kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русской литературе "Герой нашего времени" в 10 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока по русской литературе "Герой нашего времени" для 10 класса. По произведению М.Ю.Лермонтова

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русской литературе "Герой нашего времени" в 10 классе»

Предмет/

Литература Класс 10

Тема урока

Роман «Герой нашего времени».

Ссылка

Госстандарт Учебник «Литература» для 10 класса

Цели урока

Смогут прочитать и проанализировать роман. Сумеют развить творческую активность, самостоятельность в принятии решении, умение оценивать одноклассников, создадут атмосферу сотрудничества

Результаты обучения для учащихся

Умеют оценивать результаты работ своей деятельности или деятельности одноклассников. Развивают умения работать в команде, в паре.

Основные идеи, отработанные по теме урока

Использование стратегий критического мышления активизируют мышление учащихся, умение работать в группе.

Задания

Время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Вводная часть.

Создание психологического настроя на урок.

Проверка домашнего задания.


2 мин.

Учитель приветствует учеников, проводит разминку:



Видеоролик


- Затем проверяет домашнее задание.

Ученики здороваются с учителем




Проверяют домашнее задание.


Деление на группы «Мозайка».

3 мин

Весь класс выходит к доске.


Ученики выходят к доске. Становятся в круг,внимательно слушая учителя, Делятся на группы с помощью техники «Мозайка».



Новая тема. Вызов.

Мозговой штурм

Слово учителя

2 мин

Как вы понимаете смысл названия произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»? «Наше время» – это чьё?

Какую задачу ставил перед собой Лермонтов, когда писал "Героя нашего времени"?

1. История создания романа М. Ю. Лермонтова
«Герой нашего времени».

Работу над романом М. Ю. Лермонтов начал по впечатлениям первой ссылки на Кавказ. В журнале «Отечественные записки» появились повести «Бэла», «Фаталист» в 1839 г., позже увидела свет повесть «Тамань». В 1840 г. вышел роман М» Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», именно под этим заглавием бы ли объединены пять повестей. Общим идейным и сюжетообразующим центром романа «Герой нашего времени» стал образ главного героя Печорина. Первые читатели увидели карикатуру на современного челове ка, поэтому в 1841 г. М. Ю. Лермонтов создал «Пре дисловие» к роману, в котором объяснил особенности авторского замысла.

2. Особенности композиции.

1. Нарушение хронологической последовательности

2. Самостоятельность каждой из повестей (сюжетная, смысловая и жанровая законченность) и одновре менная их связь, цикличность.

3. Смена субъекта повествования (Максим Максимыч, повествователь, сам герой).

Автор видел свою задачу в том, чтобы раскрыть «ис торию души человека». Для этого необходимо было не столько рассказать о поступках героя, сколько вскрыть причины, которые к ним привели. Нарушение хронологической последовательности событий определяется идей ным замыслом автора и подчинено движению от внешне го к внутреннему, от действий и поступков героя к моти вам, побудившим его к этим поступкам, от загадки — к разгадке. Ту же роль играет и смена субъекта повествова ния (выскажем эту мысль априори па вступительном за нятии и будем возвращаться к ней в ходе изучения каж дой из повестей).

(Основные положения лекции конспектируются учащимися в рабочих тетрадях.)

3.Знакомство учащихся с хронологической последовательностью романа.

Около 1830 г. Печорин выслан из Петербурга на Кавказ в действующий отряд. По дороге к месту его повой службы он задержался в Тамани, где происходит его столкновение с контрабандистами (повесть «Тамань»). После военной экспедиции в мае — июне 1832 г. ему разрешается пользоваться водами в Пятигорске. Затем за дуэль с Грушницким (повесть «Княжна Мэри») его отправляют служить в дальнюю крепость под начало Максима Максимыча. Отлучившись на две недели в казачью станицу, в декабре 1832 г. Печорин становится участником истории с Вуличем (повесть «Фаталист») и возвращается в крепость. Весной 1833 г. состоится похищение Бэлы, которая погибает через 4 месяца от руки Казбича (по весть «Бэла»). Из крепости Печорина переводят в Грузию, затем он возвращается в Петербург. Спустя некоторое время, снова очутившись на Кавказе по дороге в Персию, предположительно осенью 1837 г., Печорин встречается с Максимом Максимычем и рассказчиком (повесть «Максим Максимыч»). Наконец, на обратном пути из Персии Печорин умирает 

Примерные ответы детей

(Это время героев, автора-повествователя, самого Лермонтова.)

(Роман был задуман как художественное исследование внутреннего мира человека, его души. Об этом сказал сам Лермонтов в "Предисловии" к "Журналу Печорина": "История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она - следствие наблюдения ума зрелого над самим собою…")

Осмысление

10 мин

Выдержал ли Печорин испытание опасностью?
" Способен ли герой на истинную любовь?
" Какова жизненная философия нашего героя?
На эти и другие вопросы мы сегодня на уроке попытаемся дать ответы. Приложение1


Презентация

5 мин

Учитель предлагает посмотреть презентацию

Учащиеся внимательно смотрятьпрезентацию

Оценивание

1 мин

Учитель оценивает.


Физминутка.

2 мин

Танец

Ученики проводят физминутку.

Индивидуальная работа «Инсерт»

10мин

Беседа с учащимися по вопросам:

1.Выразительно прочитайте «Предисловие» к роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

2. Как сам М. Ю. Лермонтов объясняет роль своего «Предисловия» к роману?

3. В чем видит писатель особенности образа главного героя?

4. Что, по мнению автора, нужно современному читателю?

5. Собирается ли М. Ю. Лермонтов изменить без нравственное, порочное общество?


Примерные ответы учащихся

2.(Это своеобразный ответ на современную критику.)

3.(«Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».)

4. («Нужны горькие лекарства, едкие истины» .)

5.(«Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить — это уж бог знает! »)

Рефлексия.

2 мин

Учитель предлагает заполнить «Письменное интервью» - продолжить предложения, написать мнение о сегодняшнем уроке.

Ученики продолжают предложения, пишут свои мнения об уроке.

Источники, оснащение и оборудование


Презентация, рефлексивные тетради


Последующие задания и чтение


Конспект

Чтение и анализ произведения






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект урока по русской литературе "Герой нашего времени" в 10 классе

Автор: Есимсеитова Рысты Айтмаганбетовна

Дата: 11.02.2017

Номер свидетельства: 390446

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ НА ТЕМУ: «М.Ю. ЛЕРМОНТОВ.  «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ». ОСОБЕННОСТИ  КОМПОЗИЦИИ»"
    ["seo_title"] => string(100) "konspiekturokalitieraturyv9klassienatiemumiuliermontovgieroinashiegovriemieniosobiennostikompozitsii"
    ["file_id"] => string(6) "303049"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457387579"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока по теме: "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-po-tiemie-podghotovka-k-napisaniiu-sochinieniia-rassuzhdieniia"
    ["file_id"] => string(6) "220712"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434796432"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока на тему: "В чем трагедия Печорина?" "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-na-tiemu-v-chiem-traghiediia-piechorina"
    ["file_id"] => string(6) "176482"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424428400"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Конспект урока русского языка в 6 классе "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "121193"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413903435"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока по литературе  "Своя игра" 7-8 класс"
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekturokapolitieraturiesvoiaighra78klass"
    ["file_id"] => string(6) "290391"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454948593"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства