kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа "Мой Лермонтов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе проведены исследования изменений характера Григория Печорина на протяжении романа и показана документальная параллель М.Ю. Лермонтова и Г. Печорина.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Мой Лермонтов"»

«Мой Лермонтов»   ( на примере романа «Герой нашего времени»)

«Мой Лермонтов»

( на примере романа «Герой нашего времени»)

Подготовили ученицы 10-Б класса Волошина Александра и  Фёдорова Александра специализированной школы I - III степеней № 71 Жовтневого района г. Кривого Рога Днепропетровской области  Учитель: Гилева Ольга Петровна

Подготовили ученицы 10-Б класса

Волошина Александра и

Фёдорова Александра

специализированной школы

I - III степеней № 71

Жовтневого района

г. Кривого Рога

Днепропетровской области

Учитель:

Гилева Ольга Петровна

Содержание:  Вступление 1.1. История создания романа «Герой нашего времени» 1.2. Отзывы современников о романе 1.3. Исследование изменений характера Григория Печорина на протяжении романа. 1.4. Документальная параллель М.Ю. Лермонтова и Г. Печорина 1.5. Наше мнение о романе «Герой нашего времени». 1.6. Галерея образов романа «Герой нашего времени». Вывод

Содержание:

Вступление

1.1. История создания романа «Герой нашего времени»

1.2. Отзывы современников о романе

1.3. Исследование изменений характера Григория Печорина на протяжении романа.

1.4. Документальная параллель М.Ю. Лермонтова и Г. Печорина

1.5. Наше мнение о романе «Герой нашего времени».

1.6. Галерея образов романа «Герой нашего времени».

Вывод

Вступление   Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 – 1841)– один из самых ярких представителей русской литературы ХІХ века. Для его произведений характерны простота и лёгкость, одновременно с яркостью и насыщенностью. Каждое произведение Лермонтова пронизано любовью к природе, к жизни, к людям. Его произведения проникают глубоко в душу и остаются там навсегда.  В Романе «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтов показывает состояние души многих молодых людей того времени, состояние целой эпохи.

Вступление

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 – 1841)– один из самых ярких представителей русской литературы ХІХ века. Для его произведений характерны простота и лёгкость, одновременно с яркостью и насыщенностью. Каждое произведение Лермонтова пронизано любовью к природе, к жизни, к людям. Его произведения проникают глубоко в душу и остаются там навсегда.

В Романе «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтов показывает состояние души многих молодых людей того времени, состояние целой эпохи.

 Вот книга, которой суждено никогда не стариться, потому что при самом рождении ее она была вспрыснута живою водою поэзии! Эта старая книга всегда будет нова. В. Г. Белинский

Вот книга, которой суждено никогда не стариться, потому что при самом рождении ее она была вспрыснута живою водою поэзии! Эта старая книга всегда будет нова.

В. Г. Белинский

Цель работы: Исследовать роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Оценить автобиографичность романа

Цель работы:

  • Исследовать роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
  • Оценить автобиографичность романа
С 1838 по 1840 Михаилом Юрьевичем Лермонтовым был написан знаменитый жизненный роман «Герой нашего времени». Впервые произведение было опубликовано в Санкт-Петербурге.

С 1838 по 1840 Михаилом Юрьевичем Лермонтовым был написан знаменитый жизненный роман «Герой нашего времени». Впервые произведение было опубликовано в Санкт-Петербурге.

Актуальность   Несмотря на то, что роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» был написан почти два века назад, он и сейчас является актуальным. На протяжении всего романа Григорий Печорин пытается найти своё место в обществе. Во время этих поисков Печорин врывается в жизни других людей и бесповоротно меняет их судьбы. Он находится в постоянном поиске: «Я до сих пор стараюсь объяснить себе, какого рода чувства кипят в груди моей».  И в наше время многие пытаются найти смысл жизни, своё место в ней. Разумеется, мы не раз задавали себе вопрос, который так сильно беспокоил Печорина: «Зачем я живу? Для какой цели я родился?».  Я считаю, что роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» всегда будет актуален, потому что вопрос «Каково моё место в жизни?» люди будут задавать себе всегда.

Актуальность

Несмотря на то, что роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» был написан почти два века назад, он и сейчас является актуальным. На протяжении всего романа Григорий Печорин пытается найти своё место в обществе. Во время этих поисков Печорин врывается в жизни других людей и бесповоротно меняет их судьбы. Он находится в постоянном поиске: «Я до сих пор стараюсь объяснить себе, какого рода чувства кипят в груди моей».

И в наше время многие пытаются найти смысл жизни, своё место в ней. Разумеется, мы не раз задавали себе вопрос, который так сильно беспокоил Печорина: «Зачем я живу? Для какой цели я родился?».

Я считаю, что роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» всегда будет актуален, потому что вопрос «Каково моё место в жизни?» люди будут задавать себе всегда.

 Проблематика романа    Молодость поэта началась в период правительственной реакции после поражения восстания декабристов. Передовые люди того времени не могли свободно высказывать свои мысли по политическим вопросам. Лермонтов очень болезненно воспринимал отсутствие воли и свободы. Эту проблему народа он выразил в своем романе « Герой нашего времени».  Основная проблема романа, по мнению В. Белинского: « важный вопрос о внутреннем человеке, вопрос, на который, откликнулся век». Однако,, помимо « внутреннего человека» еще есть проблема исторической обстановки, которые тесно связаны друг с другом.  Лермонтовский роман сложен по своей проблематике. Основные проблемы, поднятые автором: проблема смысла жизни, общественного и личного долга, предопределения человеческой судьбы, свободы выбора, дружбы и любви.  При всем многообразии проблематических тем произведения, центральным всё же является вопрос о « внутреннем человеке», так как Михаил Юрьевич хотел узнать и понять внутреннее «я» человека, которое «едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого мира».

Проблематика романа

 

Молодость поэта началась в период правительственной реакции после поражения восстания декабристов. Передовые люди того времени не могли свободно высказывать свои мысли по политическим вопросам. Лермонтов очень болезненно воспринимал отсутствие воли и свободы. Эту проблему народа он выразил в своем романе « Герой нашего времени».

Основная проблема романа, по мнению В. Белинского: « важный вопрос о внутреннем человеке, вопрос, на который, откликнулся век». Однако,, помимо « внутреннего человека» еще есть проблема исторической обстановки, которые тесно связаны друг с другом.

Лермонтовский роман сложен по своей проблематике. Основные проблемы, поднятые автором: проблема смысла жизни, общественного и личного долга, предопределения человеческой судьбы, свободы выбора, дружбы и любви.

При всем многообразии проблематических тем произведения, центральным всё же является вопрос о « внутреннем человеке», так как Михаил Юрьевич хотел узнать и понять внутреннее «я» человека, которое «едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого мира».

1.1. История создания 1836 г. – замысел романа. Герой – молодой гвардейский офицер.  События разворачиваются на фоне столичной жизни. 1837 г. – после первой ссылки на Кавказ замысел меняется –  впечатления Лермонтова от поездки в Пятигорск,  Кисловодск, в казачьи станицы, от пребывания в местах  боевых действий, посещения Тамани, встречи с  ссыльными декабристами. 1837 – 1840 гг. – время написания романа.

1.1. История создания

1836 г. – замысел романа. Герой – молодой гвардейский офицер.

События разворачиваются на фоне столичной жизни.

1837 г. – после первой ссылки на Кавказ замысел меняется –

впечатления Лермонтова от поездки в Пятигорск,

Кисловодск, в казачьи станицы, от пребывания в местах

боевых действий, посещения Тамани, встречи с

ссыльными декабристами.

1837 – 1840 гг. – время написания романа.

1.2. Отзывы о романе «Герой нашего времени» « Никто ещё не писал у нас такой правильной и благоуханной прозой»- говорил Гоголь.   Чехов не раз повторял, что не знает « языка лучше, чем у Лермонтова». Толстой говорил: « Какие силы были у этого человека! Что бы сделать он мог! Он начал сразу как власть имеющий!»

1.2. Отзывы о романе «Герой нашего времени»

« Никто ещё не писал у нас такой правильной и благоуханной прозой»- говорил Гоголь.

 

Чехов не раз повторял, что не знает « языка лучше, чем у Лермонтова».

Толстой говорил: « Какие силы были у этого человека! Что бы сделать он мог! Он начал сразу как власть имеющий!»

1.3. Исследование изменений характера Григория Печорина на протяжении романа.  Главный герой романа « Герой нашего времени»- Григорий Александрович Печорин. « Он был такой тоненький, беленький, широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности, человек среднего роста…» Печорин постоянно находиться в пути: он куда-то едет, что-то ищет. Лермонтов старается менять среду обитания Григория, отправляет его то в крепость, то в лачугу контрабандистов. Печорин даже погибает в пути. Герой на протяжении всего произведения не находит иного выхода, как играть судьбами людей, но это не приносит ему ни счастья, ни радости. Где появляется Печорин – туда приходит горе. Он убивает Грушницкого на дуэли, которая произошла случайно, по глупости. Со временем после знакомства с Бэлой, он договаривается с её братом, чтобы её похитить и сделать счастливой, но и эта история заканчивается трагически - он охладевает к ней и становится виновником гибели девушки.

1.3. Исследование изменений характера Григория Печорина на протяжении романа.

Главный герой романа « Герой нашего времени»- Григорий Александрович Печорин. « Он был такой тоненький, беленький, широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности, человек среднего роста…» Печорин постоянно находиться в пути: он куда-то едет, что-то ищет. Лермонтов старается менять среду обитания Григория, отправляет его то в крепость, то в лачугу контрабандистов. Печорин даже погибает в пути. Герой на протяжении всего произведения не находит иного выхода, как играть судьбами людей, но это не приносит ему ни счастья, ни радости. Где появляется Печорин – туда приходит горе. Он убивает Грушницкого на дуэли, которая произошла случайно, по глупости. Со временем после знакомства с Бэлой, он договаривается с её братом, чтобы её похитить и сделать счастливой, но и эта история заканчивается трагически - он охладевает к ней и становится виновником гибели девушки.

 Герой пытается найти общий язык с обществом, но так и не находит. Это происходит из-за независимого самосознания и воли. Он постоянно ищет что-то новое, не находит и страдает от этого. Несмотря на все, он человек добрый: осуждая других, он самокритичен по отношению к себе. Лермонтов заостряет внимание на психологическом раскрытии образа своего героя, ставит вопрос о нравственности и ответственности человека за выбор жизненного пути и за свои поступки.

Герой пытается найти общий язык с обществом, но так и не находит. Это происходит из-за независимого самосознания и воли. Он постоянно ищет что-то новое, не находит и страдает от этого. Несмотря на все, он человек добрый: осуждая других, он самокритичен по отношению к себе.

Лермонтов заостряет внимание на психологическом раскрытии образа своего героя, ставит вопрос о нравственности и ответственности человека за выбор жизненного пути и за свои поступки.

1.4. Документальная параллель М.Ю. Лермонтова и Г.А. Печорина

1.4. Документальная параллель М.Ю. Лермонтова и Г.А. Печорина

"Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля..."

Многие считают , что Михаил Лермонтов и его герой Григорий Печорин похожи как по характеру, так и по судьбе. Но люди они совершенно разные.

Отличия М.Ю. Лермонтов Г.А. Печорин С каждым годом понимает всё большую значимость себя и своего творчества. На протяжении всего романа осознает свою жалостность и ничтожность. Поначалу пытается тянуться к людям, но потом замыкается и понимает, что « к дружбе он не способен». Всегда тянулся к людям и, обретая равновесие, видел в них свое общество. Не останавливался на свободе. Для него была важна свобода слова! Его интересовало будущее поколение и современная жизнь. Очень важна была свобода, независимость, он хотел бы делать, то что ему нравится

Отличия

М.Ю. Лермонтов

Г.А. Печорин

С каждым годом понимает всё большую значимость себя и своего творчества.

На протяжении всего романа осознает свою жалостность и ничтожность.

Поначалу пытается тянуться к людям, но потом замыкается и понимает, что « к дружбе он не способен».

Всегда тянулся к людям и, обретая равновесие, видел в них свое общество.

Не останавливался на свободе. Для него была важна свобода слова! Его интересовало будущее поколение и современная жизнь.

Очень важна была свобода, независимость, он хотел бы делать, то что ему нравится

Схожести   Юность, первая молодость Печорина и Лермонтова вызывала в них романтизм. Это можно увидеть в первых произведениях Михаила, а Григорий был мечтателем. Для них вселенная - это … нечто необычайное! Дуэль Печорина и Грушницкого, дуэль Лермонтова и Мартынова, в них уже был приговор – смерть одного из дуэлянтов!

Схожести

 

Юность, первая молодость Печорина и Лермонтова вызывала в них романтизм. Это можно увидеть в первых произведениях Михаила, а Григорий был мечтателем.

Для них вселенная - это … нечто необычайное!

Дуэль Печорина и Грушницкого, дуэль Лермонтова и Мартынова, в них уже был приговор – смерть одного из дуэлянтов!

1.5. Наше мнение о романе «Герой нашего времени»   Прочитав роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», мы чётко увидели перед собой образ главного героя книги – Григория Печорина: умный, образованный, но в то же время скрытный, резкий. В образе Печорина Лермонтов изобразил жизнь и поведение молодых людей того времени. На протяжении всего романа герой находится в поиске, в раздумье. Всю свою жизнь Печорин ищет своё место в ней, в обществе, пытается найти себе наилучшее применение, понять, почему у него ничего не получается. Герой спрашивает у себя: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?.. А ведь, верно, было мне назначение высокое, так как я чувствую в душе силы необъятные».  Роман нам понравился тем, что в нём полностью передаётся настроение общества: разочарование, недоверие к людям, страх перед чем-то новым, неизведанным - всё это М.Ю. Лермонтов показал в образе главного героя. Это и объясняет название романа – «Герой нашего времени». Печорин стал символом, олицетворением той сложной эпохи.

1.5. Наше мнение о романе «Герой нашего времени»

Прочитав роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», мы чётко увидели перед собой образ главного героя книги – Григория Печорина: умный, образованный, но в то же время скрытный, резкий. В образе Печорина Лермонтов изобразил жизнь и поведение молодых людей того времени. На протяжении всего романа герой находится в поиске, в раздумье. Всю свою жизнь Печорин ищет своё место в ней, в обществе, пытается найти себе наилучшее применение, понять, почему у него ничего не получается. Герой спрашивает у себя: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?.. А ведь, верно, было мне назначение высокое, так как я чувствую в душе силы необъятные».

Роман нам понравился тем, что в нём полностью передаётся настроение общества: разочарование, недоверие к людям, страх перед чем-то новым, неизведанным - всё это М.Ю. Лермонтов показал в образе главного героя. Это и объясняет название романа – «Герой нашего времени». Печорин стал символом, олицетворением той сложной эпохи.

1.6. Галерея образов романа «Герой нашего времени».

1.6. Галерея образов романа

«Герой нашего времени».

Повесть «Бела»  В.А. Агин, 1840-е гг. М. Зичи, 1881 г.

Повесть «Бела»

В.А. Агин, 1840-е гг.

М. Зичи, 1881 г.

Повесть «Максим Максимыч» Н. Н. Дубовский 1890.

Повесть «Максим Максимыч»

Н. Н. Дубовский 1890.

Повесть «Тамань» М.Ю. Лермонтов, 1837 г. Ф.Д. Константинов, 1962 г.

Повесть «Тамань»

М.Ю. Лермонтов, 1837 г.

Ф.Д. Константинов, 1962 г.

«Княжна Мери» Д.А. Шмаринов, 1941 г.

«Княжна Мери»

Д.А. Шмаринов, 1941 г.

«Фаталист» Ф. Д. Константинова. 1962.

«Фаталист»

Ф. Д. Константинова. 1962.

Вывод  Исследовав роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», мы пришли к выводу, что Печорин это собирательный образ целого поколения того времени.  Именно в этом смысле он и был назван героем своего времени, но никак ни в смысле героя, как образца для подражания.   Сравнив жизнь и судьбу героя романа и автора, мы пришли к выводу, что их образы имеют как схожести, так и отличия. Поэтому нельзя полностью утверждать, что образ Печорина является автобиографичным.

Вывод

Исследовав роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», мы пришли к выводу, что Печорин это собирательный образ целого поколения того времени. Именно в этом смысле он и был назван героем своего времени, но никак ни в смысле героя, как образца для подражания.

Сравнив жизнь и судьбу героя романа и автора, мы пришли к выводу, что их образы имеют как схожести, так и отличия. Поэтому нельзя полностью утверждать, что образ Печорина является автобиографичным.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследовательская работа "Мой Лермонтов"

Автор: Гилёва Ольга Петровна

Дата: 19.09.2016

Номер свидетельства: 344623

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Исследовательская работа "Мой Лермонтов""
    ["seo_title"] => string(42) "issliedovatiel_skaia_rabota_moi_liermontov"
    ["file_id"] => string(6) "344622"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1474311289"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "конспект урока на тему "Люблю Отчизну я..." "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-na-tiemu-liubliu-otchiznu-ia"
    ["file_id"] => string(6) "156854"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421498345"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока на тему « Предложения с обращениями» "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-na-tiemu-priedlozhieniia-s-obrashchieniiami"
    ["file_id"] => string(6) "155331"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421258719"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Сценарий литературной конференции к 200- летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова "
    ["seo_title"] => string(90) "stsienarii-litieraturnoi-konfierientsii-k-200-lietiiu-so-dnia-rozhdieniia-m-iu-liermontova"
    ["file_id"] => string(6) "122584"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1414301016"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Коннспект урока на тему "В чем смысл жизни?" (на основе анализа романа "Герой нашего времени") "
    ["seo_title"] => string(99) "konnspiekt-uroka-na-tiemu-v-chiem-smysl-zhizni-na-osnovie-analiza-romana-gieroi-nashiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "157298"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421582066"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства