kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по теме: Сатирические и юмористические рассказы А.П, Чехова. «Толстый и тонкий»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  разработан на основе программы Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.В., Чалмаева  «Программа по литературе для  5-11 классов общеобразовательной школы, 4-е издание, М., Русское слово, 2010»,  допущенную Министерством  образования

Тема: Сатирические и юмористические рассказы А.П, Чехова. «Толстый и тонкий»

         Цели:

·         образовательные: выяснить особенности стиля А. П. Чехова, мастера слова, детали, подтекста, способного на маленькой площади емко сказать многое; учить видеть красоту, меткость чеховского слова, авторское отношение к лицемерию на основе рассказа «Толстый и тонкий».

·          развивающие: формировать навыки выразительного чтения, исследовательской работы с текстом, умения работать в группе, коммуникативных навыков учащихся;

·         воспитательные: прививать любовь к родной земле, используй краеведческий материал. воспитывать интерес к творчеству А.П. Чехова.

         Оборудование: учебники, тетради, словарик с лексическим значением некоторых слов рассказа на каждой парте, мультимедийная презентация.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме: Сатирические и юмористические рассказы А.П, Чехова. «Толстый и тонкий» »

Ростовская область Зерноградский район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением определённых предметов г. Зернограда









Урок №45

Тема: Сатирические и юмористические рассказы А.П, Чехова. «Толстый и тонкий»



Урок разработан на основе программы Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.В., Чалмаева  «Программа по литературе для  5-11 классов общеобразовательной школы , 4-е издание, М., Русское слово, 2010», допущенную Министерством  образования.

Автор: Ремизова Наталья Игоревна, учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория.



Урок №45

Тема: Сатирические и юмористические рассказы А.П, Чехова. «Толстый и тонкий»

Цели:

  • образовательные: выяснить особенности стиля А. П. Чехова, мастера слова, детали, подтекста, способного на маленькой площади емко сказать многое; учить видеть красоту, меткость чеховского слова, авторское отношение к лицемерию на основе рассказа «Толстый и тонкий».

  • развивающие: формировать навыки выразительного чтения, исследовательской работы с текстом, умения работать в группе, коммуникативных навыков учащихся;

  • воспитательные: прививать любовь к родной земле, используй краеведческий материал. воспитывать интерес к творчеству А.П. Чехова.

Оборудование: учебники, тетради, словарик с лексическим значением некоторых слов рассказа на каждой парте, мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Актуализация опорных знаний

  1. Мотивация и целеполагание (сами ребята отвечают на вопросы «зачем» и «как» мы будем работать). Договариваемся о работе в трёх группах и садимся соответственно.

  2. Беседа по материалу предыдущего урока (Презентация помогает вспомнить – «пробегаемся» по первой её части)


ІІ. Изучение нового материала.

1. Дети дома познакомились с текстом, теперь каждая группа получает задание. Время на подготовку – 7 минут

1 группа:

-Смешным или грустным назвали бы вы этот рассказ? Почему?

- Какими деталями Чехов подчёркивает разницу в благосостоянии и положении друзей? (толстый – тонкий, запах)

- Какой сначала была встреча школьных друзей? Как это показал Чехов?(речь – уменьш.-ласк. слова, воскл. предложения, обращение друг к другу)

2 группа

- Какой момент изображён на иллюстрации? Как это передал художник?

- Соответствуют ли образы героев рассказа А.П.Чехова иллюстрации художника Б.М. Калаушина?

- Какое слово передаёт внезапную перемену в состоянии тонкого?

3 группа

- А.П.Чехов- мастер короткой отточенной фразы. «Длинный подбородок жены стал ещё длиннее». Найдите в каждом из рассказов примеры подобного типа.

- Охарактеризуйте лексический состав рассказа. Есть ли просторечная лексика и какую роль она играет в тексте?

- Как меняется речь тонкого? Почему? Приведите примеры.

2. Выступление от каждой группы (не менее трёх участников). Каждое выступление – балл для своей команды. Остальные команды могут заработать балл за уместный. Содержательный вопрос.

3. Словарная работа. СЛАЙД 23. Угодничество, подхалимство, чинопочитание, самоуничижение, подобострастие.

4. ФИЗМИНУТКА (Глава. Рама..)

5. Основная мысль рассказа. СЛАЙД 24. Как отрывок из письма связан с идеей рассказа? Работаем в группах – кто быстрее и удачнее сформулирует основную мысль.

6. Вывод ( с помощью учителя). Смех Чехова обычно называют добрым. Но иногда и этот писатель - большой человеколюб – сжимает кулаки при виде отвратительных человеческих пороков. Как соотносится у Чехова юмор и сатира? Вспомнить эти термины. (Неуловимое сочетание того и другого, грустный смех).

ІІІ. Итоги:

- заключительное слово о Чехове. СЛАЙД 25.

- мы узнали….., мы научились

- самооценка (в группе);

- взаимооценка (одна группа - другой);

- выставление оценок учителем .

IV. Домашнее задание:

Прочитать рассказ А.П. Чехова «Шуточка».

Выписать из текста слова, которыми герой характеризует состояние Наденьки в моменты их встреч. Как эти описания показывают его отношение к Наденьке?



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Ремизова Наталья Игоревна

Дата: 12.05.2015

Номер свидетельства: 210479

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства