В помощь учителям начальных классов, проходящих курсы переподготовки на учителей английского языка в начальной школе.
В помощь учителям начальных классов, проходящих курсы переподготовки на учителей английского языка в начальной школе.
Данная разработка поможет учителям начальных классов, находящихся на курсах переподготовки на учителей английского языка, в подготовке к экзаменам. Включены в Unit 1 четыре вопроса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«В помощь учителям начальных классов, проходящих курсы переподготовки на учителей английского языка в начальной школе.»
Лецких Л.А
МАОУ СОШ №21.
г.Кунгур, Пермский край
В помощь учителям начальных классов, проходящих курсы переподготовки на учителей английского языка в начальной школе
(Ответы на экзаменационные вопросы)
1.Когнитвный подход к преподаванию ИЯ в начальной школе
Реализация требований ФГОС на уроке ИЯ в начальной школе возможна при правильном формулировании общего подхода и цели обучения иностранному языку. И этими подходами должны быть: прагматический, когнитивный и педагогический. Рассмотрим когнитивный подход к преподаванию ИЯ. Когнитивный подход - в переводе с лат. языка означает «познание изучение, осознание», т.е. способность к умственному восприятию и передаче человеком внешней информации. Следовательно, знания являются результатом когнитивного процесса, поэтому когнитивная задача на уроке ИЯ в начальной школе заключается в том, чтобы дать учащимся возможность узнать, осознать и понять новое, поупражняться в процессе познания. Когнитивный подход определяет формирование представлений о системе языка. Формирование же представлений о языковых явлениях осуществляется в естественном порядке, т.е. по определенной схеме:
1.Конкретный опыт.
2.Наблюдение-рефлексия.
3.Абстрактная концептуализация.
4. Эксперимент (первые попытки его употребления в речи).
5. Коррекция выводов.
К тому же этот процесс создания когнитивного образа языкового явления проходит тремя этапами:
Ученик испытывает потребность в обширной и разнообразной информации о слове как будущей ориентировочной основе для действия с ним.
После создания образа слова и накопления определенной дозы информации о нем наступает самый важный и ответственный этап – этап интериоризации
( постепенному развитию умения употреблять новую лексику, ее запоминать, переводить на уровень долговременной памяти). Информация, полученная о слове, особым образом перерабатывается сознанием школьника и организуется в виде специальных объединений.
Этап тренировки. Здесь происходит создание ассоциативных связей у введенного слова.
На практике же когнитивный подход означает, что преподаватель должен обеспечить прохождение учеником естественных стадий познавательного процесса, т.е.:
-анализ или припоминание предшествующих знаний в данной проблемной области,
-наблюдение нового,
-выявление противоречия,
-постановка задачи,
-выдвижение гипотезы,
-концептуализация (закрепление) нового знания при помощи имеющихся в распоряжении учащегося стратегий,
-экспериментальное использование нового знания,
-новый виток его коррекции.
В отношении когнитивных возможностей ученика педагогическая проблема состоит в том, чтобы тренировать учащихся в использовании стратегий, а также обеспечить ученику возможность извлечь максимум из уже имеющихся знаний и умений. В этом смысле для педагога важно понять, как будут взаимодействовать приемы обучения, предлагаемые учителем, и возможности учащегося в тот или иной момент обучения.
Т.о. важным условием владения аспектом речи на иностранном языке является создание разветвленной системы связей у слова. Такие связи образуются за счет включения в познавательный процесс комплекса действий аналитического характера. Это такие действия:
классификация
распределение слов по рубрикам
категоризация
обобщение
аргументация
обобщение
вывод знаний о структуре слова и т.д.
коррекция сведений о структуре значений слова
уточнение лексического фона на основе контекста
выражение оценки и своего отношения к сказанному, прочитанному, услышанному.
Для достижения целей и задач по овладению лексикой с учетом требований когнитивного подхода рекомендуется специальная группа упражнений. Таких, как:
в создании когнитивного образа, в развитии у учащихся умений прогнозировать лексический материал, в развитии лексической креативности и др.
Например:
-вспомните слова, которые содержат гласный звук [I:]
be -been-bean me – meet- meat,
-назовите слова с удвоенной буквой, передающей гласный звук:
fool - pool-hook-fool-too-book и др.
Т.о. учитель создает на уроке проблемные ситуации для учащихся для того, чтобы они открыли новые знания самостоятельно (он не передает учащимся знания в готовом виде и не навязывает их), предъявляет образцы ИЯ, предлагает когнитивные приемы, учит учащихся применять те или иные стратегии адекватно задаче, стоящей перед ним.
Когнитивный подход в обучении ИЯ в начальной школе крайне необходим, т.к. помимо умственного, он также способствует духовному и социальному развитию учащихся, т.к. учащиеся, как и в реальном мире, общаются друг с другом и с учителем. В связи с этим, как учащиеся, так и учителя должны быть вовлечены в процесс взаимного познания и понимания друг друга, сотрудничества в период обучения и учения. Кроме этого он значительно ускоряет процесс овладения ИЯ при 2-х часах в неделю, которые отводятся на изучение ИЯ в начальной школе, и в конечном итоге ведет к созданию ситуации успеха в обучении.
Только нельзя забывать еще и о том, что реализация когнитивной задачи на практике будет осуществляться тогда, когда каждый ученик будет замотивирован. Поэтому необходимо учитывать особенности современного учащегося, которые заключаются в следующем:
в наличии клипового сознания,
в необходимости визуализации информации,
в короткой продолжительности концентрации внимания,
множественности типов интеллекта.
Необходима постоянная смена форм деятельности. Т.о. современный урок ИЯ с использованием данного подхода в начальной школе будет способствовать тому, что учащийся из пассивного слушателя станет активным субъектом образовательного процесса.
2. Эффективные технологии преподавания ИЯ в начальной школе
Обучение и личностное развитие современного школьника возможно в том случае, если учебная деятельность эмоционально окрашена. Большое значение при организации образовательного процесса ИЯ играет мотивация учения. Интерес является главной движущей силой познавательной деятельности. Первоочередным условием повышения интереса к предмету «Иностранный язык» является формирование коммуникативной мотивации. Обеспечению коммуникативной мотивации способствуют такие факторы как: доброжелательная обстановка на уроке, положительный эмоциональный климат, доверительные отношения между учителем и учащимися, а также между самими учащимися. Что является самым интересным для ребенка начальной школы? Конечно же, игра. В.А. Сухомлинский говорил: «Без игры, нет, и не может быть полноценного умственного развития». Игры могут быть разные: фонетические, лексические, грамматические, орфографические, ролевые. Игры на развитие мышления, памяти и внимания, игры – соревнования и др. Например, игры с коммуникативной направленностью позволяют отработать фразы, используемые в диалогах-расспросах. Игры «Угадай животного». Один учащийся загадывает животное и задает вопрос: « Is it a cat (dog, frog…)? - No, it is not/ Yes, it is.
Метод проектов – один из интерактивных методов современного обучения, который сочетается с любым УМК, дает возможность эффективного овладения учащимися иноязычной коммуникативной компетенции. В проекте можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности: мотивационный, планирующий - подготовительный, информационно-операционный, рефлексивно-оценочный. Проектная работа на уроке ИЯ в начальной школе может быть практико-ориентированная, исследовательская и творческая. По составу участников она может быть индивидуальная и групповая. Характеристик проектной деятельности много. Суть ее в том, чтобы научить работать с информацией на ИЯ и уметь наглядно демонстрировать результаты этой работы. Темами такой проектной деятельности могут быть:
-семья, школа, домашние животные, цвета и т.д.
Интересен опыт обучения в сотрудничестве. Учащиеся учатся работать в команде, повторяют лексику и грамматику изученного материала по определенной теме, и вовлекаются в сюжет. Такую форму работы в малых группах можно проводить практически по каждой изучаемой теме в процессе работы на уроке ИЯ в начальной школе.
Урок квест или веб-квест – это формы активного обучения в форме приключенческой игры, в которой учащиеся по ходу игры решают различные интеллектуальные задачи на иностранном языке. Цель таких уроков-квестов- помочь учащимся в интересной форме приобрести новые навыки использования ИЯ, освоить новую лексику и повторить грамматику. В процессе квеста преподаватель ИЯ помогает учащимся правильно формулировать вопросы и ответы. Использование веб-квестов на уроках ИЯ в начальной школе помогает не только в интересной форме организовать преподавание ИЯ, но и учит проблемно-поисковой деятельности для достижения поставленной цели.
Урок - мозговой штурм. Это один из видов проблемного обучения, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся и развитие навыков поисковой деятельности. Именно в процессе осуществления проблемно-поисковой деятельности формируется и проявляется индивидуальность учащихся. Задания по мозговому штурму можно проводить на разных этапах ИЯ в начальной школе. Будут различаться только сложность лексики и грамматика построения речевых конструкций.
Составление портфолио учащегося на иностранном языке. Понятие «портфолио» в области педагогики имеет несколько толкований. Кратко можно сказать, что это технология сбора и анализа информации о процессе обучения, о результатах учебной деятельности ребенка по конкретному предмету и в целом. С позиции учащегося портфолио выступает своеобразным организатором его учебной деятельности, для педагога это средство обратной связи, а также инструмент инновационной оценки метапредметных и личностных результатов. В связи с этим, технология портфолио влияет на:
повышение самооценки учащегося, создание ситуации «успеха»,
мотивацию ученика к дальнейшему росту (как в предметной области, так и в развитии у себя различных умений) (ууд),
раскрытие творческого потенциала ребенка (при оформлении портфолио).
Таким образом, портфолио – это набор работ учащихся, представляющих собой полную картину целей, способностей и достижений ребенка в предметных областях знания, в метапредметных сферах и о личностных результатах развития. На начальном этапе изучения ИЯ ученикам предлагается следующая структура портфолио:
Самооценка предметных результатов и умений.
Установление основных мотивов изучения ИЯ и интересов.
Самооценка по видам деятельности (языковая и речевая компетенции).
Обобщим все сказанное выше: используя эффективные технологии в учебном процессе в начальной школе, можно достичь высоких результатов не только в обучении, но и воспитании учащихся начальной школы.
3.Познавательные УУД в процессе обучения ИЯ в начальной школе
При выделении УУД опираются на концепцию развития УУД, разработанную на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин) группой авторов под руководством А.Г.Асмолова. Термин «УУД» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию, путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД, как обобщенные действия, открывают учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в выстраивании самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно- смысловых и операционных характеристик.
Помимо основных подходов, ФГОС определяет четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные, которые реализуются в процессе обучения ИЯ в начальной школе. Рассмотрим познавательные УУД, которые представляют самый обширный блок УУД, поскольку включают
- общеучебные действия (самостоятельное выделение и формулирование познавательной задачи, поиск и выделение необходимой информации при аудировании и чтении на ИЯ). Самостоятельное осознанное построение устного и письменного речевого высказывания - суждения на ИЯ. Выбор языковых средств в зависимости от конкретных ситуаций речевого иноязычного общения. Рефлексия деятельности по овладению И.Я. Контроль и оценка процесса и результатов иноязычной речевой деятельности и др;
- логические действия (синтез, самостоятельное выделение правил построения иноязычной речи, установление причинно-следственных связей при аудировании и чтении текстов и др);
-действия по постановке и решению проблемы.
В начальной школе познавательные действия, формируемые на уроках английского языка, ориентированы на использование в дальнейшем нового языка как средства приобретения и переработки информации: найти, прочитать, обобщить, изложить в устной и письменной форме, создать собственный текст.
Формированию познавательных УУД на уроках ИЯ способствуют различные виды заданий: составление таблиц, схем-моделей, выделение гласных и согласных букв/звуков в словах и др.
Однако у большинства учеников возникают трудности в ходе выполнения заданий на логику в силу возрастных особенностей, поэтому от учителя требуется представлять подобные задания с учетом индивидуальных особенностей. Следовательно, формирование познавательных УУД происходит поэтапно на начальном этапе, поэтому выделяют три разных этапа в формировании познавательных УУД в начальной школе: базовый для 1 класса, базовый для 2 класса, базовый для 3-4 классов.
При формировании познавательных УУД учителю необходимо корректно подбирать методы, формы и средства обучения, а это значит учитывать современные технологии образования: проблемно-диалогового обучения, технология проектного обучения, игровые технологии, ИКТ и другие. Одним из инструментов эффективного формирования познавательных УУД в начальной школе на уроке ИЯ, может выступать грамматическая сказка, которая стимулирует умственную деятельность учащихся. Кроме этого, способствует развитию логических операций: анализу, синтезу, сравнению. Эти операции являются основными в ходе осуществления познавательных УУД. Формирование познавательных УУД происходит и в процессе работы над проектом, как уже было сказано выше. Так во 2 классе могут выполняться учащимися творческие проекты (нарисуй, изобрази, опиши, сделай игрушку, поделку с последующим описанием). Любая изучаемая тема устной речи: «Животные. Моя семья. Сказочные герои. Продукты. В магазине». Сделай книгу «The ABC». В 4 классе могут быть исследовательско - информационные проекты: «Мои любимые сказочные герои», «Эти странные инопланетяне», «Как разнообразен мир людей». Основная идея проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность в ходе совместной творческой работы на уроке ИЯ. Проектная технология позволяет учителю работать над развитием у обучающихся умений учебной деятельности: выполнять проектные работы, создавать баланс индивидуальной и групповой работы на уроке, проводить анализ деятельности, развивать умения работать в коллективе и организовывать свою работу на всех этапах обучения (от мини-проектов в начальной школе до стратегий учебы).
Формирование познавательных УУД формируются и тогда, когда учитель говорит: «Подумайте», «Выполните задание», «Сделайте вывод…», «Проанализируйте» и др. Покажем на примере пути формирования познавательных УУД на уроке иностранного языка в начальной школе.
Познавательные УУД
Познавательные действия
Пути формирования УУД
через задания и упражнения
- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
- Поиск и выделение необходимой информации.
- Осознанное построение речевого высказывания.
- Выбор языковых средств в соответствии с ситуацией.
- Рефлексия деятельности.
«Как узнать по-английски, который час?», «Как сравнить предметы на английском языке?», «Как писать адрес на международном конверте?» и т.д
Выделить необходимую информацию при чтении и аудировании, найти в интернете информацию о праздновании праздников в Великобритании и т.д.
Самостоятельно описать любимого героя с опорой на графические символы, самостоятельно написать письмо другу с опорой на предложенный план.
Закончить предложения, выбрав один из вариантов предложенной схемы.
Обсудить пройденный на уроке материал: что нового я узнал, что делал и т.д.
Обобщим вышесказанное: сущность современного обучения – в создании условий для формирования и развития системы универсальных учебных действий, в нашем случае, познавательных УУД, которые являются тем единственным мощным механизмом, который в результате обучения в школе, обеспечит должный уровень коммуникативной компетентности учащегося, а именно качественное овладение ИЯ как средством межкультурного общения и взаимодействия.
4. Структура учебника ИЯ для начальной школы
Учебник – это пособие для обучения, содержащее системное изложение материала, подлежащее обязательному усвоению.
На занятиях по ИЯ используют различные типы учебников:
1.Грамматико-переводные учебники.
2.Аудиолингвальные учебники.
3.Сознательно-практические учебники.
4.Коммуникативные учебники.
5.Аудиовизуальные учебники.
Основные принципы реализации в современных учебниках гуманистической личностно-ориентированной модели обучения следующие:
По мнению И.Л.Бим, структура учебника - устройство объекта, которое делится на внешнее и внутреннее, при этом внешняя структура обусловлена внутренней.
Внешняя структура - прежде всего компоненты учебника. Учебник состоит из книги для ученика (собственно учебник), книги для учителя, рабочей тетради, книги для чтения, средств аудиовизуальной наглядности. К внешней структуре также относятся:
- презентация (изложение) учебника: его рубрикации, деление учебника на части (параграфы, уроки, приложения и др.), рубрики внутри урока,
Внутренняя структура учебника –это прежде всего глубинные системы связи, которые проявляются в том, как отражаются конечные/промежуточные цели обучения: в выборе принципов и общей стратегии обучения, в иерархии целей и задач данного года обучения или каждого урока, в последовательности упражнений, соотношении их видов, в формулировке заданий к каждому упражнению, выборе правила: словесное или схематичное изображение.
Структура учебника включает в себя текст, как главный компонент, и
вне текстовые вспомогательные компоненты.
Структура школьного учебника
Оглавление – является важным элементом справочно-сопроводительного аппарата учебника. Способствует быстрому поиску необходимой информации.
Предисловие – это вводный текст, обеспечивающий изложение основного материала текста. В нем авторы раскрывают структуру учебника.
Основной текст является структурой, содержащей научно отобранный и систематизированный автором учебный материал в строгом соответствии с программой по предмету.
Приложения. В качестве приложений целесообразно использовать официальные и справочные материалы, которые дополняют или иллюстрируют основной текст. В состав приложений входят: таблицы, схемы, рисунки, карты, вклейки, чертежи, словари, списки, иллюстрации и т.д.
Основные текстовые структурные компоненты учебника
Основной текст – главный источник учебной информации, обязательный для изучения и усвоения учащимися.
Дополнительные тексты – содержат учебный материал, служащий для подкрепления и углубления положений основного текста.
Пояснительный текст содержит необходимый материал для понимания и наиболее полного усвоения учебного материала.
Вне текстовые компоненты
Аппарат организации усвоения – структурный компонент учебника, призванный стимулировать и направлять познавательную деятельность учащихся в процессе усвоения ими содержания учебника: вопросы и задания, упражнения, памятки или инструктивные материалы, текстовые выделения, подписи к иллюстративному материалу.
Иллюстративный материал является наглядной опорой мышления.
Аппарат ориентировки представляет совокупность дополнительных и справочно-вспомогательных материалов, которые помогают учащимся быстро и безошибочно находить необходимый в учебной книге материал. Аппарат ориентировки включает в себя следующие структурные элементы: оглавление, рубрикацию, шрифтовые и цветовые выделения, сигналы-символы, предметные и именные указатели, библиографию, и т.д.
Т.о. учебники ИЯ способствуют решению следующих задач:
- сохранение единого образовательного пространства,
- создание условий для организации и обеспечения образовательного процесса на основе выбора учебников образовательным учреждением,
- реализация преемственности содержания образования в ОУ,
- обеспечение реализации принципа вариативности образования,
- формирование заказа на учебники органами управления образованием и ОУ.