Курс «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы. Одна из основных его задач — сформировать у начинающего читателя интерес к книге и потребность в систематическом чтении литературных произведений, понимание того, что художественное произведение — это произведение словесного искусства; развить воображение ребенка, чувство эстетического переживания прочитанного. Другой не менее важной задачей уроков литературного чтения является формирование навыка чтения, так как он является той основой, на которой развиваются все остальные коммуникативно-речевые умения. Содержание литературного чтения приобщает детей к литературе как к искусству, обеспечивает благоприятные условия для практического включения ребенка в мир литературы, позволяет учителю развивать литературные способности, самостоятельную творческую деятельность, культуру речевой и читательской коммуникации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«В помощь учителю начальных классов»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
Г. Моршанска Тамбовской области
Рассмотрена Утверждена
на заседании ШМО приказом директора
протокол №_____ МБОУ «СОШ №3»
от «__» ______2013г. №_____
«____»_____2013г.
Рекомендована
к утверждению МС
протокол №_____
от «____»_______2013г.
Рабочая программа
учебного предмета
«Литературное чтение»
для 3 «а» класса
на 2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений Начальная школа УМК «Перспектива» Литературное чтение 1-4 кл. Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Программа по литературному чтению составлена с учётом общих целей курса, определенных Государственным стандартом содержания начального образования II поколения и отражённых в его примерной (базисной) программе курса русского языка.
Курс «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы. Одна из основных его задач — сформировать у начинающего читателя интерес к книге и потребность в систематическом чтении литературных произведений, понимание того, что художественное произведение — это произведение словесного искусства; развить воображение ребенка, чувство эстетического переживания прочитанного. Другой не менее важной задачей уроков литературного чтения является формирование навыка чтения, так как он является той основой, на которой развиваются все остальные коммуникативно-речевые умения. Содержание литературного чтения приобщает детей к литературе как к искусству, обеспечивает благоприятные условия для практического включения ребенка в мир литературы, позволяет учителю развивать литературные способности, самостоятельную творческую деятельность, культуру речевой и читательской коммуникации.
Цельобучения:
– формирование личности ребенка
– развитие универсальных учебных действий
– развитие способности учиться, познавать окружающий мир и сотрудничать.
Задачи программы:
развивать коммуникативно-речевые умения и навыки, обеспечивающие потребность в чтении литературных произведений, их свободное чтение и самостоятельное извлечение смысловой информации из прочитанного текста;
формировать уважительное отношение младших школьников к книге как важнейшей культурно-исторической ценности;
обеспечить младшим школьникам понимание художественных произведений;
научить практически различать художественные и научно-познавательные литературные произведения, по-другому отражающие мир;
развивать интерес к литературному творчеству.
Общая характеристика учебного предмета
Курс литературного чтения охватывает два ключевых направления:
— формирование и совершенствование навыка чтения и коммуникативно-речевых умений;
— приобщение младших школьников к чтению художественной литературы, имеющей огромный потенциал с точки зрения эстетического и нравственного развития учащихся.
Художественно-эстетический, коммуникативный и нравственно-мировоззренческий принципы построения программы и учебников значительно расширяют границы коммуникации младшего школьника. Помимо реального общения с окружающим миром, дети включаются процесс духовного общения с миром искусства через чтение художественных произведений и воображаемый диалог с писателем, художником, композитором.
Программа по литературному чтению формирует у младших школьников (на доступном им уровне) представление о значимости художественных произведений в жизни человека.
Учащиеся постепенно начинают понимать, что цель общения
с писателем или художником не сводится к получению познавательной информации. Каждый автор стремится не только что-то сообщать читателю или поучать его, но и «беседовать» с ним, завязав воображаемый диалог, чтобы обогатить читателя своими эстетическими переживаниями, открытиями, приобщить его к своим убеждениям и нравственным ценностям.
В этом состоит одна из важнейших воспитательных задач уроков литературного чтения.
Место курса в учебном плане.
На изучение литературного чтения в начальной школе в 3 классе отводится 102часов (3ч в неделю, 34 учебные недели ).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1.Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
5. Формирование эстетических чувств
6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.
8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.
Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Предметныерезультаты
1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
2. Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.
3. Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.
4. Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России.
5. Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.
6. Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
7. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
8. Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Основные содержательные линии
Литература является одним из самых мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения. Отсюда следует ведущая роль уроков чтения в системе начального обучения.
Главной задачей является формирование у детей полноценного навыка чтения, без которого будет затруднено обучение по всем другим предметам, умения вчитываться в текст и извлекать из него необходимую информацию, интереса к книге и художественному произведению как искусству слова.
Эта задача успешно решается в процессе общения с художественной литературой, которая, как и всякое искусство, полифункциональная: она пробуждает эстетические чувства, ставит перед человеком нравственно-мировоззренческие вопросы и расширяет познавательные горизонты читателя. Все эти аспекты литературного произведения должны найти место на уроках литературного чтения.
Курс «Литературное чтение» ставит следующие задачи:
целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;
свободное чтение и самостоятельное извлечение смысловой информации из прочитанного текста;
приобщение ребёнка к литературе как искусству слова;
формировать уважительное отношение младших школьников к книге как важнейшей культурно-исторической ценности;
обеспечить младшим школьникам понимание художественных произведений;
научить практически различать художественные и научно-познавательные литературные произведения, по-другому отражающие мир;
развивать интерес к литературному творчеству;
духовно-нравственное совершенствование личности, формирование позитивного мировосприятия и расширение познавательных возможностей младших школьников.
Общие принципы, реализующие указанные цели:
принцип художественно-эстетический, позволяющий изучать произведение как искусство слова и формировать эстетическое отношение к произведениям искусства и окружающему миру;
принцип системности, обеспечивающий изучение произведения во всей его полноте, во взаимосвязи художественно-эстетических, духовно-нравственных и познавательно-мировоззренческих ценностей литературного произведения, в единстве его художественной формы и содержания;
принцип коммуникативности, реализующий диалоговую форму урока и построение системы разбора произведения как общение вдумчивого читателя с автором произведения и его героями;
принцип введения элементов драматургии для всестороннего анализа произведения;
принцип дидактической целесообразности, позволяющий сочетать многоаспектный анализ текста с развитием интенсивного навыка чтения;
культурно-исторический принцип;
принцип взаимосвязи семьи и школы, возрождающий русскую традицию семейного чтения.
Программа по литературному чтению формирует у младших школьников (на доступном им уровне) представление о значимости художественных произведений в жизни человека. Учащиеся постепенно начинают понимать, что цель общения с писателем или художником не сводится к получению познавательной информации. Каждый автор стремится не только что-то сообщать читателю или поучать его, но и «беседовать» с ним, завязав воображаемый диалог, чтобы обогатить читателя своими эстетическими переживаниями, открытиями, приобщить его к своим убеждениям и нравственным ценностям. В этом состоит одна из важнейших воспитательных задач уроков литературного чтения.
В целом программа «Литературное чтение» обеспечивает развитие коммуникативно-речевых навыков и умений, помогает ввести детей в мир художественной литературы, способствует воспитанию читательской культуры. Культура читателя не сводится к умению бережно обращаться с книгой. Она проявляется в умении глубоко проникать в смысл читаемого, в умении выбрать достойную книгу для чтения и в желании постоянно читать художественную литературу. Культура чтения сказывается на всем духовно-нравственном и эстетическом развитии личности младшего школьника.
Круг детского чтения. Тематика
1. Вводный раздел. «Большие и маленькие секреты страны Литературии»; «Книга — окно в новый неведомый мир» (М. Горький).
Литературные произведения: литературные сказки русских и зарубежных писателей; рассказы писателей-классиков и современных писателей России; басни, пьесы-сказки, повести; страницы поэзии (произведения отечественных и зарубежных поэтов); научно-познавательные литературные произведения; мифы Древней Греции; рассказы из Священной истории; по страницам детских журналов (старинных и современных).
Литература — искусство слова. «Тропа» к А. Пушкину, Л. Толстому, И. Крылову. Круг произведений писателей-классиков, небольшой справочный материал о жизни писателей, их произведениях.
3. Тематический блок. Произведения, посвященные Родине, ее прошлому и настоящему. Нравственно-этические темы о детях, друзьях-товарищах, семье, окружающем мире, о взаимоотношениях и общении людей. Юмористические стихи и рассказы.
Сравнение художественных и научно-познавательных текстов с единой тематикой.
Коммуникативно-речевые умения и навыки при работе с текстом произведения
1. Развитие навыка чтения.
— Способ чтения: беглое чтение целыми словами.
— Увеличение «поля» чтения за счет интонационного объединения слов в словосочетания и фразы.
— Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.
— Качества навыка чтения: сознательное, правильное чтение с ускорением темпа чтения до 70—80 слов в минуту; развитие умения читать выразительно, соблюдая интонациюконца предложений, делая паузы на месте, отмеченном знакомпрепинания. Умение передать при чтении свое отношение к содержанию читаемого.
2. Формирование речевых умений при работе с текстом произведения.
— Самостоятельный (подробный и выборочный) пересказ текста с использованием приемов словесного рисования.
— Самостоятельное деление текста на части, озаглавливание их.
— Составление плана прочитанного текста с опорой на предложения и фразы текста.
— Краткий пересказ текста с опорой на план (с помощью учителя).
— Нахождение предложений, выражающих главную мысль. Умение соотносить главную мысль с пословицей.
— Составление рассказов на заданную тему на основе наблюдений за природой, жизнью школы, друзей, семьи и др.
3. Воспитание культуры речи и чтения.
— Воспитание культуры общения с собеседником: умения внимательно его слушать, т. е. анализировать речь, улавливать ее смысл, поддерживая диалог вопросами или репликами, строить речевое общение с собеседником на основе доброжелательности, миролюбия и уважения.
— Формирование выразительности речи и чтения: выбор интонации (тона, темпа речи и чтения, логического ударения и пауз) в зависимости от содержания речи и коммуникативных задач общения: что-то сообщить, выразить радость или недовольство, сочувствие или осуждение и т. д.; умение прочитать один и тот же текст с различным подтекстом: восхищением, удивлением и т. д. (с помощью учителя).
— Формирование потребности в чтении книг по рекомендованному списку; умения давать оценку прочитанному.
— Ориентировка в учебной книге: умение самостоятельно находить произведение в книге, пользуясь оглавлением; соотносить тематические разделы книги с темой отдельных текстов; самостоятельно пользоваться вопросами и заданиями при анализе текста.
Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусств и наблюдений за окружающим миром.
1. Опыт эстетического восприятия мира на основе наблюдений.
— Сопоставление, сравнение своих наблюдений и впечатлений с теми, которые отражены в произведениях разных видов искусства.
— Формирование способности эстетически воспринимать театральные представления; составление рассказов с элементами описания на основе увиденного.
— Развитие умения находить темы для обобщения размышления о том, что прочитал ребенок в художественных произведениях, увидел в спектаклях, на картинах.
2. Слушание художественных произведений.
— Слушание литературных произведений в исполнении одноклассников, умение эмоционально откликаться на услышанное.
— Восприятие чтения одного и того же произведения разными исполнителями, сравнение, сопоставление, отбор наиболее удачных вариантов исполнения. Стимулирование творческой активности детей.
— Приобщение школьников к миру поэзии, наблюдение за мелодией стиха, звукописью, звукоподражанием.
— Заучивание стихотворений и отрывков из прозаических текстов (по выбору).
3. Перечитывание художественного произведения и его анализ.
— Побуждение детей к самостоятельному перечитыванию произведений. Формирование умения внимательно относиться к авторскому слову.
— Наблюдение за мастерством автора, его умением выбирать слова и выражения для описания места действия, характеристики событий и героев.
— Размышления над мотивами поступков персонажей, сравнение героев, нахождение слов и выражений для их характеристики.
— Формирование умения давать эстетическую и нравственную оценку поступков героев произведения, обсуждать данные оценки.
— Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, жестов и мимикой персонажей.
— Умение обращать внимание на место действия, окружающую обстановку, давать им эстетическую оценку.
— Наблюдение за средствами художественной выразительности в поэтических текстах, нахождение сравнений, олицетворений, эпитетов, метафор (без терминов).
— Формирование умения воссоздавать поэтические образы произведения (описание предмета, природы, места действия, героя, его эмоциональное состояние) на основе анализа словесной ткани произведения.
— Развитие умения отбирать из словесной ткани произведения отдельные детали и объединять их для создания целостного художественного образа.
— Формирование умения сопоставлять произведения разных видов искусств (словесного, музыкального, изобразительного) по теме, по настроению и главной мысли.
4. Опыт творческой деятельности. Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами.
— Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами.
— Различение жанров литературных произведений: рассказы, сказки, стихотворения.
— Умение самостоятельно подобрать пословицы к прочитанному произведению, соотнести их с темой или главной мыслью.
— Развитие умения сопоставлять два ряда представлений о природе — реальных и словесных, образных, выраженных тем или иным автором в своем стихотворении.
— Коллективная драматизация художественных произведений. Введение игровых ситуаций с переменой ролей их участников: переход с позиции слушателя на позицию исполнителя роли, режиссера, художника, автора текста.
— Развитие умения выделять отличительные признаки сказки: волшебные события, предметы, герои, чудеса, сказочные формулы начала и конца.
— Умение выделять характерные элементы басни как вымышленного рассказа (вымышленные персонажи, олицетворение, нравоучение — мораль).
— Умение составлять рассказы в стиле определенного писателя (как рассказал бы тот или иной писатель, например, о птице или звере и т. д.).
Рабочая программа рассчитана на 102 часов в год, 3 часа в неделю. Учебный материал распределён по разделам:
№ п/п
Раздел
Количество часов
1.
Книги – мои друзья.
4 часов
2.
Жизнь дана на добрые дела.
13 часов
3.
Волшебные сказки.
12 часов
4.
Люблю всё живое.
14 часов
5.
Картины русской природы.
10 часов
6.
Великие русские писатели.
23 часов
7.
Литературная сказка.
13 часов
8.
Картины родной природы.
13 часов
«Тамбовские писатели – детям» (17 ч.)
С. С. Милосердов «Колосья» (1 ч.)
С С. Милосердов «Июль», «Солома» (1 ч.)
С.С. Милосердов «Деревья» (1 ч.)
П. Ф. Шаповалов «Необыкновенные свидания» (1 ч.)
П. Ф. Шаповалов «Уточка» (1 ч.)
П. Ф. Шаповалов «Обманчивые ягоды» (1 ч.)
П. Ф. Шаповалов «Свет весны» (1 ч.)
П. Ф. Шаповалов «Раненая мать» (1 ч.)
И. В. Шамов «Тополёк», «Первый луч» (1 ч.)
И. В. Шамов «Заря космической весны» (1 ч.)
И. В. Шамов «Русский лес» (1 ч.)
И. В. Шамов «Зелёной кружевной каёмкой…» (1 ч.)
М. А. Белахова «Драгоценный груз» (1 ч.)
М. А. Белахова «Пожар в самолёте» (1 ч.)
М. А. Белахова «Ничего особенного» (1 ч.)
М. А. Белахова «Дела попутные» (1 ч.)
М. А. Белахова «С одной фарой» (1 ч.)
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Учащиеся должны знать:
- имена и фамилии 3—4 авторов и классиков русской литературы;
- 2—4 книги каждого писателя из рекомендованного списка для самостоятельного чтения;
- наизусть 7—8 стихотворений современных авторов и классиков русской и зарубежной литературы;
- имена и фамилии 7—8 писателей—авторов прочитанных произведений.
Учащиеся должны уметь:
- читать вслух бегло, осознанно, правильно в темпе чтения не менее 70 слов в минуту;
- читать про себя небольшой текст с последующим пересказом его содержания;
- читать текст выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
- пересказывать содержание произведения подробно и выборочно;
- делить несложный текст на части;
- соотносить пословицы с содержанием произведения, находить его главную мысль;
- самостоятельно выбирать эпизоды, ситуации из произведения для ответа на вопросы и задания учебника;
- рисовать словесные картины к художественным произведениям;
- находить в художественном тексте слова и выражения, с помощью которых изображены герои, события, природа;
- различать басню, рассказ, волшебную сказку, бытовую сказку и сказку о животных;
- выделять особенности стихотворных произведений — рифму, ритм;
- басня: герой басни, подразумеваемый смысл, нравоучение — мораль;
- ориентироваться в учебной книге, находить в ней произведение по его названию и фамилии автора, объединять произведения на определенную тему;
- различать художественные и научно-познавательные произведения;
- находить в произведении средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты);
- найти книгу из рекомендованного списка литературы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
самостоятельно выбирать и читать книги;
высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);
определять содержание книги по заглавию, аннотации;
находить в словаре значение неизвестного слова.
№ п/п урока
Тема урока
Деятельность учащихся
1.
Книги, прочитанные летом. К. Чуковский. Бибигон и его друзья.
Знакомство с названием раздела «Книги—мои друзья». Обсуждение высказывания в паре. Выполнение заданий в «Творческой тетради». Чтение и обсуждение пословиц, поговорок, загадок о книге. Диалог Ани и Вани. Знакомство с книгой Е. Осетрова «Сказ о друкаре Иване и его книгах». Чтение высказывания Ярослава Мудрого о книгах. Знакомство с высказываниями Владимира Мономаха. Обобщение по теме урока. Книга—великая мудрость для всего народа
2.
Книги Древней Руси.
3.
Первопечатник Иван Фёдоров.
Мы идём в музей книги
.
Знакомство с темой урока. Рассматривание памятника Ивану Фёдорову. Работа в «Творческой тетради». Разгадывание головоломок. Знакомство со статьёй. Антиципация содержания по опорным словам головоломки. Краткий (сжатый) пересказ. Знакомство с «Азбукой» Ивана Фёдорова. Работа над высказываниями в «Азбуке». Работа в паре. Обобщение по теме урока. Анализ произведения «Иван Фёдоров и Иван Грозный» («Творческая тетрадь»).
Подготовка к реализации проекта «Мы идём в музей книги». Отбор материала для создания экскурсии. Проведение экскурсии по музею. Презентация экскурсии
4-5.
В.И. Даль – собиратель народной мудрости.
Пословицы и поговорки русского народа.
6.
Н. Носов. Огурцы.
Знакомство с рассказом Н. Носова «Огурцы». Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника. Работа в «Творческой тетради». Анализ слова «добро». Создание текста «Доброе дело».
7.
Н. Носов. Огурцы. Создание текста «Доброе дело».
8.
М. Зощенко. Не надо врать.
Анализ рассказа.
Знакомство с рассказом М. Зощенко «Не надо врать». Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника.
9.
Л. Каминский. Сочинение.
Знакомство с произведением Л. Каминского «Сочинение». Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника. Творческая работа. Написание отзыва на книгу.
10.
Л. Каминский. Сочинение. Пишем отзыв.
11.
М. Зощенко. Через тридцать лет.
Знакомство с рассказом М. Зощенко «Через тридцать лет». Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника. Работа с выставкой книг «Рассказы М. Зощенко». Написание отзыва на книгу.
12.
Мы идём в библиотеку. Весёлые рассказы писателей.
«Мы идём в библиотеку». Весёлые рассказы писателей.
13.
Н. Носов. Трудная задача.
«Самостоятельное чтение». Н. Носов «Трудная задача».
14.
В. Драгунский. «Где это видано, где это слыхано…».
«Наш театр». В. Драгунский. «Где это видано, где это слыхано...».Подготовка к инсценированию произведения. Работа в «Творческой тетради». Инсценирование произведения.
15.
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Юмористические рассказы.
«Маленькие и большие секреты страны Литературии». Юмористические рассказы.
16.
Обобщающий урок по разделу: «Жизнь дана на добрые дела».
Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника.
17.
Волшебные сказки. Урок работы с книгой.
Знакомство с темой урока. Работа по с.48—49 учебника. Народные сказки. Работа с выставкой книг. Работа в «Творческой тетради». Классификация сказок. Знакомство с особенностями волшебной сказки. Диалог Ани и Вани.
18.
Иван – царевич и Серый Волк. Русская народная сказка.
Особенности построения сказки
Знакомство со сказкой «Иван-царевич и Серый Волк». Особенности построения сказки. Герои волшебной сказки. Характеристика героя. Анализ картины В. Васнецова «Иван-царевич и Серый Волк»
19.
Иван – царевич и Серый Волк. Герои волшебной сказки. Характеристика героя.
20.
Иван – царевич и Серый Волк. Подготовка к пересказу.
21.
Анализ картины В.Васнецова «Иван – царевич и Серый Волк».
22.
Летучий корабль. Русская народная сказка. Особенности построения сказки.
Знакомство со сказкой «Летучий корабль». Особенности построения сказки. Герои волшебной сказки. Характеристика героя. Выставка книг. Русские народные сказки. Отзыв на книгу.
Особенности построения сказки. Герои волшебной сказки. Характеристика героя. Выставка книг. Русские народные сказки. Отзыв на книгу
23.
Летучий корабль. Герои волшебной сказки. Характеристики героя.
24.
Мы идём в библиотеку. Русские и зарубежные сказки.
«Мы идём в библиотеку». Русские и зарубежные сказки.
25.
По щучьему велению. Русская народная сказка. Подготовка к инсценированию произведения.
«Наш театр». «По щучьему велению». Подготовка к инсценированию произведения. Работа в «Творческой тетради».
26.
По щучьему велению. Инсценирование произведения.
Инсценирование произведения.
27.
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Русские сказки.
«Маленькие и большие секреты страны Литературии». Русские сказки. Выполнение вопросов и заданий учебника.
28.
Обобщающий урок по теме: «Волшебные сказки».
Исследовательская работа «Добро побеждает зло»
29.
Энциклопедии и справочники.
Знакомство с темой урока. Диалог Ани и Вани. Работа с выставкой книг. Энциклопедии и справочная литература. Представление книги. Написание отзыва.
30
К. Паустовский. Барсучий нос. Текст «Барсук» из справочника. Сравнение художественного и научно-познавательного текстов.
31.
В. Берестов. Кошкин щенок. В. Заходер. «Вредный кот».
Знакомство с произведением В. Берестова «Кошкин щенок». Особенности художественного текста. Подготовка к выразительному чтению. Работа в «Творческой тетради». Исследовательская работа. Читаем и наблюдаем. Знакомство с произведением Б. Заходера «Вредный кот». Сравнение стихотворений. Подготовка к выразительному чтению.
32.
В. Бианки. «Приключения Муравьишки». Особенности художественного текста.
Сравнение художественного и научно-познавательного текста. Знакомство с произведением В. Бианки «Приключения Муравьишки». Особенности художественного текста. Мастерская писателя. Создание текста по аналогии «Муравьишка и Бабочка». Работа в «Творческой тетради». Сравнение художественного и научно-познавательного текста. О. Полонский «Муравьиное царство».
33.
Создание текста по аналогии. «Муравьишка и Бабочка».
34.
Тим Собакин. Песни бегемотов.
Знакомство с книгой Тима Собакина. Чтение стихотворения Тима Собакина «Песни бегемотов». Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника. Написание отзыва на произведение
35.
Мы идём в библиотеку. Стихи и рассказы о природе.
«Мы идём в библиотеку». Сборники стихотворений и рассказов о природе. Периодическая печать. Знакомство с детскими журналами «Трамвай», «Миша», «Юный натуралист», «Филя»,«Свирелька». «Самостоятельное чтение». Д.Мамин- Сибиряк «Серая Шейка». «Семейное чтение». Н.Носов «Карасик»
«Наш театр». М.Горький «Воробьишко». Подготовка к инсценированию произведения. Работа в «Творческой тетради».
Инсценирование произведения.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
36.
Знакомство с детскими журналами «Трамвай», «Миша», «Юный натуралист», «Филя», «Свирелька».
37.
Д. Мамин - Сибиряк. Серая Шейка. Н. Носов. Карасик.
38.
М. Горький. Воробьишко. Подготовка к инсценированию.
39.
М. Горький. Воробьишко. Инсценирование произведения.
40.
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Отзыв на книгу о природе.
41.
Составление плана рассказа.
42.
Контрольная работа по разделу «Люби все живое».
43.
Картины русской природы. И. Шишкин. Зимой в лесу.
Знакомство с темой урока. Диалог Ани и Вани. . Конкурс на лучшего чтеца произведений о природе. И. Шишкин «Зима в лесу». Анализ картины. Работа в «Творческой тетради»
44.
Н. Некрасов. Славная осень.
Знакомство с темой урока. Подбор слов-ассоциаций по теме урока. Создание устного текста «Славная осень». Знакомство с произведением Н. Некрасова «Славная осень!..». Анализ произведения. Осень в парке. Фотография. Анализ произведения. Создание альбома «Славная осень»
45.
М. Пришвин. «Осинкам холодно». Ф. Тютчев. «Листья».
Знакомство с произведением М. Пришвина «Осинкам холодно...». Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника. Знакомство с произведением Ф. Тютчева «Листья». Сравнение произведений.
Листья. Анализ фотографии. Создание текста к фотографии
46.
А. Фет. «Осень». И. Бунин. «Первый снег».
Знакомство с произведениями А.Фета, И.Бунина. Сравнение произведений.
47.
В. Поленов. Ранний снег. Анализ картины. Создание текста.
В.Поленов «Ранний снег». Анализ картины. Создание текста
48.
Мы идём в библиотеку. Природа в произведениях русских писателей, поэтов, художников.
«Мы идём в библиотеку». Стихотворения русских поэтов о природе.
«Самостоятельное чтение». К. Бальмонт «Снежинки».
«Семейное чтение». К. Паустовский «В саду уже поселилась осень...».
И. Остроухов. «Парк». А. Саврасов «Зима»
49.
К. Бальмонт. Снежинка.
50.
К. Паустовский. «В саду уже поселилась осень…».
51.
Готовимся к празднику. Создание собственного поздравления.
Работа в «Творческой тетради». Диалог Ани и Вани. Анализ поздравительных открыток. Создание собственного поздравления
52.
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Картины русской природы.
«Маленькие и большие секреты страны Литературии». Картины русской природы. Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника
53.
Выставка книг. Произведения русских писателей.
Выставка книг. Произведения русских писателей. Знакомство с темой урока. Диалог
Ани и Вани. Чтение статьи В. Берестова «Александр
Сергеевич Пушкин». Краткий пересказ.
Чтение стихотворения «Зимнее утро».
Анализ произведения. Сравнение
стихотворения и произведения живописи И. Грабаря «Зимнее утро».
Чтение стихотворения «Зимний вечер». Анализ произведения. Сравнение стихотворения с произведением живописи
Ю. Клевера «Закат солнца зимой», «Зимний пейзаж с избушкой». Чтение стихотворения «Опрятней модного паркета...». Анализ стихотворения.
Сравнение стихотворения с произведением живописи П. Брейгеля младшего «Зимний пейзаж»,
В. Сурикова «Взятие снежного городка»
54.
В. Берестов. Александр Сергеевич Пушкин.
55.
А.С. Пушкин. Зимнее утро.
56.
Сравнение стихотворения А.С Пушкина. Зимнее утро и произведения живописи И. Грабаря. Зимнее утро.
57.
А.С. Пушкин. Зимний вечер.
58.
Сравнение стихотворения А.С. Пушкина. Зимний вечер с произведениями живописи Ю. Клевера. Закат солнца. Зимний пейзаж с избушкой.
59.
А.С. Пушкин. Опрятней модного паркета…Сравнение стихотворения с произведениями живописи П. Брейгеля. Зимний пейзаж, В. Сурикова. Взятие снежного ….
60.
Выставка книг. Сказки А.С. Пушкина.
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
Чтение и анализ произведения «Сказка о царе Салтане, о сыне его Славном могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Иван Билибин. Художник-иллюстратор сказки А. С. Пушкина.
Составлять план сказки. Находить слова, которые помогают услышать звуки моря, полёта комара, мухи, шмеля.
Обсуждать в паре, когда используется приём звукозаписи.
Озаглавливать иллюстрации.
61.
Чтение произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» (продолжение).
62.
Анализ произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…».
63.
И.Я. Библин. Художник – иллюстратор сказок А.С. Пушкина.
64.
Понятийный аппарат басни: наставление, иносказание, нравоучи-тельный комический рассказ. Викторина «Знаешь ли ты басни И.А. Крылова?».
65.
И.А. Крылов. Слон и Моська.
Знакомство с темой урока. Чтение диалога Ани и Вани. Опыт прочтения басен в 1—2 классах. Выявление восприятия басен младшими школьниками. Понятийный аппарат басни: наставление, иносказание, нравоучительный комический рассказ. Викторина «Знаешь ли ты басни И. Крылова?». «Творческая тетрадь». Работа по с.45—47 учебника. Анализ басни «Слон и Моська». Работа по вопросам учебника на с.48—49. Анализ басни «Чиж и голубь». Работаповопросамнас.49 учебника Обобщающая работа по басням. Наблюдаем и размышляем. Попробуем разобраться в своём характере.
66.
И. А. Крылов. Чиж и голубь.
67.
Обобщающая работа по теме: «Басни И.А Крылова».
68.
Л.Н. Толстой. Лев и собачка.
Антиципация темы урока. Знакомство с выставкой книг. Классификация книг.
Чтение статьи Л. Воронковой. Подготовка к краткому пересказу. Краткий пересказ. Анализ рассказа «Лев и собачка». Работа по вопросам учебника на с.53.
Подготовка к пересказу. Пересказ.
Анализ рассказа «Лебеди». Работа по вопросам учебника на с.55. Составление плана рассказа. Анализ рассказа «Акула». Работа по вопросам учебника на с.58.
Обобщающая работа по произведениям Л. Толстого
69.
Л.Н. Толстой. Лебеди.
70.
Л.Н. Толстой. Акула.
71.
Обобщающая работа по произведениям Л.Н. Толстого.
72.
Мы идём в библиотеку. Произведения великих русских писателей и поэтов.
«Мы идём в библиотеку». Произведения великих русских писателей и поэтов. «Самостоятельное чтение». Л. Толстой «Волга и Вазуза», «Как гуси Рим спасли». «Семейное чтение». Заповеди из Евангелия в пересказе Л. Толстого
73.
И.А. Крылов. Квартет. Подготовка к инсценированию.
«Маленькие и большие секреты страны Литературии». Работа с выставкой книг. Классификация книг. Создание текста «Зачем нужно читать произведения великих русских писателей и поэтов». Выполнение вопросов и заданий учебника. Анализ произведения А. Барто «Квартет». Создание текста-рассуждения «Что означает слово «согласие».
76.
Контрольная работа по теме: «Тематический каталог. Создание текста-рассуждения о значении слова «согласие».
77.
В.И. Даль. Девочка Снегурочка.
Сказки народные; сказители; собиратели сказок; обработка сказок. Литературные сказки; авторские сказки; особенности литературных сказок (развитие действия, характеристика героя); предисловие. Полный и краткий пересказ. Составление плана.
78.
В. Одоевский. Мороз Иванович. Особенности построения волшебной сказки.
79.
Д. Н. Мамин – Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу.
«Не делай другому того, чего себе не пожелаешь...». Из сборника «Алёнушкины сказки». Чтение и анализ «Сказки про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу». Работа по вопросам учебника. Характеристика героя произведения. Подготовка к пересказу. Пересказ сказки. Работа по группам. Обобщающая работа. Сравнение литературной и народной сказки.
80.
Обобщающая работа. Сравнение литературной и народной сказки.
Работа по группам. Обобщающая работа. Сравнение литературной и народной сказки.
81.
Дж. Родари. Волшебный барабан.
Чтение и анализ сказки Дж. Родари «Волшебный барабан». Работа в «Творческой тетради». Создание своего окончания сказки. Презентация творческой работы.
82.
Создание своего окончания сказки.
83
Мы идём в библиотеку. Литературные сказки русских писателей и поэтов.
«Мы идём в библиотеку». Литературные
сказки русских писателей и поэтов.
«Самостоятельное чтение».
Тим Собакин «Лунная сказка».
«Семейное чтение». Ю. Коваль
«Сказка про серебряного сокола»
84.
Тим Собакин. Лунная сказка.
85.
Ю. Коваль. Сказка о серебряном соколе
86.
С. Михалков. Упрямый козлёнок. Подготовка к инсценированию.
«Наш театр». С.Михалков «Упрямый
козлёнок». Подготовка к инсценированию произведения.
Инсценирование произведения
87.
С. Михалков. Упрямый козлёнок. Инсценирование произведения.
88.
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Сочинение сказки.
«Маленькие и большие секреты
страны Литературии». Работа с выставкой книг. Классификация книг.
Сочинение сказки
89.
Обобщающий урок по теме: «Литературная сказка».
90.
Т. Коти. В родном краю.
Пишем рассказ «В родном краю».
Творчество. Стихотворение; лирическое стихотворение; настроение; картины природы. Рассказ; лирический рассказ; настроение; картины природы. Знакомство с темой раздела. Мастерская писателя. Анализ стихотворения Т. Коти «В родном краю». Создание текста «Строки стихотворения напомнили мне...». Пишем рассказ «В родном краю...»
91.
Б. Заходер. Что такое стихи?
Чтение диалога Ани и Вани. Что такое творчество? Анализ стихотворения Б. Заходера «Что такое стихи?». Что такое стихотворение? Может ли стихотворение являться творчеством?
92.
И. Соколов – Микитов. Март в лесу. А. Майков. Весна.
Чтение и анализ произведения И. Соколова-Микитова «Март в лесу». Чтение и анализ стихотворения
А. Майкова «Весна». Чтение и анализ стихотворения
С. Есенина «Сыплет черёмуха...» Анализ картины В. Пурвит «Последний снег»,
В. Борисова- Мусатова «Весна».
93.
С. Есенин «Сыплет черёмуха…». Анализ картин В. Пурвита. Последний снег. В. Борисова – Мусатова. Весна.
94.
С. Есенин. С добрым утром.
Чтение и анализ стихотворения С. Есенина «С добрым утром». Подготовка к выразительному чтению. Выразительное чтение. Знакомство со сборником стихов С. Есенина.
95.
Сравнительный анализ произведений живописи А. Васнецова. После дождя, И. Шишкина. Дождь в дубовом лесу.
Чтение и анализ стихотворения Ф. Тютчева «Весенняя гроза». Подготовка к выразительному чтению. Выразительное чтение.
Сравнительный анализ произведений живописи А. Васнецова «После дождя», И. Шишкина «Дождь в дубовом лесу».
96.
М. Пришвин. Золотой луг.
Анализ картины А. Рылова «Зелёный шум». Чтение и анализ стихотворения Саши Чёрного «Летом» Сравнение лирических текстов: текста живописи и текста стихотворения. Чтение и анализ стихотворения Ф. Тютчева «В небе тают облака...». Анализ картины А. Саврасова «Сосновый бор на берегу реки». Сравнение произведения живописи и стихотворения.
97.
Сравнение стихотворения Саши Чёрного. «Летом» и произведения живописи А. Рылова «Зелёный шум».
98.
Сравнение стихотворения Ф. Тютчева «В небе тают облака…» и произведения живописи А. Саврасова Сосновый бор на берегу реки.
99.
Мы идём в библиотеку. Стихи и рассказы о природе.
«Мы идём в библиотеку». Стихи и рассказы о природе.
«Самостоятельное чтение».
Чтение и анализ.
Г. Юдин «Поэты».
Я. Аким «Как я написал первое стихотворение»
100.
Г. Юдин. Поэты. Я. Аким. Как я написал первое стихотворение.
101.
Итоговая контрольная работа по теме: «Сравнение произведения живописи и стихотворения. Средства выразительности в поэзии»
Итоговая контрольная работа.
102.
Обобщающий урок. Праздник читательских удовольствий.
Анализ курса литературного чтения. Отбор понравившихся произведений. Презентация понравившихся произведений. Задание на лето.
Литература и средства обучения
1.Федеральный государственный стандарт начального общего образования (текст)/ Министерство образования и науки Российской Федерации, - М.: Просвещение, 2010.
2.Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами УМК «Перспектива (Текст): методическое пособие. -М. :Просвещение, 2010.
3.Примерные программы начального общего образования. В 2 ч, Ч.1(Текст): учебное издание_М. : Просвещение, 2010.
4. «Перспектива». Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива», 1-4 классы. М .: Просвещение,2011.
5. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1 / Сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская Москва, Просвещение. 2013
6. Литературное чтение. Творческая тетрадь. 3класс.. Москва, Просвещение. 2013