№ | Содержание курса | Тематическое планирование (тема и основное содержание урока) | Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) |
1 | Введение (1 ч) | Урок 1. Роль книги в жизни человека. (1 ч) Писатели о роли книги. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги. Создатели книги. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития учащихся. | Проводят беседу-дискуссию о роли книги в современной жизни и её месте среди других источников информации. Выразительно читают статью учебника «К читателям», беседа «Писатели о роли книги», эмоциональный отклик и выражение личного отношения к прочитанному. Практическая работа. Устно и письменно отвечают на вопросы учебника (по группам). Самостоятельная работа. Готовят творческий пересказ статьи учебника «К читателям» и статьи «Книга – это духовное завещание одного поколения другому» из практикума «Читаем, думаем, спорим. |
2. | Устное народное творчество (6 ч). Малые жанры фольклора. Русские народные сказки: «Царевна-лягушка», «Иван — крестьянский сын и чудо- юдо», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель». | Урок 2. Малые жанры фольклора. Детский фольклор: загадки, частушки, приговорки, скороговорки, колыбельные песни. (1 ч). | Актуализируют знания о малых жанрах фольклора, известных из начальной школы. Объясняют происхождения и форм бытования и развития двух основных ветвей словесного искусства – фольклорной и литературной. Читают и обсуждают статьи учебника «Устное народное творчество». Устные и письменные ответы на вопросы. Участвуют в коллективном диалоге. Практическая работа. Сочиняют загадки, скороговорки, колыбельной песни. Самостоятельная работа. Письменно выполняют задания из разделов «Размышляем о прочитанном» и «Обогащаем свою речь». |
Урок 3. Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка». (1 ч). Сказка как вид народной прозы. Виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных. Нравственное и эстетическое содержание сказок. | Актуализируют полученные в начальной школе представлений о сказках. Читают статьи учебника «Русские народные сказки». Выделяют в ней жанровых особенностей сказок. Читают статью учебника «Жанры народных сказок», толкование структурных элементов сказок. Выразительно читают сказку. Высказывают личное отношение к прочитанному (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения). Практическая работа. Ищут в сказках незнакомые слова и определяют их значения с помощью словарей и справочной литературы. Самостоятельная работа. Письменно выполняют задания из раздела «Продолжаем знакомство с фольклором»; самостоятельно читают сказку «Царевна- лягушка» (до конца) и составляют её план. |
| | Урок 4. Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Иван-царевич, его помощники и противники.(1 ч). Образ невесты-волшебницы. Воплощение в образе Василисы Премудрой лучших человеческих качеств. Иван-царевич как победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Воплощение светлых и тёмных сил в образах Бабы-яги и Кощея Бессмертного. Народная мораль в характере и поступках героев. Сказка в актёрском исполнении. | Применяют различные виды пересказа фрагментов сказки. Характеризуют сказочных героев и средства создания их образов: Василисы Премудрой, Ивана-царевича, животных-помощников, Бабы-яги и Кощея Бессмертного (по группам). Выполняют рецензирование актёрского чтения (см. задания фонохрестоматии). Читают и обсуждают статьи учебника «Герои народных сказок в оценке писателей». Участвуют в коллективном диалоге. Создают иллюстраций к сказке. Устно рассказывают о понравившихся иллюстрациях к сказкам. |
| | Урок 5. «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» — волшебная сказка героического содержания (1 ч). Черты волшебной, богатырской и героической сказки в повествовании об Иване — крестьянском сыне. Тема мирного труда и защиты родной земли. Особенности сюжета сказки. | Читают и пересказывают фрагменты первой части сказки. Выполняют поиск незнакомых слов и определяют их значения. Выразительно читают по ролям эпизоды о трёх поединках Ивана и чуда-юда. Участвуют в коллективном диалоге. Практическая работа. Выделяют этапы развития сюжета. Устно и письменно отвечают на вопросы. Самостоятельная работа. Применяют различные виды пересказов на тему «Подвиги Ивана». Создают иллюстрации к сказке и готовятся к их презентации и защите. |
| | Урок 6. Сказки о животных. «Журавль и цапля». Бытовые сказки «Солдатская шинель». (1 ч). Особенности сказок о животных. Герои-животные. Народное представление о справедливости в сказках о животных. Сказка в актёрском исполнении. Особенности бытовых сказок и их отличие от волшебных сказок. Народные представления о добре и зле в бытовых сказках. Сказка в актёрском исполнении. Сказители. Собиратели сказок. | Выразительно читают сказку (в том числе по ролям) и пересказывают её от лица героя .Выполняют устное рецензирование вы- разительного чтения одноклассников, чтения актёров (см. задания фонохрестоматии). Пересказывают самостоятельно прочитанную сказку о животных. Устно отвечают на вопросы из раздела «Размышляем о своеобразии сказок о животных». Участвуют в коллективном диалоге. Описывают иллюстрации к сказке. Практическая работа. Создают собственных иллюстрации к сказкам (см. задания фонохрестоматии). Прослушивают звукозаписи сказки в актёрском исполнении (фонохрестоматия). Выполняют устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров. Пересказывают самостоятельно прочитанную бытовою сказку. |
Урок 7. Р.р. Мои любимые русские народные сказки. Обучение сочинению. (1 ч). | Составляют письменное сообщение на тему «Мои любимые сказки о животных». |
3. | Из древнерусской литературы (1 ч). «Повесть временных лет»: «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Понятие о летописи. | Урок 8.Возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет»: «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». (1 ч). Отзвуки фольклора в летописи. Герои летописного сказания и их подвиги во имя мира на родной земле. Летописный сюжет в актёрском исполнении. | Читают и пересказывают летописный сюжет. Устно отвечают на вопросы. Готовят чтение и комментирование фрагмента «Прошлое должно служить современности» из книги Д. С. Лихачёва «Земля родная». Участвуют в коллективном диалоге. Готовят нравственную оценку поступков героев летописного сказания, характеристику героев летописного сюжета. Прослушивают и рецензируют актёрское чтение фрагментов летописи. Практическая работа. Ищут примеры, иллюстрирующие сходство летописи и произведений фольклора. |
4. | Из литературы XVIII века (1 ч). М. В. Ломоносов — учёный, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два Астронома в пиру…». Понятие о юморе. Понятие о родах литературы (эпосе, лирике, драме) и начальные представления о её жанрах. | Урок 9. М. В. Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру…». (1 ч). Изложение научных истин в поэтической форме. Понятие о юморе. Юмор стихотворения и его нравоучительный характер. Понятие о родах литературы: эпосе, лирике, драме. Жанры литературы (начальные представления). | Выразительно читают стихотворения (в том числе наизусть). Устно отвечают на вопросы. Участвуют в коллективном диалоге. Читают и обсуждают статью учебника «Роды и жанры литературы». Практические работы. Готовят анализ стихотворения по плану. Самостоятельная работа. Готовят выразительное чтение стихотворения наизусть. |
5. | Из русской литературы XIX века (29 ч). Жанр басни в мировой литературе. И. А. Крылов. «Волк и Ягнёнок», «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом» (на выбор). «Волк на псарне» и другие басни (по выбору учителя). Понятие об аллегории и морали. Понятие об эзоповом языке | Урок 10.Вн.чт. Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (1 ч) Истоки басенного жанра: Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века: А. П. Сумароков, И. И. Дмитриев. | Выразительно читают басни разных баснописцев. Устно рецензируют выразительное чтение одноклассников. Проводят чтение и обсуждение статьи учебника «Русские басни». Устно отвечают на вопросы. Участвуют в коллективном диалоге. Пересказывают фрагменты публицистического текста. Сопоставляют фрагменты басен с иллюстрациями. Практическая работа. Проводят подготовку плана сообщения об одном из баснописцев. Самостоятельная работа. Выполняют подготовку сообщения о баснописце и устный рассказ о нём. |
Урок 11. И. А. Крылов. Слово о баснописце. Обличие человеческих пороков в баснях «Волк и ягненок», « Волк на псарне». (1 ч) Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности). Развитие представлений о жанре басни. Отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция автора. Своеобразие языка басен Крылова. Понятие об эзоповом языке. Развитие понятия об аллегории и морали. Басня в актёрском исполнении. | Выразительно читают басни (в том числе по ролям и наизусть). Устно рецензируют выразительное чтение одноклассников. Комментируют историческое содержание басни. Устно или письменно отвечают на вопросы (в том числе с использованием цитирования). Участвуют в коллективном диалоге. Составляют характеристику героев басни. Анализируют различные формы выражения авторской позиции. Прослушивают актёрское чтение басни. Работают со словарём литературоведческих терминов (басня, аллегория, мораль). Самостоятельная работа. Подготавливаются к выразительному чтению басни наизусть. |
| | Урок 12. И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Понятие об аллегории и морали. (1 ч) Осмеяние человеческих пороков (жадности, не- благодарности, хитрости и т. д.) | Выразительно читают басни (в том числе по ролям и наизусть) и проводят рецензирование выразительного чтения одноклассников. Выразительно читают статьи учебника «Иван Андреевич Крылов», проводят комментирование эпиграфа, незнакомых слов и понятий. Составляют плана статьи. Прослушивают и рецензируют актёрское чтение басни «Свинья под Дубом» (см. фонохрестоматию). Устно отвечают на вопросы. Участвуют в коллективном диалоге. Практическая работа. Составляют характеристики героев басен. Самостоятельная работа. Готовятся к выразительному чтению наизусть одной из басен. |
| | Урок 13. Р.р. Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне». Конкурс инсценированной басни. (1 ч) Обобщение изученного о баснях. Конкурс инсценированной басни «Мои любимые басни Крылова». Литературная викторина. | Устно рассказывают о баснописцах. Выразительное читают басни, проводят их устный анализ, комментируют морали, определяют аллегорический смысл басни (по группам).Анализируют сообщения учащихся о жанровых особенностях басен (с использованием материалов таблицы предыдущего урока). Обсуждают иллюстрации из практикума «Читаем, думаем, спорим…». Проводят устное словесное рисование иллюстраций к басням. Создают собственные иллюстрации и проводят их защиту. Выполняют прослушивание и рецензирование актёрского чтения басни «Зеркало и Обезьяна» (см. фонохрестоматию). Представляют инсценировки по басням Крылова и рецензируют выступление. Проводят обсуждение иллюстраций к басням художника Е. Рачёва. Отвечают на вопросы викторины по басням из практикума «Читаем, думаем, спорим…» Участвуют в игровых видах деятельности: конкурсы, викторины. Практическая работа. Проводят презентацию и защиту собственных иллюстраций к басням И.А. Крылова. Конкурс инсценированной басни. |
| В. А. Жуковский. «Спящая царевна». «Кубок». Понятие о балладе | Урок 14. В. А. Жуковский. Слово о поэте. «Спящая царевна». Сюжет и герои. (1 ч) Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский- сказочник). Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета. Различие героев литературной и фольклорной сказки. Сказка в актёрском исполнении. | Выразительно читают статью учебника «Василий Андреевич Жуковский» и сведения о Жуковском из практикума «Читаем, думаем, спорим…». Составляют план статьи. Выразительно читают сказки (в том числе наизусть). Устно рецензируют выразительное чтение одноклассников. Устно отвечают на вопросы и составляют план сказки (в том числе цитатного). Выделяют этапы развития сюжета. Составляют характеристики героев и их нравственную оценку. Читают и обсуждают статью учебника «Из истории создания сказки „Спящая царевна“. Проводят пересказ народной сказки о спящей красавице. Обсуждают иллюстрации к сказке. Рецензируют актёрское чтение. Практическая работа. Сопоставляют сюжет и героев народной сказки и сказки Жуковского. Самостоятельная работа. Готовятся к выразительному чтению наизусть фрагмента сказки. |
| Урок 15. В. А. Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады. (1 ч) | Работают со словарём литературоведческих терминов. Выявляют основных черт жанра баллады. Выразительно читают баллады (в том числе наизусть). Устно рецензируют выразительное чтение одноклассников. Устно и письменно отвечают на вопросы (с использованием цитирования). |
| А. С. Пушкин. «Няне», «У лукоморья дуб зелёный…». «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и другие сказки. Понятие о лирическом послании. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, способы рифмовки. | Урок 16. А. С. Пушкин. Детство и лицей. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны. (1 ч) Рассказ о детских годах жизни А. С. Пушкина. Поэтизация образа няни поэта Арины Родионовны. Мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями. Понятие о лирическом послании . | Читают и обсуждают статью учебника «Александр Сергеевич Пушкин». Комментируют незнакомые слова и историко-культурных реалии. Составляют план статьи. Читают и обсуждают сведения учебника и практикума о литературных местах России, связанных с именем Пушкина. Выразительно читают (в том числе наизусть) стихи о няне Пушкина. Обсуждают произведения изобразительного искусства, созвучных стихотворению. Участвуют в коллективном диалоге. Практическая работа. Выявляют в стихотворении черты лирического послания. Самостоятельная работа. Готовятся к устному рассказу о поэте и выразительного чтения наизусть стихотворения «Няне». |
Урок 17. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок. (1 ч) «У лукоморья дуб зелёный…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» – собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. Мотивы и сюжеты пушкинского произведения. Пролог в актёрском исполнении. | Выразительно читают пролог. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров (см. фонохрестоматию). Обсуждают понятия «пролог» с использованием словаря литературоведческих терминов. Проводят комментирование незнакомых слов и выражений. Практическая работа. Выполняют устное иллюстрирование пролога. Самостоятельная работа. Создают иллюстрации к прологу и готовятся к их защите. Готовятся к выразительному чтению пролога наизусть. Читают «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» |
| Урок 18. А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки.(1 ч) События сказки. Главные и второстепенные герои. Фольклорная основа сказки. Иллюстраторы сказки. | Выразительно читают сказку (в том числе по ролям и наизусть), пересказывают её фрагменты. Ищут незнакомые слова и определяют их значение. Составляют план (выделение событийной основы) сказки. Устно отвечают на вопросы. Составляют устные характеристики героев. Читают и обсуждают статью «Александр Сергеевич Пушкин» из практикума «Читаем, думаем, спорим…». |
| Урок 19. Р.р. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» . Поэтичность и музыкальность сказки.(1 ч) Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов. | Устно отвечают на вопросы (с использованием цитирования). Участвуют в коллективном диалоге. Практическая работа. Готовятся к устным и письменным ответам на проблемные вопросы: составляют плана письменного высказывания, подбор цитат по заданной теме (по группам). Домашняя контрольная работа. Письменный ответ на один из проблемных вопросов: 1. В чём превосходство царевны над царицей? 2. Что помогло королевичу Елисею в поисках невесты? 3. В чём общность и различия «Спящей царевны» В. А. Жуковского и «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина? |
| Урок 20. Контрольная работа по творчеству И. А. Крылова, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина. (1 ч) | Тестирование. |
| Русская литературная сказка XIX века. Понятие о литературной сказке. Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители». В. М. Гаршин. «Attalea Princeps» (для внеклассного чтения). | Урок 21. Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители». (1 ч) Краткий рассказ о писателе и прототипе главного героя сказки. Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Понятие о литературной сказке. | Читают и обсуждают статью учебника «Русская литературная сказка» и «Антоний Погорельский». Выполняют комментирование незнакомых слов и историко-культурных реалий. Выразительно читают сказку (в том числе по ролям) и пересказ её фрагментов. Участвуют в коллективном диалоге по обсуждению эпизодов сказки. Выделяют этапы развития сюжета сказки. Выявляют в произведении Антония Погорельского характерные признаки литературной сказки. Самостоятельная работа. Выполняют задания из раздела учебника «Обогащаем свою речь». |
| | Урок 22. Вн.чт. В.М. Гаршин. «Attalea Princeps» .Героическое и обыденное в сказке. (1 ч) Пафос произведения. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. | Пересказывают эпизоды сказки от лица героев. Выразительно читают (в том числе по ролям), пересказывают эпизоды сказки. Устно отвечают на вопросы (с использованием цитирования). Участвуют в коллективном диалоге по обсуждению эпизодов сказки. |
| М. Ю. Лермонтов. «Бородино». | Урок 23. М. Ю. Лермонтов.«Бородино». Историческая основа произведения. (1 ч) «Бородино» как отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство поэта в создании батальных сцен. Стихотворение в актёрском исполнении. | Читают и обсуждают статью учебника «Михаил Юрьевич Лермонтов». Знакомятся с информацией о селе Тарханы (см. раздел учебника «Литературные места России» и материалы практикума «Читаем, думаем, спорим…»). Устно отвечают на вопросы (с использованием цитирования). Участвуют в коллективном диалоге. Выразительно читают стихотворение., чтения актёров (см. фонохрестоматию). Проводят устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Самостоятельная работа. Устно рассказывают о поэте и героях стихотворения. Готовятся к выразительному чтению стихотворения наизусть. |
| | Урок 24. «Бородино»: проблематика и поэтика. (1 ч) Скорбь о погибших защитниках Отечества и патриотический пафос стихотворения. Сочетание разговорных и торжественных поэтических интонаций. Изобразительно-выразительные средства языка (сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись). «Два великана». | Проводят устные рассказы о поэте и героях стихотворения. Выразительно читают стихотворение наизусть. Устно отвечают на вопросы (с использованием цитирования). Участвуют в коллективном диалоге. Выявляют роль лексики, синтаксиса, поэтических интонаций. Читают и обсуждают стихотворение «Два великана». Практическая работа. Проводят поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «сравнение», «гипербола», «эпитет», «метафора», «звукопись» (по группам). |
| Н. В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки»: «Заколдованное место». Развитие представлений о фантастике и юморе. | Урок 25. Н. В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». (1 ч) Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности). Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического. Фольклорные традиции в создании образов. | Читают и обсуждают статью учебника «Николай Васильевич Гоголь» и сведения о Гоголе из практикума «Читаем, думаем, спорим…». Слушают устный рассказ о писателе. Выразительно читают повесть (в том числе по ролям), выполняют пересказ и анализ её фрагментов. Выполняют поиск слов и определяют их значений. Обсуждают иллюстрации художника М. Клодта к эпизоду «Дед в лесу». Устно отвечают на вопросы (с использованием цитирования). Участвуют в коллективном диалоге. Проводят устное иллюстрирование. Практическая работа. Самостоятельная работа. Проводят художественный пересказ эпизодов повести. Читают повесть «Пропавшая грамота», выполняют задания практикума «Читаем, думаем, спорим…» |
| | Урок 26. Реальность и фантастика в повести. «Заколдованное место». (1 ч) Развитие представлений о фантастике. Сказочный характер фантастики в повести. Развитие представлений о юморе. | Выразительно читают эпизоды повести. Определяют границы сюжета эпизодов. Проводят поиск реальных и фантастических элементов и определение их роли. Характеристика героев эпизодов (в том числе речевая).Выполняют нравственную оценку героев. Анализируют различные формы выражения авторской позиции. Устно отвечают на вопросы (с использованием цитирования). Практическая работа. Анализируют эпизоды повести (по группам). Работают со словарём литературоведческих терминов. Ищут цитатные примеры, иллюстрирующие понятия «фантастика», «юмор», «художественная условность». Выполняют составление аналитической таблицы «Фантастика и юмор в повести» (с использованием цитирования). |
| Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети», «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).Развитие представлений об эпитете. | Урок 27. Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…». (1 ч) Краткий рассказ о поэте (детство и начало литератур ной деятельности). Поэтический образ русской женщины. Тяготы и невзгоды в её жизни и их преодоление. Стойкость характера «величавой славянки». Развитие представлений об эпитете. Фрагменты поэмы в актёрском исполнении. | Читают и обсуждают статью учебника «Николай Алексеевич Некрасов» и материалы практикума «Читаем, думаем, спорим…». Отвечают на вопросы о биографии поэта. Выразительное чтение и обсуждение отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос» («Есть женщины в русских селеньях…»). Устно отвечают на вопросы (с использованием цитирования). Участвуют в коллективном диалоге. Прослушивают фрагменты поэмы в актёрском исполнении (см. фонохрестоматию). Практическая работа. Составляют таблицу «Внешность и черты характера русской крестьянки» (с использованием цитирования). |
| | Урок 28. «Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей. (1 ч) Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы. Приобщение к труду взрослых. | Прослушивают рассказ о поэте. Обсуждают картины русских художников, изображающих крестьянских детей. Выразительно читают стихотворение Чтение и обсуждение стихотворения (по частям). Устно отвечают на вопросы (с использованием цитирования). Проводят устное иллюстрирование. Практическая работа. Составляют план ответа на вопрос «Почему автор называет крестьянских детей – „счастливый народ!“?». Самостоятельная работа. Создают иллюстрации к стихотворению, готовятся к их презентации и защите. |
| И. С. Тургенев. «Муму». Развитие представлений о литературном герое, портрете и пейзаже. | Урок 29. И. С. Тургенев. «Муму» как повесть о крепостном праве. (1 ч) Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Жизнь в доме барыни. Облик барыни и её челяди. Актёрское чтение фрагментов рассказа. | Читают статью учебника о Спасском-Лутовинове (см. раздел «Литературные места России») и «Иван Сергеевич Тургенев». Отвечают на вопросы о биографии поэта. Устно рассказывают о детстве Тургенева. Прослушивают звукозаписи актёрского чтения (см. фонохрестоматию). Читают по ролям фрагменты повести и проводят рецензирование чтения одноклассников. Проводят различные виды пересказов. Самостоятельная работа. Готовят выборочный пересказ истории одного из героев (по выбору). Создают собственные иллюстрации. |
| | Урок 30. «Муму»: система образов. (1 ч) Развитие представлений о литературном герое. Сопоставление Герасима, барыни и барской челяди. | Устно рассказывают о Герасиме. Обсуждают план его характеристики. Составляют планов сравнительных характеристик героев (по группам). Составляют письменные сравнительные характеристики героев по плану. Практическая работа. Заполняют цитатную таблицу сравнительной характеристики героев. Самостоятельная работа. Проводят письменную сравнительную характеристику героев. |
| | Урок 31. Р.р. И. С. Тургенев – мастер портрета и пейзажа Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов.(1 ч) Развитие представлений о портрете и пейзаже. Анализ портретных и пейзажных фрагментов повести. | Работают со словарём литературоведческих терминов. Практическая работа. Составляют план ответов на проблемные вопросы. Составляют устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Домашняя контрольная работа. Письменный ответ на один из проблемных вопросов: 1. Что воспевает И. С. Тургенев в образе Герасима? 2. Каковы друзья и враги Герасима? 3. В чём вина и в чём беда барыни? |
| А. А. Фет. «Весенний дождь». | Урок 32. А. А. Фет. Лирика. «Весенний дождь». Природа и человек в стихотворении.(1 ч) Радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. «Чудная картина…»: полный загадочности и очарования зимний пейзаж. «Задрожали листы, облетая…»: противопоставление осенней «шумящей мглы» и «тёплого гнёздышка». Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни. | Выразительно читают (в том числе наизусть) стихотворения поэта, изученные в начальной школе и прочитанные самостоятельно. Читают статью учебника «Афанасий Афанасьевич Фет» и составляют её план. Устно отвечают на вопросы (с использованием цитирования). Практическая работа. Читают и анализируют стихотворения Фета о природе (по группам). Самостоятельная работа. Готовятся к выразительному чтению наизусть стихотворений поэта и выразительному чтению рассказа Л. Н. Толстого. |
| Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». Понятие о сюжете. Развитие понятия о сравнении. | Урок 33. Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. (1 ч) Русский офицер в плену у горцев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Историческая основа и сюжет рассказа. Основные эпизоды. Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Русский офицер Жилин. Жилин в плену у горцев. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Фрагменты рассказа в актёрском исполнении. | Читают статью учебника о Толстом и составляют её план. Прослушивают сообщения об участии Толстого в Кавказской войне. Выразительно читают рассказ (в том числе по ролям), проводят пересказ его фрагментов. Прослушивают фрагменты рассказа в актёрском исполнении. Устно отвечают на вопросы (с использованием цитирования). Участвуют в коллективном диалоге. Практическая работа. Анализируют эпизоды рассказа (по группам). Самостоятельная работа. Готовят устный рассказ о писателе, рассказ о Жилине и Костылине (по группам). |
| | Урок 34. «Кавказский пленник»: Жилин и Костылин. (1 ч) Жилин и Костылин: два характера – две судьбы. Смысл названия рассказа. Поучительный характер рассказа. Утверждение гуманистических идеалов. Развитие представлений об идее, сюжете, рассказе. | Прослушивают устные сообщения о главных героях рассказа. Сопоставляют персонажей рассказа и выполняют составление плана сравнительной характеристики героев. Прослушивают фрагменты рассказа в актёрском исполнении (см. фонохрестоматию). Устно рецензируют чтение актёров. Устно отвечают на вопросы (с использованием цитирования). Работают со словарём литературоведческих терминов. Обсуждают иллюстрации учебника или иллюстрации, найденные самостоятельно. |
| А. П. Чехов. «Хирургия» и другие рассказы (для внеклассного чтения). Развитие понятия о юморе. Понятие о речевой характеристике персонажей. | Урок 35. А. П. Чехов. «Хирургия» как юмористический рассказ. (1 ч) Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Развитие понятия о юморе. Понятие о речевой характеристике персонажей. Речь персонажей как средство их характеристики и способ со здания комической ситуации. | Читают и обсуждают статью учебника «Антон Павлович Чехов» и статью о Таганроге (см. раздел «Литературные места России»). Прослушивают сообщение о псевдонимах Чехова и их происхождении. Выразительно читают рассказ (в том числе по ролям). Ищут незнакомые слова и определяют их значение. Устно рецензируют выразительное чтение одноклассников. Устно отвечают на вопросы (с использованием цитирования). Участвуют в коллективном диалоге. Работают со словарём литературоведческих терминов. Выполняют поиск цитатных примеров из рассказа, иллюстрирующих понятия «речевая характеристика», «юмор». Проводят чтение и обсуждение статьи учебника «О смешном в литературном произведении. Юмор». |
| Русские поэты XIX века о родине и родной при- роде (обзор). Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится…», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…»; А. В. Кольцов. «В степи»; А. Н. Майков. «Ласточки»; И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); И. З. Суриков. «Зима» (отрывок); А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок). | Урок 36.Лирика Ф. И. Тютчева. (1 ч) «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…». Краткий рассказ о поэте. Образ родины в пейзаж ной лирике поэта. Поэтические образы, настроения и картины в стихах о природе. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения. Стихотворения в актёрском исполнении. | Читают и обсуждают статью учебника «Русские поэты XIX века о родине, родной природе и о себе». Выразительно читают стихотворения. Анализируют стихотворения по вопросам учителя с использованием цитирования (по группам). Устно рецензируют выразительное чтение одноклассников, чтение актёров (см. фонохрестоматию). Обсуждают репродукции картин русских художников, помещённых в учебнике, проводят подбор к ним подписей из стихов Тютчева. Практическая работа. Выполняют интонационный и смысловой анализ стихотворений. Выполняют определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе родины в творчестве русских поэтов. |
| | Урок 37. Лирика »; И. С. Никитина, А. Н.Плещеева, А.Н.Майкова, И. З. Сурикова.(1 ч) А. Н. Майков. «Ласточки»; И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); И. З. Суриков. «Зима» (отрывок); А. Н. Плещеев. «Вес на» (отрывок). Урок- концерт. Обсуждение стихотворений. Стихотворения в актёрском исполнении. | Выразительно читают наизусть стихотворения Тютчева и других поэтов. Устно рецензируют выразительное чтение одноклассников. Выразительно читают и обсуждают стихотворения русских поэтов о родине и родной природе в форме конкурса-эстафеты (по группам). Рецензируют актёрское чтение. Проводят определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе родины в творчестве русских поэтов. Практические работы. Подбирают цитатные подписи из стихотворений к репродукциям картин, помещённым в учебнике. Проводят сопоставительный анализ стихотворений разных поэтов. Самостоятельная работа. Создают собственные иллюстрации к стихотворениям и готовятся к их презентации и защите. Проект. «Стихи о родине и родной природе в иллюстрациях». Готовятся к конкурсу на лучшее чтение стихотворений о родной природе. |
6. | Из литературы XX века (21 ч). И. А. Бунин. «Косцы», «Подснежник» (для внеклассного чтения) | Урок 38. И. А. Бунин. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа. (1 ч) Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Восприятие прекрасного героями рассказа. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок. Поэтическое воспоминание о родине. Рассказ в актёрском исполнении. | Читают статью учебника о Бунине и составляют её план. Прослушивают сообщения учащихся о Бунине (герб рода Буниных, детские годы писателя, учёба в Елецкой гимназии). Выразительно читают и обсуждают рассказ «Косцы» (по группам). Ищут незнакомые слова и определяют их значения с помощью словарей и справочной литературы. Устно рецензируют выразительное чтение одноклассников, чтение актёров (см. задания фонохрестоматии). Устно анализируют эпизоды. Самостоятельная работа. Готовятся к художественному пересказу рассказа «Косцы» с использованием авторских слов и выражений. Составляют рассказ по одной из репродукций картин, созвучных рассказу. Выполняют создание собственных иллюстраций к рассказу и подготовка к их презентации и защите. |
| В. Г. Короленко. «В дурном обществе». Понятие о композиции литературного произведения. | Урок 39. В. Г. Короленко. «В дурном обществе». (1 ч) Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Изображение жизни детей из богатой и бедной семей. Вася и его отец. Развитие их отношений. Знакомство с Валеком и Марусей. | Прослушивают устный рассказ о писателе. Выразительно читают фрагменты повести (в том числе по ролям). Устно рецензируют выразительное чтение одноклассников, чтение актёров Проводят обсуждение глав повести по вопросам (по группам). Применяют различные виды пересказов, устное иллюстрирование. Устно отвечают на вопросы (с использованием цитирования). Участвуют в коллективном диалоге. Обсуждают репродукции книжной графики к повести «В дурном обществе», помещённые в учебнике и найденные учащимися самостоятельно. Проводят презентацию и защиту собственных иллюстраций. Практическая работа. Выполняют подбор цитатных подписей к иллюстрациям. Самостоятельная работа. Готовят чтение и пересказ фрагментов повести. |
Урок 40.Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. (1 ч) Доброта и сострадание героев. Вася и Валек. Тыбурций и судья. Размышления героев. Портрет как средство характеристики героев. | Выразительно читают фрагменты повести (в том числе по ролям). Применяют различные виды пересказов. Устно отвечают на вопросы (с использованием цитирования). Участвуют в коллективном диалоге. Проводят сопоставление персонажей и составление плана их сравнительной характеристики (Вася и Валек, Тыбурций и судья). Работают со словарём литературоведческих терминов. Практическая работа. Анализируют портретные характеристики и определяют их роль в повести. Выявляют авторские оценки по деталям портретов. Самостоятельная работа. Письменная сравнительная характеристика героев (по выбору). |
| Урок 41.Р.р. «В дурном обществе». Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос. (1 ч) | Составляют план ответа на проблемный вопрос (по группам). Составляют устный ответ на проблемный вопрос. Подбирают цитаты по заданной теме. Письменно отвечают на проблемные вопросы. Самостоятельная работа. Читают рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор» и отвечают на вопросы практикума «Читаем, думаем, спорим…». Проводят поиск сведений о детстве и юности Есенина с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя). Готовятся к выразительному чтению стихотворений (по выбору). |
С. А. Есенин. Поэтическое изображение родной природы.«Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…». | Урок 42. С. А. Есенин. Поэтическое изображение родной природы. (1 ч) «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…». Краткий рассказ о поэте (детство, юность, начало творческого пути). Поэтизация картин малой родины как источник художественного образа. Особенности поэтического языка Есенина. Стихотворения в актёрском исполнении. | Участвуют в концерте-миниатюре из стихов поэта. Выполняют чтение и комментирование фрагментов стихов Есенина, посвящённых его близким людям. Выразительно читают и обсуждают статью учебника о Есенине. Прослушивают устный рассказ о детстве и юности Есенина. Выразительно читают и обсуждают стихотворения, посвящённые теме родного дома (по группам). Устно рецензируют выразительное чтение одноклассников, чтение актёров (см. задания фонохрестоматии). |
П. П. Бажов. «Медной горы Хозяйка». Сказ как жанр литературы. | Урок 43. П. П. Бажов. «Медной горы Хозяйка» Реальность и фантастика в сказе. (1 ч) Краткий рассказ о писателе (детство и начало литератур ной деятельности). Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие. Образ Хозяйки Медной горы. | Актуализируют знания о Бажове и его творчестве из курса начальной школы. Выразительно читают статью учебника о Бажове. Прослушивают устный рассказ о Бажове. Выразительно читают фрагменты сказа (в том числе по ролям).Выполняют поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Применяют различные виды пересказов. Устно отвечают на вопросы (с использованием цитирования). Участвуют в коллективном диалоге. |
| Урок 44. «Медной горы Хозяйка»: сказ как жанр литературы. (1 ч) Сказ как жанр литера- туры. Своеобразие языка, интонации сказа. Сказ и сказка. Иллюстраторы сказов Бажова. | Работают со словарём литературоведческих терминов. Ищут цитатные примеры, иллюстрирующие понятия «сказ», «сказка». Сопоставляют эти понятий в таблице. Устно отвечают на вопросы (с использованием цитирования). Проводят защиту проекта «Сказы Бажова в иллюстрациях художников Палеха и других авторов». Самостоятельная работа. Письменно описывают одну из иллюстраций к сказам Бажова. |
| К. Г. Паустовский. «Тёплый хлеб», «Заячьи лапы» и другие сказки (для внеклассного чтения). Развитие понятия о пейзаже. | Урок 45. К. Г. Паустовский. «Тёплый хлеб». Герои и их поступки в сказке. (1 ч) Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Герои сказки и их поступки. Филька и бабушка. Образ сказочного коня. Нравственные проблемы сказки: доброта и сострадание. Тема коллективного труда. | Читают и обсуждают статьи учебника «Константин Георгиевич Паустовский». Выразительно читают эпизоды сказки (в том числе по ролям), пересказывают их. Ищут незнакомые слова и определяют их значение. Устно рецензируют выразительное чтение одноклассников, чтение актёров. Принимают участие в коллективном диалоге. Практическая работа. Составляют план характеристики героев сказки (по группам). Рассказывают о героях по плану (с использованием цитирования). |
| Урок 46. «Тёплый хлеб»: язык сказки. Реальное и фантастическое в сказке. (1 ч) Фольклорные образы. Развитие понятия о пейзаже. Роль пейзажных картин в сказке. Языковое мастерство писателя. | Прослушивают устный рассказ о писателе. Выявляют в сказке реальные и фантастические элементы и черты фольклора. Работают со словарём литературоведческих терминов. Комментируют понятия «пейзаж», «эпитет». Выполняют презентацию иллюстраций к сказке с цитатными подписями (показ и защита собственных рисунков, обсуждение ил люстрации учебника). Практическая работа. Исследуют язык сказки: анализ эпитетов, сравнений и олицетворений, глагольной лексики (по группам). Самостоятельная работа. Письменно отвечают на один из проблемных вопросов (по выбору): 1. О чём я задумался, читая сказку «Тёплый хлеб»? 2. Какие события и герои сказки «Тёплый хлеб» помогли Фильке измениться? 3. Что вас удивило в описаниях природы в сказке «Тёплый хлеб»? |
| | Урок 47. Вн.чт. «Заячьи лапы» и другие рассказы К. Г. Паустовского. (1 ч) Природа и человек в сказках К. Г. Паустовского. Нравственные проблемы произведений о природе и о животных. Сказка «Заячьи лапы» в актёрском исполнении. | Выразительно читают произведения (в том числе по ролям), пересказ их фрагментов. Устно рецензируют выразительное чтение одноклассников, чтение актёров (см. задания фонохрестоматии). Устно отвечают на вопросы (с использованием цитирования). Принимают участие в коллективном диалоге. Применяют различные виды пересказа (по группам). Обсуждают самостоятельно прочитанные произведения писателя. Выявляют авторское отношение к героям. Отвечают на вопросы викторины. Самостоятельная работа. Выполняют поиск сведений о Маршаке-сказочнике с использованием справочной и художественно- публицистической литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя). |
| С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы. | Урок 48. С. Я. Маршак. Сказки Маршака. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». (1 ч) Проблемы и герои. Положительные и отрицательные герои. Нравственные проблемы сказки: добро и зло, бескорыстие и жадность, терпение и легкомыслие. Пьеса-сказка в актёрском исполнении. | Прослушивают устный рассказ о писателе и обобщают сведения о его сказках. Выразительно читают пьесу-сказку «Двенадцать месяцев» по ролям. Устно рецензируют выразительное чтение одноклассников, чтение актёров (см. задания фонохрестоматии). Выполняют задания фонохрестоматии. Устно отвечают на вопросы (с использованием цитирования). Принимают участие в коллективном диалоге. Проводят нравственную оценку героев пьесы-сказки. Подбирают цитаты для характеристики героев пьесы-сказки. Практическая работа. Составляют план характеристики героев (по группам). Рассказывают о героях по плану (с использованием цитирования). |
Урок 49.Р.р. «Двенадцать месяцев» Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов (1 ч) | Подбирают цитаты по заданной теме. Выполняют составление устного и письменного ответа на проблемный вопрос, чтение и обсуждение статьи учебника «Сказки народные и литературные». Домашняя контрольная работа. Письменный ответ на один из проблемных вопросов: 1. Чем похожи и чем различаются Падчерица и Королева? 2. Почему в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев» добро побеждает зло? 3. Чем похожа пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» на народные сказки? Самостоятельная работа. Готовятся к выразительному чтению по ролям рассказа А. П. Платонова «Никита». |
| А. П. Платонов. «Никита». Развитие представлений о фантастике в литературном произведении. | Урок 50. А. П. Платонов. «Никита»: человек и природа. (1 ч) Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Душевный мир главного героя: его единство с природой. Одухотворение природы и оптимистическое восприятие диалектики окружающего мира. Рассказ в актёрском исполнении. | Читают и обсуждают статью учебника о Платонове. Выразительно читают рассказ (в том числе по ролям), пересказывают его фрагменты. Устно рецензируют выразительное чтение одноклассников, чтение актёров (см. фонохрестоматию). Устно отвечают на вопросы по содержанию рассказа (с использованием цитирования). Участвуют в коллективном диалоге. Практическая работа. Составляют план характеристики героя. Рассказывают о герое (с использованием цитирования). |
| Урок контроля. | Урок 51.Контрольная работа (тест) | Обобщают и систематизируют полученные знания. Планируют алгоритм ответа, работают самостоятельно. Формулируют свою точку зрения. |
В. П. Астафьев. «Васюткино озеро» | Урок 52. В. П. Астафьев. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации. (1 ч) Краткий рассказ о писателе (детство и начало литератур ной деятельности). Поведение героя в лесу. Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных ситуациях. Картины сибирской природы и их нравственный смысл. | Читают и обсуждают статью учебника об Астафьеве, статью «Деревня Овсянка». Выразительно читают рассказ, готовят художественный пересказ его фрагментов. Устно отвечают на вопросы (с использованием цитирования). Участвуют в коллективном диалоге. Обсуждают произведения книжной графики к рассказу. Практическая работа. Анализируют содержание рассказа по вопросам учителя (по группам). Самостоятельная работа. Создают иллюстрации к рассказу и проводят подготовку к их презентации и защите. |
| Урок 53. «Васюткино озеро»: становление характера главного героя. (1 ч) «Открытие» Васюткой нового озера. Основные черты характера Васютки. Становление характера героя в сложных испытаниях. Автобиографичность рассказа. Герой и автор. | Прослушивают устный рассказ о писателе. Читают (в том числе по ролям) и пересказывают фрагменты рассказа, Выполняют лексические и историко-культурные комментарии (по группам).Проводят составление плана характеристики Васютки. Рассказывают о поведении и поступках героя (с использованием цитирования). Дают нравственную оценку поведения и поступков героя рассказа. Анализируют различные формы выражения авторской позиции. Читают и обсуждают отрывок из воспоминаний Астафьева «Судьба рассказа „Васюткино озеро“». Показывают, обсуждают и защищают иллюстрации учащихся. Практическая работа. Составляют цитатный таблицы «Черты характера героя и авторское отношение к нему». |
| Урок контроля. | Уроки 54-55.Р.р. Подготовка к классному письменному ответу на один из проблемных вопросов.(2 ч) | Выполняют составление плана (цитатного плана) письменного высказывания. Подбирают цитаты по заданной теме. Составляют письменный ответ на один из проблемных вопросов: 1. Какой изображена русская природа в творчестве Есенина, Бажова, Паустовского, Астафьева (по одному произведению)? 2. Какие поступки моих сверстников и черты их характера вызывают восхищение (по 1–2 произведениям Паустовского, Платонова, Астафьева)? Самостоятельная работа. Выполняют поиск в справочной литературе или Интернете материалов о судьбах и подвигах детей в годы Великой Отечественной войны. Проводят подготовку сообщений о военной биографии А. Т. Твардовского с показом его портретов. Выполняют поиск стихотворения о детях на войне, подготовку к его выразительному чтению. |
Ради жизни на Земле…». К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…». А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста» | Урок 56. А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». (1 ч) Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны. Краткий рассказ о поэте и его военной биографии. Характеристика героев стихотворения. Стихотворение в актёрском исполнении. | Выразительно читают наизусть стихотворение о детях на войне, проводят презентации и защиту иллюстраций к этим стихотворениям. Выполняют чтение и обсуждение статьи учебника «Поэты о Великой Отечественной войне (1941—1945)». Устно рассказывают о военной биографии поэта с показом его портретов. Прослушивают актёрское исполнение стихотворения. Выразительно читают стихотворение по ролям. Устно рецензируют выразительное чтение одноклассников, чтение актёров (см. задания фонохрестоматии). Устно отвечают на вопросы (с использованием цитирования). Участвуют в коллективном диалоге. |
| | Урок 57. К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…».(1 ч) Краткий рассказ о поэте и его военной биографии. Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. Стихотворение в актёрском исполнении. | Прослушивают рассказ о поэте и его военной биографии, сообщение о героях Брестской крепости. Выразительно читают стихотворение. Устно рецензируют выразительное чтение одноклассников, чтение актёров (см. задания фонохрестоматии). Устно отвечают на вопросы (с использованием цитирования). Участвуют в коллективном диалоге. Практическая работа. Устный и письменный анализ стихотворения. Самостоятельная работа. Готовятся к выразительному чтению стихотворения наизусть. |
| Русские поэты XX века о родине и родной природе. И. Бунин «Помню — долгий зимний вечер…»; Дон- Аминадо. «Города и годы»; Д. Кедрин «Алёнушка»; А. Прокофьев. «Алёнуш- ка»; Н. Рубцов. «Родная деревня». | Урок 58. Русские поэты XX века о родине и родной природе. (1 ч). | Выразительно читают произведения Д. Кедрина «Алёнушка»; А. Прокофьева «Алёнушка»; Н. Рубцова «Родная деревня».Выявляют образ родины в стихах о при роде. Устно рецензируют выразительное чтение одноклассников. Прослушивают сообщение о жизни И. А. Бунина и Дона-Аминадо в эмиграции с показом их портретов. Рецензируют актёрское чтение стихотворений Бунина и Дона- Аминадо (см. фонохрестоматию). Устно отвечают на вопросы (с использованием цитирования). Участвуют в коллективном диалоге. Самостоятельная работа. Готовятся к выразительному чтению стихотворения наизусть. |
| Писатели улыбаются. Саша Чёрный. «Кавказский пленник», «Игорь- Робинзон», «Дневник Фокса Микки». Развитие понятия о юморе. | Урок 59. Саша Чёрный. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». (1 ч) Краткий рассказ о поэте (эмиграция, произведения для детей). Образы детей в рассказе. Образы и сюжеты литературной классики в рассказе. Развитие понятия о юморе. | Прослушивают рассказы о Саше Чёрном с показом его портретов. Читают и обсуждают вступительную статью учебника о писателе. Выразительно читают рассказ, пересказывают его фрагменты (по группам). Выполняют поиск незнакомых слов и определяют их значения с помощью словарей и справочной литературы. Устно отвечают на вопросы (с использованием цитирования). Участвуют в коллективном диалоге. Практическая работа. Работают со словарём литературоведческих терминов. Самостоятельная работа. Готовятся к пересказу фрагмента «Игра в кавказских пленников» от лица одного из героев рассказа. Проводят комментирование юмористических эпитетов, сравнений, олицетворений, смешных слов и выражений. |
7. | Из зарубежной литературы (9 ч). Р. Л. Стивенсон. «Вересковый мёд» | Урок 60. Р. Л. Стивенсон. «Вересковый мёд». Бережное отношение к традициям предков. (1 ч) Краткий рассказ о писателе. Бережное отношение к традициям предков. Подвиг героя во имя сохранения традиций. Развитие понятия о балладе. Её драматический характер. | Прослушивают рассказ о Р. Л. Стивенсоне с показом галереи его портретов, изображений Шотландии, старинных кораблей, морских пейзажей. Выразительно читают статью учебника о Стивенсоне и составляют её план. Выразительно читают балладу. Устно отвечают на вопросы (с использованием цитирования). Участвуют в коллективном диалоге. Работают со словарём литературоведческих терминов. Просматривают и обсуждают фрагменты мультфильма «Вересковый мёд». Принимают участие в дискуссии на тему «Что дороже: жизнь или тайна изготовления верескового мёда?». |
| Д. Дефо. «Робинзон Крузо» | Урок 61. Д. Дефо. «Робинзон Крузо»-произведение о силе человеческого духа. (1 ч) Краткий рассказ о писателе. Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо. Фрагменты романа в актёрском исполнении. | Прослушивают рассказ о писателе Д. Дефо с показом его портретов, изображений кораблей и морских пейзажей. Читают статью учебника о Д. Дефо и составляют её план. Выразительно читают фрагменты романа. Устно рецензируют выразительное чтение одноклассников, чтение актёров (см. фонохрестоматию). Применяют различные виды пересказов. Устно отвечают на вопросы (с использованием цитирования). Участвуют в коллективном диалоге. Практическая работа. Подбирают материал для рассказа о Робинзоне. Самостоятельная работа. Готовятся к выборочному пересказу на тему «Как Робинзону удалось выжить на необитаемом острове?». |
Х.-К. Андерсен. «Снежная королева» и другие сказки. Понятие о художественной детали. | Урок 62. Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. (1 ч) Краткий рассказ о писателе. Кай и Герда. Понятие о художественной детали. Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. | Прослушивают сообщения о сказочнике Андерсене с показом галереи его портретов и изображений мест, где он жил. Выразительно читают и пересказывают фрагменты из очерка К.Г.Паустовского «Сказочник».Выразительно читают и обсуждают статью учебника об Андерсене. Выразительно читают сказку (в том числе по ролям),выполняют пересказ её фрагментов (по группам). Устно отвечают на вопросы (с использованием цитирования). Участвуют в коллективном диалоге. Практическая работа. Работают со словарём литературоведческих терминов. |
| Урок 63. Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: сказка о великой силе любви. (1 ч) В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини. Мужественное сердце Герды. Иллюстрации к сказке. | Выразительно читают сказку (по ролям), пересказывают её ключевые фрагменты. Сопоставляют героев сказки: Герды и Маленькой разбойницы, лапландки и финки, Герды и Кая. Просматривают иллюстрации к сказке, найденные в Интернете, и проводят краткие отзывы об этих иллюстрациях. Сопоставляют иллюстраций разных художников. Обсуждают иллюстрации, помещённые в учебнике и в изданиях сказки. Практическая работа. Составляют план характеристики Герды. Самостоятельная работа. Составляют письменную характеристику Герды. |
М. Твен. «Приключения Тома Сойера». | Урок 64. М. Твен. «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства. (1 ч) Краткий рассказ о писателе. Мир детства в романе: игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным. Черты характера главного героя. | Прослушивают сообщения о писателе Марке Твене с показом галереи его портретов и изображений мест, где он жил и работал. Выразительно читают фрагменты романа (в том числе по ролям). Обсуждают первые главы романа (по группам). Применяют различные виды пересказов. Устно отвечают на вопросы (с использованием цитирования) Самостоятельная работа. Читают главы романа «Приключения Тома Сойера» (гл. 6, 7, 9, 12, 20, 31). Создают иллюстрации к главам романа и готовятся к их презентации и защите. |
Джек Лондон. «Сказание о Кише». | Урок 65. Джек Лондон. «Сказание о Кише»: что значит быть взрослым? (1 ч) Краткий рассказ о писателе. Сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Черты характера мальчика: смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства. Преодоление сложных жизненных ситуаций. Иллюстрации к рассказу. | Читают и обсуждают статью учебника «Джек Лондон». Прослушивают сообщение о Дж. Лондоне с показом портретов писателя, изображений мест в США, связанных его именем. Составляют план и пересказывают статьи учебника. Выразительно читают рассказ (в том числе по ролям), пересказывают ключевые фрагменты (по группам). Устно отвечают на вопросы (с использованием цитирования). Участвуют в коллективном диалоге. Практическая работа. Составляют план характеристики Киша и рассказывают о герое (с использованием цитат). Самостоятельная работа. Выполняют письменную характеристику Киша. |
| | Уроки 66-67.Р.р. Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии »). (2 ч) Повторительно- обобщающий урок-праздник. | Участвуют в игровых видах деятельности, литературных конкурсах. |
| | Урок 68. Итоги учебного года. Задания для летнего чтения.(1 ч.) Защита проектов. | Отчитываются о выполнении индивидуальных учебных проектов. |
| | Урок 69-70. Резерв. | |