к уроку литературы 6 класс "Зимнее утро" А.С. Пушкин
К уроку литературы 6 класс "Зимнее утро" А.С. Пушкин
Знакомство стаблицей звукоцветовых соответствий Журавлёва делает анализ поэтического текста не только познавательным, но и формирует интерес к предмету.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«к уроку литературы 6 класс "Зимнее утро" А.С. Пушкин»
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
« З И МН ЕЕ У ТР О »
Цель урока:
1. Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро», его анализ с целью выявления средств, помогающих автору передать радостное восприятие жизни, мотивы единства красоты человека и красоты природы;
2. Работа над выразительным чтением стихотворения,
3. Изображение красками эмоций после знакомства с текстом стихотворения.
Александр Сергеевич Пушкин
Зимнее утро
Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный, Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела, А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня.
—Что вам кажется печальным и что радостным в зимней природе?— Однообразен ли зимний пейзаж? Какие краски для него характерны? Чем красива зима?— Как поэт относился к природе, что он в ней любит, чем чаще всего любуется?
Подумайте:
—Какое чувство передано в этом стихотворении?— На основании чего вы сделали такой вывод?— Что значит — хорошее настроение? Как оно проявляется? (Как о нём узнают другие?)
Настроение— внутреннеепсихологическое состояниечеловека, котороене является постоянным, проявляется в отношении человека к другим: как обращается с ними, каким тоном говорит, как поступает, как воспринимает окружающий мир.
Настроение может быть:
Хорошее
Настроение может быть
Плохое
Мороз и солнце; день чудесный!Еще ты дремлешь,друг прелестный,Пора,красавица, проснись:Открой сомкнуты негой взорыНавстречу северной Авроры,Звездою севераявись!
—Докажем, что стихотворение «Зимнее утро» проникнуто радостным настроением. Можно ли в стихотворении выделить части? О чём они?
Первая часть.Начало стихотворения—радостное восклицание.
Н. Гончарова – жена А.С. Пушкина.
—К кому обращается поэт?— Как называет любимую?
Вторая часть.
Вечор, ты помнишь,вьюга злилась,Намутном небемгла носилась;Луна, какбледное пятно,Сквозьтучи мрачныежелтела,И ты печальная сидела,А нынче... погляди в окно:
—Что описывает поэт?— С какой целью использует контрастное состояние природы? (Великолепие зимнего утра ощущается ещё сильнее по контрасту со вчерашней бурей, которая описана так же точно.) Случайно ли противопоставление вечера утру?— Можно ли назвать подавленным душевное состояние поэта? Докажите, назвав характеризующие эпитеты, олицетворения.
Под голубыминебесамиВеликолепнымиковрами,Блестя насолнце,снеглежит;Прозрачныйлесодин чернеет,Иельсквозь иней зеленеет,Иречкаподо льдом блестит.
—Можно ли их объединить?Описание:природы– пейзаж, комнаты –интерьер.
3-я строфа. Описание зимнего пейзажа.
—Что описывает автор? (Небо, снег, лес…)
—Найдите в строфе повтор.(И ель… И речка…) Такой изобразительный приём, заключающийся в повторении одних и тех же звуков, слов в начале нескольких стихотворных строк, называетсяанафорой.
Вся комната янтарным блескомОзарена. ВеселымтрескомТрещитзатопленная печь.Приятно думать у лежанки.Но знаешь: не велеть ли в санкиКобылку бурую запречь?
4-я строфа.
—описание интерьера(внутреннего пространства здания, помещения), к передачеощущения мира и покоя домашнего очага.— Что передают звуки второй и третьей строчек строфы? Какие согласные звуки, повторяясь, помогают передать треск дров в печи? Такойприём звукописиназываюталлитерацией.
—Какие стихотворные размеры мы учили? Каким размером написано стихотворение?
ЯМБ, ДАКТИЛЬ;ХОРЕЙ,АМФИБРАХИЙ.
мо –розисолн– цеденьчу –дес– ный, ( _____/)
—Почему именно этот размер использует поэт? (Быстрый, мажорный, выразительный, живописный, совсем не таинственный размер.)
Ямб–( запишите определение).
—Итак, какое же общее настроение стихотворения? С каким цветом оно ассоциируется? Нарисуйте.
Таблица Журавлёва
Соотнесите результаты с таблицей звукоцветовых соответствий;
определите, какие цвета доминируют.
А —густо-красный -действиеЯ —ярко-красныйО —светло-желтый или белый - мечтыЕ —зелёныйЁ —жёлто-зелёныйЭ —зеленоватыйИ —синеватыйЮ —голубоватый, сиреневатый - спокойствиеИ —синийУ —тёмно-синий, сине-зелёный, лиловыйЫ —мрачный,тёмно-коричневыйили чёрный
Звуковой тон стихотворений яркий, светлый, радостный, нежный. Звуки служат не только для того, чтобы оформлять слова, они создают определённую содержательность, мелодию, выстроенную в нужном тоне, мелодию, поддерживающую, подчёркивающую содержание текста.
—Проверьте ваши цветовые ощущения по таблице.
—Какой гласной звукобуквы больше всего в стихотворении?
ВЫВОД:
Училисьанализировать стихотворный текст и выразительно читать;
Познакомилисьс такими средствами выразительности, какаллитерация и анафора;
Установили, что не толькослова, но извукиобладают значимостью, также увидели, каким образом этосвойство звуковиспользуетсяв художественной речи;
Узнали,чтозвукиможно изобразитьв цвете;
Увидели, как тесно связаны наукилитератураипсихология:эмоциональное воздействиелитературного произведенияБЕСПОРНО!