Разработка урока по теме: Сатирические и юмористические рассказы А.П, Чехова. «Толстый и тонкий»
Разработка урока по теме: Сатирические и юмористические рассказы А.П, Чехова. «Толстый и тонкий»
Урок разработан на основе программы Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.В., Чалмаева «Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы, 4-е издание, М., Русское слово, 2010», допущенную Министерством образования
Тема: Сатирические и юмористические рассказы А.П, Чехова. «Толстый и тонкий»
Цели:
· образовательные: выяснить особенности стиля А. П. Чехова, мастера слова, детали, подтекста, способного на маленькой площади емко сказать многое; учить видеть красоту, меткость чеховского слова, авторское отношение к лицемерию на основе рассказа «Толстый и тонкий».
· развивающие: формировать навыки выразительного чтения, исследовательской работы с текстом, умения работать в группе, коммуникативных навыков учащихся;
· воспитательные: прививать любовь к родной земле, используй краеведческий материал. воспитывать интерес к творчеству А.П. Чехова.
Оборудование: учебники, тетради, словарик с лексическим значением некоторых слов рассказа на каждой парте, мультимедийная презентация.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме: Сатирические и юмористические рассказы А.П, Чехова. «Толстый и тонкий» »
Ростовская область Зерноградский район
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением определённых предметов г. Зернограда
Урок №45
Тема: Сатирические и юмористические рассказы А.П, Чехова. «Толстый и тонкий»
Урок разработан на основе программы Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.В., Чалмаева «Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы , 4-е издание, М., Русское слово, 2010», допущенную Министерством образования.
Автор: Ремизова Наталья Игоревна, учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория.
Урок №45
Тема: Сатирические и юмористические рассказы А.П, Чехова. «Толстый и тонкий»
Цели:
образовательные: выяснить особенности стиля А. П. Чехова, мастера слова, детали, подтекста, способного на маленькой площади емко сказать многое; учить видеть красоту, меткость чеховского слова, авторское отношение к лицемерию на основе рассказа «Толстый и тонкий».
развивающие: формировать навыки выразительного чтения, исследовательской работы с текстом, умения работать в группе, коммуникативных навыков учащихся;
воспитательные: прививать любовь к родной земле, используй краеведческий материал. воспитывать интерес к творчеству А.П. Чехова.
Оборудование: учебники, тетради, словарик с лексическим значением некоторых слов рассказа на каждой парте,мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА.
І. Актуализация опорных знаний
Мотивация и целеполагание (сами ребята отвечают на вопросы «зачем» и «как» мы будем работать). Договариваемся о работе в трёх группах и садимся соответственно.
Беседа по материалу предыдущего урока (Презентация помогает вспомнить – «пробегаемся» по первой её части)
ІІ. Изучение нового материала.
1. Дети дома познакомились с текстом, теперь каждая группа получает задание. Время на подготовку – 7 минут
1 группа:
-Смешным или грустным назвали бы вы этот рассказ? Почему?
- Какими деталями Чехов подчёркивает разницу в благосостоянии и положении друзей? (толстый – тонкий, запах)
- Какой сначала была встреча школьных друзей? Как это показал Чехов?(речь – уменьш.-ласк. слова, воскл. предложения, обращение друг к другу)
2 группа
- Какой момент изображён на иллюстрации? Как это передал художник?
- Соответствуют ли образы героев рассказа А.П.Чехова иллюстрации художника Б.М. Калаушина?
- Какое слово передаёт внезапную перемену в состоянии тонкого?
3 группа
- А.П.Чехов- мастер короткой отточенной фразы. «Длинный подбородок жены стал ещё длиннее». Найдите в каждом из рассказов примеры подобного типа.
- Охарактеризуйте лексический состав рассказа. Есть ли просторечная лексика и какую роль она играет в тексте?
- Как меняется речь тонкого? Почему? Приведите примеры.
2. Выступление от каждой группы (не менее трёх участников). Каждое выступление – балл для своей команды. Остальные команды могут заработать балл за уместный. Содержательный вопрос.
5. Основная мысль рассказа. СЛАЙД 24. Как отрывок из письма связан с идеей рассказа? Работаем в группах – кто быстрее и удачнее сформулирует основную мысль.
6. Вывод ( с помощью учителя). Смех Чехова обычно называют добрым. Но иногда и этот писатель - большой человеколюб – сжимает кулаки при виде отвратительных человеческих пороков. Как соотносится у Чехова юмор и сатира? Вспомнить эти термины. (Неуловимое сочетание того и другого, грустный смех).
ІІІ. Итоги:
- заключительное слово о Чехове. СЛАЙД 25.
- мы узнали….., мы научились
- самооценка (в группе);
- взаимооценка (одна группа - другой);
- выставление оценок учителем .
IV. Домашнее задание:
Прочитать рассказ А.П. Чехова «Шуточка».
Выписать из текста слова, которыми герой характеризует состояние Наденьки в моменты их встреч. Как эти описания показывают его отношение к Наденьке?