kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева "Листья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит учебный материал к уроку литературного чтения в третьем классе. Демонстрация слайдов призвана сопровождать занятие на всех основных этапах. Содержание показа направлено на развитие у школьников способности к размышлению, рассуждению, наблюдению. Данная работа также позволит отработать навык выразительного чтения и поможет расширить лексический запас учеников. Организация материала направлена на воспитание любви к родной природе, интереса к чтению, а также уважения к таланту русского поэта.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева "Листья"»

Ф.И. Тютчев «Листья» Оформила: Шаховская Л.Т., учитель начальных классов МБОУ «Средняя школа № 7» Петропавловск-Камчатского городского округа 2019

Ф.И. Тютчев «Листья»

Оформила: Шаховская Л.Т.,

учитель начальных классов

МБОУ «Средняя школа № 7»

Петропавловск-Камчатского городского округа

2019

Правило посадки

Правило посадки

Актуализация знаний Поэтическая тетрадь 1

Актуализация знаний

Поэтическая тетрадь 1

Актуализация знаний

Актуализация знаний

  • Разгадайте ребус
Актуализация знаний Разгадайте ребус Листья

Актуализация знаний

  • Разгадайте ребус

Листья

Тютчев  Фёдор  Иванович (1803 – 1873)

Тютчев Фёдор Иванович

(1803 – 1873)

  • знаменитый русский поэт, дипломат и публицист
Тема урока

Тема урока

Объясните значение слова

Объясните значение слова

  • племя – этническая и социальная общность людей, ведущих патриархальную жизнь и связанных родовыми отношениями, территорией, культурой, языком и самоназванием
  • зефиры – зефир – имя, данное древними греками ласковому западному ветру
  • даром висеть – не достигая цели, впустую, бесполезно, напрасно
  • буйные ветры – порывистые, безудержные
  • с докучных ветвей – с надоевших ветвей
Тема урока Какие средства художественной выразительности использовал поэт? Олицетворения – перенос свойств человека на явление природы и на неодушевленные предметы : « сосны и ели спят», « листья играли, купались», « лучи побледнели», « ветры сорвите, умчите»

Тема урока

Какие средства художественной выразительности использовал поэт?

Олицетворения – перенос свойств человека на явление природы и на неодушевленные предметы : « сосны и ели спят», « листья играли, купались», « лучи побледнели», « ветры сорвите, умчите»

Тема урока Какие средства художественной выразительности использовал поэт? Метафоры – переносное употребление слов на основе сходства :  « сосны и ели … в снега и метели закутавшись, спят», « мы ж , лёгкое племя», « краткое время на сучьях гостим», «зефиры ушли»

Тема урока

Какие средства художественной выразительности использовал поэт?

Метафоры – переносное употребление слов на основе сходства : « сосны и ели … в снега и метели закутавшись, спят», « мы ж , лёгкое племя», « краткое время на сучьях гостим», «зефиры ушли»

Тема урока Какие средства художественной выразительности использовал поэт? Эпитеты  – определение при слове , влияющее на его выразительность, красоту произношения. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным («вторая жизнь») :  «тощая зелень », «лёгкое племя », «красное лето », «буйные ветры », «докучные ( надоевшие, наскучившие)  ветви »

Тема урока

Какие средства художественной выразительности использовал поэт?

Эпитеты – определение при слове , влияющее на его выразительность, красоту произношения. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным («вторая жизнь») : «тощая зелень », «лёгкое племя », «красное лето », «буйные ветры », «докучные ( надоевшие, наскучившие) ветви »

Тема урока Какие средства художественной выразительности использовал поэт? Сравнения – образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком : «зелень как иглы ежа»

Тема урока

Какие средства художественной выразительности использовал поэт?

Сравнения – образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком : «зелень как иглы ежа»

Тема урока Какие средства художественной выразительности использовал поэт? Аллитерация – повторение в стихотворной речи (реже в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи; один из видов звукописи : грусть листьев подчёркивается при помощи согласных «с», «ж» («так что же нам даром висеть и желтеть?») , а их решительность передаётся нанизыванием слов с согласным «р»  («Скорее, скорей! Скорее сорвите нас …»)

Тема урока

Какие средства художественной выразительности использовал поэт?

Аллитерация – повторение в стихотворной речи (реже в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи; один из видов звукописи : грусть листьев подчёркивается при помощи согласных «с», «ж» («так что же нам даром висеть и желтеть?») , а их решительность передаётся нанизыванием слов с согласным «р» («Скорее, скорей! Скорее сорвите нас …»)

Тема урока Какие средства художественной выразительности использовал поэт? Антитеза – стилистический прием, основанный на резком противопоставлении понятий и образов, чаще всего основывается на употреблении антонимов : «листья – иглы сосен и елей », «ввек – краткое время », вечному однообразию жизни сосен и елей противопоставлена недолговечная, но яркая жизнь листьев

Тема урока

Какие средства художественной выразительности использовал поэт?

Антитеза – стилистический прием, основанный на резком противопоставлении понятий и образов, чаще всего основывается на употреблении антонимов : «листья – иглы сосен и елей », «ввек – краткое время », вечному однообразию жизни сосен и елей противопоставлена недолговечная, но яркая жизнь листьев

Тема урока Тема стихотворения – размышления листьев о своей «жизни»; противопоставление холодного спокойствия мятежной натуре. Главная мысль образно выражается в строках: «так что же нам даром висеть и желтеть?» Настроение Радостное, светлое настроение сменяется грустью, связанной с увяданием природы. Чувствуется жалоба листьев, что лето так быстро проходит. Но в конце стихотворения настроение опять меняется. Листья просят ветер взять их с собой, чтобы жить полной радостной жизнью.

Тема урока

  • Тема стихотворения – размышления листьев о своей «жизни»; противопоставление холодного спокойствия мятежной натуре.
  • Главная мысль образно выражается в строках: «так что же нам даром висеть и желтеть?»
  • Настроение

Радостное, светлое настроение сменяется грустью, связанной с увяданием природы.

Чувствуется жалоба листьев, что лето так быстро проходит.

Но в конце стихотворения настроение опять меняется. Листья просят ветер взять их с собой, чтобы жить полной радостной жизнью.

Тема урока

Тема урока

  • Композиция – стихотворение написано в форме монолога листьев. В нем по смыслу можно выделить несколько частей: размышления листьев о хвое, сравнение «тощей зелени» со своей красотой и решение улететь за ветром. В первых двух строфах стихотворения листья признаются, что считают себя красивее хвои. «Тощая зелень» елей, по их мнению, никогда не выглядит живой. Листья не могут понять, как можно проспать всю зиму, закутавшись в метели. «Легкое племя» открыто восхищается собой: «мы… цветем и блестим». Листья вспоминают, как летом игрались с солнцем и купались в росе.
  • Веселое настроение зеленой компании гаснет, когда она осознает, что на пороге осень. Листья рассматриваются вокруг и видят, что все вокруг отцвело, побледнело, а птицы смолкли. «Легкое племя» не хочет желтеть, поэтому решает улететь с ветром. Теперь ветви кажутся листьям «докучными», поэтому они пытаются улететь как можно скорее.
  • В образе листьев можно разглядеть человеческую натуру. Они символизируют людей, которые не могут сидеть на одном месте в ожидании старости. Такие люди стремятся к новым свершениям и свободе. Иглы елей символизируют противоположный человеческий характер.
Тема урока Средства выразительности  Для оригинальной интерпретации философской темы Федор Иванович использовал средства выразительности. При помощи них создаются образы природы, воспроизводятся чувства и эмоции главных героев.

Тема урока

  • Средства выразительности

Для оригинальной интерпретации философской темы Федор Иванович использовал средства выразительности. При помощи них создаются образы природы, воспроизводятся чувства и эмоции главных героев.

  • Жанр – элегия, так как в нем посредством пейзажа развивается философская тема. В стихах второй части чувствуется грустное настроение, хоть листья и вдохновлены предстоящим путешествием.
Итог урока С каким произведением познакомились на уроке? Кто автор стихотворения?

Итог урока

С каким произведением познакомились на уроке?

Кто автор стихотворения?

Домашнее задание Стр. 63 – выразительно читать

Домашнее задание

Стр. 63 – выразительно читать

Рефлексия 1.Урок полезен, все понятно. 2.Лишь кое-что чуть-чуть не ясно. 3.Еще придется потрудиться. 4.Да, трудно все-таки учиться!

Рефлексия

1.Урок полезен, все понятно.

2.Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.

3.Еще придется потрудиться.

4.Да, трудно все-таки учиться!

Интернет ресурсы http://www3.picturepush.com/photo/a/8373541/img/Moje-tvo%C5%99en%C3%AD/p11.png http://www.playcast.ru/uploads/2015/06/05/13864506.png http://www.vsezdorovo.net/fon/list/klen/klen11.jpg http://static.starlook.ru/img/9347568.image_page_big.3045953671.jpg Автор шаблона презентации:  учитель русского языка и литературы  Тихонова Надежда Андреевна

Интернет ресурсы

  • http://www3.picturepush.com/photo/a/8373541/img/Moje-tvo%C5%99en%C3%AD/p11.png
  • http://www.playcast.ru/uploads/2015/06/05/13864506.png
  • http://www.vsezdorovo.net/fon/list/klen/klen11.jpg
  • http://static.starlook.ru/img/9347568.image_page_big.3045953671.jpg

Автор шаблона презентации:

учитель русского языка и литературы

Тихонова Надежда Андреевна


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева "Листья"

Автор: Шаховская Лариса Тихоновна

Дата: 24.12.2019

Номер свидетельства: 533372

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Урок  литературы в 5 классе по теме: "Поэты России 19 века. Стихи о природе в творчестве Ф.И.Тютчева  и А.А. Фета". "
    ["seo_title"] => string(121) "urok-litieratury-v-5-klassie-po-tiemie-poety-rossii-19-vieka-stikhi-o-prirodie-v-tvorchiestvie-f-i-tiutchieva-i-a-a-fieta"
    ["file_id"] => string(6) "127396"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415297400"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "«Край ты мой, родимый край», стихотворения русских поэтов 19 века о природе, о родной земле."
    ["seo_title"] => string(80) "kraitymoirodimyikraistikhotvorieniiarusskikhpoetov19viekaoprirodieorodnoiziemlie"
    ["file_id"] => string(6) "288918"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454691243"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока по литературному чтению на тему "Листья. Ф. Тютчев""
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt_uroka_po_litieraturnomu_chtieniiu_na_tiemu_list_ia_f_tiutchiev"
    ["file_id"] => string(6) "370096"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481816645"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Технологическая карта урока литературы 6 класс "Ф.И.Тютчев. Рассказ о поэте. Стихотворения""
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_litieratury_6_klass_f_i_tiutchiev_rasskaz_o_po"
    ["file_id"] => string(6) "358517"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479050824"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Ф.Тютчев. Анализ стихотворений."
    ["seo_title"] => string(32) "f_tiutchev_analiz_stikhotvorenii"
    ["file_id"] => string(6) "556200"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1598009761"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства