Презентация позволяет в интерактивной форме познакомить учащихся с особенностями анализа лирического произведения; с литературоведческими понятиями: тема, рифма, стопа, аллитерация, метонимия, гипербола.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
ТЕМА - ТО, О ЧЕМ ИДЕТ РЕЧЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ; ПРЕДМЕТ ИЗОБРАЖЕНИЯ.
Тема любви (любовная лирика)
Поэтические произведения о проблеме любви; о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, наличие образа лирической героини. Стремление поэта передать глубину, неповторимость, мимолетность, красоту любовного чувства.
А.С. Пушкин "Я помню чудное мгновенье..."
Тема природы (пейзажная лирика)
Поэтические произведения, описывающие картины природы, образы животных, чувства лирического героя, вызванные созерцанием природы
С. А. Есенин "Береза"
Тема назначения поэта и поэзии (гражданская лирика)
Лирические произведения, раскрывающие сущность поэтического творчества, роль поэзии, назначение поэта
Лирические произведения о смысле человеческого существования, о проблемах бытия, о жизни и смерти
Ф. И. Тютчев "Нам не дано предугадать..."
Тема свободы (вольнолюбивая лирика)
Поэтические произведения о воле, духовной свободе личности
А. Н. Радищев ода "Вольность"
Тема дружбы
Лирические произведения о дружбе, создание образа друга поэта; возможно прямое к нему обращение
А. С. Пушкин "К Чаадаеву"
Тема одиночества
Поэтические произведения об одиночестве лирического героя, разобщенности его с окружающим миром, непонимании другими людьми
М. Ю. Лермонтов "Парус"
Тема родины (патриотическая лирика)
Лирические произведения о Родине, ее судьбе, настоящем и прошлом, о защитниках отечества
А. А. Блок "Россия"
Тема народа
Лирические произведения о народной судьбе, о жизни людей из народа
Н. А. Некрасов "Железная дорога"
РИФМОВКА
ПЕРЕКРЕСТНАЯ
ПАРНАЯ
КОЛЬЦЕВАЯ
ПАРНАЯ -(иначе — смежная), когда рифмуются между собой две соседние строчки:
Пружина чести — наш кумир,
И вот на чем вертится мир
ПЕРЕКРЕСТНАЯ -когда первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой и т. д.:
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье.
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье
КОЛЬЦЕВАЯ -(иначе — опоясывающая), когда первая строка рифмуется с четвертой, а вторая с третьей:
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в эти каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
ПОЭТИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА
ЭПИТЕТ - художественное определение;
СРАВНЕНИЕ - сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого;
ИРОНИЯ - скрытая насмешка;
ГИПЕРБОЛА - художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление;
ЛИТОТА - художественное преуменьшение;
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ - даром речи, способностью мыслить и чувствовать;
МЕТАФОРА - скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слово «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.
ЭПИТЕТ
Но люблю я,весна золотая,
Твой сплошной,чудно смешанный шум...
(Н.А.Некрасов)
Цветокзасохший, безуханный,
Забытыйв книге вижу я;
И вот уже мечтоюстранной
Душа наполнилась моя:
Где цвёл? Когда? Какой весною?
И долго ль цвёл? И сорван кем,
Чужой, знакомойли рукою?
И положен сюда зачем?
(А.С.Пушкин)
СРАВНЕНИЕМназывается сопоставление одного предмета с другим, сходным с ним в какой-либо черте, с целью вызвать более живое и яркое представление о предмете.
И шел, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.
(Лермонтов)
В сравнении обыкновенно менее известное поясняется через более известное, неодушевленное через одушевленное, отвлеченное через материальное.
Примеры обыденных сравнений: сладкий, как сахар; горький, как полынь; холодный, как лед; легкий, как пух; твердый, как камень и т.п.
И погнувшись изба,
Как старушка, стоит.
(Кольцов)
ИРОНИЯ.Намеренное употребление, для выражения насмешки, слов с противоположным значением тому, что желает сказать человек. Напр.: глуповатому говорят: умница! шаловливому ребенку: скромный мальчик! В басне Крылова лиса говорит ослу: "Отколе умная бредешь ты, голова?" В "Песне про купца Калашникова" Грозный такими словами изрекает смертный приговор:
А ты сам ступай, детинушка,
На высокое место лобное,
Сложи свою буйную головушку.
Я топор велю наточить-навострить,
Палача велю одеть-нарядить,
В большой колокол прикажу звонить,
Чтобы знали все люди московские,
Что ты не оставлен моей милостью...
ГИПЕРБОЛАсостоит в чрезмерном, иногда до неестественности, увеличении предметов или действий, с целью сделать их более выразительными и через это усилить впечатление от них: безбрежное море; на поле битвы горы трупов. Державин следующими чертами изображает подвиги Суворова:
Вихрь полуночный - летит богатырь!
Тьма от чела его, с посвиста пыль!
Молнии от взоров бегут впереди,
Дубы грядою лежат позади.
Ступит на горы - горы трещат;
Ляжет на воды - бездны кипят;
Граду коснется - град упадает,
Башни рукою за облак кидает.
ЛИТОТА- столь же чрезмерное уменьшение: это не стоит выеденного яйца; его от земли не видать (малорослого).
Какие крохотные коровки!
Есть, право, менее булавочной головки!
(Крылов)
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ,как и аллегория, основывается на метафоре. В метафоре свойства одушевленного предмета переносятся на неодушевленный. Перенося одно за другим на неодушевленный предмет свойства предметов одушевленных, мы постепенно, так сказать, оживляем предмет. Сообщение неодушевленному предмету полного образа живого существа и называется олицетворением.
Идет седая чародейка,
Косматым машет рукавом;
И снег, и мразь, и иней сыплет,
И воды претворяет в льды.
От хладного ее дыханья
Природы взор оцепенел...
МЕТАФОРА[греч. metaphora – перенос] – один из основных поэтических тропов: употребление слова в переносном его значении для определения какого-либо предмета или явления, схожего с ним отдельными чертами или сторонами.
Использование метафоры подчеркивает это сходство или, наоборот, различие предметов или явлений, на которые хочет обратить наше внимание писатель.
Пчела изкельи восковой
Летит за данью полевой.
ПОЭТИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА
Аллитерация – повторение согласных звуков;
Ассонанс – повторение гласных звуков;
Анафора - единоначалия;
АНАФОРА[греч. anaphora – возвращение, единоначатие, скреп] – повторение каких-либо сходных звуковых элементов в начале смежных ритмических рядов
Кольлюбить, так без рассудку,
Кольгрозить, так не на шутку,
Кольругнуть, так сгоряча,
Кольрубнуть, так уж сплеча!
Колиспорить, так уж смело,
Колькарать, так уж за дело,
Кольпростить, так всей душой,
Колипир, так пир горой!
(А.К.Толстой)
АЛЛИТЕРАЦИЯ- один из видов звукописи, повторение в тексте созвучных или одинаковых согласных звуков
Свищет ветер, серебряный ветер
В шёлковом шелесте снежного шума...
(С.Есенин)
АССОНАНС-один из видов звукописи, повторение в тексте одинаковых гласных звуков
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела...
(Б.Пастернак)
АМФИБРАХИЙ
АНАПЕСТ
ДВУХСЛОЖНЫЙ
ДАКТИЛЬ
ЯМБ
ХОРЕЙ
ДВУХСЛОЖНЫЙ
Пиррихий — сочетание двух безударных слогов.
Печа́льно подноси́ть лека́рство
Спондей —два ударения подряд.
Мой дядя самых честных правил…
ХОРЕЙ
Двухсложный размер, состоящий из ударного и безударного слогов.
Бу́ря мгло́ю не́бо кро́етВи́хри сне́жные крутя́…
А.С. Пушкин
ЯМБ
Двухсложный размер, состоящий из безударного и ударного слогов.
Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил…
А.С. Пушкин
ДАКТИЛЬ
Трехсложный размер, в котором ударение падает на первый слог, а два других – безударные.
Ту́чки небе́сные, ве́чные стра́нники
М.Ю.Лермонтов
АМФИБРАХИЙ
Трехсложный размер, в котором ударение падает на второй слог, а два других – безударные.
Не ве́тер бушу́ет над бо́ром,
Не с го́р побежа́ли ручьи́…
Н.А.Некрасов
АНАПЕСТ
Трехсложный размер, в котором ударение падает на последний слог, а два других – безударные.
О, весна́без конца́ и без кра́ю —Без конца́и без кра́ю мечта́!