kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тематическое планирование уроков литературы в 5 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное календарно-тематическое планирование составлено в соотвествии ФГОС 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование уроков литературы в 5 классе»

Календарно-тематическое планирование

5 класс

№ урока


Разделы

Тема урока, элементы содержания

Дата по плану

Факт.дата

1 четверть (24 часа)

Русская литература. Введение. (1ч.). Русский фольклор (12ч.)

Древнерусская литература (3ч.)

Русская литература XVIII века (2ч.) Русская литература XIX века (5ч.) + (1р.р.).


1.


Русская литература.Введение.


Введение. Художественная литература как искусство слова. Книга в жизни человека. Писатели о роли книги. Читатель. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги. Создатели книги. Учебник литературы и работа с ним. Стихотворение и проза. Диагностика уровня литературного развития учащихся.


4.09


2.

Русский фольклор.


Фольклор — коллективное устное народное творчество. Развитие представлений о фольклоре: преображение действительности в духе народных идеалов, вариативная природа фольклора, сочетание коллективного и индивидуального. Исполнители фольклорных произведений. Малые жанры фольклора. Детский фольклор: колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки (с повторением изученного). Малые жанры фольклора.

5.09



3.

Русский фольклор.


Малые жанры фольклора.

Пословица как воплощение житейской мудрости, отражение народного опыта. Темы пословиц. Афористичность и поучительный характер пословиц. Поговорка как образное выражение.

6.09


4.

Русский фольклор

Малые жанры фольклора. Загадка как метафора, вид словесной игры

11.09


5.

Русский фольклор.


Русские народные сказки. Сказка как вид народной прозы. Виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных. Нравственное и эстетическое содержание сказок. Сказки (волшебные, бытовые, о животных).

Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа. Виды сказок (волшебные, бытовые, о животных).

«Царевна-лягушка» как волшебная сказка. Поэтика волшебной сказки. Народная мораль в сказке: добро побеждает зло. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке. Вариативность народных сказок.

12.09


6.

Русский фольклор.


«Царевна-лягушка». Василиса Премудрая и Иван-царевич. Образ невесты-волшебницы. Воплощение в образе Василисы Премудрой лучших человеческих качеств. Иван-царевич как победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Воплощение светлых и тёмных сил в образах Бабы-яги и Кощея Бессмертного.Народная мораль в характере и поступках героев. Сказка в актёрском исполнении. Положительный герой и его противники. Персонажи-животные, чудесные предметы в сказках. Противопоставление мечты и действительно­сти, добра и зла в сказках.

13.09


7.

Русский фольклор.


«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная богатырская сказка героического содержания. Черты волшебной, богатырской и героической сказки в повествовании об Иване — крестьянском сыне. Тема мирного труда и защиты родной земли. Особенности сюжета сказки «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»: система образов сказки. Главные и второстепенные герои сказки. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора - народа. Противопоставление мечты и действительно­сти, добра и зла в сказках

18.09


8.

Русский фольклор.


Особенности сюжета сказки «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»: система образов сказки. Главные и второстепенные герои сказки. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа.

19.09


9.

Русский фольклор.

Сказки о животных. «Журавль и цапля». Особенности сказок о животных. Герои-животные.

20.09


10.

Русский фольклор.

Народное представление справедливости в сказках о животных.

Сказка в актёрском исполнении.

25.09


11.

Русский фольклор.

Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Особенности бытовых сказок и их отличие от волшебных сказок. Народные представления о добре и зле в бытовых сказках. Сказка в актёрском исполнении. Сказители. Собиратели сказок.

26.09


12.

Русский фольклор.


Сказители. Собиратели сказок. Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа. Виды сказок (волшебные, бытовые, о животных). Противопоставление мечты и действительности, добра и зла в сказках. Положительный герой и его противники. Персонажи-животные, чудесные предметы в сказках.

27.09


13.

Русский фольклор.


Итоговый урок на тему «Русские народные сказки» (урок развития речи).

Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос.

Письменные высказывания, сочинения на литературные и публицистические темы. Письменные высказывания по литературной или нравственно-этической проблеме как форма диагностики уровня письменной речевой культуры и понимания основных аспектов содержания литературного произведения. Сочинения на литературные и публицистические темы.

2.10


14.

Древнерусская литература

«Повесть временных лет» как литературный памятник. Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. Понятие о летописи. Сюжет.

Древнерусская литература. Тема Русской земли. Идеал человека в литературе Древней Руси. Поучительный характер произведений древнерусской литературы

3.10


15.

Древнерусская литература

Древнерусская литература.

Тема Русской земли. Идеал человека в литературе Древней Руси. Поучительный характер произведений древнерусской литературы

4.10


16.

Древнерусская литература

Из «Повести временных лет»: «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича».

Отзвуки фольклора в летописи. Герои летописного сказания и их подвиги во имя мира на родной земле.

Летописный сюжет в актёрском исполнении.

Древнерусская литература.

Тема Русской земли. Идеал человека в литературе Древней Руси.

9.10


17.

Русская литература XVIII века

Из литературы XVIII века. М. В. Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин. М. В. Ломоносов.

«Случились вместе два Астронома в пиру…».

Краткий рассказ о жизни писателя (детство, годы учения, начало литературной, научной и общественной деятельности). Изложение научных истин в поэтической форме. Понятие о юморе.

Юмор стихотворения и его нравоучительный характер. Понятие о родах литературы: эпосе, лирике, драме. Жанры литературы (начальные представления). Литературные роды (эпос, лирика, драма) и жанры (эпос, роман, повесть, рассказ, новелла, притча, басня; баллада, поэма; ода, послание, элегия; комедия, драма, трагедия).Тематика и проблематика. Комическое в литературе. Юмор.


10.10


18.

Русская литература XVIII века

Понятие о родах литературы: эпосе, лирике, драме.

Жанры литературы (начальные представления).

11.10


19.


Русская литература

XIX века

Жанр басни в мировой литературе.

Истоки басенного жанра: Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы.

XVIII века: А. П. Сумароков, И. И. Дмитриев

Жанр басни. Эзоп. Басни «Ворон и Лисица», «Жук и Муравей». Ж. Лафонтен. Басня «Желудь и Тыква». Г. Э. Лессинг. Басня «Свинья и Дуб». История жанра басни. Сюжеты античных басен и их обработки в литературе XVII-XVIII вв. Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определенных свойств человека. Нравственные проблемы и поучительный характер басен.

16.10


20.

Русская литература

XIX века

И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Слон и Моська», «Квартет».

Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности).

17.10


21.

Русская литература

XIX века

И. А. Крылов. «Свинья под Дубом».«Осёл и соловей», «Лебедь, Щука и Рак». Развитие представлений о жанре басни. Осмеяние человеческих пороков (жадности, неблагодарности, хитрости и т. д.).

18.10


22.

Русская литература

XIX века

И. А. Крылов. «Волк на псарне».Отражение исторических событий в басне.Патриотическая позиция автора. Своеобразие языка басен Крылова. Понятие об эзоповом языке. Развитие понятия об аллегории и морали. Басня в актёрском исполнении. Обобщение изученного о баснях. Конкурс инсценированной басни «Мои любимые басни Крылова».

23.10




23.

Русская литература

XIX века

Сочинение «Басни И. А. Крылова». (Урок развития речи).


24.10


24.

Русская литература

XIX века

Работа над ошибками. Литературная викторина.

Развитие элементов исполнительской интерпретации художественного произведения в чтении наизусть,

в инсценировании текста, чтении по ролям.


25.10



2 четверть (22 час).

Русская литература XIX века (20 ч.)+ (1.т.)



25.


Русская литература

XIX века

В. А. Жуковский. «Спящая царевна». Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник). Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета. Различие героев литературной и фольклорной сказки. Сказка в актёрском исполнении. Литературная сказка. Сказка фольклорная и сказка литературная (авторская). Нравственные проблемы и поучительный характер литературных сказок.

7.11


26.

Русская литература

XIX века

Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета. Различие героев литературной и фольклорной сказки. Сказка в актёрском исполнении Литературная сказка. Сказка фольклорная и сказка литературная (авторская). Нравственные проблемы и поучительный характер литературных сказок.

8.11


27.

Русская литература

XIX века

В. А. Жуковский «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Понятие о балладе. Жанровые признаки. Своеобразие балладного сюжета. Особая атмосфера таинственного, страшного, сверхъестественного в балладе.

13.11


28.


Русская литература

XIX века

А. С. Пушкин. Рассказ о детских годах жизни А. С. Пушкина. Поэтизация образа няни поэта Арины Родионовны. Мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

Понятие о лирическом послании. «У лукоморья дуб зелёный…».

А. С. Пушкин. Стихотворение «Няне». Образы, мотивы, художественные средства русской народной поэзии в творчестве Пушкина. Стихотворения А.С.Пушкина.«Стансы», «Арион», «Цветок», «Туча».

14.11


29.

Русская литература

XIX века

А.С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» – собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. Мотивы и сюжеты пушкинского произведения. Пролог в актёрском исполнении.

15.11


30.


Русская литература

XIX века

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: события и герои.

Главные и второстепенные герои. Фольклорная основа сказки. Иллюстраторы сказки. Литературная сказка. Сказка фольклорная и сказка литературная (авторская). Сказочные сюжеты, добрые и злые персонажи, волшебные предметы в литературной сказке. Сравнительная характеристика героев. Система образов сказки. Противостояние добрых и злых сил. Общность и различие главных героев: царица-мачеха и падчерица, царевна и Елисей, царевна и богатыри, Елисей и богатыри. Сказка в актёрском исполнении


20.11


31

Русская литература

XIX века

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: истоки сюжета, поэтика сказки. Сопоставление с русскими народными сказками, со сказкой Жуковского и сказками братьев Гримм, «бродячие сюжеты». Сходство и различие литературной и народной сказки. Народная мораль и нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, способы рифмовки.


21.11


32.



Русская литература

XIX века

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: истоки сюжета, поэтика сказки. Художественная речь. Изобразительно-выразительные средства (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, гипербола, антитеза, аллегория). Ритм. Рифма. Строфа.

22.11


33.

Русская литература

XIX века

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, способы рифмовки.Художественная речь. Изобразительно-выразительные средства (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, гипербола, антитеза, аллегория). Ритм. Рифма. Строфа.

27.11


34.

Русская литература

XIX века

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

(урок развития речи).

Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов.

28.11


35.

Русская литература

XIX века

Понятие о литературной сказке.

Литературные сказки XIX-ХХ века (А. Погорельский, В.Ф. Одоевский, С.Г. Писахов, Б.В. Шергин, А.М. Ремизов, Ю.К. Олеша, Е.В. Клюев и др).Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. Краткий рассказ о писателе и прототипе главного героя сказки. Сказочно-условное, фантастическое идостоверно-реальное в литературной сказке. Понятие о литературной сказке. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

29.11


36.

Русская литература

XIX века

Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. Иллюстраторы сказки.

Стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Художественная деталь. Портрет.

4.12


37.

Русская литература

XIX века

Тестирование по теме: «Литературная сказка».


5.12


38.

Русская литература

XIX века

Работа над ошибками по итогам тестирования: «Литературная сказка».

М. Ю. Лермонтов. «Бородино» как отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство поэта в создании батальных сцен. Стихотворение в актёрском исполнении

6.12


39.

Русская литература

XIX века

М.Ю.Лермонтов «Бородино»: проблематика и поэтика. Скорбь о погибших защитниках Отечества и патриотический пафос стихотворения. Сочетание разговорных и торжественных поэтических интонаций. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения. Изобразительно-выразительные средства языка (сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись).

11.12


40.

Русская литература

XIX века

М. Ю. Лермонтов. «Бородино» Чтение наизусть. Изобразительно-выразительные средства языка (сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись).

12.12


41.

Русская литература

XIX века

Н. В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Краткий рассказ о писателе(детство, годы учения, начало литературной деятельности).Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического. Фольклорные традиции в создании образов

13.12


42.

Русская литература

XIX века

Н.В.Гоголь «Заколдованное место»: реальность и фантастика в повести. Развитие представлений о фантастике. Сказочный характер фантастики в повести. Развитие представлений о юморе.

18.12


43.

Русская литература

XIX века

«Вечера на хуторе близ Диканьки» , «Майская ночь, или Утопленница» (урок внеклассного чтения). Поэтизация картин народной жизни. Герои повестей. Фольклорные мотивы в создании образов. Изображение конфликта светлых и темных сил. Фрагменты «Вечеров…» в актёрском исполнении


19.12


44.

Русская литература

XIX века

«Вечера на хуторе близ Диканьки» , «Ночь перед Рождеством» и «Страшная месть» (по выбору (урок внеклассного чтения).Поэтизация картин народной жизни. Герои повестей. Фольклорные мотивы в создании образов.

Контрольное итоговое собеседование.

20.12


45.

Русская литература

XIX века

Н. А. Некрасов «Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности). Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы.Приобщение к труду взрослых. Речевые характеристики персонажей.Анализ языка стихотворения. Авторская речь. Подготовка к сочинению по картине.Изображение жизни простого народа. Образы крестьянских детей и средства их создания. Речевая характеристика. Особенности ритмической организации. Роль диалогов в стихотворении. Авторское отношение к героям.


25.12



Русская литература XIX века (20 ч.) + (1р.р).Русская литература XX века (12 ч.)


46.

Русская литература

XIX века

Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).

Поэтический образ русской женщины. Тяготы и невзгоды в её жизни и их преодоление. Стойкость характера «величавой славянки». Развитие представлений об эпитете. Фрагменты поэмы в актёрском исполнении (1 ч)


26.12




3 четверть (32 часа)



47.

Русская литература

XIX века

Н.А.Некрасов «На Волге» (урок внеклассного чтения).

Тема и идея стихотворения. Средства речевой выразительности.


9.01


48.

Русская литература

XIX века

И. С. Тургенев. «Муму» как повесть о крепостном праве. Краткий рассказ

о писателе (детство и начало литературной деятельности). Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Жизнь в доме барыни. Облик барыни и её челяди. Актёрское чтение фрагментов рассказа. Изображение быта и нравов крепостной России.

10.01


49.

Русская литература

XIX века

Повесть И.С.Тургенева «Муму» как протест против рабства.

Духовные и нравственные качества Герасима. Облик Муму. Смысл названия повести.

15.01


50.

Русская литература

XIX века

«Муму» как протест против рабства. «Муму»: система образов.

Немота главного героя как символ немого протеста крепостного против рабства. Образ Герасима. Символическое значение образа главного героя. Развитие представлений о литературном герое. Сопоставление Герасима, барыни и барской челяди. Образ Муму. Смысл финала повести. Особенности повествования, авторская позиция.

16.01



51.

Русская литература

XIX века

И. С. Тургенев – мастер портрета и пейзажа (урок развития речи).

Развитие представлений о портрете и пейзаже в повести «Муму»

17.01


52.

Русская литература

XIX века

Сочинение по теме: «Анализ портретных и пейзажных фрагментов

в повести И.С.Тургенева «Муму». (Урок развития речи).

22.01


53.

Русская литература

XIX века

Работа над ошибками по итогам сочинения: «Анализ портретных и пейзажных фрагментов в повести И.С.Тургенева «Муму». (Урок развития речи).

А. А. Фет. Лирика. Краткий рассказ о поэте. «Весенний дождь»: радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. «Чудная картина…»: полный загадочности и очарования зимний пейзаж.«Задрожали листы, облетая…»: противопоставление осенней «шумящей мглы» и «тёплого гнёздышка». Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни. Природные образы и средства их создания


23.01


54.

Русская литература

XIX века

Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Историческая основа и сюжет рассказа.


24.01


55.

Русская литература

XIX века

Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник»: русский офицер в плену у горцев.

Основные эпизоды. Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Русский офицер Жилин. Жилин в плену у горцев. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Фрагменты рассказа в актёрском исполнении. Поэтичный образ Дины.

29.01



56.

Русская литература

XIX века

«Кавказский пленник»: Жилин и Костылин. Жилин и Костылин: два характера – две судьбы. Смысл названия рассказа. Поучительный

характер рассказа. Утверждение гуманистических идеалов. Развитие представлений об идее, сюжете, рассказе. Судьбы Жилина и Костылина. Нравственная проблематика произведения, его гуманистическое звучание.


30.01


57.

Русская литература

XIX века

«Кавказский пленник» (урок развития речи).

Подготовка к письменному ответу на один из проблемных

вопросов. Судьбы Жилина и Костылина. Нравственная проблематика произведения, его гуманистическое звучание.


31.01


58.

Русская литература

XIX века

«Кавказский пленник» (урок развития речи ).

Письменный ответ на один из проблемных

вопросов. Судьбы Жилина и Костылина. Нравственная проблематика произведения, его гуманистическое звучание


5.02


59.

Русская литература

XIX века

А. П. Чехов. «Хирургия» как юмористический рассказ. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Развитие понятия о юморе. Понятие о речевой характеристике персонажей. Речь персонажей как средство их характеристики и способ со здания комической ситуации. Особенности образов - персонажей в юмористических произведениях.


6.02


60.

Русская литература

XIX века

Рассказы Чехова (урок внеклассного чтения).

Ранние юмористические рассказы Антоши Чехонте (по выбору учителя).


7.02


61.

Русская литература

XIX века

Юмор в рассказах Чехова. Ранние юмористические рассказы А.П.Чехова (по выбору учителя).

12.02


62.

Русская литература

XIX века

Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится…», «Весенние воды»,

Краткий рассказ о поэте. Образ родины в пейзажной лирике поэта. Поэтические образы, настроения и картины в стихах о природе.

13.02


63.

Русская литература

XIX века

Ф. И. Тютчев. «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…».

Стихотворный ритм, как средство передачи эмоционального состояния, настроения. Стихотворения в актёрском исполнении. Картины родной природы в изображении русских поэтов.

14.02


64.

Русская литература

XIX века


А. Н. Майков. «Ласточки»;

И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне»

(отрывок); И. З. Суриков. «Зима» (отрывок); А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок).

Я.П.Полонский. Обсуждение стихотворений. Урок - концерт. Стихотворения в актёрском исполнении

19.02


65.

Русская литература

XIX века

Русские поэты XIX века о родине, родной природе и о себе

(урок развития речи ). К.Д. Бальмонт, А.Н.Майков, И.С.Никитин, И.З.Суриков, А.Н.Плещеев.


20.02


66.

Русская литература

XIX века

Написание сочинения по теме: «Русские поэты XIX века о родине,

родной природе и о себе»

21.02


67.


Русская литература

XX века

И. А. Бунин. Рассказ «Косцы» .

Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Восприятие прекрасного героями рассказа. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок. Поэтическое воспоминание о родине. Рассказ в актёрском исполнении. Тема красоты природы. Символическое значение природных образов.


26.02


68.

Русская литература

XX века

И.А.Бунин. Тема красоты природы. Символическое значение природных образов. Рассказ «Подснежник». Историческая основа произведения. Тема прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя рассказа. Приемы антитезы и повтора в композиции рассказа. Смысл названия.


27.02


69.

Русская литература

XX века

В. Г. Короленко. «В дурном обществе»: судья и его дети.

Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Изображение жизни детей из богатой и бедной семей. Вася и его отец. Развитие их отношений. Знакомство с Валеком и Марусей.

Обращение к традиционным в русской литературе жизненным ценностям. Образы родины, дома, семьи.


28.02


70.

Русская литература

XX века

«В дурном обществе»: семья Тыбурция.Общение Васи с Валеком и Марусей. Доброта и сострадание героев. Вася и Валек. Тыбурций и судья. Размышления героев. Портрет как средство характеристики героев

4.03


71.


Русская литература

XX века

«В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела».Изображение

серого сонного города и его обитателей. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Смысл образа старого Януша. Взаимопонимание – основа отношений в семье. Понятие о повести. Обращение к традиционным в русской литературе жизненным ценностям. Образы родины, дома, семьи.


5.03


72.

Русская литература

XX века

Урок развития речи. Сочинение по повести В.Г.Короленко

«В дурном обществе»

6.03



73.

Русская литература

XX века

С. А. Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…». Краткий рассказ о поэте (детство, юность, начало творческого пути). Поэтизация картин малой родины как источник художественного образа. Особенности поэтического языка Есенина. Стихотворения в актёрском исполнении. Обращение к традиционным в русской литературе жизненным ценностям. Образы родины, дома, семьи.


11.03



74.

Русская литература

XX века

П. П. Бажов. «Медной горы Хозяйка»: образы Степана и Хозяйки Медной горы. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

12.03


75.

Русская литература

XX века


Реальность и фантастика в сказе П.П.Бажова «Медной горы Хозяйка».

Честность, Добросовестность, трудолюбие и талант Степана.

Образ Хозяйки Медной горы.

Фольклорные традиции и образы талантливых людей из народа

в ска­зах русских писателей.


13.03


76.

Русская литература

XX века

«Медной горы Хозяйка»: сказ как жанр литературы. Сказ как жанр литературы. Своеобразие языка, интонации сказа. Сказ и сказка. Иллюстраторы сказов Бажова.

Особенности сказовой манеры повествования. Образ повествователя.


18.03


77.

Русская литература

XX века

Урок развития речи. Сочинение по теме: «Образы Хозяйки Медной горы и Степана в сказе П.П.Бажова «Медной горы Хозяйка».

19.03


78.

Русская литература

XX века

Работа над ошибками. Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях. К. Г. Паустовский. «Тёплый хлеб»: герои сказки и их поступки. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Герои сказки и их поступки. Филька и бабушка. Образ сказочного коня. Нравственные проблемы сказки: доброта и сострадание. Тема коллективного труда.


20.03


79.

Русская литература

XX века

К.Г. Паустовский. «Тёплый хлеб»: язык сказки. Реальное и фантастическое в сказке. Фольклорные образы. Развитие понятия о пейзаже. Роль пейзажных картин в сказке. Языковое мастерство писателя.

3.04


4 четверть (26 часов)

Русская литература XX века (14 ч.)

Зарубежная литература (11 ч.) +1к.р.


80.

Русская литература

XX века

«Заячьи лапы» и другие рассказы (урок внеклассного чтения). Природа и человек в сказках К. Г. Паустовского. Нравственные проблемы произведений о природе и о животных. Сказка «Заячьи лапы» в актёрском исполнении.


8.04


81.

Русская литература

XX века

С. Я. Маршак. Сказки для детей. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Пьесы - сказки для детей: «Кошкин дом», «Горя бояться – счастья не видать». «Волга и Вазуза», «Старуха, дверь закрой», «Сказка про короля и солдата» и др. (из книги «Сказки разных народов»). Их герои и нравственный смысл

9.04


82.

Русская литература

XX века

С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»: проблемы и герои. Положительные и отрицательные герои. Нравственные проблемы сказки: добро и зло, бескорыстие и жадность, терпение и легкомыслие. Пьеса-сказка в актёрском исполнении.

10.04


83.

Русская литература

XX века

С.Я.Маршак. «Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и её народная основа. Драма как род литературы. Особенности жанра пьесы-сказки. Фольклорные традиции в литературной сказке-пьесе. Общность и различие сказки Маршака и народной сказки

15.04


84.

Русская литература

XX века

А. П. Платонов. Рассказ «Никита»: человек и природа.

Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Душевный мир главного героя: его единство с природой. Одухотворение природы и оптимистическое восприятие диалектики окружающего мира. Рассказ в актёрском исполнении.

16.04


85.

Русская литература

XX века

Рассказ А.П.Платонова «Никита»: быль и фантастика. Реальность и фантастика в рассказе. Развитие представления о фантастике в литературном произведении.

17.04


86.

Русская литература

XX века

В. П. Астафьев. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературнойдеятельности). Поведение героя в лесу. Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных ситуациях. Картины сибирской природы и их нравственный смысл. Картины родной природы.

22.04


87.

Русская литература

XX века

«Васюткино озеро»: становление характера главного героя.

«Открытие» Васюткой нового озера. Основные черты характера Васютки.

Становление характера героя в сложных испытаниях. Автобиографичность рассказа. Герой и Автор. Изображение становления характера главного героя. Самообладание маленького охотника. Мальчик в борьбе за спасение.

23.04


88.




Русская литература

XX века

К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…». Краткий рассказ о поэте и его военной биографии. Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. Стихотворение в актёрском исполнении. Идейно-эмоциональное содержание произве­дений, посвященных военной теме. Образы русских солдат. Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне.

А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны. Краткий рассказ о поэте и его военной биографии. Характеристика героев стихотворения. Стихотворение в актёрском исполнении


24.04


89.

Русская литература

XX века

И. А. Бунин. «Помню — долгий зимний вечер…»; Дон-Аминадо. «Города

и годы». Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление

собственного мироощущения, настроения. Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нём. Стихотворения в актёрском исполнении


29.04


90.


Русская литература

XX века

Д. Кедрин. «Алёнушка»; А. Прокофьев. «Алёнушка»;

Н. Рубцов. «Родная деревня».

Образ родины в стихах о природе. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях. Стихотворения в актёрском исполнении. Картины родной природы в изображении русских поэтов. Образ родины в русской поэзии.


30.04


91.

Русская литература

XX века

Саша Чёрный. «Кавказский пленник».Краткий рассказ о поэте (эмиграция, произведения для детей). Образы детей в рассказе. Образы и сюжеты литературной классики в рассказе. Развитие понятия о юморе .

6.05 (за 1.05)



92.

Русская литература

XX века

Саша Чёрный. «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики. Юмор и его роль в рассказе.

6.05


93.

Русская литература

XX века

Ю. Ч. Ким. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение. Краткийрассказ о поэте, его биографии и его песнях. Юмористический характер песни Кима. Её жанровое своеобразие. Особенности ритма, рифмы, комические образы, повторы, неожиданные словосочетания. Комическое в литературе. Юмор


7.05


94.

Зарубежная литература

Р. Л. Стивенсон. «Вересковый мёд»: верность традициям предков. Краткийрассказ о писателе. Бережное отношение к традициям предков. Подвиг героя во имя сохранения традиций. Развитие понятия о балладе.

Её драматический характер. Лиро-эпические жанры (баллада)

8.05


95.

Зарубежная литература

Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя. Краткий рассказ о писателе. Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо. Фрагменты романа в актёрском исполнении.

Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: характер героя.Характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Иллюстрации к роману Робинзон и Пятница. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонады в литературе и искусстве («Игорь-Робинзон»

Саши Чёрного; «Васюткино озеро» В. Астафьева)


13.05


96

Зарубежная литература

Д. Дефо. «Робинзон Крузо». Образ путешественника в литературе. Д.Дефо. Роман «Робинзон Крузо» (фрагменты). Жанровое своеобразие романа. Образ Робинзона Крузо. Изображение мужества человека и его умения противостоять жизненным невзгодам.

Преобразование мира как жизненная потребность человека.


13.05


97.

Зарубежная литература

Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: реальность и фантастика. Краткий

рассказ о писателе. Реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда. Понятие о художественной детали. Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке.

«Снежная королева»: сказка о великой силе любви. В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини. Мужественное сердце Герды. Иллюстрации к сказке Снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы


14.05


98.


Зарубежная литература


Г.Х.Андерсен. Сказки. «Стойкий оловянный солдатик», «Гадкий утенок».

Сюжет и композиция сказки. Образная система персонажей сказки.


15.05


99.

Зарубежная литература

Э. Сетон – Томпсон «Снап».


20.05


-+

100.

Зарубежная литература

М. Твен. Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства. Краткий рассказ о писателе. Мир детства в романе: игры, забавы, находчивость, предприимчивость.

Изобретательность в играх - умение сделать окружающий мир интересным. Черты характера главного героя.

Том и Гек. Том и Бекки. Их дружба. Внутренний мир героев романа. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Иллюстрации к роману. Фрагменты романа в актёрском исполнении. Образы детей в произведениях, созданных для взрослых и детей. Серьезное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии.

20.05


101.



Зарубежная литература

Джек Лондон. «Сказание о Кише»: что значит быть взрослым? Краткий рассказ о писателе. Сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Черты характера мальчика: смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства. Преодоление сложных жизненных ситуаций. Иллюстрации к рассказу

21.05



102

Зарубежная литература

Ш.Перро, «Золушка». Сюжет и композиция сказки Ш.Перро «Золушка».

Л.Кэрол, «Алиса в стране чудес». Образная система персонажей сказки Л.Кэрола «Алиса в стране чудес».


22.05


103.

К.р.

Итоговая контрольная работа по литературе за 5 класс.

Диагностика уровня литературного развития учащихся.

27.05


104.

Зарубежная литература

Работа над ошибками по результатам итоговой контрольной работы.

Тема и идея сказки Л.Кэрола «Алиса в стране чудес».

28.05


105.

Зарубежная литература

Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса»

(урок развития речи)

29.05















Контрольная работа №1

Тестирование по теме: «Литературная сказка».

Урок №37

Дата: 5.12


Тест по теме «Литературная сказка»

  1. Существенный признак литературной сказки

а) повторяющийся сюжет;

б) автор сказки реальный человек;

в) всегда есть вымышленные герои;

г) добро побеждает зло

  1. Какая из сказок не является литературной?

а) «Марья Моревна»

б) «Спящая царевна»

в) «Конёк-Горбунок»

г) «Огниво»

  1. Известный иллюстратор сказок

а) В. Васнецов

б) И. Грабарь

в) В. Хабаров

г) С. Григорьев

  1. Кто из перечисленных писателей не является автором сказок?

а) П.П. Ершов

б) А.С. Пушкин

в) И.С. Тургенев

г) В.А. Жуковский

  1. Кто является автором сказки «Аленький цветочек»?

а) С.Т. Аксаков

б) В.А. Жуковский

в) А.С. Пушкин

г) П.П. Бажов

  1. Датский сказочник

а) Д. Родари

б) А. Линдгрен

в) Д. Дефо

г) Х. К. Андерсен

  1. Как называется данная часть сказки: «Жила в деревне крестьянка. При ней жил сын её Семён, не женатый ещё. Жили они бедно: спали на соломе, одежонка у них старая, латаная, и в рот им положить нечего. Жили они давно: тогда земли у крестьян было мало, а что и была, так неродящая была земля: что и посеет крестьянин, то вымерзнет, а не вымерзнет, так от засухи посохнет, а не посохнет, так вымокнет, а не вымокнет, так саранча пожрёт».

а) концовка

б) финал

в) зачин

г) припев

  1. Сказка Д. Родари

а) «Дюймовочка»

б) «Фейные сказки»

в) «Каменный цветок»

г) «Старые пословицы»

  1. Герои какой сказки мошенники, которые едва не одурачили весь город, если бы не ребёнок

а) «Новое платье короля»

б) Снежная королева»

в) «Дикие лебеди»

г) «Принцесса на горошине»

  1. В какой сказке можно узнать о возникновении северного сияния?

а) «Огниво»

б) «Снежная королева»

в) «Морозко»

г) «Дикие лебеди»

  1. Какому сказочному герою принадлежат слова: «Как добры все люди и животные!»

а) гадкому утёнку

б) Дюймовочке

в) царевичу Елисею

г) Герде

  1. Волшебный предмет одной из сказок А.С. Пушкина?

а) корзина

б) птица

в) зеркальце

г) пружинка

Ключ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

б

а

а

в

а

г

в

г

а

б

г

в


Контрольная работа №2


Итоговая контрольная работа по литературе в 5 классе

Вариант I


1. Фольклор – это …

а) устное народное творчество;

б) небольшие произведения для детей: колыбельные, загадки, считалки и т.д.

в) сказки, придуманные народом;


2. Татьяна в произведении И.С. Тургенев «Муму», уезжая с мужем в деревню, поцеловала на прощанье Герасима, потому что:

а) существовал такой обычай перед дальней дорогой;

б) они были друзьями;

в) она оценила его доброту, в знак благодарности;


3. Какой из перечисленных жанров не является фольклорным?

а) Басня

б) Загадка

в) Прибаутка


4. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно…»

а) В.А. Жуковский «Спящая царевна»

б) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

в) И.С. Тургенев «Муму»


5. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Если бы я слушалась вас, я бы только и делала, что думала, думала, думала, и под конец, наверное, сошла бы с ума или придумала бог знает что… Но, к счастью, я вас не слушаюсь…»

а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»

б) С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

в) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»


6. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя!»»

а) К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»

б) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»

в) К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»


7. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Мальчик застыл. У него даже дух захватило – так красива, так широка была его родная река! А раньше она ему почему-то казалась обыкновенной и не очень приветливой».

а) К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»

б) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»

в) Н.А. Некрасов «На Волге»


8. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо – на месте не посидит… Одним словом, артуть-девка».

а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»

б) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»

в) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»


9. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«На Кавказе тогда была война. По дорогам ни днём, ни ночью не было проезда. Чуть кто из русских отойдёт от крепости, татары или убьют, или уведут в горы».

а) М.Ю. Лермонтов «Бородино»

б) Саша Чёрный «Кавказский пленник»

в) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»


10. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Если вы подъезжаете к местечку с востока, вам прежде всего бросается в глаза тюрьма, лучшее архитектурное украшение города».

а) Г.К. Андерсен «Снежная королева»

б) В.Г. Короленко «В дурном обществе»

в) А.П. Чехов «Хирургия»


11. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Секунду дьячок ищет глазами икону и, не найдя таковой, крестится на бутыль с карболовым раствором…»

а) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»

б) А.П. Чехов «Хирургия»

в) К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»


12. Какое из приведенных литературных произведений НЕ принадлежит Н.В. Гоголю:

а) «Ночь перед Рождеством»

б) «Сорочинская ярмарка»

в) «Муму»


13. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Уж сколько раз твердили миру

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не в прок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок».

а) Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд»

б) Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос»

в) И.А. Крылов «Ворона и Лисица»


14. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«… Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел».

а) Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд»

б) В.А. Жуковский «Кубок»

в) М.Ю. Лермонтов «Бородино»


15. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Да, вот вы говорили насчёт того, что человек может совладать, как говорят, с нечистым духом. Оно, конечно, то есть, если хорошенько подумать, бывают на свете всякие случаи… Однако ж не говорите этого. Захочет обморочить дьявольская сила, то обморочит; ей-богу, обморочит!»

а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»

б) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»

в) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»


Вариант II


1. Какой из перечисленных жанров не является фольклорным?

а) Сказка

б) Роман

в) Пословица


2. Какой вид конфликта вы не встретите в русской народной сказке?

а) добро – зло;

б) жизнь – смерть;

в) природа – цивилизация.


3. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Одарённый необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него…»

а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»

б) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

в) И.С. Тургенев «Муму»


4. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Не могу же я писать и думать в одно и то же время».

а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»

б) С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

в) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»


5. В какой сказке вам встречалось говорящее зеркальце?

а) В.А. Жуковский «Спящая царевна»

б) А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

в) «Царевна-лягушка»


6. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная».

а) К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»

б) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»

в) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»


7. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Хворый-то придумал дробовичок завести и на охоту повадился. И всё, слышь-ко, к Красногорскому руднику ходит, а добычи домой не носит».

а) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»

б) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»

в) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»


8. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Это большой человек! Он первый джигит был, он много русских побил, богатый был. У него было три жены и восемь сынов. Все жили в одной деревне. Пришли русские, разорили деревню и семь сыновей убили».

а) Саша Чёрный «Кавказский пленник»

б) Саша Чёрный «Игорь-Робинзон»

в) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»


9. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался на околице и ранил в ногу вороного коня».

а) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

б) К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»

в) А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста»


10. Назовите имя королевича из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина.

а) Ярослав

б) Елисей

в) Алексей


11. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Что-то бесформенное, неумолимое, твёрдое и жёсткое, как камень, склонялось над маленькой головкой, высасывая из неё румянец, блеск глаз и живость движений».

а) Г.К. Андерсен «Снежная королева»

б) В.Г. Короленко «В дурном обществе»

в) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»


12. Какое из приведенных литературных произведений НЕ принадлежит Н.В. Гоголю:

а) «Ночь перед Рождеством»

б) «Сорочинская ярмарка»

в) «Муму»


13. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Уж сколько раз твердили миру

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не в прок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок».

а) Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд»

б) Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос»

в) И.А. Крылов «Ворона и Лисица»


14. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Господин Египетский, Александр Иваныч, в Петербурге лет семь жил… образованность… один костюм рублей сто стоит… да и то не ругался… А ты что за пава такая? Ништо тебе, не околеешь!»

а) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»

б) А.П. Чехов «Хирургия»

в) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»


15. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Под плетнёвую стену сарая уходили две земляные норы. Там тоже жили тайные жители. А кто они такие были? Может быть, змеи! Они выползут ночью, приползут в избу и ужалят мать во сне, и мать умрёт».

а) А.П. Платонов «Никита»

б) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»

в) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»


Ключ к ответу


№ задания


Вариант 1


Вариант 2


1

А

Б

2

В

В

3

А

В

4

В

Б

5

Б

Б

6

В

Б

7

Б

В

8

Б

В

9

А

Б

10

В

Б

11

Б

Б

12

Б

В

13

В

В

14

В

Б

15

Б

А




КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.

Объем сочинений должен быть примерно таким:

в 5 классе — 1 —1,5 тетрадные страницы,

в 6 классе—1,5—2,

в 7 классе — 2—2,5,

в 8 классе — 2,5—3,

в 9 классе — 3—4,

в 10 классе — 4—5,

в 11 классе — 5—7.

Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5-8-ом и 10 дней в 9-11- ых классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность. В старших классах первая оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая — к русскому языку.

Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

2.Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

3.Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.

4.Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

5.Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи.

6.Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.

В соответствии с этим:


 Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (8-11кл.); свободное владение монологической литературной речью.
 Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются две неточности в ответе.
 Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, не недостаточным умением пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
 Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
 
 Оценка сочинений
 
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:  
правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
 
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
 
 Отметка “5” ставится за сочинение:  
глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
 
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочёта.
 
 Отметка “4” ставится за сочинение:  
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
логичное и последовательное изложение содержания;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
 
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.
 
 Отметка “3” ставится за сочинение, в котором:  
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.
 
 Отметка “2” ставится за сочинение, которое:  
не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
 

 Оценка тестовых работ
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
90-100% - «5»

78-89 – «4»

60-77 % - «3»

Менее 59% - «2»

 Оценка творческих работ
Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня. С помощью творческой работы проверяется: умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы); соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала; широта охвата источников и дополнительной литературы.  
Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:  
— соответствие работы ученика теме и основной мысли;  
— полнота раскрытия тема;  
— правильность фактического материала;  
— последовательность изложения.  
При оценке речевого оформления учитываются:  
— разнообразие словарного и грамматического строя речи;  
— стилевое единство и выразительность речи;  
— число языковых ошибок и стилистических недочетов.  
При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается  
правильное оформление сносок;  
соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них;  
реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников;  
широта временного и фактического охвата дополнительной литературы;  
целесообразность использования тех или иных источников.  
 
 Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.  
 
 Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.  
 
 Отметка “3” ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.  
 
 Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.  
При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.  
  
 Оценка дополнительных заданий
При оценке выполнения дополнительных заданий отметки выставляются следующим образом:  
— “5” – если все задания выполнены;  
— “4” – выполнено правильно не менее ¾ заданий;  
— “3” – за работу в которой правильно выполнено не менее половины работы;  
— “2” – выставляется за работу в которой не выполнено более половины заданий.
 
 Критерии оценивания презентаций  

  Критерии
 оценивания
 

  Параметры
 

Оценка

  Дизайн презентации

  — общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, и не противоречит содержанию презентации;



  — диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;



  — текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;



  — списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;



  — ссылки – все ссылки работают


  

  Средняя оценка по дизайну


  Содержание
 

  — раскрыты все аспекты темы


  

  — материал изложен в доступной форме;


 

  — систематизированный набор оригинальных рисунков;


  

  — слайды расположены в логической последовательности;


  

  — заключительный слайд с выводами;



  — библиография с перечислением всех использованных ресурсов.



  Средняя оценка по содержанию


  Защита проекта

  — речь учащегося чёткая и логичная;



  — ученик владеет материалом своей темы;


 

  Средняя оценка по защите проекта


 

Итоговая оценка




 Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.
 Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.
 Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.
 Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тематическое планирование уроков литературы в 5 классе

Автор: Галимарданова Рима Назиповна

Дата: 13.01.2020

Номер свидетельства: 535582

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Тематическое планирование уроков литературы в 6 классе "
    ["seo_title"] => string(61) "tiematichieskoie-planirovaniie-urokov-litieratury-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "229396"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441729371"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Календарно – тематическое планирование уроков литературы в 6-ом классе. 68 часов (2 часа в неделю) "
    ["seo_title"] => string(106) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-urokov-litieratury-v-6-om-klassie-68-chasov-2-chasa-v-niedieliu"
    ["file_id"] => string(6) "142669"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418325581"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе"
    ["seo_title"] => string(66) "kalendarno_tematicheskoe_planirovanie_urokov_literatury_v_5_klasse"
    ["file_id"] => string(6) "567067"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1608014870"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(242) "КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ уроков литературы в 9 классе с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы"
    ["seo_title"] => string(80) "kalendarno_tematicheskoe_planirovanie_urokov_literatury_v_9_klasse_s_ukazaniem_k"
    ["file_id"] => string(6) "585590"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1629634403"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(242) "КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ уроков литературы в 8 классе с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы"
    ["seo_title"] => string(80) "kalendarno_tematicheskoe_planirovanie_urokov_literatury_v_8_klasse_s_ukazaniem_k"
    ["file_id"] => string(6) "585592"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1629635412"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства