Просмотр содержимого документа
«Берестов "Хитрые грибы"»
Сейчас мы ещё раз попробуем быть поэтами, дополним текст стихотворения недостающими словами
- Какие мы должны вставить слова?
Жёлтое солнце на землю глядит.
Жёлтый подсолнух за солнцем …. .
Жёлтые груши на ветках …. .
Жёлтые листья с деревьев … .
следит, висят, летят
Прочитаем медленно (хором).
- 1 ряд читает тихо.
- 2 ряд читает с увеличением громкости.
- 3 ряд читает с ускорением.
Кто запомнил стихотворение?
Прочитайте наизусть.
И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят.
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?
Работа с текстом «Грибы», с.77
- Скажите, а грибы- это растение или нет?
- Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем текст в учебнике на с. 77
- Нашли ли мы в тексте ответ на наш вопрос?
–Так что же такое грибы?
–О каких грибах говорится в этом тексте?
–Дети, а кто является автором этого текста?
Энциклопедия– это научное справочное издание, содержащее систематизированный свод знаний. Материал в этой книге располагается в алфавитном порядке.
Энциклопедия– это книга, которая простыми, доступными пониманию словами отвечает на все ваши вопросы.
ЭНЦИКЛОПЕДИЯв переводе
с французского языка означает
«свод знаний».
Есть энциклопедии, в которых можно найти ответ на любой интересующий вас вопрос. Они называютсяУНИВЕРСАЛЬНЫМИ.
Это «Большая детская энциклопедия», энциклопедии «Все обо всем», «Я познаю мир» и другие.
Есть энциклопедии, содержащие
сведения об одной какой-либо
отрасли науки «География»,
«История», « Техника»,
«Живой мир» и другие.
Лукошко- небольшая корзинка для грибов из прутьев
Подберите синоним к этому слову.
Кочка-бугорок на сырой или заболоченной земле.
Грибов на свете очень много. Плесень, покрывающая корочку хлеба, -тоже гриб. Трутовик, выросший на стволе дерева- тоже представитель грибного царства.
Под землёй у гриба находится грибница- тонкие белые нити- грибница, а на поверхности земли «плодовое тело»- шляпка и ножка. На шляпке у одних грибов слой трубочек. А у других пластинки. В трубочках созревают споры гриба - крошечные «живые пылинки». Они у грибов вместо семян.
Грибы ценны своими вкусовыми и ароматическими свойствами. Они содержат много витаминов и минеральных веществ. По питательности грибы могут заменить мясо.
- Какой гриб среди всех остальных считают королём грибов?
А сейчас мы узнаем, какой случай произошел с писателем Валентином Дмитриевичем Берестовым , отправившимся в лес за грибами .
- Вам знакомо имя этого автора?
Поэт родился в 1928 г. в городе Мещовка Калужской области. Свою любовь к детской литературе будущий писатель и поэт принес из раннего детства, в 4 года он уже научился хорошо читать. Свои стихи начал писать с детства.
Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом стихотворении, почему автор называет грибы
« хитрыми»?
Определите, какая информация, по вашему мнению, просто интересная, а какая –важная (её необходимо запомнить, важная- показать «!», интересная – «+»).
- Сбор грибов в народе называют «тихая охота»
- Из ста тысяч грибов только сто видов относится к съедобным грибам.
-Грибы срезают ножом, чтобы не повредить грибницу, иначе на этом месте они уже не вырастут.
-Незнакомые грибы брать нельзя, они могут оказаться несъедобными, ядовитыми.
- Незнакомые грибы не надо сбивать ногами , ими могут лечиться животные.
Серые шляпки.
Рябые ножки.
Под березою растут.
Как их зовут?
После дождика подружки
Поселились на опушке.
Шляпы разноцветные
Самые заметные.
На пеньке сидят братишки.
Все - в веснушках шалунишки. Эти дружные ребята называются …
Ходят в рыженьких беретах,
осень в лес приносят летом.Очень дружные сестрички – золотистые .
Средь молодых сосенок
В блестящей темной шапочке
Растет грибок...
- Прочтите строки, в которых говорится, где искал автор грибы.
- Прочтите строки, которые вызвали у вас улыбку.
- Нравятся ли автору «хитрые грибы»? Докажите словами из текста.
Как вы думаете, мог ли автор на самом
деле перепугать грибы большой корзиной?
Сравните два текста, которые мы сегодня изучали.
- Какой из этих текстов написал учёный, а какой-поэт?
–Можно сказать, что у них есть что-то общее?
Поэты видят красоту природы в любое время года, и они передают свои впечатления, чувства, настроение с помощью слов. Мы – читатели – эти чувства ощущаем. В стихотворении есть созвучные строки – рифмы, которые делают речь музыкальной и ритмичной.
Памятка к работе над стихотворением
1. Назовите стихотворение и его автора.
2. Прочитайте стихотворение. О чем рассказывает
поэт?
3. Перечитайте стихотворение еще раз. Попробуйте
нарисовать словесные картинки к стихотворению.
Какие отрывки из стихотворения можно подписать
под этими картинками?
4. Какие слова и выражения применил автор, чтобы
мы лучше представили себе природу и героев
произведения?
5. Какие чувства выразил поэт в стихотворении?
6. Что вам понравилось в стихотворении?
7. Подготовьтесь к выразительному чтению
стихотворения.
Чему был посвящён наш урок?
Что узнали интересного?
Какие названия съедобных грибов запомнили?
- Выберите одно из предложений и продолжите фразу:
-Сегодня на уроке я узнал….
-Я похвалил бы себя за….
-Сегодня я сумел….
-Где в жизни вам могут пригодиться полученные на уроке знания?
-Оцените свою работу на уроке и своё отношение к материалу урока.