхожу один я на дорогу». Увидеть одиночество лирического героя Этот мотив отчетливо звучит в романе. Печорин одинок. Комментированное чтение эпизодов. Раскрыть индивидуализм Печорина

4. Литературно-тематическое исследование. Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова и романе «Герой нашего времени».

Мотив

одиночества

Мотив одиночества

пронизывает всю лирику

поэта. Комментированное

чтение стихотворения

«Выхожу один я на дорогу».

Увидеть одиночество

лирического героя

Этот мотив отчетливо звучит

в романе. Печорин одинок.

Комментированное чтение

эпизодов. Раскрыть

индивидуализм Печорина

5. Иллюстрации к стихотворению «Выхожу один я на дорогу» и к роману «Герой нашего времени» Помогает ли иллюстрация раскрыть идею произведения?   Предложите свои варианты иллюстраций к данным произведениям…

5. Иллюстрации к стихотворению «Выхожу один я на дорогу» и к роману «Герой нашего времени»

Помогает ли иллюстрация

раскрыть идею произведения?

Предложите свои варианты

иллюстраций к данным

произведениям…

6. Литературоведческие загадки 1. Какое средство художественной выразительности помогает глубоко осмыслить мотив одиночества в стихотворении «Выхожу один я на дорогу»? 2. Какой художественный прием помогает увидеть индивидуализм Печорина?

6. Литературоведческие загадки

1. Какое средство художественной выразительности помогает глубоко осмыслить мотив одиночества в стихотворении «Выхожу один я на дорогу»?

2. Какой художественный прием помогает увидеть индивидуализм Печорина?

Ключ к литературоведческим загадкам 1. Олицетворение: «пустыня внемлет богу», «звезда с звездою говорит», «спит земля» и др. 2. Психологический портрет – «самокритика»: «Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть, больше…во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня…»

Ключ к литературоведческим загадкам

1. Олицетворение: «пустыня внемлет богу», «звезда с звездою говорит», «спит земля» и др.

2. Психологический портрет – «самокритика»: «Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть, больше…во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня…»

7. Литературно-тематическое исследование.  Мотив трагизма любви и дружбы в лирике  М.Ю. Лермонтова и в романе «Герой нашего времени» Мотив трагизма любви и дружбы Разочарование лирического героя в любви и дружбе показано в стихотворении «Благодарность». Комментированное чтение Печорин обречен на трагическую развязку любви, дружбы.  Комментированное чтение эпизодов

7. Литературно-тематическое исследование. Мотив трагизма любви и дружбы в лирике М.Ю. Лермонтова и в романе «Герой нашего времени»

Мотив трагизма

любви и дружбы

Разочарование лирического

героя в любви и дружбе

показано в стихотворении

«Благодарность».

Комментированное чтение

Печорин обречен на

трагическую развязку любви,

дружбы.

Комментированное

чтение эпизодов

8. Иллюстрация к роману  М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Иллюстрация… Помогает она или мешает увидеть «художественную дуэль» Печорина с Грушницким?  Обсуждение вопроса.

8. Иллюстрация к роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Иллюстрация… Помогает она или мешает увидеть

«художественную дуэль»

Печорина с Грушницким?

Обсуждение вопроса.

9. Литературоведческие загадки 1. Какой стилистический прием усиливает трагизм любви, дружбы, жизни в стихотворении «Благодарность»? 2. Какой стилистический прием усиливает трагизм любви, дружбы, жизни в романе «Герой нашего времени»?

9. Литературоведческие загадки

1. Какой стилистический прием усиливает трагизм любви, дружбы, жизни в стихотворении «Благодарность»?

2. Какой стилистический прием усиливает трагизм любви, дружбы, жизни в романе «Герой нашего времени»?

Ключ к литературоведческим загадкам 1. Анафора или единоначатие:  За все, за все тебя благодарю я:  За тайные мучения страстей,  За горечь слез, отраву поцелуя,  За месть врагов и клевету друзей;  За жар души, растраченный в пустыне,  За все, чем я обманут в жизни был…  2. Поток вопросительных предложений без ответов: «Одно мне всегда было странно: я никогда не делался рабом любимой женщины; напротив, я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть, вовсе об этом не стараясь. Отчего это? – оттого ли что я никогда ничем очень не дорожу и что они ежеминутно боялись выпустить меня из рук? Или это – магнетическое влияние сильного организма? Или мне просто не удавалось встретить женщину с упорным характером?...» Или «Я сел на скамью и задумался… Я чувствовал необходимость излить свои мысли в дружеском разговоре… но с кем?...»

Ключ к литературоведческим загадкам

1. Анафора или единоначатие:

За все, за все тебя благодарю я:

За тайные мучения страстей,

За горечь слез, отраву поцелуя,

За месть врагов и клевету друзей;

За жар души, растраченный в пустыне,

За все, чем я обманут в жизни был…

2. Поток вопросительных предложений без ответов: «Одно мне всегда было

странно: я никогда не делался рабом любимой женщины; напротив, я всегда

приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть, вовсе об этом не

стараясь. Отчего это? – оттого ли что я никогда ничем очень не дорожу и что

они ежеминутно боялись выпустить меня из рук? Или это – магнетическое

влияние сильного организма? Или мне просто не удавалось встретить

женщину с упорным характером?...» Или «Я сел на скамью и задумался… Я

чувствовал необходимость излить свои мысли в дружеском разговоре…

но с кем?...»

10. Литературно-тематическое исследование.  Мотив трагедии поколения в лирике  М.Ю. Лермонтова и в романе «Герой нашего времени»   Мотив трагедии поколения Истоки трагедии поколения. Анализ стихотворения «Дума» Трагедия личности – трагедия поколения. Анализ главы «Фаталист»

10. Литературно-тематическое исследование. Мотив трагедии поколения в лирике М.Ю. Лермонтова и в романе «Герой нашего времени»

Мотив трагедии

поколения

Истоки трагедии поколения.

Анализ стихотворения

«Дума»

Трагедия личности –

трагедия поколения.

Анализ главы «Фаталист»

11. Литературоведческие загадки 1. В каком жанре написано стихотворение М.Ю. Лермонтова «Дума»? 2. Какой художественный прием использует М.Ю. Лермонтов, показывая трагическую противоречивость образа Печорина?

11. Литературоведческие загадки

1. В каком жанре написано стихотворение М.Ю. Лермонтова «Дума»?

2. Какой художественный прием использует М.Ю. Лермонтов, показывая трагическую противоречивость образа Печорина?

Ключ к литературоведческим загадкам 1. Жанр элегии-сатиры помогает высветить трагедию поколения. 2. Прием антитезы (противопоставления): «Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия».

Ключ к литературоведческим загадкам

1. Жанр элегии-сатиры помогает высветить трагедию поколения.

2. Прием антитезы (противопоставления): «Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия».

12. Литературно-тематическое исследование.  Мотив высокого назначения писателя, поэта в лирике М.Ю. Лермонтова и в романе  «Герой нашего времени» Мотив высокого назначения писателя, поэта  Один из важнейших философских аспектов лирики Лермонтова – осмысление миссии поэта. Анализ стихотворения «Поэт» Исследование «истории души человеческой» . Анализ предисловия к главе «Журнал Печорина»

12. Литературно-тематическое исследование. Мотив высокого назначения писателя, поэта в лирике М.Ю. Лермонтова и в романе «Герой нашего времени»

Мотив высокого

назначения писателя, поэта

Один из важнейших философских

аспектов лирики Лермонтова –

осмысление миссии поэта.

Анализ стихотворения «Поэт»

Исследование «истории души

человеческой» . Анализ предисловия

к главе «Журнал Печорина»

13. Литературоведческие загадки 1. Для чего М.Ю. Лермонтов композиционно выстраивает стихотворение «Поэт» на развернутом сравнении? 2. Какие слова являются ключевыми в романе «Герой нашего времени»?

13. Литературоведческие загадки

1. Для чего М.Ю. Лермонтов композиционно выстраивает стихотворение «Поэт» на развернутом сравнении?

2. Какие слова являются ключевыми в романе «Герой нашего времени»?

Ключ к литературоведческим загадкам 1. В стихотворении «Поэт» использован прием развернутого сравнения – сравнение Поэта с кинжалом. Когда-то грозное боевое оружие, верно служившее своему господину на поле битвы, – теперь кинжал превратился в игрушку, золотую, бесславную и безвредную. С судьбой кинжала сравнивает М.Ю. Лермонтов и судьбу Поэта в современном ему обществе. 2. Ключевые слова: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над сами собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление».

Ключ к литературоведческим загадкам

1. В стихотворении «Поэт» использован прием развернутого сравнения – сравнение Поэта с кинжалом. Когда-то грозное боевое оружие, верно служившее своему господину на поле битвы, – теперь кинжал превратился в игрушку, золотую, бесславную и безвредную. С судьбой кинжала сравнивает М.Ю. Лермонтов и судьбу Поэта в современном ему обществе.

2. Ключевые слова: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над сами собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление».

14. Художественно-творческое задание.  Определите, к каким произведениям созданы эти  иллюстрации? Каких героев Вы узнали?

14. Художественно-творческое задание. Определите, к каким произведениям созданы эти иллюстрации? Каких героев Вы узнали?

15. Заключительное слово учителя Мотивы лирики и прозы М.Ю. Лермонтова неразрывно связаны между собой. Тема, начатая в стихотворении, находит свое продолжение в прозе (а именно – в романе «Герой нашего времени»). Все мотивы творчества художника объединены единой целью – помочь людям глубже заглянуть в себя, оценить свои мысли, поступки, окружающий мир, вернуться к истинным, духовным ценностям.

15. Заключительное слово учителя

Мотивы лирики и прозы М.Ю. Лермонтова

неразрывно связаны между собой. Тема, начатая в стихотворении, находит свое продолжение в прозе (а именно – в романе «Герой нашего времени»). Все мотивы творчества художника объединены единой целью – помочь людям глубже заглянуть в себя, оценить свои мысли, поступки, окружающий мир, вернуться к истинным, духовным ценностям.

16. Домашнее задание Выразите письменно собственную мысль (на свободную тему) в стихотворной и прозаической формах.

16. Домашнее задание

Выразите письменно собственную

мысль (на свободную тему) в

стихотворной и прозаической формах.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Лермонтов Герои нашего времени

Автор: Гречишкина Галина Анатольевна

Дата: 19.02.2018

Номер свидетельства: 458279

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»  Дружба и любовь в жизни Печорина. ( с использованием программы Activstudio) "
    ["seo_title"] => string(120) "m-iu-liermontov-gieroi-nashiegho-vriemieni-druzhba-i-liubov-v-zhizni-piechorina-s-ispol-zovaniiem-proghrammy-activstudio"
    ["file_id"] => string(6) "176058"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424358096"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) ""Герой нашего времени" Михаила Юрьевича Лермонтова -первый психологический роман в русской литературе"
    ["seo_title"] => string(116) "gieroi-nashiegho-vriemieni-mikhaila-iur-ievicha-liermontova-piervyi-psikhologhichieskii-roman-v-russkoi-litieraturie"
    ["file_id"] => string(6) "272549"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452004066"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "М. Ю.Лерментов «Герой нашего времени»"
    ["seo_title"] => string(38) "miuliermientovgieroinashieghovriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "296016"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455901013"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Ученический проект "Герой нашего времени"временное и вечное "
    ["seo_title"] => string(75) "uchienichieskii-proiekt-gieroi-nashiegho-vriemieni-vriemiennoie-i-viechnoie"
    ["file_id"] => string(6) "131911"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416246115"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) ""Герой нашего времени" М.Ю.Лермонтов "
    ["seo_title"] => string(42) "gieroi-nashiegho-vriemieni-m-iu-liermontov"
    ["file_id"] => string(6) "203596"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429521402"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства