Конспект урока литературы по теме:"Анализ стихотворения М.Ю Лермонтова "Когда волнуется желтеющая нива"" 9 класс
Конспект урока литературы по теме:"Анализ стихотворения М.Ю Лермонтова "Когда волнуется желтеющая нива"" 9 класс
Представлен конспект урока литературы в 9 классе.
Цель урока: создать условия для эмоционального восприятия поэзии поэта, дать возможность глубже осознать собственные мысли и чувства о поэте
Задачи обучающие: создать условия для формирования умений выявления настроения стихотворения, литературных приемов для передачи этого настроения читателям.
Развивающие задачи: создать условия для развития речи, кругозора учащихся, литературного развития, формирования выразительного чтения.
Воспитательные задачи: создать условия для формирования интереса к поэзии Лермонтова, воспитания чувств сопереживания, соучастия, сострадания, любви к природе.
В планировании урока соблюдены некоторые требования ФГОС:
-актуализация темы;
-работа в парах;
-использование ИКТ;
-межпредметные связи ит.д.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы по теме:"Анализ стихотворения М.Ю Лермонтова "Когда волнуется желтеющая нива"" 9 класс »
МОУ «Анишинская средняя школа имени Героя Советского Союза А.С. Гостева»
Конспект урока по теме «Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива» в 9 классе.
Учитель русского языка и литературы
Красников Владимир Николаевич
2014
Цель урока: создать условия для эмоционального восприятия поэзии поэта, дать возможность глубже осознать собственные мысли и чувства о поэте
Задачи обучающие: создать условия для формирования умений выявления настроения стихотворения, литературных приемов для передачи этого настроения читателям.
Развивающие задачи: создать условия для развития речи, кругозора учащихся, литературного развития, формирования выразительного чтения.
Воспитательные задачи: создать условия для формирования интереса к поэзии Лермонтова, воспитания чувств сопереживания, соучастия, сострадания, любви к природе.
Слайд1
Когда волнуется желтеющая нива,
Слайд2
И свежий лес шумит при звуке ветерка, И прячется в саду малиновая слива
Слайд3
Под тенью сладостной зеленого листка;
Когда росой обрызганный душистой, Румяным вечером иль утра в час златой, Из-под куста мне ландыш серебристый
Слайд 4
Приветливо кивает головой;
Когда студеный ключ играет по оврагу И, погружая мысль в какой-то смутный сон, Лепечет мне таинственную сагу Про мирный край, откуда мчится он, —
Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, — И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.
Глеб Иванович Успенский в очерках о крестьянском труде зло отозвался о стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива» : «Тут перемешаны и климаты, и времена года, и все так произвольно выбрано, что невольно рождается сомнение в искренности поэта, что, думается, вникая в его произведение, увидал ли бы он Бога в небесах и разошлись ли бы его морщины и т. д., если бы природа предстала перед ним не в виде каких-то отборных фруктов, при особенном освещении, а в более обыкновенном и простом виде? Скажем, при созерцании брусники, ежевики».
-Как вы считаете, прав был Глеб Иванович?
Картину трудно представить:
Желтеющая нива - (начало осени)
Малиновая слива - (спелая ягода, знойная осень)
Свежий ветер (утро) - сладостная тень (обед)
Ландыш серебристый (весна);
Обрызганный росой (утро или вечер).
Мнение учащихся:
- Лермонтов не ставил целью изобразить конкретный пейзаж. Перед нами проходят разные времена года.
- Образы в стихотворении несут символический характер.
Обратимся к понятию «символизм»:
Слайд 5
Романтическая мечта о синтезе искусств воплотилась в характерном для конца XIX века поэтическом стиле, получившем название символизм. Символизм – литературное течение, одно из характерных явлений переходной эпохи от XIX к XX веку, общее состояние культуры которой определяют понятием «декаданс» - упадок, падение.
Слово «символ» происходит от греческого слова symbolon, что означает «условный знак». В Древней Греции так называли половины разрезанной надвое палочки, которые помогали их обладателям узнать друг друга, где бы они ни находились. Символ – предмет или слово, условно выражающее суть какого-либо явления.
Символ заключает в себе переносное значение, этим он близок к метафоре. Однако эта близость относительна. Метафора – более прямое уподобление одного предмета или явления другому. Символ значительно сложнее по своей структуре и смыслу. Смысл символа неоднозначен и его трудно, чаще невозможно раскрыть до конца. Смысл заключает в себе некую тайну, намёк, позволяющий лишь догадываться о том, что имеется в виду, о чем хотел сказать поэт. Истолкование символа возможно не столько рассудком, сколько интуицией и чувством. Создаваемые писателями-символистами образы имеют свои особенности, у них двуплановое строение. На первом плане – определённое явление и реальные детали, на втором (скрытом) плане – внутренний мир лирического героя, его видения, воспоминания, рождаемые его воображением картины. Явный, предметный план и потаенный, глубинный смысл сосуществуют в символистском образе. Символистам особенно дороги духовные сферы. К проникновению в них они не стремятся.
- В каких стихотворениях Лермонтова можно найти примеры условно-символических образов?
- «белеет парус одинокий в тумане моря голубом». Парус не может белеть сквозь туман.
- «сквозь туман кремнистый путь блестит». Звёзды не должны быть видны в тумане.
-Что же значат образные детали в стихах Лермонтова?
-Несовместимое во внешней реальности оказывается совместимым в реальности внутренней, в представлениях поэта об иной, высшей реальности. Поэт стремится восстановить утраченное единство с Богом.
- В каких стихах Лермонтова звучит мотив одиночества?
- «Выхожу один я на дорогу», « Дубовый листок оторвался от ветки родимой», «И скучно, и грустно» и ещё многие другие.
С точки зрения своей внешней формы стихотворение представляет собой период-сложное предложение, которое характеризуется полнотой и законченностью выражения мысли, а также специфической интонацией.
-Все четыре строфы стихотворения составляют одно сложное предложение.
- Первые три строфы объединяются анафорой "Когда".
- В предложении есть ряды однородных членов (Ландыш качает головой румяным вечером иль утром. Ключ играет и лепечет.)
Есть повторяющийся союз и (И счастья я не могу постигнуть на земле, и в небесах увидеть Бога).
- В стихотворении есть причастия и причастные обороты (желтеющая нива; ландыш, росой обрызганный).
- Есть в тексте инверсия (обратный порядок слов) "росой обрызганный душистой"
- Всё это создаёт сложный синтаксический рисунок.
- Стихотворение кончается многоточием. Что это обозначает?
-Обозначает бесконечность, безмерность стремлений души.
Три первых строфы соответствуют придаточной части, четвёртая-главная часть предложения.. В периоде наблюдается интонационное нарастание-градация. Проследим, не соответствует ли ей содержательная градация. Работаем в парах.
1 пара: в первой строфе природа отделена от лирического героя. Но уже мы видим одушевление: «.и прячется в саду малиновая слива»
2 пара: во второй строфе природа «очеловечивается»:
Из-под куста мне ландыш серебристый Приветливо кивает головой;
Пока диалог только мимический.
- Обратите внимание на местоимение «мне»
-Поэт становится равным участником. Преодолевает одиночество.
3 пара: в третьей строфе уже происходит речевое общение:
Лепечет мне таинственную сагу Про мирный край, откуда мчится он, —
-Что помогает поэту преодолеть ощущение отъединённости от мироздания?
- Через исполненное любви обращение к нему природы.
- И счастье я могу постигнуть на земле
В чём же это счастье?
-Счастье на земле и и чувство близости к Богу неразрывны.
Русс кий писатель Борис Шергин писал, что русская природа-это икона Господа нашего Спасителя Иисуса Христа. Присуще и Лермонтову такое восприятие?
Обратим внимание на стихи:
Лепечет мне таинственную сагу Про мирный край, откуда мчится он, —
Сага-. Древнескандинавское и древнеирландское народное эпическое сказание о богах и героях. Саги о викингах. 2. перен. Нечто легендарное и поэтическое (высок.). Таинственные саги прошлого. (Ожегов)
-Что стоит за выражением «мирный край»?
- Утраченную связь с гармонией. Желание вернуться в лоно Бога.
Слайд 6
Лк 15, 11-32
У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
Б.Л. Пастернак писал: «Лермонтов в детстве оказал на меня почти такое же влияние, как Евангелие и Пророки»
Какие ещё художественные средства помогают передать образы стихотворения? Поработаем в группах.
1 группа:
Эпитеты и определения, обозначающие цвета: "желтеющая", "свежий", "малиновая", "сладостной", "зелёного", "душистой", "румяным", "златой", "серебристый", "приветливо". "студёный", "смутный", "таинственный". "мирный" - передают ощущения, запахи, расцвечивают образы нарядными красками, создают настроение умиротворения, впечатление прикосновения к какой-то высшей тайне.
Метафоры: "под тенью сладостной", "погружая мысль", "смиряется: тревога" - довершают впечатления гармонии человека и природы, неразрывности единения человека и Божьего мира).
Стихи Лермонтова оказали влияние на поэзию ХХ века. Прочитаем стихи.
А.А. Блок «Когда в листве сырой и ржавой», Н. Рубцов. «В Глуши»
Слайд 7
* * *
Когда в листве сырой и ржавой Рябины заалеет гроздь, — Когда палач рукой костлявой Вобьёт в ладонь последний гвоздь, —
Когда над рябью рек свинцовой, В сырой и серой высоте, Пред ликом родины суровой Я закачаюсь на кресте, —
Тогда — просторно и далёко Смотрю сквозь кровь предсмертных слёз И вижу: по реке широкой Ко мне плывёт в челне Христос.
В глазах — такие же надежды, И то же рубище на Нём. И жалко смотрит из одежды Ладонь, пробитая гвоздём.
Христос! Родной простор печален! Изнемогаю на кресте! И чёлн твой — будет ли причален К моей распятой высоте?
Слайд 8
В ГЛУШИ
Когда душе моей Сойдет успокоенье С высоких, после гроз, Немеркнущих небес, Когда в душе моей Внушая поклоненье, Идут стада дремать Под ивовый навес, Когда душе моей Земная веет святость, И полная река Несет небесный свет,- Мне грустно оттого, Что знаю эту радость Лишь только я один: Друзей со мною нет...