Роль уроков чтения в системе общего начального образования достаточно высока. Действительно, без умения читать, понимать и трактовать текст, особенно такой сложный, как художественный, нельзя всерьёз говорить о требованиях к образованию.
Какова специфика формирования и развития УУД средствами предмета «Литературное чтение»?
Требования ФГОС НОО к формированию УУД нашли отражение в планируемых результатах освоения программы учебного предмета «Литературное чтение». Средством формирования УУД служат тексты учебника, рабочей тетради, их методический аппарат. Рассмотрим УУД по группам [4]. В курсе «литературное чтение» формируются следующие личностные УУД:
1. Смыслообразование через прослеживание «судьбы героя» (П.Я. Гальперин) и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов. Примером могут служить следующие задания: «Как ты думаешь, для чего человеку нужно уметь читать? Задай этот вопрос своим близким»; «Для чего (для кого) учишься ты?».
2. Самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации. Примером могут служить следующие задания: «Представь себя в такой ситуации. Как бы ты повел себя?»; «Вспомни, не было ли в твоей жизни, когда тайное становилось явным. Расскажи об этом»; «Какую мысль из последней главы ты считаешь для себя наиболее важной?».
3. Морально-этическая ориентация и нравственная оценка: действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей, формирование нравственной позиции учащихся на основе опыта эмпатии и сопереживания; формирование эстетических чувств. Примером могут служить следующие задания: «Найди слова, в которых выражена главная мысль рассказа. Что значит «быть настоящим человеком»?; Кого вы можете назвать другом? Попробуйте написать рассказ или стихотворение о своем друге.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД на уроках литературного чтения »
Формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках по курсу
1 – 4 классы
Меркин Г.С, Меркин Б.Г.,
Болотова С.А.
Меркин Г.С, Меркин Б.Г.,
Болотова С.А.
Личностные УУД
Нужно сформировать внутреннюю позицию обучающегося, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации
(из текста ФГОС НОО)
Развитие у детей чувства сопричастности своей Родине,народу, истории и гордости за них
1 класс
Развитие у детей чувства сопричастности своей Родине,народу, истории и гордости за них
2 класс
Развитие у детей чувства сопричастности своей Родине,народу, истории и гордости за них
3 класс
Развитие у детей чувства сопричастности своей Родине,народу, истории и гордости за них
4 класс
РазвитиеЯ-концепции (учебник состоит из таких частей)
Я и моя семья
Я и моя страна
Я и мои друзья
Я и мои дела
Я и природа
Формирование системы духовно-нравственных ценностей
рассматриваются такие категории как:
великодушие,
сердечность,
верность,
отвага,
героизм,
патриотизм и другие
дружба,
любовь,
счастье,
честность,
доброта,
предательство,
человечность,
Формирование у детейединого образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание уважения историии культуры всех народов
Например, знакомство детей со сказками разных народов
1 класс
Русские сказки
2 класс
Русская сказка
Мексиканская сказка
3 класс
Белорусская сказка
Сказка Древнего Египта
4 класс
Русская сказка
Шведская сказка
Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой
2 класс
Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой
3 класс
Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой
4 класс
Регулятивные УУД
Должны быть сформированы все типы учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение
(из текста ФГОС НОО)
Дети учатся принимать, сохранять, решать учебную задачу
Дети учатся действовать по плану и планировать свою деятельность
Дети овладевают алгоритмами учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведенийчерез деление текста на части, составление плана пересказа текста
1 класс
Дети овладевают алгоритмами учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведенийчерез деление текста на части, составление плана пересказа текста
2 класс
Константин Ушинский
«ДЕТИ В РОЩЕ»
Дети овладевают алгоритмами учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведенийчерез деление текста на части, составление плана пересказа текста
Валентина Осеева
«ПОЧЕМУ?»
3 класс
Константин Ушинский
«СПОР ВОДЫ С ОГНЁМ»
Дети овладевают алгоритмами учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведенийчерез деление текста на части, составление плана пересказа текста
4 класс
Ханс Кристиан Андерсен
«СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»
Дети учатся контролировать и оценивать свои действия по решению учебной задачи. Обучение самоконтролю
1 класс
Дети учатся высказыватьи пояснять свою точку зрения
2 класс
Константин Ушинский
«ДЕТИ В РОЩЕ»
Познавательные УУД
Дети должны научиться воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеть действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач
(из текста ФГОС НОО)
Поиск и выделение необходимой информации из литературных текстов различных жанров
2 класс
Сравнение произведений разных жанров
Ученики наблюдают за тем, как разнообразны произведения по содержанию и форме, как одна и та же жизненная ситуация, персонажи и события могут вызвать разное отношение авторов, порождать совершенно различные литературные тексты
Понимание и выделение языковых выразительных средств
2 класс
Лев Толстой
«КАКАЯ БЫВАЕТ РОСА НА ТРАВЕ»
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме
1 класс
Умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы на основе прочитанного художественного или научно-популярного текстов
ВЫВОД
Ханс Кристиан Андерсен
«СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»
Дети учатся самостоятельно выбирать интересующую их литературу, пользоватьсясловарями и справочниками.
В методический аппарат учебников включены тексты разных видов:
Художественные
Научно-популярные
Учебные
В методический аппарат учебников включены познавательные задачи
Например, в 1 классе – Какая тайна кроется в словах:
Семья
Страна
Друзья
Дела
Природа
В методический аппарат учебников включены вопросы и задания познавательного характера
1 класс
Ребусы
1 класс
Ребусы
2 класс
Анаграммы
Загадки
Коммуникативные УУД
У детей должны быть развиты: умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты (из текста ФГОС НОО)
Формируются знания о диалоге
1 класс
Учатся составлять несложные монологические высказывания о произведении и его героях
3 класс
Учатся определять авторское отношение к описаннымсобытиям или героям
3 класс
Учатся определять авторское отношение к описаннымсобытиям или героям