Урок литературного чтения Осень в стихотворении И.А. Бунина." Листопад" 4 класс
Урок литературного чтения Осень в стихотворении И.А. Бунина." Листопад" 4 класс
Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС и отражает все основные этапы. На данном уроке дети показывают умение рассуждать,анализировать,высказывать свои мысли.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
-воспитывать любовь к природе, умение видеть прекрасное рядом.
Планируемый результат:
Предметные:учащиеся научатся выразительно читать стихотворение; находить в тексте средства художественной выразительности ; получат возможность рассмотреть и проанализировать иллюстрации; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; извлекать из текста нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.
Метапредметные: регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, познавательные- овладеть логическими действиями сравнения, обобщения; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Личностные:формирование целостного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения
Оборудование: учебник литературного чтения Л. Ф. Климановой, презентация ,репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень», отрывок из пьесы Моцарта
« Осенний вальс», осенние листья с заданиями , портрет поэта.
Ход урока
I.Орг. момент.
Вновь заливистый, веселый прозвенел для нас звонок
Попрошу я вас садиться и начать скорей урок.
II.Мотивация учебной деятельности.
Наш урок литературного чтения предлагаю провести под девизом:
« Каждая минута жизни человека дает ему частичку мудрости» …
Объясните значение этих слов.
Почему для урока литературного чтения был выбран именно этот девиз ?
III. Актуализация знаний.
Скажите .с каким разделом мы работали на последних уроках ?
С творчеством каких авторов познакомились ?
Почему все эти произведения помещены в один раздел ?(это произведения
поэтов 19 века , которые считаются литературной классикой)
Что такое литературная классика?(это произведения, которые являются
эталоном /образцом для подражания).
IV.Проверка домашнего задания.
- Ребята, сегодня у нас заключительный урок работы с данным разделом.
Но прежде чем приступить к изучению нового материала, предлагаю вспомнить все прочитанные произведения и их авторов.
На доске осенние листочки , на них отрывки из стихов. Ваша задача выразительно прочитать его и вспомнить название и поэта, который написал его.
Ещё земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мёртвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Ф.И.Тютчев
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Е.А.Баратынский
«Я с запасом новых песен
К вам вернусь. Когда с полей
Снег сойдет ,когда в овраге
Зажурчит ,блестя ручей.»
А.Н.Плещеев
«В синем небе плывут над полями
Облака с золотыми краями…»
И.С.Никитин
«В зимние сумерки нянины сказки
Саша любила. Поутру в салазки
Саша садилась, летела стрелой.
Полная счастья с горы ледяной».
Н.А.Некрасов
«Две капли брызнули в окно
От лип душистым медом тянет.
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.» А.А.Фет
- Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием!
Что еще объединяет эти произведения ?(это лирическая поэзия ,в которой
авторы показывают свои чувства, эмоции ,переживания и отношение к
окружающему миру)
V.Введение в тему урока.
Мы с вами неоднократно убеждались в том ,что природа является одним из источников вдохновения для людей творческих профессий. Она вдохновляла и продолжает вдохновлять. Представьте себя в чудесном осеннем парке. Кругом очаровательная природа. Какое настроение у вас вызвала бы такая прогулка ?
Когда –то прогулка по парку вдохновила композитора и он создал музыкальную пьесу. Послушайте это произведение, скажите кто этот автор и как называется пьеса ( слушают отрывок из пьесы Моцарта» Осенний дождь»)
Нарисуйте настроение !( на слайде дети )
Мы не композиторы и не поэты ,но тоже учимся красиво описывать природу. Продолжите фразу Осень- это…..
Предлагаю посмотреть на полотно великого художника. Кого вдохновил осенний пейзаж ) Это И.И. Левитан.» Золотая осень». Когда это было ( высвечивается дата создания ) вторая половина 19 века.
Откройте учебник на стр.150.Творчество этого автора завершает наш раздел и тоже посвящено осени.
Хочу прочитать вам один интересный исторический факт :
Прохладный, хмурый, осенний денёк. В Ясной поляне моросит дождь, и берёзы стоят влажные, матово – белые. Двое гуляют по роще и оживлённо беседуют.
Одному перевалило уже за семьдесят. Но он в своём тяжёлом драповом пальто живо прыгает через лужи и канавы, встряхивает капли дождя себе на голову, ласково гладит берёзовые стволы. Говорит молодому собеседнику:
- Недавно прочитал стихи:
Грибы сошли, но крепко пахнет
В оврагах сыростью грибной….
-И восклицает:
- Очень хорошо, очень верно!
(Это Лев Николаевич Толстой. Его собеседника зовут Алексей Максимович Горький. А стихи, восхитившие Толстого, написал Иван Алексеевич Бунин.)
Определите тему урока. (дети сами формулируют тему )
О жизни и творчестве И.А.Бунина рассказывает ученик.
Иван Алексеевич Бунин – выдающийся русский писатель и поэт. Он родился 22 октября 1870 года в Воронеже в знатной дворянской семье. До 11 лет он воспитывался дома, а затем был отправлен на обучение в Елецкую уездную гимназию. По возвращении обучался под руководством старшего брата, любил читать мировую и отечественную классику, а также занимался самообразованием. Первые стихи Бунина появились в печати, когда ему было 17 лет.
В 19 лет он переехал в Орёл, где работал корректором в местной газете. В 1891 году
вышел в свет его сборник «Стихотворения», а затем «Под открытым небом»
«Листопад», за что в 1903 году ему была присуждена первая Пушкинская премия
К начавшейся революции в России он отнесся отрицательно и зимой 1920 года он
эмигрировал во Францию. Там он не только регулярно печатал свои
публицистические статьи, но и выступал с лекциями.
В 1833 году поэт получил Нобелевскую премию. Лучшие работы писателя
были написаны именно во время эмиграции.
Долгое время его произведения в СССР не печатались, а после 1955 года он был самым издаваемым писателем-эмигрантом в стране. ( слайд с портретом поэта)
С каким произведением мы будем работать ? Листопад Какую цель перед собой поставим ?
Что вы можете сказать об этом слове с точки зрения русского языка.
Объясните лексическое значение слова . (природное явление, когда листья на деревьях высыхают и опадают)
Информацию о стихотворении читает ученик.
Стихотворение «Листопад» Иван Бунин написал в августе 1900 года, а уже через два месяца его опубликовали в петербургском журнале «Жизнь». Произведение посвящалось М. Горькому и носило подзаголовок «Осенняя поэма». Именно оно положило начало созданию одноименного сборника поэзии, который вышел в 1901 году и был удостоен Пушкинской премии.
-Какие краски использует Бунин для описания леса? (лиловый, золотой, багряный)
_ Как называют это средство выразительности ? ( описание)
- Почему лес сравнивается со стеной? (деревья стоят плотно друг к другу)
- Что общего у терема и у березы? ( резьба на наличниках и листочков)
- Что Бунину напоминает оконца? ( просветы в небо между листвой)
- А почему оконца, а не окна? (маленькие).
- Бунин не только краски использует при описании осени, он обращается к нашей памяти запахов. Кто-нибудь помнит, как пахнет осенью в лесу, чем? ( листьями, прелью)
- А чем пахнет лес у Бунина? Прочитайте.
– Прочитайте следующие 2 строчки и подумайте.
– Почему слово Осень написано с большой буквы?
– Какой поэтический прием использует автор? (Олицетворение)
– С кем сравнивает он осень? (С тихою вдовой)
- Кто такая вдова ? (кто потерял близкого)
- Прочтите следующую часть.
- Где мы оказались? С чем сравнивается поляна? ( с двором)
- А что там увидели? (паутину)
-С чем сравнивается паутина?
- А когда бывает много паутины? ( в дни теплых дней бабьего лета)
-Кто есть во дворе на поляне? (мотылек)
- Какое сравнение для него придумал Иван Алексеевич?
-Есть ли в лесу ветер?
-А как понять слова «мертвое молчанье»? Что это за языковой прием? (метафора).
- Можно ли услышать тишину?
- Прочтите заключение.
-- Бунин заканчивает свое стихотворение теми же словами, с которых начал. Он как будто осмотрел всю поляну кругом и снова увидел те же деревья, которые поразили его воображение в самом начале.
Сделайте вывод, какие средства художественной выразительности помогли нам представить и почувствовать красоту осеннего леса?