kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Когда волнуется желтеющая нива."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация знакомит с жанровыми и композиционными особенностями одного из лучших произведений М.Ю.Лермонтова - " Когда волнуется желтеющая нива." Кроме того, работа даёт возможность повторить и закрепить основные стихотворные размеры.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Когда волнуется желтеющая нива."»

Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова   «Когда волнуется желтеющая нива»

Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива»

Повторим стихотворные размеры Х орей Я мб двусложные размеры А напест Ам фибрахий Д актиль трёхсложные размеры Стопа – сочетание нескольких слогов, один из которых ударный , остальные – безударные. Одна стопа – это единица измерения стихотворного размера. Чтобы определить размер стиха, подсчитывают количество стоп в каждой строке, и таким образом называют стихотворение пяти-, шести, восьмистопным и т.п.

Повторим стихотворные размеры

Х орей

Я мб

двусложные размеры

А напест

Ам фибрахий

Д актиль

трёхсложные размеры

Стопа – сочетание нескольких слогов, один из которых ударный , остальные – безударные. Одна стопа – это единица измерения стихотворного размера. Чтобы определить размер стиха, подсчитывают количество стоп в каждой строке, и таким образом называют стихотворение пяти-, шести, восьмистопным и т.п.

Примеры:

1. Хорей –двусложный размер, первый слог - сначала ударный (сильный, длинный) слог, а за ним – безударный (слабый, короткий). Четырех- и шестистопные хореи встречаются чаще пятистопных.

« Бу ря мгло ю не бо кро ет… ».

2. Ямб – один из основных стихотворных размеров. Первый слог - безударный и второй - ударный (слабый и сильный, короткий и длинный). Чаще всего встречается четырехстопный ямб, в котором ударение падает на каждый второй, четвертый, шестой и восьмой слоги каждой строки.

«Мой дя дя са мых чест ных пра вил…»

3. Дактиль - трехсложный размер стиха, то есть его стопа состоит из трех слогов: первого ударного и двух последующих безударных. Строки дактиля редко превышают трех- или четырехстопную длину.

« Ту чки не бе сные , ве чные с тра нники… »

4. Амфибрахий – трехсложный стихотворный размер, в стопе которого сильный (ударный) слог с двух сторон окружен слабыми (безударными). Довольно сложный, и потому нечасто встречающийся размер.

« Есть же нщины в ру сских се ле ньях… »

5.Анапест – стихотворный размер, зеркально отражающий дактиль: стопа состоит из первых двух неударных, третьего ударного.

« Узна ю тебя , жи знь ! Прини ма ю ! И при вет ствую зво ном щи та !».

Повторим виды рифм По расположению ударения рифма бывает   Мужская - подразумевает ударение на самом последнем слоге.  И море, и буря качали наш челн ;  Я, сонный, был предан всей прихоти волн .  Две беспредельности были во мне ,  И мной своевольно играли оне .   Женская - охватывает те слова, чьё ударение падает на предпоследний слог (пример женской рифмы): Тихой ночью, поздним ле том,  Как на небе звезды рде ют,  Как под сумрачным их све том  Нивы дремлющие зре ют.

Повторим виды рифм

По расположению ударения рифма бывает

 

  • Мужская - подразумевает ударение на самом последнем слоге. 

И море, и буря качали наш челн ; Я, сонный, был предан всей прихоти волн . Две беспредельности были во мне , И мной своевольно играли оне .

 

  • Женская - охватывает те слова, чьё ударение падает на предпоследний слог (пример женской рифмы):

Тихой ночью, поздним ле том, Как на небе звезды рде ют, Как под сумрачным их све том Нивы дремлющие зре ют.

Повторим виды рифмовки   Парная (смежная рифмовка) - рифмуются каждые две строки:    Выткался на озере алый свет зари ,  На бору со звонами плачут глухари .  Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло .  Только мне не плачется - на душе светло .   Перекрёстная рифмовка - рифмуются первая строку и третья, вторая и четвёртая.  Люблю грозу в начале мая ,  Когда весенний первый гром ,  Как бы резвяся и играя ,  Грохочет в небе голубом .      

Повторим виды рифмовки

 

Парная (смежная рифмовка) - рифмуются каждые две строки:

 

Выткался на озере алый свет зари , На бору со звонами плачут глухари . Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло . Только мне не плачется - на душе светло .

 

Перекрёстная рифмовка - рифмуются первая строку и третья, вторая и четвёртая.

Люблю грозу в начале мая , Когда весенний первый гром , Как бы резвяся и играя , Грохочет в небе голубом .  

 

 

Повторим виды рифмовки Кольцевая рифмовка – рифмуется первая строка с четвёртой, вторая с третьей. Глядел я, стоя над Невой ,  Как Исаака- великана  Во мгле морозного тумана  Светился купол золотой .  Сплетённая рифмовка имеет множество схем. Это общее наименование сложных видов рифмовки, например: абвабв, абввба и др. Например, в строфе из шести строк сочетаются первая с четвёртой, вторая с пятой, а третья с шестой.   Вдали от солнца и природы ,  Вдали от света и искусства ,  Вдали от жизни и любви  Мелькнут твои младые годы ,  Живые помертвеют чувства ,  Мечты развеются твои .

Повторим виды рифмовки

Кольцевая рифмовка – рифмуется первая строка с четвёртой, вторая с третьей.

Глядел я, стоя над Невой , Как Исаака- великана Во мгле морозного тумана Светился купол золотой .

Сплетённая рифмовка имеет множество схем. Это общее наименование сложных видов рифмовки, например: абвабв, абввба и др. Например, в строфе из шести строк сочетаются первая с четвёртой, вторая с пятой, а третья с шестой.  

Вдали от солнца и природы , Вдали от света и искусства , Вдали от жизни и любви Мелькнут твои младые годы , Живые помертвеют чувства , Мечты развеются твои .

История создания стихотворения  Стихотворение было написано в феврале 1837 года , когда М.Ю. Лермонтов сидел под арестом в здании Петербургского Главного штаба за сочинение стихотворения на смерть А.С. Пушкина Находясь под стражей, поэт написал несколько стихотворений, в том числе «Когда волнуется желтеющая нива», которое стало одним из последних в его творчестве. С помощью обугленных спичек вместо пера и серой обёртки от еды вместо бумаги, он создаёт произведение о восхитительных природных красотах родного края.

История создания стихотворения

Стихотворение было написано в феврале 1837 года , когда М.Ю. Лермонтов сидел под арестом в здании Петербургского Главного штаба за сочинение стихотворения на смерть А.С. Пушкина

Находясь под стражей, поэт написал несколько стихотворений, в том числе «Когда волнуется желтеющая нива», которое стало одним из последних в его творчестве.

С помощью обугленных спичек вместо пера и серой обёртки от еды вместо бумаги, он создаёт произведение о восхитительных природных красотах родного края.

Когда волнуется желтеющая нива,  И свежий лес шумит при звуке ветерка,  И прячется в саду малиновая слива  Под тенью сладостной зеленого листка;   Когда росой обрызганный душистой,  Румяным вечером иль утра в час златой,  Из-под куста мне ландыш серебристый  Приветливо кивает головой;   Когда студеный ключ играет по оврагу  И, погружая мысль в какой-то смутный сон,  Лепечет мне таинственную сагу  Про мирный край, откуда мчится он,—   Тогда смиряется души моей тревога,  Тогда расходятся морщины на челе,—  И счастье я могу постигнуть на земле,  И в небесах я вижу бога.

Когда волнуется желтеющая нива, И свежий лес шумит при звуке ветерка, И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зеленого листка; Когда росой обрызганный душистой, Румяным вечером иль утра в час златой, Из-под куста мне ландыш серебристый Приветливо кивает головой; Когда студеный ключ играет по оврагу И, погружая мысль в какой-то смутный сон, Лепечет мне таинственную сагу Про мирный край, откуда мчится он,— Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе,— И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога.

Произведение относится к позднему периоду творчества М.Ю.Лермонтова.  В свои 23 года поэт стал скептиком и реалистом, который ясно осознавал, что прежние устои общества полностью себя изжили. Но поэт понимал также, что само общество ещё не готово к переменам. Примером тому послужило восстание декабристов, которое было жестоко подавлено, потому что народ не поддержал горстку дворян, выступивших за отмену крепостного права и свержения самодержавия.  Кроме того, М.Ю.Лермонтов не тешил себя надеждой , что при его жизни в России что - то изменится к лучшему, он знал, что ситуация будет лишь усложняться, усугубляя разногласия между сословиями. Именно поэтому, ощущая своё бессилие и невозможность что-либо изменить, поэт пребывал в очень подавленном состоянии духа.  Создавая произведения, он понимал, что не сможет вдохновить своих соотечественников на повторение подвига декабристов, но и мириться с окружающей действительностью он тоже не мог.

Произведение относится к позднему периоду творчества М.Ю.Лермонтова. В свои 23 года поэт стал скептиком и реалистом, который ясно осознавал, что прежние устои общества полностью себя изжили. Но поэт понимал также, что само общество ещё не готово к переменам. Примером тому послужило восстание декабристов, которое было жестоко подавлено, потому что народ не поддержал горстку дворян, выступивших за отмену крепостного права и свержения самодержавия. Кроме того, М.Ю.Лермонтов не тешил себя надеждой , что при его жизни в России что - то изменится к лучшему, он знал, что ситуация будет лишь усложняться, усугубляя разногласия между сословиями. Именно поэтому, ощущая своё бессилие и невозможность что-либо изменить, поэт пребывал в очень подавленном состоянии духа. Создавая произведения, он понимал, что не сможет вдохновить своих соотечественников на повторение подвига декабристов, но и мириться с окружающей действительностью он тоже не мог.

Анализ содержания   Жанровые особенности На первый взгляд, стихотворение можно отнести к пейзажной лирике . По внешним признакам оно создаёт радостную картину умиротворения, благополучия и спокойствия: «Ландыш серебристиый приветливо кивает», «Студёный ключ играет», «Вечер румяный», «..таинственную сагу про мирный край».

Анализ содержания

Жанровые особенности

На первый взгляд, стихотворение можно отнести к пейзажной лирике .

По внешним признакам оно создаёт радостную картину умиротворения, благополучия и спокойствия: «Ландыш серебристиый приветливо кивает», «Студёный ключ играет», «Вечер румяный», «..таинственную сагу про мирный край».

Анализ содержания   Но на самом деле всё произведение пропитано трагизмом. Автор не находит места в этом мире ликования, ему всё чуждо. Единственное, что вселяет в него надежду, – это обретение гармонии с природой, которая в стихотворении показана своеобразно: в ней нет конкретики. Сочетаются «желтеющая нива» и «малиновая слива» - начало осени с «ландышем серебристым» - поздняя весна. Такие примеры говорят о том, что автор создавал не реальную картину, а обобщённый образ природы, связанный с божественным замыслом

Анализ содержания

Но на самом деле всё произведение пропитано трагизмом. Автор не находит места в этом мире ликования, ему всё чуждо. Единственное, что вселяет в него надежду, – это обретение гармонии с природой, которая в стихотворении показана своеобразно: в ней нет конкретики. Сочетаются «желтеющая нива» и «малиновая слива» - начало осени с «ландышем серебристым» - поздняя весна. Такие примеры говорят о том, что автор создавал не реальную картину, а обобщённый образ природы, связанный с божественным замыслом

Анализ содержания   Композиция Стихотворение представляет собой период. Это одно предложение, выражающее сложную, но цельную мысль. Период всегда ритмичен. Первые три строфы, начинающиеся подчинительным союзом «КОГДА», сами по себе сложные предложения ( 1 и 3 строфы) или простое предложение, осложнённое причастным оборотом и многочисленными однородными членами (2 строфа).   «Когда волнуется желтеющая нива…» «Когда росой обрызганный душистой…» «Когда студеный ключ играет по оврагу…»

Анализ содержания

Композиция

Стихотворение представляет собой период. Это одно предложение, выражающее сложную, но цельную мысль. Период всегда ритмичен. Первые три строфы, начинающиеся подчинительным союзом «КОГДА», сами по себе сложные предложения ( 1 и 3 строфы) или простое предложение, осложнённое причастным оборотом и многочисленными однородными членами (2 строфа).

«Когда волнуется желтеющая нива…»

«Когда росой обрызганный душистой…»

«Когда студеный ключ играет по оврагу…»

Анализ содержания   Особым способом изображается общение человека с природой в каждой строфе 1 строфа: Человек видит природу. Здесь описаны три «среды обитания» человека в природе: нива (поле), лес и сад. Они восхищают лирического героя. Когда волнуется желтеющая нива,  И свежий лес шумит при звуке ветерка,  И прячется в саду малиновая слива  Под тенью сладостной зеленого листка;

Анализ содержания

Особым способом изображается общение человека с природой в каждой строфе

1 строфа:

Человек видит природу. Здесь описаны три «среды обитания»

человека в природе: нива (поле), лес и сад.

Они восхищают лирического героя.

Когда волнуется желтеющая нива, И свежий лес шумит при звуке ветерка, И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зеленого листка;

Анализ содержания   2 строфа: Устанавливается контакт с природой. Лирический герой вглядывается в одно-единственное, но  совершенное явление природы-крошечный ландыш. Когда росой обрызганный душистой,  Румяным вечером иль утра в час златой,  Из-под куста мне ландыш серебристый  Приветливо кивает головой;

Анализ содержания

2 строфа:

Устанавливается контакт с природой. Лирический герой вглядывается в одно-единственное, но

совершенное явление природы-крошечный ландыш.

Когда росой обрызганный душистой, Румяным вечером иль утра в час златой, Из-под куста мне ландыш серебристый Приветливо кивает головой;

Анализ содержания   3 строфа динамична. В ней раскрывается внутренний мир лирического героя, наблюдающего за течением родника. Природа вступает в диалог с человеком: «ключ лепечет сагу про мирный край». Природа – это только повод для дальнейших размышлений.  Когда студеный ключ играет по оврагу  И, погружая мысль в какой-то смутный сон,  Лепечет мне таинственную сагу  Про мирный край, откуда мчится он,—

Анализ содержания

3 строфа динамична.

В ней раскрывается внутренний мир лирического героя, наблюдающего за течением родника.

Природа вступает в диалог с человеком: «ключ лепечет сагу про мирный край».

Природа – это только повод для дальнейших размышлений.

Когда студеный ключ играет по оврагу И, погружая мысль в какой-то смутный сон, Лепечет мне таинственную сагу Про мирный край, откуда мчится он,—

Анализ содержания   4 строфа Основная мысль в периоде всегда заключена в последней части. Только наблюдение за природой даёт человеку счастье и приближает его к Богу. Но ещё глубже понять замысел М.Ю.Лермонтова можно,вспомнив историю написания стихотворения: сидя в тюрьме поэт, как никогда раньше, осознал счастье свободы, ведь только она даёт возможность видеть весь мир и быть благодарным Богу. Тогда смиряется души моей тревога,  Тогда расходятся морщины на челе,—  И счастье я могу постигнуть на земле,  И в небесах я вижу бога.

Анализ содержания

4 строфа

Основная мысль в периоде всегда заключена в последней части. Только наблюдение за природой даёт человеку счастье и приближает его к Богу.

Но ещё глубже понять замысел М.Ю.Лермонтова можно,вспомнив историю написания стихотворения: сидя в тюрьме поэт, как никогда раньше, осознал счастье свободы, ведь только она даёт возможность видеть весь мир и быть благодарным Богу.

Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе,— И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога.

Анализ содержания   Итак, в первых трёх строфах раскрывается мир. Последняя строфа даёт нам понимание того, что только наблюдая свободную природу, человек счастлив. Основная проблема стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…» - роль природы в духовном становлении человека.  Идея стихотворения – природа даёт человеку толчок к философским размышлениям . Поэтому некоторые исследователи относят стихотворение к философской лирике.

Анализ содержания

Итак, в первых трёх строфах раскрывается мир. Последняя строфа даёт нам понимание того, что только наблюдая свободную природу, человек счастлив. Основная проблема стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…» - роль природы в духовном становлении человека.

Идея стихотворения – природа даёт человеку толчок к философским размышлениям .

Поэтому некоторые исследователи относят стихотворение к философской лирике.

Анализ содержания   Размер. Рифмовка. Тропы Стихотворение написано разностопным ямбом, в основном шестистопным с пиррихиями. М.Ю. Лермонтов использует длинные слова, поэтому часть ударений ямба выпадает, получается неровный ритм. Всё стихотворение наполнено движением: в первых трёх строфах лирический герой как бы движется горизонтально над землёй, а в последней начинается вертикальное движение – к небу, к Богу. Последняя укороченная строка четырёхстопного ямба останавливает движение, потому что мысль доведена до логического конца.  Первые три строфы имеют перекрёстную рифму, последняя – кольцевую. Во всём стихотворении чередуются женские и мужские рифмы.

Анализ содержания

Размер. Рифмовка. Тропы

Стихотворение написано разностопным ямбом, в основном шестистопным с пиррихиями. М.Ю. Лермонтов использует длинные слова, поэтому часть ударений ямба выпадает, получается неровный ритм.

Всё стихотворение наполнено движением: в первых трёх строфах лирический герой как бы движется горизонтально над землёй, а в последней начинается вертикальное движение – к небу, к Богу. Последняя укороченная строка четырёхстопного ямба останавливает движение, потому что мысль доведена до логического конца.

Первые три строфы имеют перекрёстную рифму, последняя – кольцевую. Во всём стихотворении чередуются женские и мужские рифмы.

Анализ содержания Эпитеты (рисуют картины природы): - «желтеющая» (нива), «малиновая» (слива), «румяный» ( вечер), «золотой час» утра, (ландыш)»серебристый», - цвет ; -«душистая» (роса) – запах; -«смутный» (сон), «таинственная» (сага), «мирный» (край) – внутренний мир лирического героя Эпитет «студёный» (ключ) соотносится с природой, уходит на второй план,так как автору не важна детализация( не указано ни время года, ни время суток), природа становится условной. Олицетворения: слива прячется в саду, ландыш кивает головой, ключ лепечет таинственную сагу, играет по оврагу.

Анализ содержания

Эпитеты (рисуют картины природы):

- «желтеющая» (нива), «малиновая» (слива), «румяный» ( вечер), «золотой час» утра, (ландыш)»серебристый», - цвет ;

-«душистая» (роса) – запах;

-«смутный» (сон), «таинственная» (сага), «мирный» (край) – внутренний мир лирического героя

Эпитет «студёный» (ключ) соотносится с природой, уходит на второй план,так как автору не важна детализация( не указано ни время года, ни время суток), природа становится условной.

Олицетворения:

слива прячется в саду, ландыш кивает головой, ключ лепечет таинственную сагу, играет по оврагу.

Метафоры (рисуют внутренний мир лирического героя): «смиряется тревога» , расходятся морщины на челе. Синтаксический параллелизм (первая и вторая строка): « Тогда смиряется души моей тревога,//Тогда расходятся морщины на челе…» Создаётся образ гармоничной личности, которая черпает силы из природы для восстановления душевного равновесия. Анафора – одинаковое начало строк в стихотворении:1-3 строфа – первые строчки ( когда ), 4 строфа – первая и вторая строчка ( тогда )

Метафоры (рисуют внутренний мир лирического героя): «смиряется тревога» , расходятся морщины на челе.

Синтаксический параллелизм (первая и вторая строка): « Тогда смиряется души моей тревога,//Тогда расходятся морщины на челе…»

Создаётся образ гармоничной личности, которая черпает силы из природы для восстановления душевного равновесия.

Анафора – одинаковое начало строк в стихотворении:1-3 строфа – первые строчки ( когда ), 4 строфа – первая и вторая строчка ( тогда )

Значение стихотворения в творчестве М.Ю. Лермонтова     Значение стихотворения «когда волнуется желтеющая нива…» в творчестве м.ю. лермонтова особое.Его относят к категории пейзажная лирика, которая занимает в творчестве поэта одно из ведущих мест.  Именно это творение можно считать образцом поэзии автора.В нём поэт-романтик создаёт образ умиротворяющей, спокойной природы, оказывающей на человека исключительно успокаивающее действие и побуждающей к философским рассуждениям.

Значение стихотворения в творчестве М.Ю. Лермонтова Значение стихотворения «когда волнуется желтеющая нива…» в творчестве м.ю. лермонтова особое.Его относят к категории пейзажная лирика, которая занимает в творчестве поэта одно из ведущих мест. Именно это творение можно считать образцом поэзии автора.В нём поэт-романтик создаёт образ умиротворяющей, спокойной природы, оказывающей на человека исключительно успокаивающее действие и побуждающей к философским рассуждениям.

Презентацию подготовила  учитель русского языка и литературы  ОЧУ СОШ «Лидер»  Лыткина Татьяна Алексеевна         Москва, 2016

Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы ОЧУ СОШ «Лидер» Лыткина Татьяна Алексеевна Москва, 2016


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Когда волнуется желтеющая нива."

Автор: Лыткина Татьяна Алексеевна

Дата: 26.05.2017

Номер свидетельства: 418667

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Конспект урока литературы по теме:"Анализ стихотворения М.Ю Лермонтова "Когда волнуется желтеющая нива"" 9 класс "
    ["seo_title"] => string(128) "konspiekt-uroka-litieratury-po-tiemie-analiz-stikhotvorieniia-m-iu-liermontova-koghda-volnuietsia-zhieltieiushchaia-niva-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "121631"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414007670"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока "Поэтический мир М.Ю.Лермонтова" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-poetichieskii-mir-m-iu-liermontova"
    ["file_id"] => string(6) "218477"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433790378"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы"
    ["seo_title"] => string(88) "miuliermontovkoghdavolnuietsiazhieltieiushchaianivaprobliemagharmoniichieloviekaiprirody"
    ["file_id"] => string(6) "313370"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459480836"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) ""Встреча с Лермонтовым" "
    ["seo_title"] => string(24) "vstriecha-s-liermontovym"
    ["file_id"] => string(6) "148406"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419692078"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока литературы в 5 классе "Поэты 19 века о родной природе""
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-litieratury-v-5-klassie-poety-19-vieka-o-rodnoi-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "257438"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448313860"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства