Урок проводился к 200 летию поэта. Открытие для учащихся Лермонтова как автора стихов "Молитва"и "Когда волнуется желтеющая нива", с применением элементов развивающего обучения при анализе поэтического текста. Применялась творческая работа, где учащиеся должны были высказать своё мнение о Лермонтове поэте. Велась работа над выразительным чтением, словесное рисование, обращение учащихся к образной структуре стихотворения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Встреча с Лермонтовым" »
. Тема:Встреча с Лермонтовым-поэтом,автором стихов»Когда волнуется желтеющая нива»,»Молитва »
Цель:1.На основе стихов составить представление о поэте.
2.Развитие речи на основе анализа стихотворений
3.Применение элементов развивающего обучения при анализе поэтического текста..
Эпиграф к уроку
Я здесь рожден,но нездешний душой…
М.Лермонтов «Желание»
Ход урока:
1.Слово учителя:
Лермонтовы-дворянский род,уходящий своими корнями в глубокое прошлое,где легенда и реальность сплелись воедино.
Одно семейное предание-о шотландских предках-рыцарях и поэтах-особенно полюбилось поэту.
История гласила,что в 18 веке вблизи шотландского городка Мельзюза стоял замок Эрсильдон,где жил знаменитый рыцарь Томас Лермонт.Он был известен как поэт и прорицатель ,предсказавший шотландскому королю Альфреду 3его неожиданную случайную смерть.Конец его был загадочным:он пропал без вести,уйдя вслед за двумя белыми оленями,присланными за ним.как говорили, из царства фей.
Стихи и предсказания,загадочное существование и роковой конец-как все это роднит Лермонтова и его легендарного предка!
Не раз в стихах Лермонтова звучит тема трагической разъединенности между миром и человеком, вечностью и мимолетностью земного человеческого пути.
Человек стремится к единению с природой,Создателем,вечностью.Порою ему это удается в мечтательном забвении.Об этом стихотворение» Когда волнуется желтеющая нива»
\чтение стихотворения учителем\
Все стихотворение состоит из одного предложения.Главная часть предложения-центр стихотворения- последнее четверостишие
-О чем в нем говорится?
\смиряется души тревога,расходятся морщины на челе и т.д.\
В небесах я вижу Бога
При каком условии возможно такое состояние человека?
Почему в последней строке говорится о Боге?
Работа в тетрадях и на доске.
Обратимся к образной структуре стихотворения
Сначала взгляд поэта скользит сверху:
Лес,поле,затем частности,которые можно увидеть только при ближайшем рассмотрении.Это малиновая слива,ландыш серебристый ,студеный ключ
Взор поэта стремится к всеохватности от восприятия неба,земли к восприятию Бога.
-Вспомним,что Лермонтов был не только поэтом,но и замечательным художником
\показ слайдов с акварелями Лермонтова\
-Стихотворение очень красочно
-Составим цветовую гамму\запись на доске и в тетради\
И подумаем над вопросом:почему в этом стихотворении о гармонии природы и человека Лермонтов рисует многоцветную картину?
Общение со стихотворениями
Лермонтова-это всегда приобщение к тайне
-Можно ли в реальной жизни увидеть картину,нарисованную поэтом?
3Чтение стих. «Молитва»
4.Беседа
-В каком случае человек обращается к молитве?
-Как происходит очищение?
5.Работа с книгой
Обратимся к статье учебника.
«Читатели Лермонтова о своих впечатлениях»
-Как вы понимаете слова Мережковского «Пушкин-дневное ,а Лермонтов-ночное светило русской поэзии»?
\поэзия Лермонтова ,как сама ночь ,полна таинственности\
6.Чтение стихотворений учащимися
7.Творческая работа
-Запишите на листочках свое мнение о Лермонтове-поэте
Д.З.Вопросы 1,2учебника.Подготовить презентацию «Иллюстрации к стихам Лермонтова.»