kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Герой нашего времени"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

   Любовь является главной и неотъемлемой частью нашей жизни. И по тому, как человек относится к этому чувству, готов ли пожертвовать собой во имя любимого человека, мы можем судить о силе его характера, о свойствах натуры: какой он - эгоист или способен составить счастье любимой женщины.

    Практически все писатели – классики «проверяют» своих героев через испытания любовью (вспомним, это и А.С. Грибоедов (Чацкий – Софья), и А.С. Пушкин (Евгений Онегин и Татьяна) и другие).


   Сегодня нам предстоит  дать свою оценку и толкование некоторым поступкам и поведению Григория Печорина.  Мы ответим на главный вопрос:   можно ли отношения Печорина и Бэлы назвать любовью.

Помочь учащимся разобраться в загадках образа Печорина.

 Воспитание гражданской позиции учащихся: уметь отвечать за свои поступки перед собой и обществом

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока "Герой нашего времени" »

«Герой нашего времени»  Глава

«Герой нашего времени»

Глава "Бэла "

Загадки образа Печорина

Загадки образа Печорина

Цель урока:  Помочь учащимся разобраться в загадках образа Печорина.  Воспитание гражданской позиции учащихся: уметь отвечать за свои поступки перед собой и обществом. Чего вы ждете от сегодняшнего урока?

Цель урока:

Помочь учащимся разобраться в загадках образа Печорина.

Воспитание гражданской позиции учащихся: уметь отвечать за свои поступки перед собой и обществом.

Чего вы ждете от сегодняшнего урока?

Сегодня на уроке мы поговорим с Вами о самом прекрасном, что есть на земле – о любви! Сколько поэтов и писателей воспело в своих произведениях это удивительное чувство! Я вас люблю, хоть я бешусь,  Хоть это труд т стыд напрасный,  И в этой глупости несчастной  У ваших ног я признаюсь!  Мне не к лицу  и не по летам…  Пора, пора мне быть умней,  Но узнаю по всем приметам  Болезнь любви в душе моей…   (А.С. Пушкин)

Сегодня на уроке мы поговорим с Вами о самом прекрасном, что есть на земле – о любви! Сколько поэтов и писателей воспело в своих произведениях это удивительное чувство!

Я вас люблю, хоть я бешусь, Хоть это труд т стыд напрасный, И в этой глупости несчастной У ваших ног я признаюсь! Мне не к лицу  и не по летам… Пора, пора мне быть умней, Но узнаю по всем приметам Болезнь любви в душе моей… (А.С. Пушкин)

За все, за все тебя благодарю я:  За тайные мучения страстей,  За горечь слез, отраву поцелуя,  За месть врагов и клевету друзей;  За жар души, растраченный в пустыне,  За все, чем я обманут в жизни был…   (М.Ю. Лермонтов)  Я не могу без тебя жить!  Мне и в дожди без тебя – сушь,  Мне и в жару без тебя – стыть.  Мне без тебя и Москва – глушь.  Мне без тебя каждый час – с год;  если бы время мелочить, дробя;  мне даже синий небесный свод  кажется каменным без тебя.   (Н.Н. Асеев)

За все, за все тебя благодарю я: За тайные мучения страстей, За горечь слез, отраву поцелуя, За месть врагов и клевету друзей; За жар души, растраченный в пустыне, За все, чем я обманут в жизни был… (М.Ю. Лермонтов)

Я не могу без тебя жить! Мне и в дожди без тебя – сушь, Мне и в жару без тебя – стыть. Мне без тебя и Москва – глушь. Мне без тебя каждый час – с год; если бы время мелочить, дробя; мне даже синий небесный свод кажется каменным без тебя. (Н.Н. Асеев)

Любовь – поистине великое чувство. Оно окрыляет человека, вознося его с небес,  и низвергает в адово пламя низменных страстей.  Во все времена люди любили, любят, и будут любить. Без любви жизнь не имеет смысла, стержня, цели, будущего.    Ребята, а у вас слово «любовь» с чем ассоциируется? Напишите3 слова - ассоциации, которые у вас возникают  с этим словом.  - Прочитайте только 1 понятие, которое вы считаете самым важным, и объясните свой выбор.

Любовь – поистине великое чувство. Оно окрыляет человека, вознося его с небес,  и низвергает в адово пламя низменных страстей. Во все времена люди любили, любят, и будут любить. Без любви жизнь не имеет смысла, стержня, цели, будущего.

  • Ребята, а у вас слово «любовь» с чем ассоциируется? Напишите3 слова - ассоциации, которые у вас возникают  с этим словом.

- Прочитайте только 1 понятие, которое вы считаете самым важным, и объясните свой выбор.

Любовь является главной и неотъемлемой частью нашей жизни. И по тому, как человек относится к этому чувству, готов ли пожертвовать собой во имя любимого человека, мы можем судить о силе его характера, о свойствах натуры: какой он - эгоист или способен составить счастье любимой женщины.    Практически все писатели – классики «проверяют» своих героев через испытания любовью (вспомним, это и А.С. Грибоедов (Чацкий – Софья), и А.С. Пушкин (Евгений Онегин и Татьяна) и другие).    Сегодня нам предстоит дать свою оценку и толкование некоторым поступкам и поведению Григория Печорина. Мы ответим на главный вопрос: можно ли отношения Печорина и Бэлы назвать любовью.

Любовь является главной и неотъемлемой частью нашей жизни. И по тому, как человек относится к этому чувству, готов ли пожертвовать собой во имя любимого человека, мы можем судить о силе его характера, о свойствах натуры: какой он - эгоист или способен составить счастье любимой женщины.

Практически все писатели – классики «проверяют» своих героев через испытания любовью (вспомним, это и А.С. Грибоедов (Чацкий – Софья), и А.С. Пушкин (Евгений Онегин и Татьяна) и другие).

Сегодня нам предстоит дать свою оценку и толкование некоторым поступкам и поведению Григория Печорина. Мы ответим на главный вопрос: можно ли отношения Печорина и Бэлы назвать любовью.

- Как вы думаете, а Печорин любил Бэлу? (Объясните свою точку зрения)   Какое чувство толкает его на то, чтобы он выкрал девушку?   Понимал ли Печорин, какое будущее ожидает Бэлу, ее семью?    Берова Сильвия в роли Бэлы

- Как вы думаете, а Печорин любил Бэлу? (Объясните свою точку зрения)

Какое чувство толкает его на то, чтобы он выкрал девушку?

Понимал ли Печорин, какое будущее ожидает Бэлу, ее семью?

Берова Сильвия в роли Бэлы

Как сложились взаимоотношения с Бэлой у Печорина?    Почему, добившись ее расположения, он через некоторое время стал покидать ее, уезжая на охоту?

Как сложились взаимоотношения с Бэлой у Печорина?

Почему, добившись ее расположения, он через некоторое время стал покидать ее, уезжая на охоту?

Как Печорин отнесся к смерти Бэлы?

Как Печорин отнесся к смерти Бэлы?

Так, каким человеком предстает перед нами Печорин?  ( Противоречивым, неоднозначным человеком)  Вспомните портретное описание Печорина, данное Максимом Максимовичем, поступки героя, его монологи, диалоги (по главе «Бела»). Составим таблицу:

Так, каким человеком предстает перед нами Печорин?

( Противоречивым, неоднозначным человеком) Вспомните портретное описание Печорина, данное Максимом Максимовичем, поступки героя, его монологи, диалоги (по главе «Бела»). Составим таблицу:

Характер Печорина  ( в тетради)  П оложительные черты характера  Бесстрашие, смелость  Щедрость  Способность на пылкое, глубокое чувство  Доброта, внимательное отношение (при желании) к другому человеку Отрицательные  черты характера  Авантюризм  Непостоянство  Быстрая смена настроения  Эгоизм  Равнодушие Вопрос Что толкает Печорина на такие поступки?  (скука, неудовлетворенность жизнью)

Характер Печорина ( в тетради)

П оложительные черты характера

Бесстрашие, смелость Щедрость Способность на пылкое, глубокое чувство Доброта, внимательное отношение (при желании) к другому человеку

Отрицательные  черты характера

Авантюризм Непостоянство Быстрая смена настроения Эгоизм Равнодушие

Вопрос

Что толкает Печорина на такие поступки? (скука, неудовлетворенность жизнью)

В чем же загадка образа Григория Александровича Печорина?   (Это противоречивая личность, не умеющая сострадать, человек, привыкший исполнять только свои желания. Однако такая оценка неполная, так как Печорину присущи грусть и безысходность.)

В чем же загадка образа Григория Александровича Печорина?

(Это противоречивая личность, не умеющая сострадать, человек, привыкший исполнять только свои желания. Однако такая оценка неполная, так как Печорину присущи грусть и безысходность.)

Скажите, а как автор относится к своему герою (одобряет или осуждает его)? (Вспомните предисловие романа – последний абзац) А вы, читатели, можете однозначно ответить: положительный или отрицательный герой Печорин, преступник он или жертва обстоятельств?

Скажите, а как автор относится к своему герою

(одобряет или осуждает его)? (Вспомните предисловие романа – последний абзац)

А вы, читатели, можете однозначно ответить: положительный или отрицательный герой Печорин, преступник он или жертва обстоятельств?

виновен или не  виновен Печорин в гибели Бэлы?   Художник В. А. Серов

виновен или не виновен Печорин в гибели Бэлы?

Художник В. А. Серов

Кто готов осудить Печорина, быть его обвинителем – 1 группа («Прокурор») Задания группе  Прокурор  Постарайтесь представить обвинение Печорину в свете тех событий, которые произошли в главе «Бэла».  - Причиной каких несчастий стал Печорин?  (Вспомните, что произошло с Бэлой, ее отцом, братом Азаматом, Казбичем, как чувствовал себя Максим Максимыч  во всей этой истории).  - Представьте обвинения по каждому пункту (сформулируйте их).

Кто готов осудить Печорина, быть его обвинителем – 1 группа («Прокурор»)

Задания группе  Прокурор

Постарайтесь представить обвинение Печорину в свете тех событий, которые произошли в главе «Бэла». - Причиной каких несчастий стал Печорин? (Вспомните, что произошло с Бэлой, ее отцом, братом Азаматом, Казбичем, как чувствовал себя Максим Максимыч  во всей этой истории). - Представьте обвинения по каждому пункту (сформулируйте их).

Кто почувствовал состояние Бэлы и готов поддержать ее? – 2 группа («Потерпевшая») Задание группе   Потерпевшая (Бэла)

Кто почувствовал состояние Бэлы и готов поддержать ее? – 2 группа («Потерпевшая»)

Задание группе   Потерпевшая (Бэла)

  • Какие обвинения вы можете выдвинуть против Печорина? Обоснуйте их. (Вспомните, как ведет себя
  • Печорин, пытаясь добиться вашего
  • расположения; долго ли длилось
  • ваше счастье; как поступает П.,
  • охладев к вам; какие чувства
  • вы испытываете?) Перечитайте диалог между Бэлой и
  • М.М. («Одно утро захожу к ним…»)
Кому понятен образ Максима Максимыча? (Это, по сути, взгляд на Печорина со стороны) – 3 группа («Свидетель») Задание группе   Свидетель (Максим Максимыч)  - Свидетелем какого происшествия вы стали? Что можете сказать о взаимоотношениях П. с Бэлой? Как он ведет себя после ее смерти?  - Выскажите свою точку зрения по поводу случившегося несчастья.

Кому понятен образ Максима Максимыча? (Это, по сути, взгляд на Печорина со стороны) – 3 группа («Свидетель»)

Задание группе   Свидетель (Максим Максимыч)

- Свидетелем какого происшествия вы стали? Что можете сказать о взаимоотношениях П. с Бэлой?

Как он ведет себя после ее смерти? - Выскажите свою точку зрения по поводу случившегося несчастья.

Кто смог разобраться в причинах поведения Печорина и сможет объяснить его поступки – 4 группа («Обвиняемый» Что вы можете сказать в свою защиту?  - Считаете ли Вы себя виноватым в смерти Бэлы, ее отца, испорченной жизни Азамата и Казбича?   Какие  чувства вы испытываете к Максиму Максимовичу?   (Возьмите в качестве опоры монолог Печорина  со слов «У меня несчастный характер…»   Как оценивает себя герой? Кого обвиняет, что таким стал?)

Кто смог разобраться в причинах поведения Печорина и сможет объяснить его поступки – 4 группа («Обвиняемый»

Что вы можете сказать в свою защиту?

- Считаете ли Вы себя виноватым в смерти Бэлы, ее отца, испорченной жизни Азамата и Казбича?

  • Какие  чувства вы испытываете к Максиму

Максимовичу?

  • (Возьмите в качестве опоры монолог Печорина
  • со слов «У меня несчастный характер…»
  • Как оценивает себя герой? Кого обвиняет,

что таким стал?)

Чувствует ли Печорин ответственность за судьбы близких людей?

Чувствует ли Печорин ответственность за судьбы близких людей?

Может ли настоящая любовь быть отделена от чувства ответственности за другого человека?    Что такое ответственность, как вы понимаете?
  • Может ли настоящая любовь быть отделена от чувства ответственности за другого человека?
  • Что такое ответственность, как вы понимаете?

(В толковом словаре слово «ответственность» трактуется так (учитель зачитывает): «… необходимость, обязанность отдавать отчет в своих действиях, поступках»). Прокомментируйте это толкование.

Мы в своей жизни испытываем чувство любви по отношению ко многим людям. К кому? (К родителям, детям, друзьям, даже кошкам и собакам, и конечно же, существует самое сильное проявление этого чувства - любовь между мужчиной и женщиной).      Должны ли мы отвечать за тех, кого любим, и кто нас любит? Почему?

Мы в своей жизни испытываем чувство любви по отношению ко многим людям. К кому?

(К родителям, детям, друзьям, даже кошкам и собакам, и конечно же, существует самое сильное проявление этого чувства - любовь между мужчиной и женщиной).

Должны ли мы отвечать за тех, кого любим, и кто нас любит? Почему?

- Какие выводы вы сделали для себя, прочитав главу «Бела»  М. Врубель. Казбич и Азамат

- Какие выводы вы сделали для себя, прочитав главу «Бела»

М. Врубель. Казбич и Азамат

Ф. Тютчев «О, как убийственно мы любим».

Судьбы ужасным приговором Твоя любовь для ней была, И незаслуженным позором На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья! В ее душевной глубине Ей оставались вспоминанья... Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало, Очарование ушло... Толпа, нахлынув, в грязь втоптала То, что в душе ее цвело.

О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепости страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой, Ты говорил: она моя... Год не прошел — спроси и сведай, Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы, Улыбка уст и блеск очей? Всё опалили, выжгли слезы Горячей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече, При первой встрече роковой, Ее волшебны взоры, речи И смех младенческо-живой?

И что ж теперь? И где ж всё это? И долговечен ли был сон? Увы, как северное лето, Был мимолетным гостем он!

И что ж от долгого мученья, Как пепл, сберечь ей удалось? Боль злую, боль ожесточенья, Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим! Как в буйной слепости страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей!..


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
конспект урока "Герой нашего времени"

Автор: Кашкарова Валентина Николаевна

Дата: 17.03.2015

Номер свидетельства: 187926

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока по литературе Женские образы в романе М.Ю.Лермонтова" Герой нашего времени""
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekturokapolitieraturiezhienskiieobrazyvromaniemiuliermontovagieroinashieghovriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "259885"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448856519"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ НА ТЕМУ: «М.Ю. ЛЕРМОНТОВ.  «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ». ОСОБЕННОСТИ  КОМПОЗИЦИИ»"
    ["seo_title"] => string(100) "konspiekturokalitieraturyv9klassienatiemumiuliermontovgieroinashiegovriemieniosobiennostikompozitsii"
    ["file_id"] => string(6) "303049"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457387579"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(272) "Урок литературы в 9 классе на тему «Герой нашего времени».  Смысл названия, нравственная проблематика романа. Своеобразие раскрытия образа Печорина""
    ["seo_title"] => string(141) "uroklitieraturyv9klassienatiemugieroinashieghovriemienismyslnazvaniianravstviennaiaprobliematikaromanasvoieobraziieraskrytiiaobrazapiechorina"
    ["file_id"] => string(6) "293126"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455420897"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока по русской литературе "Герой нашего времени" в 10 классе"
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt_uroka_po_russkoi_litieraturie_gieroi_nashiegho_vriemieni_v_10_klassie"
    ["file_id"] => string(6) "390446"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486785605"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Конспект урока "Смысл названия романа М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", 9 класс. "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-smysl-nazvaniia-romana-m-iu-liermontova-gieroi-nashiegho-vriemieni-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "102656"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402543089"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства