kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

К уроку литературы в 11 классе "Язык художественной литературы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал презентации поможет подготовиться учителю к первому уроку литературы в 11 классе. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«К уроку литературы в 11 классе "Язык художественной литературы"»

К уроку литературы  в 11 классе  «Язык художественной литературы» Автор: Гузей Н.В., учитель МБОУ «СОШ №1 города Новоалтайска  Алтайского края»

К уроку литературы в 11 классе «Язык художественной литературы»

Автор:

Гузей Н.В.,

учитель МБОУ «СОШ №1

города Новоалтайска

Алтайского края»

"...Язык не только форма, но и содержание поэтического текста" (М.Я. Поляков).

Прочитайте высказывания известных литературоведов 20 века. Как вы понимаете эти слова? О чем будем говорить на уроке?

  • "Язык художественной литературы обнаруживается в том, что он объединяет в себе самые разнообразные языковые стили, писатель должен знать и изучать язык в самых различных его проявлениях. Вместе с тем человек выступает в литературе как определенная личность, как характер, со своей индивидуальной речью. Язык художественной литературы отличается тем самым своей индивидуализированностью" (Л.И. Тимофеев).
  • "...Язык не только форма, но и содержание поэтического текста" (М.Я. Поляков).

Язык художественной литературы

Язык художественной литературы

План:

План:

  • Художественная литература как вид искусства.
  • Понятие о языке художественной литературы.
  • Совокупность средств языка произведения, создающих художественный образ.
  • Отличие языка художественного произведения (поэтического языка) от литературного.
Художественная литература как вид искусства   Что такое искусство?

Художественная литература как вид искусства

Что такое искусство?

  • Искусство – вид духовного освоения действительности общественным человеком, имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя. Художественное произведение есть результат (продукт) художественного творчества.
К художественной литературе относятся:

К художественной литературе относятся:

  • 1) авторские тексты, в том числе и анонимные;
  • 2) письменные тексты (и не относятся устные);
  • 3) тексты, материалом которых являются исключительно слова человеческого языка, и не относятся тексты синтетические и синкретические, то есть такие, в которых словесный компонент не может быть оторван от музыкального, визуального или какого-либо иного. Песня или опера сами по себе не являются частью литературы.
  • 4) тексты, сами по себе имеющие социальное значение (или рассчитанные на то, чтобы таковое иметь). Это значит, что не рассматриваются как литература частная и служебная переписка, личные дневники, школьные сочинения и т. п.
Роль литературы в жизни общества:

Роль литературы в жизни общества:

  • Утешительно–компенсаторная функция.
  • Познавательная функция.
  • Эстетическая функция.
  • Коммуникативная.
  • Художественно–концептуальная функция.
  • Функция предвосхищения.
  • Воспитательная функция.
  • Внушающая функция.
  • Общественно-преобразующая функция.
  • Гедонистическая функция (наслаждение).
Понимание и толкование литературного текста – основа филологии
  • Понимание и толкование литературного текста – основа филологии и исследования духовной культуры. Путь к осмыслению литературного произведения определяется тремя родственными дисциплинами: историей, языкознанием, литературоведением.
Язык художественной литературы

Язык художественной литературы

  • 1) язык, на котором создаются художественные произведения (его лексикон, грамматика, фонетика), в некоторых обществах совершенно отличный от повседневного, обиходного («практического») языка; в этом смысле Я. х. л. — предмет истории языка и истории литературного языка;
  • 2) поэтический язык, система правил, лежащих в основе художественных текстов, как прозаических, так и стихотворных, их создания и прочтения (интерпретации); эти правила всегда отличны от соответствующих правил обиходного языка.
Цель языка художественной литературы:

Цель языка художественной литературы:

  • Эмоционально-эстетическое воздействие на мысли и чувства читателей и слушателей.
  • Основные черты: образность, эмоциональность, наличие тропов, стилистических фигур.
Совокупность средств языка произведения, создающих художественный образ.  Тропы:

Совокупность средств языка произведения, создающих художественный образ. Тропы:

  • Эпитет — самый известный и распространенный троп. Часто встречается в поэтических произведениях. Эпитет — это красочное, выразительное определение, которое основывается на скрытом сравнении. Подчеркивает особенности описываемого объекта, его самые выразительные черты. Примеры: «румяная заря», «легкий характер», «золотые руки», «серебряный голос».
  • Сравнение — слово или выражение, в основе которого лежит сопоставление одного предмета с другим. Чаще всего оформляется оно в виде сравнительного оборота. Узнать можно по использованию характерных для этого приема союзов: будто, как будто, словно, как, точно, что. Рассмотрим примеры: «прозрачная, как роса», «белая, словно снег», «прямая, будто тростинка».
  • Метафора — средство выразительности, в основе которого лежит скрытое сравнение. Но, в отличие от сравнительного оборота, оно не оформляется союзами. Метафора строится, полагаясь на сходство двух предметов речи. Например: «луковки церквей», «шепот травы», «слезы неба».
  • Синонимы — слова близкие по значению, но отличающиеся в написании. Помимо классических синонимов, существуют контекстуальные. Они принимают определенное значение в рамках конкретного текста. Познакомимся с примерами: «прыгать – скакать», «смотреть – видеть».
  • Антонимы – слова, имеющие прямо противоположное друг другу значение. Как и синонимы, бывают контекстуальными. Пример: «белый – черный», «кричать – шептать», «спокойствие – волнение».
  • Олицетворение — передача неодушевленному объекту признаков, характерных черт одушевленного. Для примера: «ива качала ветками», «солнышко ярко улыбалось», «дождь стучал по крышам», «на кухне щебетал радиоприемник».
Тропы:

Тропы:

  • Метонимия — замена одного слова на другое, имеющее схожее или такое же значение. Познакомимся с примерами: «эй, синяя куртка (обращение к человеку в синей куртке)», «весь класс выступил против (имеются в виду все ученики класса)».
  • Синекдоха — перенос сравнения с части на целое, и наоборот. Пример: «было слышно, как ликовал француз (автор говорит о французской армии)», «насекомое залетело», «в стаде было сто голов».
  • Аллегория — выразительное сравнение идей или понятий с использованием художественного образа. Чаще всего встречается в сказках, баснях и притчах. Например, лиса символизирует хитрость, заяц — трусливость, волк — злобу.
  • Гипербола — намеренное преувеличение. Служит для придания тексту большей выразительности. Ставит акцент на определенном качестве предмета, человека или явления. Познакомимся с примерами: «слова губят надежду», «его поступок — высшее зло», «он стал красивее в сорок раз».
  • Литота — специальное преуменьшение реальных фактов. Например: «он был тоньше тростинки», «он был не выше наперстка».
  • Перифраз — замена слова, выражения синонимичным сочетанием. Используется для того, чтобы избежать лексических повторов в одном или соседних предложениях. Пример: «лиса — хитрая плутовка», «текст — детище автора».
Стилистические фигуры

Стилистические фигуры

  • Лексические повторы (анафора, эпифора, композиционный стык) — выразительные языковые средства, которые включают в себя повтор какой-либо части предложения в начале, конце или на стыке со следующим. Например: «Это был прекрасный звук. Это был лучший голос, который я слышал за последние годы».
  • Антитеза — одно или несколько предложений, построенных на основе противопоставления. Для примера рассмотрим фразу: «В пыли влачусь — и в небесах витаю».
  • Градация — использование в предложении синонимов, расположенных по степени нарастания или угасания признака. Пример: «Искорки на новогодней елке светили, горели, сияли».
  • Оксюморон — включение во фразу слов, которые противоречат друг другу по смыслу, не могут употребляться в одной композиции. Самый яркий и известный пример этой стилистической фигуры - «Мертвые души».
  • Инверсия — изменение классического порядка расположения слов в предложении. Например, не «он бежал», а «бежал он».
  • Парцелляция — разделения единого по смыслу предложения на несколько частей. Для примера: «Напротив Николай. Смотрит не моргая».
  • Многосоюзие — использование союзов для связи однородных членов предложения. Применяется для большей речевой выразительности. Пример: «Это был странный и удивительный, и прекрасный, и загадочный день».
  • Бессоюзие — связи однородных членов в предложении осуществляется без союзов.
Роды литературы

Роды литературы

  • Эпос – род литературы, для которого главным является объективное изображение действительности, авторское описание событий, развертывающихся в пространстве и во времени, повествование о различных явлениях жизни, людях, их судьбах, характерах, поступках и т. д.
  • Лирика – род литературы, изображающий внутренний мир человека, его чувства, переживания.
  • Драма – род литературы, изображающий жизнь через действия с помощью монологов и диалогов героев, большую роль играет разрешение конфликта .
Жанры эпоса

Жанры эпоса

  • Рассказ - малый эпический жанр: прозаическое произведение небольшого объема, в котором, как правило, изображаются одно или несколько событий жизни героя.
  • Повесть - средний (между рассказом и романом) эпический жанр, в котором представлен ряд эпизодов из жизни героя (героев). По объёму П. больше рассказа и шире изображает действительность, рисуя цепь эпизодов, составляющих определенный период жизни главного персонажа, в ней больше событий и действующих лиц, однако, в отличие от романа, как правило, одна сюжетная линия.
  • Очерк - эпический жанр: прозаическое произведение, основанное на фактах, документах, личных впечатлениях автора, то есть, в отличие от собственно рассказа, лишенное элементов вымысла. О. может включать в себя не только описание (портрет, пейзаж, интерьер), но и повествование о событиях и персонажах. Для жанра О. характерны также свободное построение и открытость авторской позиции.
  • Новелла - дин из малых эпических жанров: близкая к рассказу жанровая форма, возникшая в эпоху Возрождения. В отличие от рассказа, Н. большее внимание уделяет фабуле (цепь, череда событий, положенная в основу сюжета), которая, как правило, отличается динамичностью событий, неожиданностью их развития и развязки.
  • Сказка – эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой (см. сказка фольклорная ), но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов.
  • Роман - жанр эпоса: большое эпическое произведение, в котором всесторонне изображается жизнь людей в определенный период времени или в течение целой человеческой жизни.
  • Басня - малый повествовательный (эпический) жанр: короткий рассказ в стихах или прозе с четко сформулированной моралью, сатирический по направленности, имеющий поучительный смысл.
  • Притча - жанр эпоса: небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее религиозное или моральное поучение в иносказательной (аллегорической) форме.
Жанры лирики

Жанры лирики

  • Элегия - лирический   жанр , содержащий в  стихотворной  форме  эмоциональный  результат  философского  раздумья над сложными проблемами жизни.
  • Ода - жанр лирики, торжественное стихотворение восторженного характера, призванное воспеть какого-либо человека, явление или событие.
  • Романс - небольшое стихотворное произведение, предназначенное для сольного пения с аккомпанементом.
  • Сонет - лирический жанр, стихотворение в четырнадцать строк из двух четверостиший и двух трехстиший с особым расположением рифм: чаще всего во «французской» последовательности —  abba abba ccd eed  (или  ccd ede ) или в «итальянской» —  abab abab cdc dcd  (или  cde cde ).
  • Песня  - жанр лирической или эпической народной поэзии. Небольшое поэтическое произведение, предназначенное для пения.
  • Послание  - поэтический жанр: стихотворное письмо, произведение, написанное в форме обращения к кому-л. и содержащее призывы, просьбы, пожелания и т. п. ("К Чаадаеву", " Послание Цензору" А.С. Пушкина; "Послание  пролетарским поэтам" В.В. Маяковского ).
  • Эпиграмма  - короткое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или содержащее отклик на злободневные события общественной жизни.
Жанры драмы

Жанры драмы

  • Драма  – жанр произведения, изображающий преимущественно частную жизнь человека в его остроконфликтных, но, в отличие от трагедии, не безысходных отношениях с обществом или с собой.
  • Комедия  - жанр  художественного произведения , характеризующийся  юмористическим  или  сатирическим подходом.
  •   Трагедия  - жанр художественного произведения, предназначенный для постановки на сцене, в котором сюжет приводит персонажей к  катастрофическому  исходу.
  • Водевиль  -  комедийная   пьеса  с песенками-куплетами и танцами, а также  жанр  драматического искусства.
  • Фарс  -  комедия  лёгкого содержания с чисто внешними комическими приёмами.
Отличие языка художественного произведения (поэтического языка) от литературного

Отличие языка художественного произведения (поэтического языка) от литературного

  • Язык художественных произведений отличается от литературного языка, обслуживающего различные сферы жизни общества и закрепленного литературной нормой в различных словарях и грамматиках, ориентированностью на поэтическое отражение действительности, на поиск изобразительных средств для выражения авторского замысла и особой художественной образностью.
  • Язык, не совпадающий полностью с литературным языком, так как язык художественного произведения, наряду с литературно-нормированной речью, вбирает в себя индивидуальный стиль автора и речь персонажей, что предполагает отступление от нормы, создание индивидуального слога и выразительного текста.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
К уроку литературы в 11 классе "Язык художественной литературы"

Автор: Гузей Наталья Владимировна

Дата: 21.08.2021

Номер свидетельства: 585564

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "План-конспект урока "Язык художественной литературы". "
    ["seo_title"] => string(57) "plan-konspiekt-uroka-iazyk-khudozhiestviennoi-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "105987"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402931418"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Конспект вводного урока по литературе"
    ["seo_title"] => string(37) "konspekt_vvodnogo_uroka_po_literature"
    ["file_id"] => string(6) "541513"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1582982277"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "В.В.Бабайцева "Рабочая программа по русскому языку в 6 классе" (углублённое изучение) "
    ["seo_title"] => string(94) "v-v-babaitsieva-rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-v-6-klassie-ughlublionnoie-izuchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "117366"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412778481"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "конспект  интегрированного  урока  литература-английский язык  А.П.Чехов "Хамелеон" "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-litieratura-anghliiskii-iazyk-a-p-chiekhov-khamielieon"
    ["file_id"] => string(6) "208634"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430851275"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Формирование у учащихся мировоззрения человека мира, активной гражданской позиции на уроках родного русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(146) "formirovaniie-u-uchashchikhsia-mirovozzrieniia-chielovieka-mira-aktivnoi-ghrazhdanskoi-pozitsii-na-urokakh-rodnogho-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "177814"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424710306"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства