kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения Осень в стихотворении И.А. Бунина." Листопад" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока составлен в соответствии с требованиями  ФГОС и отражает все основные этапы. На данном уроке дети показывают умение рассуждать,анализировать,высказывать свои мысли. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения Осень в стихотворении И.А. Бунина." Листопад" 4 класс»

22.11.22г. Урок по литературному чтению 4 класс

Тип урока : открытие новых знаний .

Тема: Осень в стихотворении И.А.Бунина «Листопад»

Цель:

- познакомить детей с творчеством великиого поэта И.А.Бунина и его стихотворением «Листопад».

Задачи :

- учить чувствовать поэтический мир;

-развивать умение анализировать стихотворение о природе;

-формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать стихотворение,

- развивать речь, память, мышление, воображение;

-воспитывать любовь к природе, умение видеть прекрасное рядом.

Планируемый результат: 

Предметные: учащиеся научатся выразительно читать стихотворение; находить в тексте средства художественной выразительности ; получат возможность рассмотреть и проанализировать иллюстрации; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; извлекать из текста нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.

Метапредметныерегулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, познавательные - овладеть логическими действиями сравнения, обобщения; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные: формирование целостного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения

Оборудование: учебник литературного чтения Л. Ф. Климановой, презентация ,репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень», отрывок из пьесы Моцарта

« Осенний вальс», осенние листья с заданиями , портрет поэта.


Ход урока

I.Орг. момент.

Вновь заливистый, веселый прозвенел для нас звонок

Попрошу я вас садиться и начать скорей урок.

II.Мотивация учебной деятельности.

Наш урок литературного чтения предлагаю провести под девизом:

« Каждая минута жизни человека дает ему частичку мудрости» …

Объясните значение этих слов.

Почему для урока литературного чтения был выбран именно этот девиз ?

III. Актуализация знаний.

Скажите .с каким разделом мы работали на последних уроках ?

С творчеством каких авторов познакомились ?

Почему все эти произведения помещены в один раздел ?(это произведения

поэтов 19 века , которые считаются литературной классикой)

Что такое литературная классика?(это произведения, которые являются

эталоном /образцом для подражания).

IV.Проверка домашнего задания.

- Ребята, сегодня у нас заключительный урок работы с данным разделом.

Но прежде чем приступить к изучению нового материала, предлагаю вспомнить все прочитанные произведения и их авторов.

На доске осенние листочки , на них отрывки из стихов. Ваша задача выразительно прочитать его и вспомнить название и поэта, который написал его.


Ещё земли печален вид,

А воздух уж весною дышит,

И мёртвый в поле стебль колышет,

И елей ветви шевелит.


Ф.И.Тютчев





Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Е.А.Баратынский

«Я с запасом новых песен

К вам вернусь. Когда с полей

Снег сойдет ,когда в овраге

Зажурчит ,блестя ручей.»

А.Н.Плещеев



«В синем небе плывут над полями

Облака с золотыми краями…»

И.С.Никитин


«В зимние сумерки нянины сказки

Саша любила. Поутру в салазки

Саша садилась, летела стрелой.

Полная счастья с горы ледяной».

Н.А.Некрасов


«Две капли брызнули в окно

От лип душистым медом тянет.

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.» А.А.Фет






- Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием!

Что еще объединяет эти произведения ?(это лирическая поэзия ,в которой

авторы показывают свои чувства, эмоции ,переживания и отношение к

окружающему миру)


V.Введение в тему урока.

Мы с вами неоднократно убеждались в том ,что природа является одним из источников вдохновения для людей творческих профессий. Она вдохновляла и продолжает вдохновлять. Представьте себя в чудесном осеннем парке. Кругом очаровательная природа. Какое настроение у вас вызвала бы такая прогулка ?

Когда –то прогулка по парку вдохновила композитора и он создал музыкальную пьесу. Послушайте это произведение, скажите кто этот автор и как называется пьеса ( слушают отрывок из пьесы Моцарта» Осенний дождь»)

Нарисуйте настроение !( на слайде дети )

Мы не композиторы и не поэты ,но тоже учимся красиво описывать природу. Продолжите фразу Осень- это…..

Предлагаю посмотреть на полотно великого художника. Кого вдохновил осенний пейзаж ) Это И.И. Левитан.» Золотая осень». Когда это было ( высвечивается дата создания ) вторая половина 19 века.

Откройте учебник на стр.150.Творчество этого автора завершает наш раздел и тоже посвящено осени.

Хочу прочитать вам один интересный исторический факт :

Прохладный, хмурый, осенний денёк. В Ясной поляне моросит дождь, и берёзы стоят влажные, матово – белые. Двое гуляют по роще и оживлённо беседуют.

Одному перевалило уже за семьдесят. Но он в своём тяжёлом драповом пальто живо прыгает через лужи и канавы, встряхивает капли дождя себе на голову, ласково гладит берёзовые стволы. Говорит молодому собеседнику:

- Недавно прочитал стихи:

Грибы сошли, но крепко пахнет

В оврагах сыростью грибной….

-И восклицает:

- Очень хорошо, очень верно!

(Это Лев Николаевич Толстой. Его собеседника зовут Алексей Максимович Горький. А стихи, восхитившие Толстого, написал Иван Алексеевич Бунин.)


Определите тему урока. (дети сами формулируют тему )


О жизни и творчестве И.А.Бунина рассказывает ученик.


Иван Алексеевич Бунин – выдающийся русский писатель и поэт. Он родился 22 октября 1870 года в Воронеже в знатной дворянской семье. До 11 лет он воспитывался дома, а затем был отправлен на обучение в Елецкую уездную гимназию. По возвращении обучался под руководством старшего брата, любил читать мировую и отечественную классику, а также занимался самообразованием. Первые стихи Бунина появились в печати, когда ему было 17 лет.


В 19 лет он переехал в Орёл, где работал корректором в местной газете. В 1891 году

вышел в свет его сборник «Стихотворения», а затем «Под открытым небом»

«Листопад», за что в 1903 году ему была присуждена первая Пушкинская премия


К начавшейся революции в России он отнесся отрицательно и зимой 1920 года он

эмигрировал во Францию. Там он не только регулярно печатал свои

публицистические статьи, но и выступал с лекциями.


В 1833 году поэт получил Нобелевскую премию. Лучшие работы писателя

были написаны именно во время эмиграции.

Долгое время его произведения в СССР не печатались, а после 1955 года он был самым издаваемым писателем-эмигрантом в стране. ( слайд с портретом поэта)

С каким произведением мы будем работать ? Листопад Какую цель перед собой поставим ?

Что вы можете сказать об этом слове с точки зрения русского языка.

Объясните лексическое значение слова . (природное явление, когда листья на деревьях высыхают и опадают)

Информацию о стихотворении читает ученик.


Стихотворение «Листопад» Иван Бунин написал в августе 1900 года, а уже через два месяца его опубликовали в петербургском журнале «Жизнь». Произведение посвящалось М. Горькому и носило подзаголовок «Осенняя поэма». Именно оно положило начало созданию одноименного сборника поэзии, который вышел в 1901 году и был удостоен Пушкинской премии.


Предлагаю послушать стихотворение …(звучит аудиозапись )

- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение ?

Цель нашего урока-научиться выразительно читать стихотворение , но не забывайте ,что это поэзия 19 века и не все слова для нас могут быть понятны.

Проведем словарную работу.

Терем -…..

Лазурь-…

Багряный - …

Резьба -….

Работа по теме :

-Давайте вернёмся к нашему тексту и начнем его анализировать.

Прочитаем первое четверостишие. Догадались ли вы кто главный его герой ? (лес)

Буквально с первых строк автор использует одно из средств выразительности . Какое ? ( сравнение) С чем он сравнивает лес? ( с теремом)

Посмотрите ,действительно удивительная схожесть.(слайд)

-Какие краски использует Бунин для описания леса? (лиловый, золотой, багряный)

_ Как называют это средство выразительности ? ( описание)

- Почему лес сравнивается со стеной? (деревья стоят плотно друг к другу)

- Что общего у терема и у березы? ( резьба на наличниках и листочков)

- Что Бунину напоминает оконца? ( просветы в небо между листвой)

- А почему оконца, а не окна? (маленькие).

- Бунин не только краски использует при описании осени, он обращается к нашей памяти запахов. Кто-нибудь помнит, как пахнет осенью в лесу, чем? ( листьями, прелью)

- А чем пахнет лес у Бунина? Прочитайте.

– Прочитайте следующие 2 строчки и подумайте.

– Почему слово Осень написано с большой буквы?

– Какой поэтический прием использует автор? (Олицетворение)

– С кем сравнивает он осень? (С тихою вдовой)

- Кто такая вдова ? (кто потерял близкого)

- Прочтите следующую часть.

- Где мы оказались? С чем сравнивается поляна? ( с двором)

- А что там увидели? (паутину)

-С чем сравнивается паутина?

- А когда бывает много паутины? ( в дни теплых дней бабьего лета)

-Кто есть во дворе на поляне? (мотылек)

- Какое сравнение для него придумал Иван Алексеевич?

-Есть ли в лесу ветер?

-А как понять слова «мертвое молчанье»? Что это за языковой прием? (метафора).

- Можно ли услышать тишину?

- Прочтите заключение.

-- Бунин заканчивает свое стихотворение теми же словами, с которых начал. Он как будто осмотрел всю поляну кругом и снова увидел те же деревья, которые поразили его воображение в самом начале.

Сделайте вывод, какие средства художественной выразительности помогли нам представить и почувствовать красоту осеннего леса?

Вторичное самостоятельное чтение. Расстановка логических ударений.

- Ребята, давайте договоримся, как будем читать: быстро, медленно, спокойно? (Спокойно с восхищением). Какую половину будем читать тише? Почему?

(Вторую. Там поэт говорит о мертвом молчании. Мы заворожены тишиной и боимся спугнуть мотылька).

Чтение цепочкой…..

VI.Итог урока.

- С творчеством какого поэта мы сегодня познакомились ?

- Как называется его произведение?

-Какую цель мы перед собой ставили и смогли ли ее осуществить ?

- Рефлексия.

Подведем итоги, используя прием « Рюкзак знаний».

VII.Домашнее задание, оценки.


Стр. 150 – выучить отрывок наизусть

Вновь для нас звенит звонок и закончен наш урок.

Думаю ,что всем ребятам он пойдет сегодня впрок.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературного чтения Осень в стихотворении И.А. Бунина." Листопад" 4 класс

Автор: Фролова Елена Викторовна

Дата: 22.11.2022

Номер свидетельства: 618084

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "И.А. Бунин. "Листопад" Картина осени в стихотворении И.А. Бунина."
    ["seo_title"] => string(62) "i-a-bunin-listopad-kartina-osieni-v-stikhotvorienii-i-a-bunina"
    ["file_id"] => string(6) "267042"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450284883"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока литературного чтения в 4 классе. "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-v-4-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "140567"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417968255"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Конспект урока по литературному чтению "Красота родной природы в стихотворении И. Бунина "Листопад"" 4 класс"
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekturokapolitieraturnomuchtieniiukrasotarodnoiprirodyvstikhotvorieniiibuninalistopad4klass"
    ["file_id"] => string(6) "299663"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456573516"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(281) "Презентация к уроку литературного чтения. 4 класс. Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства. "
    ["seo_title"] => string(163) "priezientatsiia-k-uroku-litieraturnogho-chtieniia-4-klass-niepovtorimyi-krasochnyi-obraz-rodiny-v-stikhotvorienii-i-a-bunin-listopad-obraznyie-iazykovyie-sriedstva"
    ["file_id"] => string(6) "117042"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1412692092"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Поэтические приемы в стихотворении. И. Бунин "Листопад" "
    ["seo_title"] => string(57) "poetichieskiie-priiemy-v-stikhotvorienii-i-bunin-listopad"
    ["file_id"] => string(6) "118318"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413108359"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства