III Объяснение нового материала. Поэтическая пятиминутка 1. Вопросно-ответная беседа. а. Что вы знаете об А. П. Чехове? б. Какие произведения писателя вы читали? О чем они? 2. Опережающее задание. Слово о Чехове ( сообщения заранее подготовленных учеников) Учащиеся на ходу составляют хронологическую таблицу. ( слайды) 3 Вступительное слово учителя (о драматургии Чехова) Последнее драматическое произведение писателя. А.П. Чехов обдумывал пьесу с 1896 по 1903 гг., писал с марта по октябрь 1903 г. Поставлена 17 января 1904 г. в Московском художественном театре. Автор принимал активное участие в подготовке спектакля. 4 Анализ пьесы «Вишневый сад». Опережающее задание а История создания пьесы. б Слово учителя о жанровом своеобразии пьесы . в Главные герои пьесы Раневская, Гаев, Лопахин, Трофимов. г Сюжет и композиция. Б А.П. Чехов – основоположник «новой драмы», представителями которой в мировой литературе является Ибсен, Гауптман, Стриндберг Меняет принцип организации сюжета. Нет ключевого события и «сквозного действия», мало внешних событий. Пьеса Чехова «бессюжетна». Чехов изображает повседневность, быт, само течение жизни. В бытовом течении жизни, в обычном самочувствии, самом по себе, когда ничего не случается, Чехов увидел совершившуюся драму жизни. В «Вишневом саде» Чехов выносит за сцену главные события – продажу сада с аукциона, вырубку вишен. Зритель видит только реакции героев на происходящее, слышит «стук топоров по дереву». Эпизоды в «Вишневом саду» заполнены повседневностью, бытовыми мелочами, деталями, бесконечными разговорами как бы ни о чем, но на самом деле всегда о главном Чехов отказывается от внешней интриги. Внешний конфликт изначально неразрешим. Стержнем действия становится внутренний конфликт. В Выступление учащихся В драмах отсутствует четкое деление персонажей на положительных и отрицательных, главных и второстепенных. В драмах Чехова смыслы размыты.Часто под одним подразумевается иное. Важен скрытый подтекст, непроизносимое, мысли, движения души героев. От этого сами персонажи зачастую не слышат друг друга Все персонажи «Вишневого сада» хорошо относятся к Раневской, разорение ее семейства не является итогом чьих-либо намеренных действий. В «Вишневом саде» нет по-настоящему отрицательных героев (кроме Яши). Г Композиция и сюжет Действие первое : В мае, когда цветут вишни, в разоренное имение с вишневым садом возвращается из Парижа Любовь Андреевна Раневская с дочерью Аней. Их встречают Лопахин, друг семьи, Гаев, брат Раневской («все состояние проевший на леденцах») и ее приемная дочь Варя. Все вспоминают прошлое. Узнают, что торги (продажа вишневого сада) назначены на август Действие второе: Лопахин предлагает продать сад под дачные участки. Петя Трофимов, «вечный студент», рассуждает о «гордом человеке». Герои слышат «звук лопнувшей струны», предвещающей несчастье. Действие третье : Раневские зовут в дом музыкантов и устраивают бал. Все ждут приезда Гаева с торгов. Раневская переживает: «Сегодня судьба моя решается, судьба…». Вишневый сад покупает Лопахин. Действие четвертое : В октябре все выезжают из имения: Лопахин – на время в Харьков, Петя – в москву, Раневская – в Париж к любовнику. Аня собирается работать, мечтает о будущем. Лопахин так и не делает предложения вере. Любовь Андреевна прощается с садом: «О мой милый, мой нежный прекрасный сад!... Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай!.. Прощай!..» Хозяева забывают в закрытом доме больного доброго Фирса. «Слышится отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный. Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву» IV Проверка усвоенного. Вопросно-ответная беседа а Определить жанровое своеобразие пьесы. б Система персонажей . в Что является композиционным центром пьесы. Любовь Андреевна Раневская, Леонид Андреевич Гаев, Варя, Фирс – представители уходящей эпохи Ермолай Алексеевич Лопахин – герой –деятель, энергичный, активный, реалист-прагматик Аня, Петя Трофимов – «молодое поколение». Стремятся к неопределенному «прекрасному» и бесплотному «будущему», прочь от былых ценностей. Фирс, Яша, Симеонов-Пищик, Шарлотта, Епихидов, Дуняша – вспомогательные персонажи Несмотря на разобщенность и различия во взглядах, герои любят друг друга, готовы прийти на помощь. Притча о внутреннем мире У ворот города сидел старик. К нему подошел путешественник. Было видно, что юноша пришел издалека. – Я никогда не бывал в этих местах. Скажи, дедушка, какие люди живут в этом городе? – спросил юноша у старика. – А какие люди жили в городе, который ты покинул? – спросил у него старик. – Это были злые и эгоистичные люди, и я без сожаления расстался с ними. – Здесь ты, юноша, встретишь таких же. Некоторое время спустя другой путешественник задал старому человеку тот же вопрос: – Скажи, добрый человек, что за люди живут в этом городе? Я только что приехал и не знаю местных обычаев. Старик вновь ответил вопросом на вопрос: – А что за люди жили в городе, откуда ты пришел? – Это были замечательные люди, добрые и гостеприимные. Многие стали моими друзьями, и мне было нелегко оставлять их. – Здесь ты найдешь таких же. Купец, который привез в город свои товары, слышал оба разговора и в недоумении обратился к старику: – Как же так? Ты двум людям на один и тот же вопрос дал совершенно разные ответы… – У каждого в сердце свой мир. Если кто-то не нашел ничего хорошего там, откуда пришел, он и здесь его не найдет. А у кого были друзья, он и здесь без добрых людей не останется. Ведь мы видим в окружающих нас людях только то, что имеем внутри себя. Вишневый сад – композиционный центр пьесы. Вокруг него разворачиваются все события. Сад уже в замысле комедии оказался на первом месте. А.П. Чехов 5 февраля 1903 г. пишет: «В голове она у меня уже готова. Называется «Вишневый сад», четыре акта, в первом акте в окна видны цветущие вишни, сплошной белый сад. И дамы в белых платьях». Сад – это: символ жизни; детство, потерянный рай; красота, духовность, счастье; прошлое России, обреченное на гибель; место снов, надежд, воспоминаний и т.д. Первые монологи (лирические признания) действующих лиц обращены к цветущему саду Отношение героев к саду Раневская, Гаев: Страстно любит сад. Это их прошлое, их детство, вся их жизнь. Но они предают этот потерянный рай, отдавая сад на сруб. Аня, Петя: Сад у них ассоциируется с необыкновенным, прекрасным, фантастическим будущим, но для этого будущего герои ничего не делают. Мечтая о небывалом, отрекаются от существующего. Лопахин: Всю жизнь мечтает овладеть садом, спасти его, усовершенствовать. В итоги убивает. V Закрепление. Работа с текстом комедии. Выразительное чтение по ролям. (Мне хочется сказать вам что-нибудь приятное… Другого выхода нет, клянусь вам. Нет и нет.) Демонстрация видеозаписи фрагмента телеспектакля «Вишнёвый сад» (режиссёр Л. Хейфец, 1976 г., в роли Пети Трофимова Э. Марцевич) Составление таблицы «Прошлое, настоящее и будущее вишнёвого сада» Песня «Родительский дом» Итог урока: – Какое же будущее ждет сад? Этот вопрос Чехов оставил без ответа. – Выйдет ли все по расчету Лопахина, и не превратится ли вскоре вырубленный сад в бесплодное и дикое место? – Верите ли вы, что Аня и Петя посадят новый сад? Дискуссионный момент. Представляются две точки зрения: да, у Ани чистый, сильный характер, она выполнит свое обещание. Нет, Петя и Аня не знают реальной жизни, они ничего не смогут вырастить. VI Домашнее задание: Прочитать с. 214-237 Минута тишины Пусть учащиеся закроют глаза и подумают о том, что нового и хорошего они узнали на уроке, пусть сохранят это в своем сердце. Мир , мир, мир... Мир везде. Мир , мир, мир... Мир на всей Земле. Свет, свет, свет...Свет везде. Свет, свет, свет...Свет на всей Земле. Позитивный настрой и впечатления, которые вы получили сегодня на уроке, сохраните в своем сердце. Спасибо, до новых встреч! |