| В. Берестов «Хитрые грибы» 1. Работа с текстом до чтения. – Прочитайте имя и фамилию автора. Знакомы ли вы с творчеством Валентина Берестова? Что читали? Какие именно? Какое впечатление от этих произведений у вас осталось? – Прочитайте название произведения. – Что можно узнать из заголовка? (О героях произведения.) – Кто изображён на иллюстрации? Где будут происходить события? – Что ещё можно предположить до чтения? 2. Первичное чтение по частям с комментированием. Читает учитель и хорошо читающие ученики. По ходу чтения идёт словарная работа. Объясняем слова и выражения: Увела меня дорожка От крылечка в лес густой. Я не малое лукошко, А корзинку взял с собой. Лукошко- небольшая ручная корзина прутьев, предназначенная для сбора ягод и грибов. Я заглядывал под кочки, Под березовые пни. Кочка -бугорок на сырой или заболоченной земле. Ох и хитрые грибочки! Где же спрятались они? Зря искал их под осиной И под елью зря искал. Видно, я большой корзиной Все грибы перепугал. 3. Выявление первичного восприятия: – Какие чувства остались у вас после чтения? Прочтите строки, которые вызвали у вас улыбку. 4. Беседа по тексту. -Кто нам рассказал эту историю? Прочтите строки, в которых говорится, где искал автор грибы. -Нравятся ли автору «хитрые грибы»? Докажите словами из текста. ( грибочки) -Как вы думаете, мог ли автор на самом деле перепугать грибы большой корзиной? | Название | Берестов«Хитрые грибы» | | Жанр | Стихотворение (есть рифма) | | Какой это текст? | Художественное произведение | | Кто написал? | Поэт | | Что передает? | Чувства, настроение | 5. Выразительное чтение в паре. «Грибы» (Из энциклопедии) Работа с текстом до чтения. – Прочитайте название произведения. – Что можно узнать из заголовка? (О героях произведения.) – Что изображено на иллюстрации? Где будут происходить события? – Что ещё можно предположить до чтения? -Что заметили? (Нет автора) 2. Первичное чтение по частям с комментированием. Читает учитель и хорошо читающие ученики. По ходу чтения идёт словарная работа. Объясняем слова и выражения. 3. Выявление первичного восприятия: – Какие чувства остались у вас после чтения? 4. Беседа по тексту. -Кто нам рассказал о грибах ? -Передает ли ученый свое отношение к грибам? | Название | «Грибы» | | Жанр | Проза | | Какой это текст? | Научный текст | | Кто написал? | Учёный | | Что передает? | Факты, события | Сравнение художественного текста и научного. – Можно сказать, что у них есть что-то общее? ( Да, у них одна тема – грибы.) – А чем они отличаются? (Одно произведение – стихотворение, а другое –проза, научная статья. Стихотворение написал поэт, а статью – ученый.) – Как вы думаете, чем еще отличается стихотворение от статьи? ( Когда мы слушали стихи, то мы чувствовали радость или печаль, нам было смешно или грустно, перед нами оживали описываемые картины природы, мы представляли, как прячутся от большой корзины “хитрые” грибы. Когда мы слушали научную статью о грибах, то мы просто узнали, что такое грибы и какие есть грибы.) – Да, поэты видят красоту природы в любое время года, и они передают свои впечатления, чувства, настроение с помощью слов. Мы – читатели – эти чувства ощущаем. В стихотворении есть созвучные строки – рифмы, которые делают речь музыкальной и ритмичной. – А в статье ученый на конкретных примерах объясняет, что происходит вокруг, описывает факты, события, научные сведения. Вывод: Статья « Грибы »-это научный текст, написанный ученым. Стихотворение « Хитрые грибы »-художественный текст, написанный поэтом. |