Урок литературы в 9 классе на тему «Герой нашего времени». Смысл названия, нравственная проблематика романа. Своеобразие раскрытия образа Печорина"
Урок литературы в 9 классе на тему «Герой нашего времени». Смысл названия, нравственная проблематика романа. Своеобразие раскрытия образа Печорина"
Данная разработка предсталяет собой конспект урока на тему «Герой нашего времени». Смысл названия, нравственная проблематика романа. Своеобразие раскрытия образа Печорина". В ходе урока учащиеся разивают навык анализа фабулы и сюжета произведения, посредством групповой работы анализируют образы рассказчиков в произведении и образ главного героя глазами других персонажей произведения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 9 классе на тему «Герой нашего времени». Смысл названия, нравственная проблематика романа. Своеобразие раскрытия образа Печорина"»
Формировать информационную, коммуникативную и компетенцию разрешения проблем
расширить и углубить знания уч-ся о тв-ве Лермонтова
проконтролировать уровень знаний уч-ся по изученным темам
дать представление о стандартах и темах цикла, системе домашних и контрольных заданий
учить анализу лирического пр-ия
Развивающая цель:
развивать устную и письменную монологическую и диалогическую речь
развивать долговременную память в процессе деятельности
развивать аналитические умения анализировать, выделять главное, сравнивать, делать выводы
Воспитательная цель: прививать любовь к чтению и интеллектуальному труду
этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
ресурсы
мотивационный
Постановка познавательных задач. создание благоприятной среды
Участвуют в создании благоприятной среды
Анализ работ прошлого урока
Анализ работ
Выставление отметок, возможные вопросы
дневники
Контроль домашнего задания
Инструктаж ,консультирование
Викторина на знание текста
1.воинское звание Печорина (прапорщик)
2.в какой главе рассказывается об уснувшем денщике и украденной сабле, морских приключениях пехотного офицера, и о честных нарушителях закона (Тамань)
3.о ком из героев романа сказано: ни в чем не видит для себя закона, кроме самого себя (П)
4.Имя Печорина (Григорий)
5. в этой главе рассказывается о несчастной матери молодого казака, гибели иностранного подданного в русской крепости и о том, как на дороге валялась разрубленная пополам свинья (Фаталист)
тетради
лекция
Инструктаж, консультирование
30-е годы – результат подавлении восстания декабристов. казнен Пестель, коронован Николай, а люди этого поколения слишком молоды, чтобы участвовать в восстании, но и не столько дети. поневоле приходилось, как Онегину, завидовать параличу тульского заседателя. именно судьбу этого поколения показывает Л в романе. образ П – психологический портрет современного человека, каким он его понимает и часто встречал. работа над романом 1838-1840гг, печатался частями: март 1839 Бэла (от. зап), нояб 1839 Фаталист, тамань. 1840 – отдельное издание. задача Л – создать портрет героя своего времени, составленный из пороков всего поколения в полном его развитии, т.е. стремление глубже и всесторонне показать своего героя читателям.
тетради
Анализ композиции
Инструктаж ,консультирование
1.контроль домашнего задания
Бэла
ММ
Предислов к журн П
Тамань
КН. Мери
Фаталист
сюжет
4
5 (через 5 лет)
6
1
2 (дуэль)
3 (Вулич)
фабула
Почему так нарушен сюжет (глубже и всесторонне раскрыть образ героя своего времени)
С чьих позиций мы наблюдаем в романе за П, почему (автор, ММ, сам П, всесторонне показать героя)
Тетради
текст
Анализ рассказчиков
Инструктаж ,консультирование
1.автор: вынужден пребывать на Кавказе, тоскует по милым местам, любит природу, ум, наблюдательный, интерес к жизни, житейская неопытность, причастен к л-ре
2.ММ штабс-капитан, долго живет на Кавказе, добрый, простодушный, прям, выразительная речь, с народным юмором, уважает отвагу и гордость горцев, простой человек
3.П – эгоист, любит считаться лишь с собственными желаниями, не способен к постоянному глубокому чувству, не желает поступаться своими желаниями ради счастья других
Тетради
Текст
Анализ образа Печорина
Инструктаж ,консультирование
групповая работа по анализу образа героя
1 группа: глазами ММ
2 группа: Печорин в повести «Княжна Мери»
3 группа Герой в оценке второго рассказчика – странствующего офицера.
4 группа П в оценке самого себя Испытание героя опасностью.
5 группа жизненная философия Печорина
Тетради
текст
Контроль знаний
Инструктаж ,консультирование
Самостоятельно работают над вопросом
- в чем трагедия П?
Тетради
текст
Домашнее задание
Инструктаж по домашнему заданию: Читать «Герой нашего времени». найти в романе описания героев: Максим Максимыч, Грушницкий, Вернер, женские образы. читать статьи Белинского «Герой нашего времени» Лермонтова» и «Стихотворения Лермонтова», выписать из каждой статьи по 5 тезисов.
Записать домашнего задания в дневник, возможные вопросы
Учебник, дневник
1 группа: глазами ММ
- Что удивляет Максима Максимыча в характере героя?
- Как вы объясните значение слова «странный»?
- Читая исповедь Печорина в повести «Бэла», какие черты характера этого героя вы можете выделить?
- Почему, полюбив Бэлу, он не обретает душевного равновесия?
- В чём он видит причину своей внутренней опустошённости?
2 группа: Печорин в повести «Княжна Мери»
- Как вы думаете, почему герой так упорно добивается любви молодой девушки, княжны Мери, на которой никогда не женится?
- Но так ли его душа черства? Разве он не способен оценить красоту природы?
- Как вы думаете, способен ли Печорин любить?
- Как это его характеризует?
- Автор вводит в произведение ряд женских образов, чтобы мы увидели отношение Печорина к ним. Почему же он так несчастлив в любви?
3 группа Герой в оценке второго рассказчика – странствующего офицера.
- Кто нам представляет Печорина в главе «Максим Максимыч»?
- Что увидел странствующий офицер в облике Печорина?
- Лермонтов создаёт детализированный психологический портрет, первый в русской литературе. Психологический портрет - это характеристика героя, где автор представляет в определённой последовательности внешние детали и сразу же даёт им психологическое и социальное толкование. Психологический портрет в отличие от словесного рисования даёт нам представление о внутренней сущности героя.
- Какова роль портрета Печорина?
- Можем ли мы говорить о жестоком отношении Печорина к Максиму Максимычу?
- Понятен ли нам герой, ведь мы рассмотрели точку зрения и Максима Максимыча, и странствующего офицера?
4 группа Печорин в оценке самого себя. Испытание героя опасностью.
- Где наиболее полно раскрывается внутренняя сущность героя?
- Из каких частей состоит « Журнал Печорина»?
- Кто нам представляет героя?
- Какие особенности характера героя раскрываются в повести «Тамань»?
- Почему его постигает горечь разочарования?
- В какой повести наиболее полно раскрывается духовный мир Печорина?
- Какое общество на этот раз окружает героя? Чем оно отличается от горцев, контрабандистов?
- Тогда почему произошёл конфликт между этим обществом и Печориным?
- Какую оценку даёт Печорин Грушницкому в начале знакомства? Почему Печорин столь непримирим в своём восприятии этого человека?
- Какую особенность характера Печорина мы можем выделить?
- Почему столкновение между Печориным и Грушницким неизбежно?
- Как ведёт себя Печорин в сцене дуэли?
- Испытывает ли герой торжество победителя?
- С какой целью автор вводит образ Грушницкого?
5 группа жизненная философия Печорина
- Что же он считает для себя едва ли не единственным удовольствием в жизни?
- Какую оценку он даёт себе в дневнике?
- Размышляя над извечным вопросом, что такое счастье, какой ответ предлагает герой?
- К чему ведёт гордость, взлелеянная в человеке?
- Что же такое дружба в понимании Печорина?
- К чему может привести гордость, отсутствие друзей?
- За несколько дней до дуэли героя занимает вопрос о смысле жизни. В чём же он видит цель собственного существования?