kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Фольклор - сокровище русского народа

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации содержатся сведения о фольклоре. Приводятся примеры жанров фольклора

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Фольклор - сокровище русского народа»

Муниципальное общеобразовательное учреждение Вишневская средняя общеобразовательная школа Староюрьевского района Тамбовской области  Учебный предмет: литература  Участники: ученики 6 класса

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Вишневская средняя общеобразовательная школа

Староюрьевского района Тамбовской области

Учебный предмет: литература

Участники: ученики 6 класса

Этапы и сроки создания проекта

Этапы и сроки создания проекта

  • «Мозговой штурм»(формирование тем исследований учеников) 1 урок (10 мин.)
  • Обсуждение плана работы учащихся индивидуально (занятие по литературе (15 мин.)
  • Обсуждение с обучающимися возможных источников информации (10 мин.)
  • Самостоятельная работа обучающихся по выполнению задания (15 мин.)
  • Подготовка обучающимися презентаций по отчёту о проделанной работе (занятие по литературе 20 мин.)
  • Защита полученных результатов и выводов. Итоговый урок
Темы исследовательских работ учащихся

Темы исследовательских работ учащихся

  • Потешки как одна из составляющих фольклора
  • Заклички
  • Пословицы и поговорки
  • Русские народные сказки
  • Загадки
  • Песенки, приговорки
  • Считалки
Основополагающий вопрос Нужны ли фольклорные произведения в 21 веке?  Проблемные вопросы:

Основополагающий вопрос

Нужны ли фольклорные произведения в 21 веке?

Проблемные вопросы:

  • Что происходит с фольклором сегодня?
  • Что такое фольклор?
  • Что относится к формам фольклора?
  • Чем фольклор отличается от профессионального искусства?
Русский народ создал русский язык, красивый, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий, богатый, задушевный, как песня над колыбелью.  Л. Н. Толстой Цель:  Показать красоту и звучность русского языка на примере произведений устного народного творчества

Русский народ создал русский язык,

красивый, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий, богатый,

задушевный, как песня над колыбелью.

Л. Н. Толстой

Цель:

Показать красоту и звучность русского языка на примере произведений устного народного творчества

Если ребёнку грустно, если он плачет от боли и обиды, то весёлый стишок, интересная сказка, весёлая песенка обласкает, рассмешит, высушит слёзы.

Если ребёнку грустно, если он плачет от боли и обиды, то весёлый стишок, интересная сказка, весёлая песенка обласкает, рассмешит, высушит слёзы.

Родной язык – это живая связь времен. С помощью языка человек осознает роль своего народа в пошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию, к современным процессам духовного развития общества, нации. Человеческая речь – одно из проявлений языка.  Особую меткость и выразительность нашей речи придают вовремя и к месту употребляемые крылатые слова и выражения. Они дают возможность заменить пространное объяснение кратким, выразительным предложением или сочетанием.  К метким образным суждениям принадлежат все компоненты устного народного творчества, представляющие собой один из самых древних видов народного творчества.

Родной язык – это живая связь времен. С помощью языка человек осознает роль своего народа в пошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию, к современным процессам духовного развития общества, нации. Человеческая речь – одно из проявлений языка.

Особую меткость и выразительность нашей речи придают вовремя и к месту употребляемые крылатые слова и выражения. Они дают возможность заменить пространное объяснение кратким, выразительным предложением или сочетанием.

К метким образным суждениям принадлежат все компоненты устного народного творчества, представляющие собой один из самых древних видов народного творчества.

Заклички – это небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Все явления природы: солнце, радуга, гром, дождь живут в закличке как одушевлённые существа. Приговорки – общение с природой один на один. Приговорки обращены к домашнему быту, к повседневным занятиям. Настраивают ребёнка уважительно относиться к каждому растению.

Заклички – это небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей.

Все явления природы: солнце, радуга, гром, дождь живут в закличке как одушевлённые существа.

Приговорки – общение с природой один на один. Приговорки обращены к домашнему быту, к повседневным занятиям. Настраивают ребёнка уважительно относиться к каждому растению.

Солнышко, высвети! Красное, выблесни! Мы на нивку идём, Мы серпочки несём. Будем жито ждать, тебя в гости ждать! З А К Л И Ч К И Земелюшка добра, Вырасти гриба – Гриба грибового, Во бору борового. Гром гремучий, Тресни тучи, Дай дождя С небесной тучи

Солнышко, высвети!

Красное, выблесни!

Мы на нивку идём,

Мы серпочки несём.

Будем жито ждать, тебя в гости ждать!

З

А

К

Л

И

Ч

К

И

Земелюшка добра,

Вырасти гриба –

Гриба грибового,

Во бору борового.

Гром гремучий,

Тресни тучи,

Дай дождя

С небесной тучи

Пошла Дуня из ворот Пошла Дуня из ворот Во зелёный огород. Сорвала лопушок Да под самый корешок. Сшила Дуня сарафан И непряден, и неткан. Положила в уголок В берестяный коробок. Где ни взялся таракан – Проел Дунин сарафан! Пошла Маня на базар  Пошла Маня на базар, Принесла домой товар: Родной матушке - платок, Посерёдочке цветок. Братьям-соколам - По козловым сапогам, Сестрицам-лебедицам - Да по белым рукавицам. - Бабушка, бабушка, в гости пора! - На чём ехать-то, детушки? - А ты на рогоже! - На рогоже — не гоже. - А ты — в лукошке! - Вывалюсь по дорожке! - Привяжись ремешком. - Нет, уж лучше пойти пешком!

Пошла Дуня из ворот

Пошла Дуня из ворот

Во зелёный огород.

Сорвала лопушок

Да под самый корешок.

Сшила Дуня сарафан

И непряден, и неткан.

Положила в уголок

В берестяный коробок.

Где ни взялся таракан –

Проел Дунин сарафан!

Пошла Маня на базар

Пошла Маня на базар,

Принесла домой товар:

Родной матушке - платок,

Посерёдочке цветок.

Братьям-соколам -

По козловым сапогам,

Сестрицам-лебедицам -

Да по белым рукавицам.

- Бабушка, бабушка, в гости пора!

- На чём ехать-то, детушки?

- А ты на рогоже!

- На рогоже — не гоже.

- А ты — в лукошке!

- Вывалюсь по дорожке!

- Привяжись ремешком.

- Нет, уж лучше пойти пешком!

В них всё есть - издевка, насмешка, попрек, словом - всё шевелящее и задирающее за живое.  Н.В. Гоголь  Пословица - краткое народное изречение с назидательным смыслом, народный афоризм.  Словарь русского языка Уменье и труд все перетрут Пашню пашут, руками не машут Авось да как-нибудь до добра не доведут Без труда не вытащишь и рыбку из пруда Упорно трудиться - будет хлеб в закромах водиться Маленькое дело лучше большого безделья

В них всё есть - издевка, насмешка, попрек, словом - всё шевелящее и задирающее за живое.

Н.В. Гоголь

Пословица - краткое народное изречение с назидательным смыслом, народный афоризм.

Словарь русского языка

Уменье и труд все перетрут

Пашню пашут, руками не машут

Авось да как-нибудь до добра не доведут

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда

Упорно трудиться - будет хлеб в закромах водиться

Маленькое дело лучше большого безделья

Лиса по лесу ходила Лиса по лесу ходила, Лиса голосом вопила. Лиса лычки драла, Лиса лапотки плела - Мужу двое, Себе трое, И детишкам по лаптишкам. Кто лаптишки найдёт, Тот водить пойдёт. С Ч И Т А Л К И Три бычка в хлеву стояли, Сено сладкое жевали. И сказали: раз, два, три - В этот счёт выходишь ты! Конь ретивый С длинной гривой Скачет по полям Тут и там. Где проскачет он, Выходи вон. Эны-бэны, эны-фок, Сам Ерёма блины пёк. Пёк, пёк, не допёк, Схватил шапку и утёк.

Лиса по лесу ходила

Лиса по лесу ходила,

Лиса голосом вопила.

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки плела -

Мужу двое,

Себе трое,

И детишкам по лаптишкам.

Кто лаптишки найдёт,

Тот водить пойдёт.

С

Ч

И

Т

А

Л

К

И

Три бычка в хлеву стояли,

Сено сладкое жевали.

И сказали: раз, два, три -

В этот счёт выходишь ты!

Конь ретивый

С длинной гривой

Скачет по полям

Тут и там.

Где проскачет он,

Выходи вон.

Эны-бэны, эны-фок,

Сам Ерёма блины пёк.

Пёк, пёк, не допёк,

Схватил шапку и утёк.

Загадки о животных Серый, страшный и зубастый Произвел переполох. Все зверята разбежались. Напугал зверят тех… Вперевалку зверь идет По малину и по мед. Любит сладкое он очень. А когда приходит осень, Лезет в яму до весны, Где он спит и видит сны.  Очень много силы в нем, Ростом он почти что с дом. У него огромный нос, Будто нос Лет тыщу рос. Зверь я горбатый, А нравлюсь ребятам.

Загадки о животных

Серый, страшный и зубастый

Произвел переполох.

Все зверята разбежались.

Напугал зверят тех…

Вперевалку зверь идет

По малину и по мед.

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны.

Очень много силы в нем,

Ростом он почти что с дом.

У него огромный нос,

Будто нос

Лет тыщу рос.

Зверь я горбатый,

А нравлюсь ребятам.

Круглый родился, Хвост появился, Хвост отвалился, Сам появился. (Головастик - лягушонок) Красный, детки, но не мак. В огороде - не бурак. Сочный лакомый синьор. Угадали? (Помидор) Зелёная толстуха Надела уйму юбок. Стоит как балерина, Из листьев пелерина. (Капуста)

Круглый родился,

Хвост появился,

Хвост отвалился,

Сам появился.

(Головастик - лягушонок)

Красный, детки, но не мак.

В огороде - не бурак.

Сочный лакомый синьор.

Угадали? (Помидор)

Зелёная толстуха

Надела уйму юбок.

Стоит как балерина,

Из листьев пелерина.

(Капуста)

О животных В Волшебные Социально- бытовые

О животных

В

Волшебные

Социально-

бытовые

Персонажи волшебной сказки «Морозко» Иванушка Настенька Настенька + Иванушка = любовь 22 22

Персонажи волшебной сказки «Морозко»

Иванушка

Настенька

Настенька + Иванушка = любовь

22

22

Если ребёнку рассказать добрую сказку, интересную потешку, спеть весёлую песенку, загадать загадку, то ему никогда не будет грустно.  Русские фольклорные произведения необыкновенно красивы, поучительны, веселы.

Если ребёнку рассказать добрую сказку, интересную потешку, спеть весёлую песенку, загадать загадку, то ему никогда не будет грустно.

Русские фольклорные произведения необыкновенно красивы, поучительны, веселы.

1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор.- М.:Учпедгиз,1957.-240с. 2. Бородич А.М. Методика развития речи детей.-М.:Просвещение, 1981.-255с. 3. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология.- М.: Просвещение, 1988.- 328с. 4. Даль В.И. Пословицы русского народа.- Т.2.- М.: Художественная литература, 1986.- с. 382-383. 5. Даль В.И. Пословицы и поговорки. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике/ Сост. Ю.Г. Круглов.- М.: Высшая школа, 1986.- с.185-193. 6. Детская психология / под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько.- Мн.: Университетское, 1988.- 399с. 7. Зайдман И.Н. Развитие речи и психолого – педагогическая коррекция младших школьников.// Начальная школа. 2003- № 6.-с. 5-14. 8. Загадки. Пословицы. Поговорки./ сост. К.иД.Солертовские.- М.: ООО «Гамма- С-А», « Гамма Пресс 2000». –232-246. 9. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки.-М.: Просвещение, 1976 – 127с.

1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор.- М.:Учпедгиз,1957.-240с.

2. Бородич А.М. Методика развития речи детей.-М.:Просвещение, 1981.-255с.

3. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология.- М.: Просвещение, 1988.- 328с.

4. Даль В.И. Пословицы русского народа.- Т.2.- М.: Художественная литература, 1986.- с. 382-383.

5. Даль В.И. Пословицы и поговорки. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике/ Сост. Ю.Г. Круглов.- М.: Высшая школа, 1986.- с.185-193.

6. Детская психология / под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько.- Мн.: Университетское, 1988.- 399с.

7. Зайдман И.Н. Развитие речи и психолого – педагогическая коррекция младших школьников.// Начальная школа. 2003- № 6.-с. 5-14.

8. Загадки. Пословицы. Поговорки./ сост. К.иД.Солертовские.- М.: ООО «Гамма- С-А», « Гамма Пресс 2000». –232-246.

9. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки.-М.: Просвещение, 1976 – 127с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Фольклор - сокровище русского народа

Автор: Скоробогатова Татьяна Николаевна

Дата: 23.06.2020

Номер свидетельства: 553909

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "урок самопознания 3 класс на тему : "Культурное наследие народа" "
    ["seo_title"] => string(65) "urok-samopoznaniia-3-klass-na-tiemu-kul-turnoie-nasliediie-naroda"
    ["file_id"] => string(6) "175369"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424264726"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Викторина - урок «Русские народные сказки, пословицы и загадки» "
    ["seo_title"] => string(62) "viktorina-urok-russkiie-narodnyie-skazki-poslovitsy-i-zaghadki"
    ["file_id"] => string(6) "221273"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435158039"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Библиотека - дом знании "
    ["seo_title"] => string(22) "bibliotieka-dom-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "209217"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431063084"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Урок - творческий проект  «Пословицы и поговорки в современном мире». "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-tvorchieskii-proiekt-poslovitsy-i-poghovorki-v-sovriemiennom-mirie"
    ["file_id"] => string(6) "134096"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416666245"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Классный час на тему "Удмуртские музыкальные инструменты". "
    ["seo_title"] => string(60) "klassnyi-chas-na-tiemu-udmurtskiie-muzykal-nyie-instrumienty"
    ["file_id"] => string(6) "127454"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415302287"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства