kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

К уроку литературы 6 класс "Зимнее утро" А.С. Пушкин

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство стаблицей звукоцветовых соответствий Журавлёва делает анализ поэтического текста не только познавательным, но и формирует интерес к предмету.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«к уроку литературы 6 класс "Зимнее утро" А.С. Пушкин»

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН «  З И МН ЕЕ  У ТР О »  Цель урока: 1. Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро», его анализ с целью выявления средств, помогающих автору передать радостное восприятие жизни, мотивы единства красоты человека и красоты природы; 2. Работа над выразительным чтением стихотворения, 3. Изображение красками эмоций после знакомства с текстом стихотворения .

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН

« З И МН ЕЕ У ТР О »

Цель урока:

1. Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро», его анализ с целью выявления средств, помогающих автору передать радостное восприятие жизни, мотивы единства красоты человека и красоты природы;

2. Работа над выразительным чтением стихотворения,

3. Изображение красками эмоций после знакомства с текстом стихотворения .

Александр Сергеевич Пушкин

Зимнее утро

Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный, Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела, А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня.

Что вам кажется печальным и что радостным в зимней природе? — Однообразен ли зимний пейзаж? Какие краски для него характерны? Чем красива зима? — Как поэт относился к природе, что он в ней любит, чем чаще всего любуется?

Подумайте:  — Какое чувство передано в этом стихотворении?  — На основании чего вы сделали такой вывод?  — Что значит — хорошее настроение? Как оно проявляется? (Как о нём узнают другие?)  Настроение  — внутреннее психологическое состояние человека, которое не является постоянным , проявляется в отношении человека к другим: как обращается с ними, каким тоном говорит, как поступает, как воспринимает окружающий мир.

Подумайте:

Какое чувство передано в этом стихотворении? — На основании чего вы сделали такой вывод? — Что значит — хорошее настроение? Как оно проявляется? (Как о нём узнают другие?)

Настроение — внутреннее психологическое состояние человека, которое не является постоянным , проявляется в отношении человека к другим: как обращается с ними, каким тоном говорит, как поступает, как воспринимает окружающий мир.

Настроение может быть: Хорошее

Настроение может быть:

Хорошее

Настроение может быть Плохое

Настроение может быть

Плохое

Мороз и солнце; день чудесный!  Еще ты дремлешь, друг прелестный,  Пора, красавица , проснись:  Открой сомкнуты негой взоры  Навстречу северной Авроры,  Звездою севера явись!  — Докажем, что стихотворение «Зимнее утро» проникнуто радостным настроением. Можно ли в стихотворении выделить части? О чём они? Первая часть.  Начало стихотворения — радостное восклицание.  Н. Гончарова – жена А.С. Пушкина.   — К кому обращается поэт?  — Как называет любимую?

Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный, Пора, красавица , проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!

Докажем, что стихотворение «Зимнее утро» проникнуто радостным настроением. Можно ли в стихотворении выделить части? О чём они?

Первая часть. Начало стихотворения радостное восклицание.

Н. Гончарова – жена А.С. Пушкина.

К кому обращается поэт? — Как называет любимую?

Вторая часть.  Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,   На мутном небе  мгла носилась;  Луна, как бледное пятно ,  Сквозь тучи мрачные желтела,  И ты печальная сидела,  А нынче... погляди в окно: — Что описывает поэт?  — С какой целью использует контрастное состояние природы? (Великолепие зимнего утра ощущается ещё сильнее по контрасту со вчерашней бурей, которая описана так же точно.) Случайно ли противопоставление вечера утру?  — Можно ли назвать подавленным душевное состояние поэта? Докажите, назвав характеризующие эпитеты, олицетворения.

Вторая часть.

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно , Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела, А нынче... погляди в окно:

Что описывает поэт? — С какой целью использует контрастное состояние природы? (Великолепие зимнего утра ощущается ещё сильнее по контрасту со вчерашней бурей, которая описана так же точно.) Случайно ли противопоставление вечера утру? — Можно ли назвать подавленным душевное состояние поэта? Докажите, назвав характеризующие эпитеты, олицетворения.

Под голубыми небесами  Великолепными коврами,   Блестя на солнце , снег лежит;  Прозрачный лес один чернеет,  И  ель сквозь иней зеленеет,  И  речка подо льдом блестит.  — Можно ли их объединить? Описание: природы – пейзаж , комнаты – интерьер. 3-я строфа. Описание зимнего пейзажа. — Что описывает автор? (Небо, снег, лес…)    — Найдите в строфе повтор. (И ель… И речка…) Такой изобразительный приём, заключающийся в повторении одних и тех же звуков, слов в начале нескольких стихотворных строк, называется анафорой .

Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце , снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.

Можно ли их объединить? Описание: природы – пейзаж , комнаты – интерьер.

3-я строфа. Описание зимнего пейзажа.

Что описывает автор? (Небо, снег, лес…)

Найдите в строфе повтор. (И ель… И речка…) Такой изобразительный приём, заключающийся в повторении одних и тех же звуков, слов в начале нескольких стихотворных строк, называется анафорой .

Вся комната янтарным блеском  Озарена. Веселым треском  Трещит затопленная печь.  Приятно думать у лежанки.  Но знаешь: не велеть ли в санки  Кобылку бурую запречь?  4-я строфа. — описание интерьера (внутреннего пространства здания, помещения), к передаче ощущения мира и покоя домашнего очага.  — Что передают звуки второй и третьей строчек строфы? Какие согласные звуки, повторяясь, помогают передать треск дров в печи? Такой приём звукописи называют аллитерацией.  Аллитерация — приём звукописи, заключающийся в повторении одинаковых или близких  по звучанию согласных звуков, например: “…Весёлым треск ом трещ ит затопленная печь” (А.С. Пушкин).

Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?

4-я строфа.

описание интерьера (внутреннего пространства здания, помещения), к передаче ощущения мира и покоя домашнего очага. — Что передают звуки второй и третьей строчек строфы? Какие согласные звуки, повторяясь, помогают передать треск дров в печи? Такой приём звукописи называют аллитерацией.

Аллитерация — приём звукописи, заключающийся в повторении одинаковых или близких по звучанию согласных звуков, например: “…Весёлым треск ом трещ ит затопленная печь” (А.С. Пушкин).

Чувство радости поэта растёт и требует движения, хочется навестить милые сердцу места — 4-я часть:  Скользя по утреннему снегу,  Друг милый, предадимся бегу  Нетерпеливого коня  И навестим поля пустые,  Леса, недавно столь густые,  И берег, милый для меня. Значение слов: нега — наслаждение (устар.);  взор — взгляд, но в тексте — глаза (устар.);  вечор — вчера (диал.);  нынче — сейчас (устар.);  озарена — освещена (устар.);  велеть — приказать (устар.); запречь — запрячь, запрягать (диал.);  предадимся — отдадимся (устар.).

Чувство радости поэта растёт и требует движения, хочется навестить милые сердцу места — 4-я часть:

Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня.

Значение слов:

нега — наслаждение (устар.); взор — взгляд, но в тексте — глаза (устар.); вечор — вчера (диал.); нынче — сейчас (устар.); озарена — освещена (устар.); велеть — приказать (устар.);

запречь — запрячь, запрягать (диал.); предадимся — отдадимся (устар.).

Стихотворный размер. — Какие стихотворные размеры мы учили? Каким размером написано стихотворение? ЯМБ , ДАКТИЛЬ;  ХОРЕЙ ,  АМФИБРАХИЙ. мо – роз и солн – це день чу – дес – ный, ( ___ __/ )   — Почему именно этот размер использует поэт? (Быстрый, мажорный, выразительный, живописный, совсем не таинственный размер.) Ямб – ( запишите определение).  — Итак, какое же общее настроение стихотворения? С каким цветом оно ассоциируется? Нарисуйте.

Стихотворный размер.

Какие стихотворные размеры мы учили? Каким размером написано стихотворение?

ЯМБ , ДАКТИЛЬ; ХОРЕЙ , АМФИБРАХИЙ.

мо – роз и солн – це день чу – дес – ный, ( ___ __/ )

Почему именно этот размер использует поэт? (Быстрый, мажорный, выразительный, живописный, совсем не таинственный размер.)

Ямб ( запишите определение).

Итак, какое же общее настроение стихотворения? С каким цветом оно ассоциируется? Нарисуйте.

Таблица Журавлёва    Соотнесите результаты с таблицей звукоцветовых соответствий; определите, какие цвета доминируют. А — густо-красный -действие  Я — ярко-красный  О — светло-желтый или белый - мечты  Е — зелёный  Ё — жёлто-зелёный  Э — зеленоватый  И — синеватый  Ю — голубоватый, сиреневатый - спокойствие  И — синий  У — тёмно-синий, сине-зелёный, лиловый  Ы — мрачный, тёмно-коричневый или чёрный Звуковой тон стихотворений яркий, светлый, радостный, нежный. Звуки служат не только для того, чтобы оформлять слова, они создают определённую содержательность, мелодию, выстроенную в нужном тоне, мелодию, поддерживающую, подчёркивающую содержание текста.  — Проверьте ваши цветовые ощущения по таблице. — Какой гласной звукобуквы больше всего в стихотворении?

Таблица Журавлёва

Соотнесите результаты с таблицей звукоцветовых соответствий;

определите, какие цвета доминируют.

А — густо-красный -действие Я — ярко-красный О — светло-желтый или белый - мечты Е — зелёный Ё — жёлто-зелёный Э — зеленоватый И — синеватый Ю — голубоватый, сиреневатый - спокойствие И — синий У — тёмно-синий, сине-зелёный, лиловый Ы — мрачный, тёмно-коричневый или чёрный

Звуковой тон стихотворений яркий, светлый, радостный, нежный. Звуки служат не только для того, чтобы оформлять слова, они создают определённую содержательность, мелодию, выстроенную в нужном тоне, мелодию, поддерживающую, подчёркивающую содержание текста.

Проверьте ваши цветовые ощущения по таблице.

Какой гласной звукобуквы больше всего в стихотворении?

ВЫВОД: Учились анализировать стихотворный текст и выразительно читать;  Познакомились с такими средствами выразительности, как аллитерация и анафора;   Установили , что не только слова , но и звуки обладают значимостью, также увидели, каким образом это свойство звуков используется в художественной речи; Узнали, что звуки можно изобразить в цвете;  Увидели , как тесно связаны науки литература и психология: эмоциональное воздействие литературного произведения БЕСПОРНО!   Мы молодцы!

ВЫВОД:

  • Учились анализировать стихотворный текст и выразительно читать;
  • Познакомились с такими средствами выразительности, как аллитерация и анафора;
  • Установили , что не только слова , но и звуки обладают значимостью, также увидели, каким образом это свойство звуков используется в художественной речи;
  • Узнали, что звуки можно изобразить в цвете;
  • Увидели , как тесно связаны науки литература и психология: эмоциональное воздействие литературного произведения БЕСПОРНО!

Мы молодцы!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
к уроку литературы 6 класс "Зимнее утро" А.С. Пушкин

Автор: Сапрыгина Ирина Анатольевна

Дата: 22.11.2016

Номер свидетельства: 361332

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Методическая разработка урока литературы. Русская природа в поэзии А. С. Пушкина. (урок литературы в 6 классе) "
    ["seo_title"] => string(113) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-litieratury-russkaia-priroda-v-poezii-a-s-pushkina-urok-litieratury-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "137366"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417343279"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "А.С.Пушкин "Уж небо осенью дышало". "Зимнее утро"."
    ["seo_title"] => string(52) "a-s-pushkin-uzh-niebo-osien-iu-dyshalo-zimnieie-utro"
    ["file_id"] => string(6) "274791"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452442501"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Конспект урока по литературе	 Тема: « Лирика А. С. Пушкина. Стихотворения «Узник» и «Зимнее утро». Двусложные размеры стиха». "
    ["seo_title"] => string(125) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-tiema-lirika-a-s-pushkina-stikhotvorieniia-uznik-i-zimnieie-utro-dvuslozhnyie-razmiery-stikha"
    ["file_id"] => string(6) "116760"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412606503"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Урок литературы А.С.Пушкин "Зимнее утро""
    ["seo_title"] => string(42) "urok_litieratury_a_s_pushkin_zimnieie_utro"
    ["file_id"] => string(6) "468268"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1525282943"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Краткосрочный план урока русской словесности Подготовка к сочинению по повести А.С. Пушкина "Метель""
    ["seo_title"] => string(93) "kratkosrochnyiplanurokarusskoisloviesnostipodghotovkaksochinieniiupopoviestiaspushkinamietiel"
    ["file_id"] => string(6) "299894"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456631933"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства