Среднесрочное планирование по русской словесности в 5 классе на 1 полугодие. Макинская средняя школа, Енбекшильдерский район, Акмолинская область Учитель русского языка и литературы Калантыренко Наталья Владимировна |
№ Уро ка | Тема, основные цели обучения | Формы работы, используемые при активном обучении | Преодоление трудностей в обучении | Оценивание, включая оценку в целях обучения | Как вы будете вовлекать учеников в классе (талантливых, одаренных) | Результаты обучения | Основные ресурсы |
1. | Тема урока: Понятие о словесности. Фольклор и литература: сходство, различие, взаимосвязь. Цели и задачи: -дать представление о словесности и её видах: письменной и устной. -составить сопоставительную характеристику фольклора и литературы. -развивать умение выделять из общего главное | 1. Организационный момент. Позитивный настрой 2. Знакомство с учебником (разделы, произведения, авторы) 3. Чтение вступительной статьи «Понятие о словесности» (стр.3-5) и «Фольклор-искусство слова» (стр. 8-10) Работа в группах (стр. 3-5) 1гр. . Составление схемы 2гр. Составление сопоставительной таблицы (стр.8-10) 4. Управление и лидерство. Защита флипчартов 5. Талантливые и одарённые. Задание №7. 6. Оценивание в группах. 7. Рефлексия. «Для меня этот урок был полезен тем, что…» 8. Домашнее задание: стр.3-10, схема, таблица | Позитивный настрой на урок Словесное поощрение, Консультирование по необходимости Рефлексия учащихся, размышления учащихся о пройденном уроке | Формативное оценивание на всех этапах урока Оценивание в группах | Задание №7. Записать считалки. Доказать, что они принадлежат фольклору. | Дети знают, что такое словесность Умеют отличать фольклор от литературы Учатся сотрудничать в группах, прислушиваются к мнению товарищей | учебник словесности, флипчарты, маркеры |
Раздел «Устное народное творчество» |
2. | Тема урока: Специфика фольклора. Основные жанры. Цели и задачи: -дать представление о своеобразии фольклорного мира (пространство, время, герои). -познакомить с основными жанрами фольклора: эпос, лирика, драма. - воспитывать интерес к устному народному творчеству | 1. Организационный момент. Позитивный настрой Работа в группах: 2. Чтение статьи «Своеобразие фольклорного мира» (стр. 11-12) 1 гр. Пространство: 2гр. Время: 3гр. Герои: 3. Чтение статьи «Основные жанры фольклора» (стр.13-14) Оформление схемы на флипчартах: 4. Управление и лидерство. Презентация флипчартов. 5. Талантливые и одарённые Приготовить пересказ сказки. 6.Рефлексия «Сегодня на уроке я узнал…» 7. Домашнее задание: стр11-14. | Позитивный настрой на урок Словесное поощрение, Консультирование по необходимости | Формативное оценивание на всех этапах урока Оценивание в группах | Приготовить пересказ сказки | Дети умеют работать с текстом Различают жанры фольклора: лирика, эпос и драма Проявляют интерес к неизвестным жанрам УНТ | учебник словесности, флипчарты, маркеры |
3 | Тема урока: Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки Цели и задачи: -повторить малые жанры фольклора; -объяснить поучающий смысл пословиц и поговорок; -показать сходство и различие двух жанровых форм; -развивать речь учащихся через комментированное чтение пословиц; -воспитывать интерес к фольклорным традициям русского народа. | 1. Организационный момент. Позитивный настрой 2. ТРКМ. Введение в тему: Угадайте жанр 3. Работа в группах. Задание №1. 1гр: Чтение статьи на стр. 14-15 . «Пословицы». Заполнение таблицы. 2гр. Чтение статьи на стр. 14-15 . «Поговорки». Заполнение таблицы 4. Работа в группах. Задание №2 Команды должны составить пословицу из частей 4. Управление и лидерство. Защита флипчартов. Сравнение пословиц и поговорок. 5. Талантливые и одарённые. Сочинить сказку по пословице 6. Взаимоценивание в группах. 7. Рефлексия. …Сегодня на уроке мне больше всего понравилось… 8. Домашнее задание: стр. 14-16, записать пословицы о дружбе. | Позитивный настрой на урок Словесное поощрение, Консультирование по необходимости Рефлексия учащихся, устные размышления учащихся о пройденном уроке | Формативное оценивание на всех этапах урока Оценивание в группах | Сочинить сказку по пословице «У страха глаза велики» | Дети знают отличительные особенности пословиц и поговорок Умеют объяснять значение пословиц Развивается воображение и критическое мышление | учебник словесности, флипчарты, маркеры |
4 | Тема урока: Загадки. Цели и задачи -дать определение загадке. -рассмотреть историю появления загадок и их функции . -развивать умение находить средства художественной изобразительности в загадках. | 1. Организационный момент. Позитивный настрой 2. ТРКМ. Введение в тему: 3. Работа в группах. 1гр. Загадка-малый жанр фольклора. (стр. 16-17) 2гр. Происхождение и функции загадок. (стр.18-19) 3гр. Средства художественной изобразительности (стр. 20-21) 4. Управление и лидерство. Защита флипчартов. 5. Талантливые и одарённые. Творческое задание №4. Стр.21 6. Взаимоценивание в группах. 7. Рефлексия. … «Я сегодня научился….» 8. Домашнее задание: стр. 16-21, записать 10 загадок. | Позитивный настрой на урок Словесное поощрение, Консультирование по необходимости Рефлексия учащихся, размышления учащихся о пройденном уроке | Формативное оценивание на всех этапах урока Оценивание в группах | Творческое задание №4. Стр.21 Сочинить загадку . | Дети знают историю происхождения загадок Научились придумывать свои загадки Умеют находить в загадках сравнения и олицетворения | учебник словесности, флипчарты, маркеры |
5 | Тема урока: Обрядовая поэзия. Цели и задачи: -познакомить ребят с обрядовой поэзией. -дать представление о календарных обрядах, связанных с посевной, уборкой урожая. -воспитывать интерес к русской культуре. | 1. Организационный момент. Позитивный настрой 2. ТРКМ. Ассоциации. 3. Задание для ТиО Знакомство с обрядом «Колядование» 4. Работа в группах. 1гр. Масленица(стр. 26-27) 2гр. Семик или Троица (стр. 27-28) 3гр. День Ивана Купалы (стр. 28) 4. Управление и лидерство. Защита флипчартов. 5. ОдО. Взаимооценивание. 6. Рефлексия: «Какие обряды вам больше всего понравились и почему?» 7. Домашнее задание: стр. 24-29, вопросы № 1-№13. | Позитивный настрой на урок Словесное поощрение, Консультирование по необходимости Рефлексия учащихся, размышления учащихся о пройденном уроке | Формативное оценивание на всех этапах урока Оценивание в группах | Знакомство с обрядом «Колядование» | Дети знают, что такое обряды и какие они бывают (семейно-бытовые и обрядовые) Умеют строить ассоциативные связи Используют фантазию и творческое воображение при работе с флипчартом | учебник словесности, флипчарты, маркеры |
6 | Тема урока: Семейно- обрядовая поэзия. Цели и задачи: -продолжить знакомство с обрядовой поэзией. -показать на конкретных примерах особенности семейно-обрядовой поэзии. -воспитывать интерес к русской культуре. | 1. Организационный момент. Позитивный настрой 2. Введение в тему: 3. Работа в группах: 1гр. Обряды, связанные с рождением ребёнка. 2 гр. Свадебные обряды. ( стр. 31-32) 4. Управление и лидерство. Защита флипчартов. 5. ОдО. Взаимооценивание. 6. Рефлексия: «Какие обряды вам больше всего понравились и почему?» 7. Домашнее задание: стр.29-32. | Позитивный настрой на урок Словесное поощрение, Консультирование по необходимости | Формативное оценивание на всех этапах урока Оценивание в группах | | Знают, чем отличаются семейно-бытовые обряды Могут использовать знания, полученные ранее Проявляют интерес к фольклору | учебник словесности, флипчарты, маркеры |
7. | Тема урока: Русские народные сказки Цели и задачи: -познакомить с жанром сказки. -рассказать о классификации сказок А.Н.Афанасьева. -рассмотреть исторические корни, композицию и стиль сказки. -развивать интерес к волшебной сказке. | 1. Организационный момент. Позитивный настрой.. Клип «Сказки детства» 1ч. 2. ТРКМ. Введение в тему. 3. Задание для ТиО Классификация сказок А.Н.Афанасьева 4. Работа в парах. 1 пара: Исторические корни волшебной сказки. (стр. 33-34) 2 пара: Композиция волшебной сказки. (стр. 34-35) 3 пара: Герои волшебной сказки (стр. 35-36) 4 пара: Враги главного героя волшебной сказки. (стр. 36) 4 пара: Враги главного героя волшебной сказки. (стр. 36) 5. Управление и лидерство. Защита флипчартов. 6. ОдО. Взаимооценивание в группах. 7. Рефлексия: «Что нового я узнал на уроке?» 8 Домашнее задание: стр.33-37. | Позитивный настрой на урок Словесное поощрение, Консультирование по необходимости Рефлексия учащихся, размышления учащихся о пройденном уроке | Формативное оценивание на всех этапах урока Оценивание в группах | Классификация сказок А.Н.Афанасьева | Дети знают композицию волшебной сказки Умеют характеризовать героев и врагов в волшебной сказке Учатся находить формулы в волшебной сказке | учебник словесности, флипчарты, маркеры |
8 | Тема урока: Волшебные сказки. «Царевна-лягушка» Цели и задачи: -продолжить знакомство с волшебными сказками. -развивать логическое мышление, творческую фантазию. | 1. Организационный момент. Позитивный настрой.. Видеоролик «Сказки детства»2ч 2.ТРКМ. Введение в тему. 4. ТРКМ. Стратегия « Чтение с остановками.» 5. Учёт возрастных особенностей Физминутка. 6 . Управление и лидерство: Спикеры команд озвучивают коллективно продуманную версию «продолжения» 7. ОдО. Взаимооценивание в группах. 8. Рефлексия: « Сегодня я научился…» 9. Домашнее задание: сказку прочесть (стр. 37-45) | Позитивный настрой на урок Словесное поощрение, Консультирование по необходимости Рефлексия учащихся, размышления учащихся о пройденном уроке | Формативное оценивание на всех этапах урока Оценивание в группах | Спикеры команд озвучивают коллективно продуманную версию «продолжения» | Дети умеют додумывать продолжение сказки Умеют работать в группе, проявляют интерес к мнению товарищей | учебник словесности, флипчарты, маркеры Видеоролик «Сказки детства » |
9 | Тема урока: Волшебные сказки. «Царевна-лягушка» Цели и задачи: - закрепить знания композиционных особенностей волшебной сказки на примере данной сказки. -развивать навык работы с текстом. | 1. Организационный момент. Позитивный настрой.. 2. Введение в тему. ТРКМ. Стратегия «Тонкие и толстые вопросы» 3. Работа в группах: 1 гр. Анализ композиции сказки «Лягушка-царевна» 2 гр: Анализ главных героев. 3 гр: Враги в сказке: 4. Задание для талантливых и одарённых: определить стиль волшебной сказки: 5. Учёт возрастных особенностей Физминутка. 6 . Управление и лидерство: Защита флипчартов. 7. ОдО. Взаимооценивание в группах. 8.Рефлексия: « Сегодня я научился…» 9. Домашнее задание: «Иван - Крестьянский сын и Чудо-юдо» (хр) | Позитивный настрой на урок Словесное поощрение, Консультирование по необходимости Рефлексия учащихся, размышления учащихся о пройденном уроке | Формативное оценивание на всех этапах урока Оценивание в группах | Определить стиль волшебной сказки: Обрамляющие формулы. Медиальные формулы. | Дети умеют находить все элементы композиции волшебной сказки, Характеризуют героев и врагов в волшебной сказке Умеют из общего выбирать частное | учебник словесности, флипчарты, маркеры |
10 | Тема урока: Волшебные сказки. «Иван- крестьян-ский сын и Чудо -Юдо» Цели и задачи: -продолжить знакомство с волшебными сказками. -закрепить знания композиционных особенностей волшебной сказки на примере данной сказки. -развивать навык работы с текстом. | 1. Организационный момент. Позитивный настрой.. 2. ТРКМ. Введение в тему. 3. Чтение сказки «Иван- крестьянский сын и Чудо -Юдо» 4. Работа в группах 1гр. Оформление на флипчарте Особенности композиции волшебной сказки. 2гр. Герои сказки 3гр. Враги в сказке: Работа с ТиО. Определить стиль волшебной сказки. 5. Учёт возрастных особенностей Физминутка. 6 . Управление и лидерство: Спикеры команд презентуют свою тему. 7. ОдО. Взаимооценивание в группах. 8. Рефлексия: « Сегодня я научился…» 9. Домашнее задание: «Ер-тостик» | Позитивный настрой на урок Словесное поощрение, Консультирование по необходимости Рефлексия учащихся, размышления учащихся о пройденном уроке | Формативное оценивание на всех этапах урока Оценивание в группах | Определить стиль волшебной сказки | Умеют применять полученные знания для анализа других волшебных сказок Умеют работать с текстом новой сказки | учебник словесности, флипчарты, маркеры |
11 | Тема урока: Волшебная сказка «Ер-Тостик». Цели и задачи: -продолжить знакомство с волшебными сказками. -рассмотреть типологические черты и национальные особенности казахской народной сказки. -воспитывать интерес к национальной литературе | 1. Организационный момент. ИКТ. Позитивный настрой.. Просмотр видеоролика. 2.ТРКМ. Введение в тему. 4. Знакомство со сказкой. (пересказ учителя с зачитыванием эпизодов) 5. Учёт возрастных особенностей Физминутка. 6. ТРКМ. Стратегия «Круги по воде» 7. Управление и лидерство. Спикеры групп презентуют свои флипчарты. 8. ОдО. Взаимооценивание в группах. 9. Рефлекися «Я знаю , что сказка «Ер-Тостик»….» 10. Домашнее задание: сказку про Алдара Косе прочесть (любую), | Позитивный настрой на урок Словесное поощрение, Консультирование по необходимости Рефлексия учащихся, размышления учащихся о пройденном уроке | Формативное оценивание на всех этапах урока Оценивание в группах | | Дети проявляют интерес к казахским сказкам Умеют находить слова, указывающие на национальную принадлежность Умеют составлять кроссворд | флипчарты, маркеры, сказка «Ер-тостик». видеоролик. |
12 | Тема урока: Бытовые сказки. Русская сказка «Батрак» и казахская сказка «Хитрый Алдар-Косе.» Цели и задачи: -дать представление о бытовых сказках. -показать отличия бытовых сказок от волшебных и сказок о животных. -рассмотреть композицию бытовой сказки. | 1. Организационный момент Позитивный настрой.. 2.ТРКМ, Введение в тему. 3.ИКТ. Просмотр сказки «Батрак». 4. Работа в группах. 1 гр. Пересказ сказки «ХИТРЫЙ АЛДАР-КОСЕ». 2 гр. Пересказ сказки «жадный АЛДАР-КОСЕ». 5. Учёт возрастных особенностей Физминутка. 6. Управление и лидерство. Делегаты от групп пересказывают казахскую народную сказку. 7. ОдО. Взаимооценивание в группах. 8. Рефлексия «Я сегодня узнал новое…» 9. Домашнее задание: стр. 47-49., придумать бытовую сказку | Позитивный настрой на урок Словесное поощрение, Консультирование по необходимости | Формативное оценивание на всех этапах урока Оценивание в группах | ТиО готовит доказательство того, что «Батрак»- сказка бытовая. | Уч-ся умеют анализировать поступки героев бытовой сказки Умеют пересказывать сказку, передавая её национальные особенности Сопоставляют русские и казахские бытовые сказки | сказки про «Алдара-Косе», учебник, мультфильм «Батрак» |
13 | Тема урока: Сказки о животных. «Лиса и волк» Цели и задачи: -познакомить со сказками о животных. -рассмотреть особенности сказок о животных, их связь с древними поверьями о животных-тотемах | 1. Организационный момент Позитивный настрой.. 2. «Авторский стул» 3. Работа с текстом учебника (стр. 49-50) ТРКМ, «Толстые и тонкие вопросы» 4.ИКТ. Просмотр видеоролика. Сказка «Лиса и волк» 5.Учёт возрастных особенностей: Физминутка 6. Работа в группах. Найти различия сказки «Лиса и волк» экранизированной и напечатанной. 7. Управление и лидерство. Защита флипчартов. 8. ОдО. Взаимооценивание в группах. 9. Рефлексия: «Сегодня на уроке я узнал новое…» 10. Домашнее задание: пересказ любой сказки о животных. | Позитивный настрой на урок Словесное поощрение, Консультирование по необходимости Рефлексия учащихся, размышления учащихся о пройденном уроке | Формативное оценивание на всех этапах урока Оценивание в группах | | Дети умеют давать развёрнутые ответы на поставленные вопросы Умеют сопоставлять видеоматериал с литературным текстом | учебник, видеоролик «Лиса и волк» , флипчарты, маркеры |
14 | Тема урока: Составление сказки. SMART цель: -учащиеся закрепят знания о видах сказок: волшебные, бытовые и сказки о животных; -смогут применять свои знания при сочинении сказки; -научатся при создании совместного проекта работать в группе, принимать чужое мнение и отстаивать своё. | 1. Организационный момент Позитивный настрой 2. Введение в тему. 3.Работа в группах. 1 группа. Сочинить волшебную сказку. 2 группа. Сочинить бытовую сказку. 3 группа. Сочинить сказку о животных. 4. Управление и лидерство. Защита флипчартов. 5. ОдО. Взаимооценивание. 6. Рефлексия «Что понравилось мне больше всего на уроке и почему…» 7. Домашнее задание: стр. 58-64 (прочесть сказки о животных) | Позитивный настрой на урок Словесное поощрение, Консультирование по необходимости Рефлексия учащихся, размышления учащихся о пройденном уроке | Формативное оценивание на всех этапах урока Оценивание в группах | ТиО. Консультант | Дети знают отличительные особенности всех видов сказок; Умеют применять знания при составлении сказки; Понимают, что успех коллективной работы зависит от сплочённости в группе и активности каждого члена группы | флипчарты, маркеры |
15 | Тема урока: Былины. Цели и задачи: -дать представление о былинах как русском героическом эпосе. -рассмотреть виды былин, былинный стих. . -богатыри как олицетворение народного идеала (бескорыстное служение Родине, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства). -определить близость былины другим жанрам фольклора и ее художественное своеобразие. | 1. Организационный момент Позитивный настрой. 2. Введение в тему: 3. ИКТ. Работа с презентацией. 4. ТРКМ. Стратегия «ЖИГСО» 1 гр. – Виды былин 2 гр. – Мир былин 3гр. – Герои былин 4 гр. – Композиция былин. 5 гр- Особенности былинного стиха 5. Управление и лидерство. Защита флипчартов. 6. Задание для ТиО. Описание картины Васнецова «Богатыри» 7. Рефлексия: «Чем запомнился мне сегодняшний урок?» 8. Домашнее задание: стр. 53-56 (теория), стр. 57-62 чит. был. | Позитивный настрой на урок Словесное поощрение, Консультирование по необходимости Рефлексия учащихся, размышления учащихся о пройденном уроке | Формативное оценивание на всех этапах урока Оценивание в группах | Описание картины Васнецова «Богатыри» | Уч-ся умеют отличать былины от сказок Знают имена русских былинных богатырей Умеют грамотно исполнять былины (речитатив) | учебник, флипчарты, маркеры, презентация |
16 | Тема урока: Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Цели и задачи: -подчеркнуть художественное своеобразие былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник». -рассмотреть образы, композицию, стиль (использование гипербол, повторов, постоянных эпитетов в изображении героев и событий) былины. | 1. Организационный момент Позитивный настрой. 2. ТРКМ. Введение в тему: 3. ИКТ. Просмотр видеоролика «Илья Муромец и Соловей Разбойник» 4. Работа в группах. Анализ былины по таблице 5. Задание для ТиО. Составить портрет Соловья Разбойника и Ильи Муромца. 6. Учёт возрастных особенностей: Физминутка 7. Управление и лидерство. Защита флипчартов. 8 . ОдО. Взаимооценивание в группах. 9. Рефлексия: «Урок показался мне интересным, потому что я…» 10. Домашнее задание: «Вольга и Микула» чит. в хрест. | Позитивный настрой на урок Словесное поощрение, Консультирование по необходимости Рефлексия учащихся, размышления учащихся о пройденном уроке | Формативное оценивание на всех этапах урока Оценивание в группах | Составить портрет Соловья Разбойника и Ильи Муромца. | Дети умеют анализировать мир былины Научились находить гиперболы при описании богатырской силы и ловкости Исполняют былины речитативом | учебник, флипчарты, маркеры, видеоролик |
17 | Тема урока: Былина «Вольга и Микула». Цели и задачи: -подчеркнуть идейное своеобразие социально-бытовой былины. -возвеличивание крестьянского труда посредством образа Микулы и посрамление насилия и порабощения через образы Вольги и его дружины. | 1. Организационный момент Позитивный настрой. 2. ТРКМ. Введение в тему. 3. ИКТ. Просмотр презентации Былина «Вольга и Микула » 4. Задание для ТиО. Чтение былины в хр. ( стр.18-22) 5. Работа в группах. 1гр. Описать образ Вольги 2 гр. Описать образ Микулы 6. Учёт возрастных особенностей: Физминутка 7. Управление и лидерство. Защита флипчартов. 8 . ОдО. Взаимооценивание в группах. 9. Рефлексия: «Урок показался мне интересным, потому что я…» 10. Домашнее задание: « Кобланды батыр» (героический эпос) | Позитивный настрой на урок Словесное поощрение, Консультирование по необходимости Рефлексия учащихся | Формативное оценивание на всех этапах урока Оценивание в группах | Чтение былины «Вольга и Микула» в хр. ( стр.18-22) | Дети умеют грамотно читать былины Характеризуют образы главных героев | учебник, флипчарты, маркеры, презентация. |
18 | Тема урока: «Кобланды-батыр» Цели и задачи: -подчеркнуть соединение в эпосе элементов фантастики и исторических событий - рассмотреть сюжет эпоса - характеристика образа главного героя. -подчеркнуть сходство и отличие от образов русских богатырей. | 1. Организационный момент Позитивный настрой. 2. ТРКМ. Введение в тему. 3. Задание для ТиО. Пересказ эпоса 5. Работа в группах. Найти сходство и отличие Кобланды –батыра и русских богатырей 6. Учёт возрастных особенностей: Физминутка 7. Управление и лидерство. Защита флипчартов. 8 . ОдО. Взаимооценивание в группах. 9. Рефлексия: «Я поставлю себе оценку за урок, потому что я……» | Позитивный настрой на урок Словесное поощрение, Консультирование по необходимости Рефлексия учащихся, размышления учащихся о пройденном уроке | Формативное оценивание на всех этапах урока Оценивание в группах | Найти примеры гиперболы в тексте героического эпоса | Умеют передавать национальные особенности при пересказе казахской сказки Умеют находить сходства и отличия русских богатырей и казахских батыров | Маркеры Флипчарты Эпос «Кобланды-батыр» |
19 | Тема урока: Исторические песни Цели и задачи: -дать представление об исторических песнях. -рассмотреть отличие исторических песен от былин.. -развивать интерес к истории через восприятие русского фольклора. | 1. Организационный момент Позитивный настрой. 2.ТРКМ. Введение в тему. 3. Работа в группах: 1гр. Чтение исторической песни «Как царь Иван Казань-город брал» 2гр. Чтение исторической песни «Есаул сообщает о казни Разина» 3 гр. Чтение исторической песни «Суворов приказывает армии переплыть море» 4. Учёт возрастных особенностей. Физминутка 5. Управление и лидерство. Выразительное чтение в группах. Ответы на вопросы. 6 . ОдО. Самооценивание. 7. Рефлексия: «На уроке я работал……. 8. Домашнее задание: стр.68 зад. №5. | Позитивный настрой на урок Словесное поощрение, Консультирование по необходимости Рефлексия учащихся, размышления учащихся о пройденном уроке | Формативное оценивание на всех этапах урока Оценивание в группах | | Дети знают, что такое историческая песня Умеют отличать исторические песни от былин Умеют пересказывать сюжет | учебник, раб. тетрадь, ручка |
20 | Тема урока: Лирические бытовые песни. Цели и задачи: -дать представление о классификации лирических песен. -познакомить с компози-цией протяжных лиричес-ких песен, средствах выразительности в протяжных песнях. -развивать интерес к лирическим песням. | 1. Организационный момент Позитивный настрой. 2. ТРКМ. Введение в тему: 3. Работа в группах: 1 гр. Составить классификацию лирических песен. 2 гр. Составить композицию протяжной лирической песни 3 гр. Приемы создания композиции. 4. Учёт возрастных особенностей Физминутка. 5. Управление и лидерство. Защита флипчартов. 6. ОдО. Взаимооценивание. 7. Рефлексия: «Сегодня на уроке я работал …» «очень хорошо», «мог работать лучше», «работал не в полную силу» 8. Домашнее задание: стр. 71-73, лирические песни читать. | Позитивный настрой на урок Словесное поощрение, Консультирование по необходимости Рефлексия учащихся, размышления учащихся о пройденном уроке | Формативное оценивание на всех этапах урока Оценивание в группах | | Дети знают классификацию лирических песен Учатся определять символику образов | учебник, маркеры, флипчарты. |
Раздел «Фольклор и литература ХIХ века» |
21 | Тема: Открытие мира фольклора писателями ХIХ в. Цели и задачи: -показать на примерах, как писатели и поэты ХIХ в. использовали фольклорные образы и сюжеты в своих произведениях. - сравнительный анализ литературного и фольклорного текстов | 1. Организационный момент Позитивный настрой. 2. ТРКМ. Введение в тему: 3. Работа в группах: Чтение статьи (стр. 76-78) Знакомство со стихотворением «Грусть девушки» 4. Задание для ТиО. Задание №5, с. 7-79. Сопост. Анализ 4. Учёт возрастных особенностей Физминутка. 5..ОдО. Взаимопроверка и взаимооценивание. 7. Рефлексия «Сегодня новым для меня было…» 8. Домашнее задание: с. 78-79 вопр. | Позитивный настрой на урок Словесное поощрение, Консультирование по необходимости Рефлексия учащихся, размышления учащихся о пройденном уроке | Формативное оценивание на всех этапах урока Оценивание в группах | Задание №5, с. 7-79 Сравнить «У лукоморья дуб зелёный» и народную сказку, записанную А.С.Пушкиным | Дети умеют сопоставлять литературный и фольклорный тексты | Учебник, раб. тетрадь |
22 | Тема урока: Обрядовая поэзия в творчестве поэтов ХIХ в Цели и задачи: - показать, как используется фольклор в литературе ХIХ в. -использование обрядовой поэзии как средства передачи психологического состояния лирического героя. | 1. Организационный момент Позитивный настрой. 2. ТРКМ. Введение в тему: 3. Работа в группах: 1гр. А.С.Пушкин «Настали святки» в учебнике (стр.120) 2гр. А.Н.Майков «Колыбельная песня» в учебнике (стр. 170) 3 гр. А.А.Фет Из цикла «Гадания» в учебнике (стр. 173) 4. Задание для ТиО. Гадание на зеркалах 5. ИКТ. Просмотр видеоролика «Рождественские гадания» 6. ОдО. Оценивание выразительного чтения стихотворений. 7. Рефлексия: «Урок был интересен тем, что я…» 8. Домашнее задание: стр. 120, 170, 173 (выраз. чтение), стр 170 (наиз) | Позитивный настрой на урок Словесное поощрение, Консультирование по необходимости Рефлексия учащихся, размышления учащихся о пройденном уроке | Формативное оценивание на всех этапах урока Оценивание в группах | Гадание на зеркалах | Дети проявляют интерес к гаданиям Умеют передавать психологическое состояние лирического героя | учебник, маркеры, флипчарты видеоролик |
24 | Тема урока: Басня как эпический жанр. Цели и задачи: -дать представление о басне, её особенностях (аллегория, мораль, сходство со сказками о животных). -познакомить с баснописцем И.А.Крыловым. -воспитывать умение красиво, выразительно исполнять басни. | 1. Организационный момент Позитивный настрой. 2. ТРКМ. Введение в тему: 3. Задание для ТиО. Биография И.А.Крылова. 4. Работа с учебником. Найти в учебнике ответы на вопросы 5. Знакомство с басней «Квартет» 6. ИКТ. Просмотр мультфильма «Квартет» 7. Рефлексия «Волшебный микрофон» « Сегодня на уроке я научился…» 8. О дО. Взаимооценивание. Я работал на оценку «..», потому что …. 9. Домашнее задание: стр. 82-83, выразит. чтение | Позитивный настрой на урок Словесное поощрение, Консультирование по необходимости Рефлексия учащихся, размышления учащихся о пройденном уроке | Формативное оценивание на всех этапах урока Оценивание в группах | Биография И.А.Крылова. | Дети знают, что такое басня Умеют находить и комментиро-вать мораль Определяют аллегорию в басне Умеют выразительно исполнять басни | учебник, раб. тетрадь |
25 | Тема урока: Басня «Волк и ягнёнок» Цели и задачи: - закреплять знания об особенностях басни (аллегория, мораль). -развивать навык выразительного чтения басни . - воспитывать интерес к актерскому искусству. | 1. Организационный момент Позитивный настрой. 2. ТРКМ. Введение в тему. 3. ИКТ. Просмотр МР4. Басня «Волк и ягнёнок» 4. Выразительное чтение басни детьми. 5. Учёт возрастных особенностей. Физминутка 6. ТРКМ. «Тонкие и толстые вопросы» 7. «Авторский стул» 8. Рефлексия «Мне понравилось на уроке…» 9. О дО. Самооценивание. 10. Домашнее задание: выучить одну басню наизусть | Позитивный настрой на урок Словесное поощрение, Консультирование по необходимости Рефлексия учащихся, размышления учащихся о пройденном уроке | Формативное оценивание на всех этапах урока Оценивание в группах | Придумать свой финал для басни И.А.Крылова «Волк и ягнёнок» | Дети умеют отличать басни от других жанров УНТ Умеют фантазировать, Проявляют творческие способности при создании новых версий развязки | учебник, раб. тетрадь МР4. Басня «Волк и ягнёнок» |
26 | Тема урока: Басня «Волк на псарне Цели и задачи: - познакомить с басней И. А. Крылова «Волк на псарне», её исторической основой; - развивать навыки анализа литературного произведения. -воспитывать интерес к историческому прошлому русской литературы | 1. Организационный момент Позитивный настрой. 2. Опрос домашнего задания: чтение наизусть басни 3. Задание для ТиО. История появления басни «Волк на псарне» 3. Чтение басни по ролям 4. ИКТ. Просмотр презентации. 5. ТРКМ. «Тонкие и толстые вопросы» 7. ОдО. Взаимооценивание. 8. Рефлексия. «Почему я доволен уроком….» 9. Домашнее задание: творческое задание №8, стр. 85. | Позитивный настрой на урок Словесное поощрение, Консультирование по необходимости Рефлексия учащихся | Формативное оценивание на всех этапах урока Оценивание в группах | История появления басни «Волк на псарне» | Дети знают историческую основу басни Умеют читать басню по ролям Проявляют актёрское мастерство при чтении басни | учебник, раб. тетрадь презентация |
27 | Тема урока: В.А.Жуковский «Светлана» Цели и задачи: -учить анализировать текст, -способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей учащихся. -формировать самостоятельную познавательную деятельность. -воспитывать у учащихся чувство прекрасного, умение ценить любовь, верить в светлое, доброе, высокое. | 1. Организационный момент Позитивный настрой. 2. Опрос домашнего задания: конкурс рисунков 3. Задание для ТиО. Слово о великом русском писателе В.А.Жуковском 4. ТРКМ. Введение в тему: 5. Работа в группах Работа над текстом произведения, заполнение таблицы 7. Учет возрастных особенностей. Физминутка 8. Управление и лидерство Представление и защита таблицы 9. ОдО. Взаимооценивание в группах 10. Рефлексия: «Что нового я узнал о балладе…» 11. Домашнее задание: стр. 96-106 | Позитивный настрой на урок Словесное поощрение, Консультирование по необходимости Рефлексия учащихся, устные размышления учащихся о пройденном уроке | Формативное оценивание на всех этапах урока Оценивание в группах | Слово о великом русском писателе В.А.Жуковском | Дети знают биографию В.Жуковского Умеют работать с текстом баллады, находят ответы на вопросы при заполнении таблицы | учебник, раб. тетрадь |
28 | Тема урока: А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге» Цели и задачи: -познакомить учащихся с балладой. -рассмотреть взаимодействие характера человека и его судьбы в произведении. -развивать творческое мышление, память, внимание. -воспитание ответственности, коллективизма, уважительного отношения к мнению партнера. | 1. Организационный момент Позитивный настрой. 2. Задание для ТиО. История написания «Песни о вещем Олеге» 3. Чтение художественного текста 4. Словарная работа 5. ТРКМ. «Тонкие и толстые вопросы» 6.Кроссворд на знание текста. 7.Рефлексия: «Что нового я узнал сегодня на уроке…» 8. ОдО. Самооценивание: 9. Домашнее задание: выуч. наизусть 1 строфу | Позитивный настрой на урок Словесное поощрение, Консультирование по необходимости Рефлексия учащихся, устные размышления учащихся о пройденном уроке | Формативное оценивание на всех этапах урока Оценивание в группах | История написания «Песни о вещем Олеге» | Дети знают историю создания «Песни…» Дают развёрнутые ответы на поставленные вопросы Умеют разгадывать кроссворд | учебник, раб. тетрадь кроссворд |
30 | Тема урока: А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зелёный» Цели и задачи: -ознакомить учащихся со вступлением к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», с понятиями поэма, строфа; -формировать умения и навыки выразительного чтения стихотворного текста; - совершенствовать умения и навыки находить черты волшебных сказок; -развивать интеллектуаль-но-образное и эмоциональ-ное восприятие художест-венного произведения | I. Организационный этап Позитивный настрой. ИКТ. Ролик «Сказки Пушкина» II. ТРКМ. Введение в тему. 3. Самостоятельное чтение отрывка из поэмы 4. ТРКМ. «Тонкие и толстые вопросы» 5. Работа в группах Заполнение таблицы: 5. Учёт возрастных особенностей. Физминутка. 6. Рефлексия. «С какими героями этой страны мне хотелось бы подружиться и почему» 7. Домашнее задание: выучить наизусть «Пролог» стр. 113. | Позитивный настрой на урок Словесное поощрение, Консультирование по необходимости Рефлексия учащихся, устные размышления учащихся о пройденном уроке | Формативное оценивание на всех этапах урока Оценивание в группах | | Дети умеют давать развёрнутые ответы на поставленные вопросы Находят черты волшебной сказки в «Прологе» | учебник, раб. тетрадь Ролик «Сказки Пушкина» МР-4. «Луко-морье» |
31 32 | Тема урока: А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде» Цели и задачи: -учить выделять главное, значимое, анализировать поступки героев. -развивать осознанное, выразительное чтение; речь, память, мышление; интерес к чтению. -воспитывать негативное отношение к жадности. | I. Организационный этап Позитивный настрой. 2.ТРКМ. Введение в тему. 3. Проверка домашнего задания. Чтение наизусть «У лукоморья дуб зелёный» 4. Работа в группах. Задание №1. Собрать из частей пословицы, объяснить смысл 5. Задание для ТиО. Народная сказка, которую записал А.С.Пушкин, услышав ее от крестьян. 6. Учёт возрастных особенностей Физминутка. 7. Чтение «Сказки о попе и работнике его Балде» 8. ИКТ. Просмотр презентации. 9 .Работа в группах Расставить иллюстрации в соответствии с текстом 10. Игра “ Угадай, кто сказал” 11. Рефлексия: «Чему научила меня эта сказка….» 12.Домашнее задание: стр. 114-119 (читать) | Позитивный настрой на урок Словесное поощрение, Консультирование по необходимости Рефлексия учащихся, размышления учащихся о пройденном уроке | Формативное оценивание на всех этапах урока Оценивание в группах | Народная сказка, которую записал А.С.Пушкин, услышав ее от крестьян. | Дети умеют составлять пословицы и объяснять их значение Анализируют поступки героев Распределяют иллюстрации в соответствии с сюжетом сказки | учебник, раб. тетрадь дополнит. Материал презентация |
33 | Тема урока: В.Гауф «Маленький Мук» Цели и задачи: -познакомить учащихся со сказкой немецкого писателя. -раскрыть глубокий нравственный смысл этой сказки: честность и обман, несправедливые обвинения и уважение к человеку, наказание за проступки. -подчеркнуть актуальность сказки в наше время. | I. Организационный этап Позитивный настрой. 2.Задание для ТиО. Вводное слово о сказке «Маленький Мук» 3. ИКТ. Просмотр мультфильма «Маленький Мук» 4. Работа в группах: ТРКМ. Викторина по сказке В. Гауфа «Маленький Мук». 5. Рефлексия «Эта сказка актуальна сегодня, потому что…» 6. Домашнее задание: биография М.Ю.Лермонтова | Позитивный настрой на урок Словесное поощрение, размышления учащихся об актуальности данной сказки | Формативное оценивание на всех этапах урока Оценивание в группах | Вводное слово о сказке «Маленький Мук» | Дети знают содержание сказки; Умеют применять полученные знания в викторине; Понимают нравственный смысл сказки и её актуальность в наши дни. | Мультфильм Задания викторины материал для инвидуальн. сообщения |
34 | Тема: М.Ю.Лермонтов «Бородино» Цели и задачи: -познакомить с биографией М. Ю. Лермонтова; -дать историческую справку об Отечественной войне 1812г; -раскрыть содержание стихотворения "Бородино" с обращением внимания на его художественные достоинства; развивать умения делать анализ художественного текста. | 1. Орг. момент. Позитивный настрой. 2. ТРКМ.«Таблица ЗХУ» 3. Биография М.Ю.Лермонтова 4. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА. Бородинская битва 5. Учёт возрастных особенностей. Физминутка 6.Чтение наизусть стихотворения «Бородино» 7. Беседа: 8. Работа в группах. 1гр. Характеристику рассказчика 2гр. слова, передающие движение 3 гр. слова передающие звуки 9. Проверь себя!» Тест 10. Рефлексия «Светофор» 11. ОдО. | Позитивный настрой на урок Словесное поощрение, Консультирование по необходимости Рефлексия учащихся, устные размышления учащихся о пройденном уроке | Формативное оценивание на всех этапах урока Критериальное оценивание | Биография М.Ю.Лермонтова . ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА. Бородинская битва | Дети знают биографию поэта и историческую основу произведения; Умеют Анализировать поэтический текст; Понимают художественную ценность произведения. | презентация, таблица ЗХУ, таблица с заданием, эпиграф |
35 | Тема: И.С.Тургенев «Муму» Цели и задачи: -познакомить с биографией И.С.Тургенева. -рассмотреть историческую основу рассказа; -развивать умение краткого пересказа текста и художественного пересказа отдельного эпизода. | 1. Орг. момент. Позитивный настрой. 2. ИКТ. Просмотр презентации. 3. ТиО. Биография И.С.Тургенева 4. Аналитическое чтение начала рассказа 1гр. Составить портрет барыни. 2 гр. Составить портрет Герасима. 5. Управление и лидерство. Выступление команд. 6. ОдО. Взаимооценивание в группах. 7. Подведение итогов урока Рефлексия «Что мне понравилось в образе Герасима и почему…» 8. Домашнее задание: стр. 131-157 (дочитать повесть) | Позитивный настрой на урок Словесное поощрение, устные размышления учащихся по теме урока | Формативное оценивание на всех этапах урока Оценивание в группах | Биография И.С.Тургенева | Дети знают биографию писателя и историческую основу произведения; Умеют, работая с текстом, составлять портрет главных героев; Понимают нравственную ценность произведения. | презентация, учебник словесности флипчарты, маркеры |