Муниципальное общеобразовательное учреждение
| № п/п | № урока в разделе (теме) | дата план | дата факт | Тема урока |
| 1 | | | | Введение – 1 час |
| 2 | 1 | | | Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека |
| | | | | Древнерусская литература – 3 часа |
| 3 | 1-2 | | | Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы |
| 4 | 3 | | | Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства «Слова…». Подготовка к домашнему сочинению |
| | | | | Литература XVIII века – 12 часов |
| 5 | 1 | | | Литература XVIII века (общий образ). Классицизм в русском и мировом искусстве. |
| 6 | 2 | | | М.В. Ломоносов. Слово о поэте. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения. |
| 7 | 3 | | | Ода как жанр лирической поэзии. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» |
| 8 | 4 | | | Новая эра русской поэзии. Творчество Г. Р. Державина. Обличие несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения. |
| 9 | 5 | | | Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. |
| 10 | 6 | | | Подвиг А. Н. Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества. |
| 11 | 7 | | | Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение. |
| 12 | 8 | | | Понятие о сентиментализме Н.М. Карамзин - писатель и историк. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. |
| 13 | 9 | | | «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы. |
| 14 | 10 | | | Золотой век русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму и реализму. |
| 15 | 11 | | | Романтическая лирика начала века. «Литературный Колумб Руси». Очерк жизни и творчества В. А. Жуковского. Стихотворение «Море». Р.Р.Обучение анализу лирического стихотворения. |
| 16 | 12 | | | В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады. |
| | | | | Русская литература XIX века – 53 часа |
| 17 | 1 | | | А. С. Грибоедов: личность и судьба. |
| 18 | 2 | | | Комедия «Горе от ума». Знакомство с героями. Чтение и анализ 1 действия. |
| 19 | 3 | | | 2 действие комедии. Обучение анализу монолога. |
| 20 | 4 | | | 3 действие комедии. Анализ сцены бала. 4 действие комедии. Смысл названия комедии «Горе от ума». Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии. |
| 21 | 5 | | | Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей. |
| 22 | 6 | | | И. А. Гончаров «Мильон терзаний». Обучение конспектированию. |
| 23 | 7 | | | РР Классное сочинение-рассуждение №1 по комедии "Горе от ума" 1) «Молчалин в комедии Грибоедова «Горе от ума»; 2) «Молчалин и Скалозуб»; 3) «Фамусовское общество в комедии Грибоедова «Горе от ума». |
| 24 | 8 | | | Р/К А.В.Попов «Декабристы – литераторы на Кавказе». Кавказ в судьбе декабристов А.А. Бестужева – Марлинского, А.И. Одоевского |
| 25 | 9 | | | К Е. Хамар - Дабанов «Проделки на Кавказе». Жанровое своеобразие. |
| 26 | 10 | | | А.С.Пушкин: жизнь и творчество. А.С.Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»), Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина |
| 27 | 11 | | | Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю». «Анчар» |
| 28 | 12 | | | Любовь как гармония душ в интимной лирике Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил; любовь еще, быть может…». Адресаты любовной лирики поэта |
| 29 | 13 | | | Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». Обучение анализу одного стихотворения |
| 30 | 14 | | | Л.А. Черейский «Пушкин и Северный Кавказ». Северный Кавказ в творчестве А.С. Пушкина. |
| 31 | 15 | | | К.Г. Черный «Пушкин и Кавказ». Две поездки Пушкина на Кавказ. |
| 32 | 16 | | | Контрольная работа (тестирование) по романтической лирике начала 19 века, комедии «Горе от ума», лирике А.С.Пушкина. Контрольная работа №1-2 |
| 33 | 17 | | | А.С.Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко |
| 34 | 18 | | | Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа |
| 35 | 19 | | | Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути |
| 36 | 20 | | | Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга |
| 37 | 21 | | | Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем |
| 38 | 22 | | | Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа |
| 39 | 23 | | | Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа |
| 40 | 24 | | | Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев, Ф.М.Достоевский, философская критика начала 20 века. Роман А.С.Пушкина и опера П.И.Чайковского. РР Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» |
| 41 | 25 | | | А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции и сфере творчества |
| 42 | 26 | | | К А. Коротин «Хлеб изгнания». Тема пленительной страны гор в жизни и творчестве В.К. Кюхельбекера. |
| 43 | 27 | | | М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно…» |
| 44 | 28 | | | Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи – значенье…» |
| 45 | 29 | | | Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий». Контрольная работа №3 |
| 46 | 30 | | | Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. «Дума», «Предсказание». Тема России и ее своеобразие. «Родина». Характер лирического героя и его поэзии |
| 47 | 31 | | | А.В. Попов «Лермонтов на Кавкзе». Кавказ в жизни и творчестве поэта |
| 48 | 32 | | | К Е.И. Яковкина «Последний приют поэта». Заочное путешествие по Лермонтовским местам |
| 49 | 33 | | | С.В. Чекалин «Наедине с тобою, брат». Причины дуэли и гибели Лермонтова. |
| 50 | 34 | | | М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век М.Ю.Лермонтова в романе |
| 51 | 35 | | | Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» |
| 52 | 36 | | | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» |
| 53 | 37 | | | Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина |
| 54 | 38 | | | Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия М.Ю.Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского. |
| 55 | 39 | | | РР Классное сочинение по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» |
| 56 | 40 | | | Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». Проблематика и поэтика первых сборников Н.В.Гоголя. «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы |
| 57 | 41 | | | Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода |
| 58 | 42 | | | Система образов поэмы «Мертвые души». Изложение «Толстые и тонкие» |
| 59 | 43 | | | Образ города в поэме «Мертвые души» |
| 60 | 44 | | | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы. Контрольная работа №4 |
| 61 | 45 | | | «Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души». Поэма в оценках В.Г.Белинского. РР Подготовка к сочинению |
| 62 | 46 | | | А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада |
| 63 | 47 | | | Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии |
| 64 | 48 | | | Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира |
| 65 | 49 | | | Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира |
| 66 | 50 | | | Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии. «Юность». Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики Л.Н.Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя |
| 67 | 51 | | | Эпоха А.П.Чехова. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему. А.П.Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. |
| 68 | 52 | | | Из поэзии XІX века Стихотворения разных жанров Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Эмоциональное богатство русской поэзии. Жанры лирических произведений |
| 69 | 53 | | | Из русской прозы XX века Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений |
| | | | | Русская литература XX века – 24 часа |
| 70 | 1 | | | И. Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. |
| 71 | 2 | | | Мастерство И.Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования. |
| 72 | 3 | | | М.Булгаков. Жизнь и судьба. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести. |
| 73 | 4 | | | Поэтика повести М.Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая поэзия автора. Смысл названия. |
| 74 | 5 | | | М.А.Шолохов. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. |
| 75 | 6 | | | Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. |
| 76 | 7 | | | А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор» Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе. |
| 77 | 8 | | | Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи. |
| 78 | 9 | | | Контрольный тест по произведениям второй половины XIX и XX веков |
| 79 | 10 | | | РР «Серебряный век» русской поэзии. |
| 80 | 11 | | | А.А.Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…». Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта |
| 81 | 12 | | | С.А.Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С.А.Есенина. «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…» |
| 82 | 13 | | | Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…». Народно-песенная основа лирики поэта |
| 83 | 14 | | | В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского |
| 84 | 15 | | | Маяковский о труде поэта |
| 85 | 16 | | | М.И.Цветаева. Слово о поэте. Стихи о любви, о жизни и смерти. «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?». Особенности поэтики |
| 86 | 17 | | | «Родина». Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство |
| 87 | 18 | | | Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Философский характер лирики |
| 88 | 19 | | | А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике |
| 89 | 20 | | | Стихи А.А.Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики |
| 90 | 21 | | | Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви |
| 91 | 22 | | | А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне |
| 92 | 23 | | | Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX –XX веков |
| 93 | 24 | | | Зачетное занятие по русской лирике XX века |
| | | | | Зарубежная литература – 7 часов |
| 94 | 1 | | | Античная лирика Катулл. Слово о поэте. Чувства и разум в любовной лирике поэта. Гораций. Слово о поэте. Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворца |
| 95 | 2 | | | Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и её универсально-философский характер |
| 96 | 3 | | | У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен). Общечеловеческое значение героев Шекспира. |
| 97 | 4 | | | Трагизм любви Гамлета и Офелии. Гамлет как вечный образ мировой литературы |
| 98 | 5 | | | И.-В.Гете. Слово о поэте. «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен). «Фауст» как философская трагедия |
| 99 | 6 | | | Обобщающий контроль по теме «Зарубежная литература» |
| 100 | 7 | | | Защита проектов |
| 101-102 | 8-9 | | | Обсуждение проектов. Итоги года и задание для летнего чтения |