Технологическая карта урока литературы 6 класс "Ф.И.Тютчев. Рассказ о поэте. Стихотворения"
Технологическая карта урока литературы 6 класс "Ф.И.Тютчев. Рассказ о поэте. Стихотворения"
Технологическая карта урока по литературе предполагает анализ стихотворений Ф.И. Тютчева "Неохотно и несмело", "Листья".Анализ проводится в удобной табличной форме и на доступном для шестиклассников уровне.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы 6 класс "Ф.И.Тютчев. Рассказ о поэте. Стихотворения"»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Автор урока:Гаврилова Татьяна Владимировнаэ
Учебный предмет: литература
Класс:6
Автор УМК: Коровина В.Я. и др. Литература: учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2 ч. –М.: Просвещение, 2013.
Тема урока: Ф.И. Тютчев.Рассказ о поэте. Стихотворение «Листья», « Неохотно и несмело»
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Цели урока.
Содержательные: 1) познакомить учащихся с важными фактами детства и юности поэта; 2) обозначить главную тему его поэзии;
Деятельностные: 1) формирование у учащихся умений проводить комплексный анализ поэтического текста.; 2) развивать умение формулировать собственное мнение и позицию; 3) воспитывать любовь к окружающему миру, людям;
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1. Мотивация к деятельности
Эпиграф урока : «………….. может сказать себе, что он… создал речи, которым не суждено умереть… И.С.Тургенев. ( Фамилию поэта можно написать после беседы с детьми.)
Здравствуйте, ребята! Наш урок я хотела бы начать словами этого поэта:
Чему бы жизнь нас не учила,
Но сердце верит в чудеса:
Есть нескудеющая сила,
Есть и нетленная краса
- Как вы думаете, кто написал эти строки?
Подсказка: он написал «Весенние воды»,
стихотворение, которое вы изучали в начальной школе.
Отвечают на вопрос , вспоминают изученное
Л- смыслообразование,
П-общеучебные универсальные действия,
К-уметь формулировать собственное мнение и позицию,
Р-планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.
2.Выход на
тему урока
Попробуйте сформулировать тему урока.
- Правильно. «Федор Иванович Тютчев.
Рассказ о поэте. Стихотворения»
Цели урока:
Познакомится с фактами биографии поэта.
Прочитать его стихотворения и
проанализировать их.
3. Актуализация и пробное учебное действие
1.Знакомство с биографией поэта.
( можно использовать презентацию)
Слушание стихотворения « Неохотно и несмело » по фонохрестоматии.
Читают статью в учебнике о Ф.И. Тютчеве. Закрепляют прочитанное по деформированному тексту.
Приложение 1
Слушают стихотворение.
П- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,
доказательство;
К- уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь использовать речь для регуляции своего действия;
4. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
Комплексный анализ текста.
Приложение 2 ( таблица для анализа)
- Ребята, что интересное вы заметили в стихотворении?
-2 строфа не содержит глаголов, поэт рисует картинку, это описание
- сравните 1 и 5 строфы, какую картинку вы видите? Почему солнце смотрит «неохотно и несмело» ? Почему оно взглянуло «исподлобья»?
- Какое настроение передает нам поэт?
- Попробуйте определить главную тему
поэзии Ф.И.Тютчева ( Природа)
Высказывают собственное мнение.
П- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
К- уметь формулировать собственное мнение и позицию;
Р- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
5.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Выразительное чтение стихотворения
«Листья» и анализ ( работа с таблицей)
Работают самостоятельно, заполняют таблицу
П- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий,
К- уметь использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
Р- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
6. Включение в систему знаний и повторение
Расскажите, какие картинки вы вообразили себе после чтения и анализа стихотворений?
Фронтальная работа. Учащиеся рассказывают, какие картины они воображают.
П- использование символических средств для решения задач;
К- уметь формулировать собственное мнение и позицию;
Р- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
К- уметь формулировать собственное мнение и позицию
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке
1. Сегодня я на уроке научился……
2. Дает домашнее задание.
Выучить наизусть «Неохотно и несмело», прочитать и пересказать тексты на стр.194, 198
4. Выставляет отметки за урок.
подводят итоги урока, выбирают домашнее задание.
Л- формирование адекватной позитивной самооценки, формирования границ собственного знания и «незнания»,
П- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
К- уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь задавать вопросы;
Р- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать оценку учителя;
Приложение 1
__________________________________________________родился в усадьбе _____________Брянского уезда Орловской губернии, в
______________________семье с патриархальными традициями. Отец ____________________________Тютчев отличался хлебосольством,
радушием и ______________________________. Мать _______________________________________Тютчева была умной и
_______________________________. В детстве у будущего поэта был «дядька» -______________________________, а воспитателем был
был поэт _____________________.Дальнейшее образование Ф.И. Тютчев получил в ___________________________________.После
окончания университета поэт уезжает в ________________, а потом за границу, где провел _________на дипломатической службе.
В основе тютчевской лирики лежит созерцание ______________, которая является ___________, ________________организмом.
Ф.И.Тютчев приоткрывает нам ____________________, помогая постигать их.
Приложение 2
Анализ стихотворения «Неохотно и несмело»
Заполните таблицу
Композиция, план событий
Динамичность (глаголы)
Художественные средства, создающие образы
Звукопись (какие звуки повторяются в строфе)
1 строфа.
Смотрит, прогремело,
принахмурилась
Эпитеты:
Метафоры, олицетворения: солнце смотрит, земля принахмурилась
С-с-с
Р-р-р
2 строфа.
Эпитеты: теплого, зеленеющие
Р-р-р
З-з-р
3 строфа.
Пробилась, окаймил
Эпитеты :синей(молнии), белый и летучий (пламень)
Р-н-н-р
Л-л-л-л-р
4 строфа.
Летит
Сравнение: вихрем пыль летит
Эпитеты: громовые (раскаты)
Ч—л- ж
Х-л-л-л
Р-р-ср-с
5 строфа
Взглянуло, потонула
Метафоры, олицетворения: взглянуло исподлобья, потонула в сиянье
Эпитеты: смятенная (земля)
С-з-з
С- п-л--п
С-п-л
С-с-м-з-м
Приложение 3 ( самостоятельная работа, можно предложить сделать её дома)