kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Жизнь и творчество А. П. Чехова и пьеса "Вишневый сад"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящен жизни и творчеству А. П. Чехова и анализ его пьесы "Вишневый сад" урок интегрирован с уроком самопознания, в нем использованы стратегии критического мышления и ИКТ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Жизнь и творчество А. П. Чехова и пьеса "Вишневый сад"»

Поурочный план интегрированного урока по предметам русская литература и самопознание

Место учебы: Есикский гуманитарно – экономический колледж

Группа: 104

Дата: 07.12.15

Тема: Жизнь и творчество Чехова А.П. Комедия «Вишневый сад»

Цель урока: знакомство с биографией писателя, дать общую характеристику драматургического творчества Чехова, выяснить основные принципы «новой драмы» ,проанализировать пьесу «Вишневый сад».

Задачи:

Образовательная: Сформировать знания учащихся о жизни и творчестве Чехова А. П. В процессе анализа пьесы выяснить своеобразие конфликта, рассмотреть особенности сюжетного построения пьесы.

Развивающая: помочь учащимся почувствовать художественное своеобразие пьесы.

Воспитательная: Вовлечь учащихся в размышления о смысле жизни, увлечь учащихся творчеством Чехова А. П.

Тип урока: объяснение нового материала.

Форма: работа в группах, парах, индивидуальная самостоятельная работа.

Методы: рассказ учителя, выборочный пересказ, анализ текста, углубление знаний по теории литературы, комментированное чтение.

Ценность: Внутренний мир

Качества: простая жизнь, высокие мысли; ограничение желаний; уверенность в себе; преданность делу; самообладание; уважение к себе; скромность; позитивное мышление.

Оборудования и средства: Презентация, пьеса «Вишневый сад», интерактивная доска.

Этапы урока:

  1. Организационный момент

  2. Постановка цели урока

  3. Объяснение нового материала

  4. Проверка усвоенного

  5. Закрепление

  6. Домашнее задание





Ход урока

I Организационный момент.

Позитивный настрой «Концентрация на свете» (Элемент урока «Самопознание»)

Пожалуйста , сядьте удобно, спину держите прямо. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза.

Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается , лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.

Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становиться все сильнее и ярче . Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполнятся светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.

Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие и добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слушать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть все хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом. И в вашей голове только добрые, светлые мысли.Свет становится все интенсивнее и ярче, и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое. Повсюду… Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите : «Я в Свете… Свет внутри меня… Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и покоя…

Теперь поместите этот свет снова в ваше сердце . Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.

Сегодня на уроке мы будем использовать правило 5-Д

-Дисциплина

-Долг

-Доброта

- Дружба

-Доверие

  1. Постановка цели урока

Учитель:  знакомство с биографией писателя, дать общую характеристику драматургического творчества Чехова, выяснить основные принципы «новой драмы» ,проанализировать пьесу «Вишневый сад».



Цитата урока: «В человеке все должно быть прекрасно- и душа, и мысли, и одежда…» А.П.Чехов. Ребята, кому принадлежат эти слова?



III Объяснение нового материала.

Поэтическая пятиминутка

1. Вопросно-ответная беседа.

а. Что вы знаете об А. П. Чехове?

б. Какие произведения писателя вы читали? О чем они?


2. Опережающее задание.

Слово о Чехове ( сообщения заранее подготовленных учеников)

Учащиеся на ходу составляют хронологическую таблицу. ( слайды)

3 Вступительное слово учителя (о драматургии Чехова)

Последнее драматическое произведение писателя. А.П. Чехов обдумывал пьесу с 1896 по 1903 гг., писал с марта по октябрь 1903 г.

Поставлена 17 января 1904 г. в Московском художественном театре. Автор принимал активное участие в подготовке спектакля.


4 Анализ пьесы «Вишневый сад».

Опережающее задание

а История создания пьесы.

б Слово учителя о жанровом своеобразии пьесы .

в Главные герои пьесы Раневская, Гаев, Лопахин, Трофимов.

г Сюжет и композиция.

Б А.П. Чехов – основоположник «новой драмы», представителями которой в мировой литературе является Ибсен, Гауптман, Стриндберг Меняет принцип организации сюжета. Нет ключевого события и «сквозного действия», мало внешних событий. Пьеса Чехова «бессюжетна». Чехов изображает повседневность, быт, само течение жизни. В бытовом течении жизни, в обычном самочувствии, самом по себе, когда ничего не случается, Чехов увидел совершившуюся драму жизни. В «Вишневом саде» Чехов выносит за сцену главные события – продажу сада с аукциона, вырубку вишен. Зритель видит только реакции героев на происходящее, слышит «стук топоров по дереву». Эпизоды в «Вишневом саду» заполнены повседневностью, бытовыми мелочами, деталями, бесконечными разговорами как бы ни о чем, но на самом деле всегда о главном Чехов отказывается от внешней интриги. Внешний конфликт изначально неразрешим. Стержнем действия становится внутренний конфликт.


В Выступление учащихся

В драмах отсутствует четкое деление персонажей на положительных и отрицательных, главных и второстепенных.

В драмах Чехова смыслы размыты.Часто под одним подразумевается иное. Важен скрытый подтекст, непроизносимое, мысли, движения души героев. От этого сами персонажи зачастую не слышат друг друга

Все персонажи «Вишневого сада» хорошо относятся к Раневской, разорение ее семейства не является итогом чьих-либо намеренных действий.

В «Вишневом саде» нет по-настоящему отрицательных героев (кроме Яши).

Г Композиция и сюжет

Действие первое : В мае, когда цветут вишни, в разоренное имение с вишневым садом возвращается из Парижа Любовь Андреевна Раневская с дочерью Аней. Их встречают Лопахин, друг семьи, Гаев, брат Раневской («все состояние проевший на леденцах») и ее приемная дочь Варя. Все вспоминают прошлое. Узнают, что торги (продажа вишневого сада) назначены на август

Действие второе: Лопахин предлагает продать сад под дачные участки. Петя Трофимов, «вечный студент», рассуждает о «гордом человеке». Герои слышат «звук лопнувшей струны», предвещающей несчастье.

Действие третье : Раневские зовут в дом музыкантов и устраивают бал. Все ждут приезда Гаева с торгов. Раневская переживает: «Сегодня судьба моя решается, судьба…». Вишневый сад покупает Лопахин.

Действие четвертое : В октябре все выезжают из имения: Лопахин – на время в Харьков, Петя – в москву, Раневская – в Париж к любовнику. Аня собирается работать, мечтает о будущем. Лопахин так и не делает предложения вере. Любовь Андреевна прощается с садом: «О мой милый, мой нежный прекрасный сад!... Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай!.. Прощай!..» Хозяева забывают в закрытом доме больного доброго Фирса. «Слышится отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный. Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву»


IV Проверка усвоенного.

Вопросно-ответная беседа

а Определить жанровое своеобразие пьесы.

б Система персонажей .

в Что является композиционным центром пьесы.





Любовь Андреевна Раневская, Леонид Андреевич Гаев, Варя, Фирс – представители уходящей эпохи

Ермолай Алексеевич Лопахин – герой –деятель, энергичный, активный, реалист-прагматик

Аня, Петя Трофимов – «молодое поколение». Стремятся к неопределенному «прекрасному» и бесплотному «будущему», прочь от былых ценностей.

Фирс, Яша, Симеонов-Пищик, Шарлотта, Епихидов, Дуняша – вспомогательные персонажи

Несмотря на разобщенность и различия во взглядах, герои любят друг друга, готовы прийти на помощь.

Притча о внутреннем мире

У ворот города сидел старик. К нему подошел путешественник. Было видно, что юноша пришел издалека.

– Я никогда не бывал в этих местах. Скажи, дедушка, какие люди живут в этом городе? – спросил юноша у старика.
– А какие люди жили в городе, который ты покинул? – спросил у него старик.
– Это были злые и эгоистичные люди, и я без сожаления расстался с ними.
– Здесь ты, юноша, встретишь таких же.

Некоторое время спустя другой путешественник задал старому человеку тот же вопрос:

– Скажи, добрый человек, что за люди живут в этом городе? Я только что приехал и не знаю местных обычаев.

Старик вновь ответил вопросом на вопрос:

– А что за люди жили в городе, откуда ты пришел?
– Это были замечательные люди, добрые и гостеприимные. Многие стали моими друзьями, и мне было нелегко оставлять их.
– Здесь ты найдешь таких же.

Купец, который привез в город свои товары, слышал оба разговора и в недоумении обратился к старику:

– Как же так? Ты двум людям на один и тот же вопрос дал совершенно разные ответы…
– У каждого в сердце свой мир. Если кто-то не нашел ничего хорошего там, откуда пришел, он и здесь его не найдет. А у кого были друзья, он и здесь без добрых людей не останется. Ведь мы видим в окружающих нас людях только то, что имеем внутри себя.


Вишневый сад – композиционный центр пьесы. Вокруг него разворачиваются все события.

Сад уже в замысле комедии оказался на первом месте. А.П. Чехов 5 февраля 1903 г. пишет: «В голове она у меня уже готова. Называется «Вишневый сад», четыре акта, в первом акте в окна видны цветущие вишни, сплошной белый сад. И дамы в белых платьях».

Сад – это: символ жизни; детство, потерянный рай; красота, духовность, счастье; прошлое России, обреченное на гибель; место снов, надежд, воспоминаний и т.д.

Первые монологи (лирические признания) действующих лиц обращены к цветущему саду

Отношение героев к саду

Раневская, Гаев: Страстно любит сад. Это их прошлое, их детство, вся их жизнь. Но они предают этот потерянный рай, отдавая сад на сруб.

Аня, Петя: Сад у них ассоциируется с необыкновенным, прекрасным, фантастическим будущим, но для этого будущего герои ничего не делают. Мечтая о небывалом, отрекаются от существующего.

Лопахин: Всю жизнь мечтает овладеть садом, спасти его, усовершенствовать. В итоги убивает.

V Закрепление.

Работа с текстом комедии. Выразительное чтение по ролям. (Мне хочется сказать вам что-нибудь приятное… Другого выхода нет, клянусь вам. Нет и нет.)

Демонстрация видеозаписи фрагмента телеспектакля  «Вишнёвый сад» (режиссёр Л. Хейфец, 1976 г., в роли Пети Трофимова Э. Марцевич)

Составление таблицы «Прошлое, настоящее и будущее вишнёвого сада»

Песня «Родительский дом»

Итог урока:

– Какое же будущее ждет сад? Этот вопрос Чехов оставил без ответа.

– Выйдет ли все по расчету Лопахина, и не превратится ли вскоре вырубленный сад в бесплодное и дикое место?

– Верите ли вы, что Аня и Петя посадят новый сад? Дискуссионный момент. Представляются две точки зрения: да, у Ани чистый, сильный характер, она выполнит свое обещание. Нет, Петя и Аня не знают реальной жизни, они ничего не смогут вырастить.


VI Домашнее задание:

  1. Прочитать с. 214-237

Минута тишины

Пусть учащиеся закроют глаза и подумают о том, что нового и хорошего они узнали на уроке, пусть сохранят это в своем сердце.


Мир , мир, мир... Мир везде.

Мир , мир, мир... Мир на всей Земле.

Свет, свет, свет...Свет везде.

Свет, свет, свет...Свет на всей Земле.

Позитивный настрой и впечатления, которые вы получили сегодня на уроке, сохраните в своем сердце.

Спасибо, до новых встреч!




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Жизнь и творчество А. П. Чехова и пьеса "Вишневый сад"

Автор: Баймуханова Сауле Акылбековна

Дата: 08.02.2017

Номер свидетельства: 389209

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Урок литературы в 10 классе "Дом, где разбиваются сердца" Б. Шоу и "Вишневый сад" А. П. Чехова" "
    ["seo_title"] => string(100) "urok-litieratury-v-10-klassie-dom-ghdie-razbivaiutsia-sierdtsa-b-shou-i-vishnievyi-sad-a-p-chiekhova"
    ["file_id"] => string(6) "188543"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426692085"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "урок по творчеству А.П.Чехова "
    ["seo_title"] => string(34) "urok-po-tvorchiestvu-a-p-chiekhova"
    ["file_id"] => string(6) "108019"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403536421"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Жизнь и творчество А.П. Чехова "
    ["seo_title"] => string(36) "zhizn-i-tvorchiestvo-a-p-chiekhova-1"
    ["file_id"] => string(6) "183156"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425743817"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Тестовые задания для проведения дифференцированного зачета по литературе. "
    ["seo_title"] => string(87) "tiestovyie-zadaniia-dlia-proviedieniia-diffierientsirovannogho-zachieta-po-litieraturie"
    ["file_id"] => string(6) "101907"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1402466135"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства