Вводная часть. Создание психологического настроя на урок. Проверка домашнего задания. | 2 мин. | Учитель приветствует учеников, проводит разминку: Видеоролик - Затем проверяет домашнее задание. | Ученики здороваются с учителем Проверяют домашнее задание. |
Новая тема. Вызов. Мозговой штурм Слово учителя | 2 мин | Как вы понимаете смысл названия произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»? «Наше время» – это чьё? Какую задачу ставил перед собой Лермонтов, когда писал "Героя нашего времени"? 1. История создания романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Работу над романом М. Ю. Лермонтов начал по впечатлениям первой ссылки на Кавказ. В журнале «Отечественные записки» появились повести «Бэла», «Фаталист» в 1839 г., позже увидела свет повесть «Тамань». В 1840 г. вышел роман М» Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», именно под этим заглавием бы ли объединены пять повестей. Общим идейным и сюжетообразующим центром романа «Герой нашего времени» стал образ главного героя Печорина. Первые читатели увидели карикатуру на современного челове ка, поэтому в 1841 г. М. Ю. Лермонтов создал «Пре дисловие» к роману, в котором объяснил особенности авторского замысла. 2. Особенности композиции. 1. Нарушение хронологической последовательности 2. Самостоятельность каждой из повестей (сюжетная, смысловая и жанровая законченность) и одновре менная их связь, цикличность. 3. Смена субъекта повествования (Максим Максимыч, повествователь, сам герой). Автор видел свою задачу в том, чтобы раскрыть «ис торию души человека». Для этого необходимо было не столько рассказать о поступках героя, сколько вскрыть причины, которые к ним привели. Нарушение хронологической последовательности событий определяется идей ным замыслом автора и подчинено движению от внешне го к внутреннему, от действий и поступков героя к моти вам, побудившим его к этим поступкам, от загадки — к разгадке. Ту же роль играет и смена субъекта повествова ния (выскажем эту мысль априори па вступительном за нятии и будем возвращаться к ней в ходе изучения каж дой из повестей). (Основные положения лекции конспектируются учащимися в рабочих тетрадях.) 3.Знакомство учащихся с хронологической последовательностью романа. Около 1830 г. Печорин выслан из Петербурга на Кавказ в действующий отряд. По дороге к месту его повой службы он задержался в Тамани, где происходит его столкновение с контрабандистами (повесть «Тамань»). После военной экспедиции в мае — июне 1832 г. ему разрешается пользоваться водами в Пятигорске. Затем за дуэль с Грушницким (повесть «Княжна Мэри») его отправляют служить в дальнюю крепость под начало Максима Максимыча. Отлучившись на две недели в казачью станицу, в декабре 1832 г. Печорин становится участником истории с Вуличем (повесть «Фаталист») и возвращается в крепость. Весной 1833 г. состоится похищение Бэлы, которая погибает через 4 месяца от руки Казбича (по весть «Бэла»). Из крепости Печорина переводят в Грузию, затем он возвращается в Петербург. Спустя некоторое время, снова очутившись на Кавказе по дороге в Персию, предположительно осенью 1837 г., Печорин встречается с Максимом Максимычем и рассказчиком (повесть «Максим Максимыч»). Наконец, на обратном пути из Персии Печорин умирает | Примерные ответы детей (Это время героев, автора-повествователя, самого Лермонтова.) (Роман был задуман как художественное исследование внутреннего мира человека, его души. Об этом сказал сам Лермонтов в "Предисловии" к "Журналу Печорина": "История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она - следствие наблюдения ума зрелого над самим собою…") |
Индивидуальная работа «Инсерт» | 10мин | Беседа с учащимися по вопросам: 1.Выразительно прочитайте «Предисловие» к роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». 2. Как сам М. Ю. Лермонтов объясняет роль своего «Предисловия» к роману? 3. В чем видит писатель особенности образа главного героя? 4. Что, по мнению автора, нужно современному читателю? 5. Собирается ли М. Ю. Лермонтов изменить без нравственное, порочное общество? | Примерные ответы учащихся 2.(Это своеобразный ответ на современную критику.) 3.(«Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».) 4. («Нужны горькие лекарства, едкие истины» .) 5.(«Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить — это уж бог знает! ») |