kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы по теме:"Анализ стихотворения М.Ю Лермонтова "Когда волнуется желтеющая нива"" 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен конспект урока литературы в 9 классе.

Цель урока:      создать условия для эмоционального восприятия поэзии поэта,  дать возможность  глубже осознать собственные мысли и чувства о поэте

Задачи обучающие: создать условия для формирования умений выявления настроения стихотворения, литературных приемов для передачи этого настроения читателям.

Развивающие задачи: создать условия для развития речи, кругозора учащихся, литературного развития, формирования выразительного чтения.

Воспитательные задачи: создать условия для формирования интереса к поэзии Лермонтова, воспитания чувств сопереживания, соучастия, сострадания, любви к природе.

В планировании урока соблюдены некоторые требования ФГОС:

-актуализация темы;

-работа в парах;

-использование ИКТ;

-межпредметные связи ит.д.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы по теме:"Анализ стихотворения М.Ю Лермонтова "Когда волнуется желтеющая нива"" 9 класс »

МОУ «Анишинская средняя школа имени Героя Советского Союза А.С. Гостева»
















Конспект урока по теме «Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива» в 9 классе.































Учитель русского языка и литературы

Красников Владимир Николаевич













2014

Цель урока:      создать условия для эмоционального восприятия поэзии поэта,  дать возможность  глубже осознать собственные мысли и чувства о поэте

Задачи обучающие: создать условия для формирования умений выявления настроения стихотворения, литературных приемов для передачи этого настроения читателям.

Развивающие задачи: создать условия для развития речи, кругозора учащихся, литературного развития, формирования выразительного чтения.

Воспитательные задачи: создать условия для формирования интереса к поэзии Лермонтова, воспитания чувств сопереживания, соучастия, сострадания, любви к природе.


Слайд1




Когда волнуется желтеющая нива,

Слайд2


И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива



Слайд3


Под тенью сладостной зеленого листка;

Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый



Слайд 4


Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он, —

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога.


Глеб Иванович Успенский в очерках о крестьянском труде зло отозвался о стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива» : «Тут перемешаны и климаты, и времена года, и все так произвольно выбрано, что невольно рождается сомнение в искренности поэта, что, думается, вникая в его произведение, увидал ли бы он Бога в небесах и разошлись ли бы его морщины и т. д., если бы природа предстала перед ним не в виде каких-то отборных фруктов, при особенном освещении, а в более обыкновенном и простом виде? Скажем, при созерцании брусники, ежевики».



-Как вы считаете, прав был Глеб Иванович?


Картину трудно представить:

Желтеющая нива - (начало осени)

Малиновая слива - (спелая ягода, знойная осень)

Свежий ветер (утро) - сладостная тень (обед)

Ландыш серебристый (весна);

Обрызганный росой (утро или вечер).

Мнение учащихся:

- Лермонтов не ставил целью изобразить конкретный пейзаж. Перед нами проходят разные времена года.

- Образы в стихотворении несут символический характер.

Обратимся к понятию «символизм»:


Слайд 5

Романтическая мечта о синтезе искусств воплотилась в характерном для конца XIX века поэтическом стиле, получившем название символизм. Символизм – литературное течение, одно из характерных явлений переходной эпохи от XIX к XX веку, общее состояние культуры которой определяют понятием «декаданс» - упадок, падение. 

Слово «символ» происходит от греческого слова symbolon, что означает «условный знак». В Древней Греции так называли половины разрезанной надвое палочки, которые помогали их обладателям узнать друг друга, где бы они ни находились. Символ – предмет или слово, условно выражающее суть какого-либо явления.

Символ заключает в себе переносное значение, этим он близок к метафоре. Однако эта близость относительна. Метафора – более прямое уподобление одного предмета или явления другому. Символ значительно сложнее по своей структуре и смыслу. Смысл символа неоднозначен и его трудно, чаще невозможно раскрыть до конца. Смысл заключает в себе некую тайну, намёк, позволяющий лишь догадываться о том, что имеется в виду, о чем хотел сказать поэт. Истолкование символа возможно не столько рассудком, сколько интуицией и чувством. Создаваемые писателями-символистами образы имеют свои особенности, у них двуплановое строение. На первом плане – определённое явление и реальные детали, на втором (скрытом) плане – внутренний мир лирического героя, его видения, воспоминания, рождаемые его воображением картины. Явный, предметный план и потаенный, глубинный смысл сосуществуют в символистском образе. Символистам особенно дороги духовные сферы. К проникновению в них они не стремятся.

- В каких стихотворениях Лермонтова можно найти примеры условно-символических образов?

- «белеет парус одинокий в тумане моря голубом». Парус не может белеть сквозь туман.

- «сквозь туман кремнистый путь блестит». Звёзды не должны быть видны в тумане.

-Что же значат образные детали в стихах Лермонтова?

-Несовместимое во внешней реальности оказывается совместимым в реальности внутренней, в представлениях поэта об иной, высшей реальности. Поэт стремится восстановить утраченное единство с Богом.

- В каких стихах Лермонтова звучит мотив одиночества?

- «Выхожу один я на дорогу», « Дубовый листок оторвался от ветки родимой», «И скучно, и грустно» и ещё многие другие.

С точки зрения своей внешней формы стихотворение представляет собой период-сложное предложение, которое характеризуется полнотой и законченностью выражения мысли, а также специфической интонацией.

Задание: проанализируйте синтаксическое построение стихотворения.

-Все четыре строфы стихотворения составляют одно сложное предложение.

- Первые три строфы объединяются анафорой "Когда".

- В предложении есть ряды однородных членов (Ландыш качает головой румяным вечером иль утром. Ключ играет и лепечет.)

Есть повторяющийся союз и (И счастья я не могу постигнуть на земле, и в небесах увидеть Бога).

- В стихотворении есть причастия и причастные обороты (желтеющая нива; ландыш, росой обрызганный).

- Есть в тексте инверсия (обратный порядок слов) "росой обрызганный душистой"

- Всё это создаёт сложный синтаксический рисунок.

- Стихотворение кончается многоточием. Что это обозначает?

-Обозначает бесконечность, безмерность стремлений души.

Три первых строфы соответствуют придаточной части, четвёртая-главная часть предложения.. В периоде наблюдается интонационное нарастание-градация. Проследим, не соответствует ли ей содержательная градация. Работаем в парах.

1 пара: в первой строфе природа отделена от лирического героя. Но уже мы видим одушевление: «.и прячется в саду малиновая слива»

2 пара: во второй строфе природа «очеловечивается»:

Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;

Пока диалог только мимический.

- Обратите внимание на местоимение «мне»

-Поэт становится равным участником. Преодолевает одиночество.

3 пара: в третьей строфе уже происходит речевое общение:

Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он, —

-Что помогает поэту преодолеть ощущение отъединённости от мироздания?

- Через исполненное любви обращение к нему природы.

- И счастье я могу постигнуть на земле

В чём же это счастье?

-Счастье на земле и и чувство близости к Богу неразрывны.

Русс кий писатель Борис Шергин писал, что русская природа-это икона Господа нашего Спасителя Иисуса Христа. Присуще и Лермонтову такое восприятие?

Обратим внимание на стихи:

Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он, —

Сага-. Древнескандинавское и древнеирландское народное эпическое сказание о богах и героях. Саги о викингах. 2. перен. Нечто легендарное и поэтическое (высок.). Таинственные саги прошлого. (Ожегов)

-Что стоит за выражением «мирный край»?

- Утраченную связь с гармонией. Желание вернуться в лоно Бога.


Слайд 6

Лк 15, 11-32

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.


Б.Л. Пастернак писал: «Лермонтов в детстве оказал на меня почти такое же влияние, как Евангелие и Пророки»

Какие ещё художественные средства помогают передать образы стихотворения? Поработаем в группах.



1 группа:

Эпитеты и определения, обозначающие цвета: "желтеющая", "свежий", "малиновая", "сладостной", "зелёного", "душистой", "румяным", "златой", "серебристый", "приветливо". "студёный", "смутный", "таинственный". "мирный" - передают ощущения, запахи, расцвечивают образы нарядными красками, создают настроение умиротворения, впечатление прикосновения к какой-то высшей тайне.

2 группа:

Олицетворения: "волнуется желтеющая нива", "прячется: малиновая слива", "ландыш: приветливо качает головой", "студёный ключ играет: и лепечет:" - одухотворяют природу.

3 группа:

Метафоры: "под тенью сладостной", "погружая мысль", "смиряется: тревога" - довершают впечатления гармонии человека и природы, неразрывности единения человека и Божьего мира).

Стихи Лермонтова оказали влияние на поэзию ХХ века. Прочитаем стихи.

А.А. Блок «Когда в листве сырой и ржавой», Н. Рубцов. «В Глуши»


Слайд 7


* * *


Когда в листве сырой и ржавой
Рябины заалеет гроздь, —
Когда палач рукой костлявой
Вобьёт в ладонь последний гвоздь, —

Когда над рябью рек свинцовой,
В сырой и серой высоте,
Пред ликом родины суровой
Я закачаюсь на кресте, —

Тогда — просторно и далёко
Смотрю сквозь кровь предсмертных слёз
И вижу: по реке широкой
Ко мне плывёт в челне Христос.

В глазах — такие же надежды,
И то же рубище на Нём.
И жалко смотрит из одежды
Ладонь, пробитая гвоздём.

Христос! Родной простор печален!
Изнемогаю на кресте!
И чёлн твой — будет ли причален
К моей распятой высоте?



Слайд 8





В ГЛУШИ



Когда душе моей
Сойдет успокоенье
С высоких, после гроз,
Немеркнущих небес,
Когда в душе моей
Внушая поклоненье,
Идут стада дремать
Под ивовый навес,
Когда душе моей
Земная веет святость,
И полная река
Несет небесный свет,-
Мне грустно оттого,
Что знаю эту радость
Лишь только я один:
Друзей со мною нет...


Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть.

Интернет-ресурсы:

http://uchitel-slovesnosti.ru/publ/analiz_stikhotvorenija/lermontov/analiz_stikhotvorenija_lermontova_quot_kogda_volnuetsja_zheltejushhaja_niva_quot/32-1-0-1835

Литература:

1.Бобылев Б.Г. Икона русской природы: «Когда волнуется желтеющая нива…» М.Ю. Лермонтова. 9 класс. «Литература в школе» № 8 2001 г. стр.27-29

2.Поурочные разработки по литературе. 9 класс. Изд.4.Н.В. Золотарёва, Н.В. Егорова стр.201-202










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Красников Владимир Николаевич

Дата: 22.10.2014

Номер свидетельства: 121631


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства